Главная страница

Конспект урока Образ Ивана Грозного в I части поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Царьковой Ларисы Григорьевны


Скачать 63.24 Kb.
Название Конспект урока Образ Ивана Грозного в I части поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Царьковой Ларисы Григорьевны
Дата 02.03.2016
Размер 63.24 Kb.
Тип Конспект

План – конспект урока

Образ Ивана Грозного в I части поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

1. Царьковой Ларисы Григорьевны

2. Место работы: МБОУ СОШ № 5 города Новочеркасска

3. Должность: Учитель русского языка и литературы

4. Предмет: Литература

5. Класс:7

6. Тема и номер урока в теме: Знакомство с творчеством М.Ю.Лермонтова, 2 урок

7. Базовый учебник: «Литература.7класс», учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях, автор-составитель Г.С.Меркин, 8-е издание, Москва «Русское слово», 2010г.

8. Цель урока: помочь учащимся выявить отличия между реальным историческим лицом и художественным образом Ивана Грозного в «Песне…» М.Ю.Лермонтова.

9. Задачи:

- обучающие: формирование навыков выразительного чтения, обучение через выразительное чтение передавать чувства персонажей и их отношение к событиям и людям; совершенствовать навыки анализа текста;

- развивающие: развитие связной монологической речи, образного мышления, памяти, воображения;

- воспитательные: воспитание таких нравственных качеств, как: доброта, внимание к ближнему, неприязнь ко злу.

10. Тип урока: изучение нового материала

11. Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная

12. Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук с выходом в Интернет, экран.

Структура и ход урока



Этап урока

Название использование ЭОР ( с указанием номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время (в мин.)

1

2

3

4

5

6

1.

Сообщение цели и задач урока.




Приветствие, проверка присутствующих, сообщение и комментирование целей урока.

Подготовка к уроку, приветствие учителя, вопросы учителю.

3

2.

Предкоммуникативный этап

c:\users\nospheratu\desktop\alekseev.krasnajaploshad.jpg

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e6745a14-1c7b-4495-8a2a-8aa366e94b13/Alekseev.KrasnajaPloshad.jpg


- Как вы думаете почему так важно знать историю своей страны?

- Вспомните и назовите имена авторов, чьи произведения написаны на основе какого-либо исторического события?

- Как вы думаете, а какова роль личности в истории?

- Сегодня мы будем с вами говорить об эпохе Ивана Грозного в

« Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Тема нашего урока: Образ Ивана Грозного в первой части «Песни…» М.Ю. Лермонтова.

- Что вы знаете об эпохе Ивана Грозного?

Фронтальный опрос учащихся ( изучили

« Полтаву»

А.С.Пушкина, с эпохой Ивана Грозного знакомились на уроках истории.)

.

5

3.

Коммуникативный этап.

- выявление восприятия




- Вы самостоятельно прочли

« Песню…» М.Ю.Лермонтова

- Понравилось вам это произведение?

- Кто из героев вам запомнился больше всего?

- Какие мысли и чувства вызвала у вас поэма?

- О чём заставила задуматься?


Ответы учащихся

3

.






http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/44848268-1459-81c9-63cc-8a887d94be77/45165/?interface=pupil&class=49&subject=10

c:\users\nospheratu\desktop\[li7rk_2-01]_[il_03]-k.jpg

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e321c87b-71a5-4bc0-b0c7-1cf416c8c71d/%5BLI7RK_2-01%5D_%5BIL_03%5D.htm


Прослушивание аудиозаписи выразительного чтения отрывка со слов: « Не сияет на небе солнце красное…» до слов: « И семьёю ты вскормлен Малютиной…»

- Какие средства выразительности речи использует автор для раскрытия образа царя?

- Назовите элементы пейзажа в этом отрывке? С какой целью автор использует описание природы?

Какие ещё средства выразительности речи использует автор?

- приведите примеры из текста?

- Какой ещё приём использует писатель для создания образа царя?

- Как построена речь царя?

- Нарисуйте устно картину пира в царских палатах.

- Рассмотрим иллюстрацию Васнецова к «Песне..»

- совпало ли ваше представление с представлением художника?

- А как автор рассказывает о том, кто где сидит за столом?

- С какой целью он об этом говорит?

- Итак, каким же мы увидели Ивана Грозного в первой части поэмы?

- Сравним ваши представления с представлениями художников. Рассмотрим слайд и иллюстрацию учебника на стр. 180.

- Какова роль Ивана Грозного в первой части поэмы?

- Какая деталь позволяет установить связь

между героем произведения и реальным историческим лицом?

Учащиеся во время выразительного чтения работают с карандашом в тексте, выделяют ключевые слова, создают партитуру текста.

пейзаж

Ответы детей: нет на небе солнца – это царь пирует, царь уподоблён злой силе, где нет ни света, ни тепла.

сравнение, эпитеты, инверсия.

Речь

Дети: речь царя представлена в форме вопросительных предложений, рассчитанных на произнесение с грозной интонацией, предполагает оправдательную интонацию ответа опричника.

Устное рисование

Работа с текстом

Царь любит своих опричников.

Устное рисование

Дети: царский посох с железным наконечником(Василию Шибанову царь посохом пробил ногу, в гневе посохом убил сына);

Золотой ковш – вино в нём подавалось только опричникам.


20

4.

Рефлексия




- Составьте характеристику царя по первой главе в форме синквейна.

- Чем, по вашему мнению, отличается лермонтовский Иван Грозный от реального Ивана Грозного?

- Об эпохе Ивана Грозного говорили и спорили много. С какой целью М.Ю.Лермонтов обратился к образу Грозного?

Составление синквейна

Грозный у Лермонтова суров, подозрителен, радостен, великодушен, готов прийти на помощь тем, кого любит.

Поэт хотел показать, что в поступках Ивана Грозного отражается прежде всего столкновение между условиями исторического развития страны и возможностями исторического деятеля.

10

5.

Подведение итогов




- Что нового вы узнали на уроке?

- Кто считает, что работал на уроке в полную силу? А кто по какой-либо причине не смог сегодня показать свои знания и умения на уроке?

- Выставление оценок.

Ответы учащихся

3

6.

Домашнее задание ( по выбору учащихся)




1.Составьте цитатную характеристику образа Ивана Грозного по всей «Песне…» М.Ю.Лермонтова

2.Рабочая тетрадь, урок 32, стр.57




1