|
«Экологическая безопасность»
Предмет: Окружающий мир
Класс: 3
Тема урока: «Экологическая безопасность».
Тип урока: Изучение новых знаний.
Цели урока: изучить термины «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «эколог»; развивать речь, мышление; воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи: -называть и объяснять термины;
- уметь составлять цепь загрязнения;
- высказывать и обосновывать свое мнение.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, мультимедийная презентация, карточки с индивидуальными заданиями.
№
|
Этапы работы
|
Содержание этапа
|
|
1
|
Организационный момент.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
подготовиться к продуктивной работе на уроке.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.
Задачи:
-создать положительный эмоциональный настрой;
-помочь принять правильную рабочую позу.
Методы: словесные.
|
Здравствуйте!
Какой сегодня чудесный день, сколько улыбок он нам несет! Улыбнитесь друг другу, чтобы улыбка и хорошее настроение сопровождали нас в течение всего урока! Сегодня мы продолжим с вами узнавать загадки нашего окружающего мира. Присаживаемся.
Правила посадки.
-Руки на месте? (НА МЕСТЕ)
Ноги на месте? (НА МЕСТЕ)
Локти на месте? (У КРАЯ)
Спина прямая? (ПРЯМАЯ)
Не забывайте, пожалуйста о том, что правильная осанка, залог хорошего здоровья.
|
|
2
|
Подготовка к работе на основном этапе (актуализация знаний)
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить сведения необходимые для открытия новых знаний.
Цель, которую хочет достичь учитель: организовать работу по повторению сведений помогающих погрузиться в тему, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока.
Методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог.
|
Сегодня на уроке мне понадобиться ваше внимание, поддержка и помощь. Закройте глаза и вслушайтесь в слова:
«Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего раньше и не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар.(откройте глаза) Это-Земля. (видеоролик как прекрасен этот мир!) .Жизнь начинается….Мир ослепительно переливается. Как важно, чтобы это продолжалось вечно…(остановить на кадре )
-С каким настроением смотрели фильм? Почему?
-Давайте смотреть дальше.
-Как изменилось у вас настроение? Почему?
- Прочитайте слова, записанные на доске, подумайте и ответьте, какой темой они объединены?
(Воздух, почва, вода, безопасность, эколог, человек, жизнедеятельность, природа)
- Правильно. Эти слова говорят о природе, о нашем общем доме.
- Какое слово у вас вызывает настороженность? (Безопасность)
- А о какой безопасности может идти речь? (На дороге, в быту, в лесу)
- Тема нашего урока звучит так: «Экологическая безопасность»
- Какие задачи поставим перед собой на этом уроке?
- Итак, сегодня на уроке мы узнаем что такое «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», познакомимся также с профессией эколога, будем составлять цепи загрязнения.
|
Слайд 1
Слайд 2
Видеоролик
Слайд3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
|
4
|
Изучение новых знаний.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: изучить понятия «экологическая безопасность», «цепь загрязнения» анализировать ситуации, высказывать и обосновывать свое мнение.
Цель, которую хочет достичь учитель: помочь раскрыть учащимся понятия«экологическая безопасность», «цепь загрязнения».
Методы: беседа, работа с учебником, работа в парах.
|
- Каждый знает, как должно выглядеть образцовое рабочее место, убранная комната или сверкающая чистотой класс. А вот для наведения и поддержания порядка в окружающей среде нужны хорошо подготовленные специалисты.
- Что же означает слово «экология»? ( это наука о взаимосвязях в природе, наука о нашем общем доме.)
-Молодцы. Ребята, а как вы думаете кто такой эколог? Чем занимается этот специалист? (предположения детей). Эколог пытается определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними. Природа переживает немалые потрясения и чтобы ее сберечь, каждый человек должен стать хотя бы немного экологом. Тогда и все общество будет жить в согласии с природой.
- К сожалению, людям для развития науки, техники все больше требуется угля, нефти, древесины. Для выпуска качественной новой продукции новые - фабрики и заводы.
Для улучшения жизни – зоны отдыха, санатории, аквапарки.
- Ребята, а как вы думаете, что происходит с окружающей средой в результате деятельности человека? (Загрязняется)
- Да, сейчас все чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа. В природе все труднее бороться с десятками тысяч тонн вредных веществ.
- А откуда поступают вредные вещества? (Заводы, сточные воды, химические удобрения на полях, выхлопные газы)
- Куда же поступают вредные вещества? (В воду, воздух, почву) - А что же дальше? Давайте проследим.
(Ядовитый дым загрязняет воздух, выпадают кислотные дожди, почва впитывает влагу, растения и животные питаются загрязненной травой, кормами. И в результате вредные вещества попадают в продукты питания).
- И не трудно догадаться, кто же пострадает? (Человек)
- В учебнике на с. 29 рассмотрите рисунки. Обсудите в парах и расскажите, как движутся загрязненные вещества? (По цепочке)
- Этот процесс мы будем называть цепью загрязнения.
- Каким образом это отразиться на человеке? (Повлияет на здоровье)
- а если человеку грозит опасность, то что он должен делать? (защищаться).
-От чего? ( от воздействия окружающей среды).
Таким образом нам нужно научиться соблюдать экологическую безопасность.
-Найдите в тексте учебника определение понятия «экологическая безопасность», прочитайте вслух. А теперь запишите этот термин в свои рабочие тетради.
|
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
|
5
|
Физминутка.
|
– Мы немного отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли.
За природой наблюдали
Вверх на солнце посмотрели
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете –
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали.
– Великанами мы стали.
|
|
6
|
Закрепление полученных знаний
Цель которая должна быть достигнута учащимися: уметь прослеживать цепи загрязнения, схематично их изображать.
Цель которую ставит перед собой учитель: создать условия для формирования умения строить цепи загрязнения.
Методы: репродуктивные, работа в парах, самостоятельная работа, взаимопроверка.
|
Ребята, но не забывайте, что загрязняют природу не только заводы, фабрики и фермы, но, возможно, и вы сами. Давайте решим экологическую задачу: 1 житель России в день производит примерно 1 кг мусора. Сколько кг мусора произведет семья из 4 человек за 7 дней? (ответ: 28 кг)
-А сейчас послушайте стихотворение С.Михалкова и подумайте: а не было ли такого с вами? (читают заранее подготовленные дети)
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят!
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Тут и там - пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, бумагу жгли -
Насорили и ушли!
|
Мы прошли, конечно, мимо...
- Эй, ребята! - крикнул Дима. -
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались,
Загорали,
Жгли костер,
В футбол играли -
Веселились, как могли!
Пили квас,
Консервы ели,
Хоровые песни пели...
Отдохнули - и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки -
Словом, мусора гора!
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти!
|
|
|
|
|
|
|
|
Слайд 13
Слайд 14
|
|
|
- Ребята, скажите, какую ошибку сделали школьники во время прогулки? (не убрали за собой мусор)
- А как бы вы поступили на их месте? (ответы детей)
В зависимости от наличия времени выполнить 1 или 2 задание:
-1) А сейчас выполним задание в рабочей тетради. Откройте с.17 ,задание 2. Рассмотрите рисунки. Подумайте какие цепи загрязнения могут возникнуть в этих ситуациях. Нарисуйте продолжение. Расскажите друг другу о цепях загрязнения.
Или
- 2)Давайте составим цепь загрязнения. Рассмотрите рисунки на доске.
- Восстановите цепь загрязнения. Запишите в своих тетрадях правильную последовательность. Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. А сейчас сверьте свои записи с доской.
- Теперь выполним небольшую самостоятельную работу. У каждого из вас на столе лежит карточка с заданием. Ваша задача соединить начало фраз и их окончание, чтобы получились правила бережного отношения к природе.
Карточка
|
….сохраняешь леса.
….бережешь чистую воду.
….даешь возможность снова сделать полезные вещи.
….бережешь плодородие земли и труд людей.
…. узнаешь, как ее сберечь.
|
|
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
|
7
|
Рефлексия
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов.
|
С Сегодня я узнал(а)…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я выполнял(а) задания…
5. я приобрел(а)…
9. я научился(ась)…
1 у меня получилось …
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Итог урока: выставить и прокомментировать оценки.
|
Слайд 18
|
8
|
Домашнее задание .
Цель: закрепление и осмысление изученного
|
Прочитать статью «Экологическая безопасность» (учебник с.29-31)
Выполнить задание 1 с. 34 в учебнике.
- Ребята, и я предлагаю 3 задания. Вы выберите то, с которым справитесь, которое будет для вас интересным.
1. Придумать правила личной экологической безопасности.
2. Подготовить сообщение «Что может сделать наше село красивым?»
3. Найти в газетах заметки о том, какие проблемы волнуют наших экологов.
А чтобы вам легче было подготовиться посмотрите еще один видеоролик « Не рубите!»
|
Слайд 19
Слайд 20
Видеоролик
|
|
|
|