|
«Монограммы и метки»
Образовательная область «Технология», 5класс
Тема урока: «Монограммы и метки» (47- 48 урок)
1.Цели :
-Образовательная – познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями: монограмма, метка, виньетка;
- научить учащихся практическим навыкам- выполнение вышивки метки стебельчатым, тамбурным или гладьевым швами.
-Развивающая – дать сведения из истории развития монограммы; правильно и точно выполнить вышивку изделия по рисунку.
-Воспитательная – воспитывать эстетический вкус, творческое отношение к выполняемой работе, аккуратность, точность.
2. Оборудование
- для учителя:
Карточки с вопросами и ответами на кроссворд;
карточки для групповой игры «Угадай ручной шов»
инструменты (иглы, нитки, ножницы);
мультимедийный проектор или ноутбук с презентацией «Монограммы и метки»;
таблица цветового сочетания;
плакат «Метки учащихся»;
образцы готовых изделий декоративно-прикладного искусства (салфетки с вышивками монограммы или метки);
выставка с метками , изделиями в технике «ручная вышивка»
- для учащихся:
учебник, тетрадь, салфетка, игла, игольница, нити мулине, ножницы
3. Межпредметные связи:
История, изобразительное искусство.
Тип уроков- комбинированный.
4. План уроков:
Орг. момент- 2мин.
Повторение изученного материала- 10мин.
Сообщение познавательных сведений.
Изучение нового материала- 18 мин.
Практическая работа – 40 мин.
Подведение итогов - 5 мин
Домашнее задание-2 мин.
Уборка рабочих мест-3 мин.
Ход урока
Организационный момент :
-Приветствие; отметка отсутствующих учащихся; проверка готовности учащихся к уроку:
-На парте у вас должно быть: учебник, тетрадь, принадлежности для вышивания (салфетка, пяльцы, игла, игольница, ножницы, рисунок),
-Итог готовности, внешний вид.
Повторение изученного материала
Учитель:
1)-Девочки, на прошлых уроках мы говорили с вами о видах женского рукоделия.
? - Скажите пожалуйста, какие виды женского рукоделия вы знаете?
О.- Макраме, вышивка, вязание на спицах, крючком, аппликация, пэчворк, бисероплетение, батик.
2) – А сейчас мы вспомним, с какими ручными швами мы познакомились на прошлых уроках. Поиграем в игру «Угадай ручной шов» (работа в группах).
1 группа: необходимо подобрать к рисунку шва- его название (стебельчатый, тамбурный, вперед иголку, гладьевый, крест, рококо, окантовочный).
2 группа: к названию шва подобрать рисунок. (время 2 мин)
3 группа: выполнить взаимоконтроль- проверить правильность выполненной работы (по образцу- прил.1)
3)-Продолжаем повторять изученный материал по теме «Материаловедение» и «Декоративно-прикладное творчество. Ручная вышивка».
- Разгадайте кроссворд и определить ключевое слово, которое определит тему сегодняшнего урока. Кроссворд состоит из 10 вопросов (прил.2). Все ответы размещаются по горизонтали, а ключевое слово будет выделено по вертикали желтым цветом. И так начинаем.
Каждая из вас выбирает для себя вопрос и отвечает. (вопросы в прил. 2а).
-Итак, ключевое слово- МОНОГРАММА.
-Запишем тему урока в тетради «Монограммы и метки» (учитель на доске).
Изучение нового материала
-Монограмма- это знак, выполненный переплетением начальных букв имени и фамилии (прил.3, 3а, 3б).
-Метка- обозначение принадлежности данного предмета или одежды определенному лицу(запись в тетради).
-Сейчас мы посмотрим презентацию по теме «Монограммами и метки» (показ слайдов, прил.4)
А это образцы готовых изделий, выполненные с элементами меток (просмотр образцов на доске).
Практическая работа
«Изготовление монограммы или метки на салфетке».
Вводный инструктаж:
- В учебнике в п.21 в практической работе «Монограммы и метки» дана последовательность выполнения работы. (Внимательно прочтите её. Что вам непонятно? (Учащиеся читают технологическую карту ).
-Чтобы ваше изделие получилось красивым, и вы не допустили ошибки в выполнении практической работы, запомните следующее:
-умело подбери цвет нитей и вид шва, (помните цветовое сочетание),
-приступая к работе, необходимо правильно запялить салфетку в пяльцы,
-отрежь ножницами нужную длину нити,
-закрепи нитку без узелка на ткани,
-начинай работу с начала написания буквы.
Перед тем, как приступить к работе, необходимо вспомнить правила ТБ.
Повторение правил техники безопасности (прил. 5).
-Сейчас выполним само и взаимопроверку правил техники безопасности при работе с иглой, ножницами. (дети задают друг другу вопросы).
-Девочки, не забывайте о критериях оценки за урок (приложение 6).
Самостоятельная работа учащихся.
В течении самостоятельной работы проводится текущий инструктаж :
-целевые обходы рабочих мест учащихся:
-организация рабочего места, культура труда;
-соблюдение правил техники безопасности;
-правильность выполнения приёмов и качество работы;
-степень самостоятельности;
-правильность использования технологической документации.
- Через 15 минут самостоятельной работы проводится физминутка с целью предупреждения сколиоза, снятия усталости и напряжения пальцев рук. Физминутку проводят дежурные.
5. Подведение итогов. Закрепление знаний
-С какими новыми понятиями вы познакомились на уроке?
-Монограмма, метка, виньетка.
-Заключительный инструктаж :
-анализ выполнения самостоятельной практической работы учащихся,
- показ лучших эстетически выполненных работ ,
-анализ допущенных ошибок (если они есть) по группам и индивидуально;
-выставление оценок (если они получены) в классный журнал и дневники учащихся,
- на следующем уроке мы будем доделывать салфетку, где будут выставлены оценки за выполненное изделие.
6. Домашнее задание: ( прил.7)
п.20 прочитать, запомнить определение новых слов, принести салфетки и инструменты для вышивки.
|
|
|