|
Урок в 10 классе «Опричнина : благо или зло?»
Учитель истории
школы № 334 Санкт-Петербурга
Вагу Мария Викторовна
Урок в 10 классе «Опричнина : благо или зло?»
Класс делится на три группы с учётом интересов:
Оппоненты ( А.Адашев, Сильвестр, А.Курбский, митрополит Филипп, В.Старицкий, дьяк Висковатый, боярин Фёдоров, А.Шуйский).
Защитники ( Елена Глинская, Малюта Скуратов, митрополит Макарий, Анастасия Романова, В.Грязной).
Эксперты ( А.Л.Юрганов, И.И.Костомаров, Н.М.Карамзин, В.Б.Кобрин, Р.Г.Скрынников, Э.С.Радзинский, А.Т.Фоменко и Г.В.Носовский).
Дополнительная литература
Учащимся предложена не только литература классических историков, детально изучавших времена Ивана Грозного, но и авторов современных гипотез для того, чтобы учащиеся имели более полное представление о литературе, посвященной 16 веку и различным оценкам личности русского царя и его внутренней и внешней политики.
Кобрин В.Б. «Иван Грозный», М., 1989
Костомаров Н.И. «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей», М., 1991
Радзинский Э.С. «Кровь и призраки Русской смуты», М., 2000
Скрынников Р.Г. «Царство террора», СПб., 1992
Фоменко А.Т., Носовский Г.В. «Русь и Рим. Правильно ли мы понимаем историю?», М., 2001
Вопросы для обсуждения
В какие периоды российской истории тема Ивана Грозного была актуальной?
Имеем ли мы право считать царствование Ивана Грозного эпохой?»
-
Что бы Вы ответили собеседнику, оценивающему Ивана Грозного как прогрессивного деятеля, сделавшего много полезного для России?
-
Как бы вы ответили человеку, считающему, что Иван Грозный безнравственный и жестокой человек, сделавший много зла?
Как Вы относитесь к теории «двух Иванов»?
Какая из оценок опричнины Вам кажется наиболее верной?
В конце урока учащиеся отвечают на главный проблемный вопрос урока : опричнина – это благо или зло?
|
|
|