Главная страница

Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык


Скачать 162.09 Kb.
Название Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык
Дата 06.03.2016
Размер 162.09 Kb.
Тип Документы

Воспитание у старшеклассников ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни через работу с текстом на уроках русского языка

Винниченко Людмила Рэмировна, учитель русского языка и литературы МОУ лицея «Серпухов» города Серпухова Московской области

________________________________________________________________________

Известный русский поэт-символист Валерий Брюсов так обращался к русскому языку:

Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык!

Действительно, язык имеет огромный диапазон возможностей.

Данная методическая разработка содержит материал, как средствами родного русского языка можно воспитывать у старшеклассников ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни.

В соответствии с ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ

личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны отражать:

1) сформированность нравственного сознания на основе усвоения общечеловеческих ценностей, таких как: любовь, доброта, милосердие, справедливость, ответственность, свобода выбора, совесть, честность, долг и др.;

2) а также принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни: бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, знание основных оздоровительных технологий.

Культура здоровья включает определенный объем знаний о различных аспектах здоровья (нравственное, физическое, психическое), способах его сохранения и развития, а также стойкие сформированные мотивации и нравственно-волевые качества личности.

Формирование культуры здоровья старшеклассников возможно через здоровьесберегающее образование на уроках русского языка и литературы.

Основной задачей современного филологического образования в школе является формирование и развитие языковой личности. Как указывал учёный-языковед Ф.И.Буслаев, «родной язык так сросся с личностью каждого, что учить оному значит вместе и развивать духовные способности учащегося». А исследователь русского языка И.И.Срезневский считал, что «цель изучения родного языка – не счастливые ответы на каком-нибудь экзамене, а овладение им (языком) в должной мере для жизни внутренней и вместе с тем внешней, без которой и сама внутренняя жизнь– не возможна».

Нужно согласиться с мнением профессора А.Д. Дейкиной, что «новые аспекты преподавания во многом определяются тем, как используется русский язык в современном социуме» и что «родной язык формирует духовно-ориентированное мышление, способствующее творческой самореализации личности».

Современная методика выдвигает на первый план задачу синтеза всего положительного и полезного, что накоплено в рамках традиционной системы обучения, и ее некоторых коммуникативно-деятельностных альтернатив, обеспечивающих большее участие психологических факторов в обучении, в частности, повышение речевой активности учащихся, стимулирующее развитие интеллектуальных способностей школьника. Согласно признанной концепции развития психолингвиста Л.C. Выготского, речевое развитие - важная составляющая общего развития психики человека.

Язык (речь) неразрывно связан с мышлением. «Только мысль, выраженная в виде слов, становится доступной для других людей. Это нельзя понимать так, будто мысль реальна лишь тогда, когда она выражена в устной или письменной форме. Мысль реальна и тогда, когда человек мыслит про себя. Это так называемая внутренняя речь. Язык в этом случае оказывается не толь­ко средством передачи мыслей и средством общения, но и орудием мышления человека… правильная речь помогает формиро­ваться мысли, по удачному выражению психолога С. Л. Рубинштейна « … формулируясь, мысль формируется».

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования

результаты изучения русского языка должны отражать:

1) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за образцовыми текстами и собственной речью;

2) владение навыками комплексного филологического анализа текста в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания, то есть выявления личностно значимых образов, тем и проблем и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

3) владение умениями представлять вторичные тексты, созданные на основе текста-оригинала (авторского текста).

К вторичным текстам относятся конспекты, рефераты, изложения, рецензии и т.п.

Работа по созданию вторичных текстов рассматривается как подготовительный этап к обучению школьников строить самостоятельное устное или письменное высказывание, а также как средство подготовки к государственной итоговой аттестации.

Речевая среда, создаваемая в процессе работы с текстом, способна реализовать свой развивающий потенциал, если текст обладает определенными качествами. Следует иметь в виду не только «план содержания» (то есть то, о чем говорит автор и интересно ли это современному школьнику), но и «план выражения»: способен ли лексико-грамматический строй текста оказать духовно-эстетическое воздействие на читающего, вызвать у него эмоциональный отклик, заставить взглянуть на себя со стороны, задуматься об актуальных проблемах, затронутых в тексте.

Развивая идею ценностного отношения школьников к своему здоровью, учителя нашего лицея на уроках русского языка используют тексты о возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья, о взаимосвязи здоровья физического, психического, социального и нравственного. Нами создан банк текстов по всем разделам русского языка для 5-11 классов на тему «Здоровьесбережение».

Вашему вниманию представляю фрагменты уроков развития речи по созданию вторичных текстов при подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации в 9 классе и к единому государственному экзамену в 11 классе.

Урок № 1

Работа с публицистическим текстом «Эмоциональный интеллект» на уроке развития речи в 9 классе. Подготовка к ГИА.

Этапы работы над вторичным текстом

  • Какая информация непонятна, нова, неожиданна, вызвала интерес?

  • Определите тему, проблему (основную мысль).Озаглавьте текст.

  • Сформулируйте микротемы.

  • Отделите главную информацию от второстепенной. Примените приёмы сжатия текста.

  • Напишите собственный текст.

  1. После выразительного чтения текста учащиеся отмечают, что новым было для них понятие «эмоциональный интеллект»- оптимальное сочетание эмоциональных и интеллектуальных способностей нашей личности.

  2. Заинтересовало их то, как можно развивать эмоциональный интеллект.

  • Живое обсуждение вызвал вопрос: « Если искусство развивает эмоциональный интеллект, то значит я, занимаясь в музыкальной и художественной школе, тоже развиваю свой эмоциональный интеллект? Да,решили ребята.

  • Уточняю: « В тексте написано: «Человек, который получает удовольствие от общения (а не просто общается) с искусством…способен к необходимому для жизни эмоциональному переживанию».

  1. Основную мысль девятиклассники сформулировали предложением текста «Обладая способностью понимать, чувствовать и сопереживать, человек сможет поддерживать гармоничные отношения с миром».

  2. Каким образом, по-вашему мнению, можно достичь гармоничного отношения с миром?

Ответы девятиклассников:

  • «Помимо интеллектуальных знаний, человеку нужны увлечения, которые смогут сделать его более восприимчивым к чужим переживаниям».

  • «Необходимо с детства развивать эмоциональное восприятие, чтобы достичь многого во взрослой жизни».

  • «Нужно обладать способностью понимать. Человек, который развит эмоционально, притягивает других».

  1. Оживление вызвало предложение привести примеры людей с развитым эмоциональным интеллектом.

Вот некоторые из высказываний ребят:

  • «К эмоциональному, сопереживающему врачу тянутся пациенты». (Мнения учащихся разделились, у них возникла полемика. В результате пришли к выводу, что главное в медицинском работнике - профессионализм, а сопереживание – вторично).

  • «В школе не любят интеллектуалов, «зубрилок», «ботаников», тянутся к отзывчивым, душевным, эмоционально открытым».

  1. В результате работы с текстом ребята пришли к выводу: «Чтобы добиться успеха в жизни, необходимо развивать и интеллектуальные, и эмоциональные способности»

В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…», как сказал А.П.Чехов

Урок № 2

Работа с научно-популярным текстом «Закаляйся, если хочешь быть здоров» на уроке русского языка в 9 классе. Подготовка к ГИА (часть С). Использование основных приёмов сжатия текста.

Этапы работы над вторичным текстом

  • Какая информация непонятна, нова, неожиданна, вызвала интерес?

  • Определите тему, проблему (основную мысль). Озаглавьте текст.

  • Сформулируйте микротемы.

  • Отделите главную информацию от второстепенной. Примените приёмы сжатия текста.

  • Напишите собственный текст.

Содержательный анализ текста

1. Ребята говорили, что новой для них была следующая информация:

  • в целях профилактики заболевания можно делать завар из лука и чеснока;

  • как можно замораживать лед с клюквой;

  • что полезно принимать ножные ванны с понижением температуры.

2. Особый интерес вызвала информация о пользе отказа от варежек, т.к. родители напоминают, а иногда заставляют надевать их, а дети постоянно сбрасывают. Оказывается, детский организм сам знает, что для него лучше.

3. Какие новые знания по сохранению здоровья вы попробуете использовать в своей жизни?

  • «Не буду носить варежки и перчатки».

  • «Буду смазывать руки кремом после улицы».

  • «Решила пить чаще холодную воду».

  • «Попробую заморозить ягодки и сосать их как конфетки».

  1. Отделите главную информацию от второстепенной. Сформулируйте микротемы каждого абзаца.

  2. Примените приёмы сжатия текста.

  3. Прочитайте высказывание французского философа ХVIII века. Выделите ключевые слова.

«Единственная красота, которую я знаю,- это здоровье».

Вольтер, французский философ, писатель, историк
4. Как связаны такие понятия, как красота и здоровье с темой нашего текста?

Ответ учащихся: «Чтобы быть красивым и здоровым, нужно закаляться и употреблять в пищу овощи и фрукты, богатые витаминами».

5. В результате работы с текстом девятиклассники сформулировали вывод: «Чтобы быть красивым и здоровым, надо ответственно относиться к своему здоровью»

Работу с текстами, формирующими ответственное отношение к здоровью, продолжаю и при подготовке выпускников в единому государственному экзамену.

Урок № 3

Комплексный анализ публицистического текста Владимира Солоухина. Подготовка к сочинению в форме ЕГЭ (часть С). 11 класс

Текст Вл.Солоухина сложен, поэтому требует предварительной языковой работы.

  1. Выразительное чтение текста Владимира Солоухина. Сообщение биографических сведений. Выяснение лексических значений непонятных учащимся слов

  2. Деятельность учащихся. Работа с текстом по плану

1. Языковые средства выразительности:

  • Лексические;

  • Морфологические;

  • Словообразовательные;

  • Синтаксические;

  • Тропы;

  • фигуры речи.

2. Стиль текста.

3. Средства связи в тексте.

4. Структура текста.

7. Основная идея текста.

3. Как могут быть связаны такие понятия, как ЭГОИЗМ и ЗДОРОВЬЕ?

Об этом рассуждает Владимир Солоухин в тексте, над которым мы работаем.

4. Предлагаю взглянуть на проблему отношения к своему здоровью с новой, непривычной стороны.

После выразительного прочтения текста и языкового анализа ребята определяют стиль текста:
- в тексте хорошо проявляется ведущая функция публицистического стиля - функция эмоционального воздействия на чувства и разум читателей. Цель данного публицистического текста – сформировать общественное мнение, привлечь внимание к важнейшей проблеме современного общества – проблеме сохранения здоровья нации.

5. Анализ композиции текста.

1. Тезис: Причин неуважительного отношения к своему здоровью много. (В чем они заключаются?)

П. Аргументированное доказательство:

  1. Первая причина. ЭГОИЗМ. (Почему? Как связаны здоровье и эгоизм?)

а) ПРОЯВЛЕНИЯ ЕГО МНОГОЛИКИ. (Почему?)

Эгоизм проявляется не только по отношению к родным и детям – один лик (лицо,образов); но и по отношению к государству в целом-другой лик.

б)ПАРАДОКСАЛЬНЫ (Почему?) В чем заключается удивительность?

Эгоист любит себя, но еще больше он не любит других. Эгоисты, как известно, патриотами бывают редко. (Почему?)…Не может любить ч-то больше себя

  1. Вторая причина – недостаточно высокий уровень культуры (почему? Какая связь между культурой и здоровьем?

а) физическая культура – мощное средство укрепления организма. (Почему?) Это аксиома.

б) культурный человек не может позволить себе безнравственные поступки. (Почему?)

Ш. Вывод: Здоровье каждого есть достояние общества. Значит, культурный человек готов бескорыстно действовать на благо других, не считаясь со своими интересами, т.е. он КТО?

Ответ учащихся: АЛЬТРУИСТ.

6. На каком приеме построен текст? Прием антитезы. Противопоставляются здоровье – невнимательному отношению к здоровью, эгоизм – альтруизму.

7. О чем данный текст? Учащиеся формулируют проблему текста. Причины невнимательного отношения к своему здоровью – эгоизм и недостаток культуры.

8. Основная идея. Человек, не заботящийся о своем здоровье, пренебрегающий интересами близких людей и всего общества в целом, не может называться патриотом.

9. Задание к сочинению. Написать сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию рассказчика. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком на оборотной стороне листа с текстом, над которым вы работали.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Этапы работы над вторичным текстом

  1. Выразительное чтение.

  2. Выделение опорных слов и словосочетаний.

  3. Языковой анализ.

  4. Деление текста на относительно самостоятельные (законченные) в смысловом отношении отрезки, составление плана.

  5. Указание микротемы и основной мысли каждой части.

  6. Подготовка тезисов.

  7. Составление на этой основе собственного высказывая.

Приложение 2

План комплексного анализа текста

1. Анализ языка авторского текста.

2. Анализ композиции текста.

3. Определение стиля, типа речи.

4. Основная проблема текста.

5. Позиция автора.

6. Собственное мнение ученика о проблеме, поднимаемой автором.

Приложение 3

ТЕКСТ 1

Не так давно учёные считали, что успех в жизни напрямую связан с нашими интеллектуальными способностями. Чем больше человек знает и умеет, тем больше вероятность того, что он многого добьётся в жизни.

Однако оказывается, что будущие профессиональные перспективы определяются не только объёмом и качеством всего, что нам удалось узнать в школе. Как утверждают современные учёные, наполненная знаниями голова ещё не спасение от серьёзных жизненных неудач и провалов. Интеллектуальные способности и навыки, необходимые для последующей работы, - это всего лишь основа, фундамент. На этом фундаменте здание профессионального успеха может быть построено только в том случае, если человек обладает определёнными личностными качествами.

И одним из таких важнейших качеств является способность понимать окружающих, чувствовать их настроение, сопереживать им. Через сопереживание человек ощущает свою причастность к тем, кто живёт рядом с ним, участвует в том, что происходит вокруг. Следовательно, обладая способностью понимать, чувствовать и сопереживать, человек сможет поддерживать гармоничные отношения с миром, а значит, сможет добиться успеха в этом мире.

Как же развить эту способность? Психологи пришли к выводу, что помочь этому, в частности, может восприятие искусства. Человек, который получает удовольствие от живописных или скульптурных образов, чувствует красоту стиха или мелодии, ощущает ритм узора, - такой человек способен к необходимому для жизни эмоциональному переживанию. А в том, что эти переживания жизненно необходимы, учёные не сомневаются. Только нужно уметь чувствовать. И через восприятие искусства мы облагораживаем свои чувства, воспитываем их. Кино, театр, музыка - всё обогащает личность, потому что благодаря восприятию любого вида искусства у нас развивается так называемый эмоциональный интеллект, то есть оптимальное сочетание эмоциональных и интеллектуальных способностей нашей личности.

(По материалам периодической печати)

ТЕКСТ 2

1)Давайте вместе решать, как уберечься от простуд. 2)Первый способ – это закаливание. 3)Самый простой его метод – это ножные ванны с ежедневным понижением температуры воды на один градус. 4)Начинаем с тридцати семи,постепенно доводя воду до восемнадцати градусов.

5)Когда вы приучите ноги к холоду, перестаньте использовать теплую воду и при мытье рук и умывании. 6)Зимой откажитесь от варежек, даже если играете в снежки. 7)Только не забудьте, когда вернетесь домой, смазать руки кремом.

8)Привыкнув к ножным ваннам, можно приступить к растиранию, а потом и обливанию водой, понижая ее температуру тоже постепенно до восемнадцати градусов. 9)Можно научиться контрастным обливаниям: попробуйте поочередно ополаскиваться холодной и теплой водой в течение пяти-семи минут. 10)Сначала заставить себя будет нелегко. 11)Помните: главное – не прекращать начатого.

12)После того как руки и ноги привыкнут к холоду,научитесь пить холодную воду. 13)Поставьте ее в холодильник и начинайте пить по одному глотку три раза в день. 14)Можно полоскать этой водой горло. 15)Когда привыкнете,заморозьте кубики льда,предварительно положив в каждую ячейку с водой клюквинку. 16)Сначала берите по льдинке три раза в день, потом чаще.

17)Важно также оградить организм от инфекции. 18)Возьмите два зубчика чеснока и заварите стаканом кипятка. 19)Чеснок можно заменить луком. 20)Добавьте чайную ложки соли и дышите над паром две минуты. 21)Делайте это перед сном. 22)Особенно важны такие процедуры во время подъема заболеваемости в городе. 23)Утром и вечером, перед сном, закапывайте в нос по три капли этого раствора.24)Помните, что каждый вечер нужно заваривать свежий раствор. 25)Им же можно промывать нос. 26)Хорошо принимать эти процедуры всей семьей.

27)Возьмите за правило есть ежедневно свежие фрукты и овощи. 28)Научитесь пить вместо чая заваренные плоды шиповника. 29)Штук шестьдесят сушеных ягод нужно растолочь, поместить в термос и залить литром кипятка. 30)Перед тем как пить завар, его нужно процедить.

31)Если вы все же заболели,после выздоровления начните проводить процедуры закаливания снова. 32)Будьте настойчивы, и ваш организм научится сопротивляться болезням.

(по материалам журнала «Семья и школа»: из рекомендаций педиатра М. Ревновой)

ТЕКСТ 3

(1)Причин неуважительного (это ещё мягко сказано) отношения к своему здоровью много.

(2)Две причины мне бы хотелось выделить. (3)Не потому, что они самые главные, а из-за их неочевидности.

(4)Эгоизм. (5)Проявления его многолики и парадоксальны. (6)На первый взгляд эгоист как раз и должен заботиться о собственном здоровье, о долголетии. (7)Но на деле это часто не так. (8)Потому что хотя эгоист и любит себя, но ещё больше он не любит других. (9)И не упускает возможности это доказать. (10)«Мне наплевать, - примерно так рассуждают многие эгоисты, - что кто-то, пусть даже мои дети или близкие родственники, пострадает от моей болезни, от моей преждевременной немощности и даже смерти. (11)Наплевать, что оставлю я их без моральной и материальной поддержки, обреку на необходимость длительно ухаживать за мной, больным и беспомощным. (12)Что мне до остальных, если вот сейчас, сию минуту я хочу получить удовольствие, затянувшись приятным дымком сигареты (опрокинув чарку, усевшись перед экраном телевизора вместо лыжной прогулки и т. д.)? (13)А что ждет моих детей через несколько лет, меня не волнует».

(14)Эгоизм проявляется не только по отношению к родным и детям, но и по отношению к государству в целом. (15)Хорошо известно, что главное богатство страны – здоровье людей, живущих в ней. (16)Поэтому одним из проявлений патриотизма, бесспорно, можно считать заботу о собственном здоровье. (17)Но эгоисты, как известно, патриотами бывают редко.

(18)Ну и другая причина – недостаточно высокий культурный уровень. (19)Как они сопрягаются – внутренняя культура и нежелание заболеть? (20)По моему мнению, напрямую. (21)Ибо среди критериев, удовлетворение которым и позволяет назвать одного человека культурным, а другого – нет, обязательно должен присутствовать такой, где слово культура заложено в название. (22)Я имею в виду культуру физическую. (23)Как бы часто человек ни посещал театр, сколько бы книг он ни прочитал и музеев ни посетил, но, если он не занимается физкультурой, ему должно быть отказано в праве считаться культурным. (24)О том же, что физкультура – мощное средство укрепления организма, говорить излишне.

(25)Немаловажным является и такой аспект. (26)Культурный человек в принципе не может позволить себе никакие аморальные поступки, а к ним относятся все те, что подрывают здоровье, ибо здоровье каждого есть достояние общества.

Владимир Алексеевич Солоухин

ЛИТЕРАТУРА

  1. С.А. Брагина «Энциклопедия здоровья на уроках русского языка. 5-7 классы» Изд. «Учитель», Волгоград, 2009 г. , 123 стр.

  2. Выготский Л.С. Мышление и речь. 5-е изд., испр. М.: Лабиринт, 1999. -352 с.

  3. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. -М.: Наука,1981.-139с.

  4. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи. // Язык. Речь. Творчество М.: Лабиринт, 1998. - С. 320-340.

  5. Ипполитова И.А. Текст в системе изучения русского языка в школе. -М.: Наука, 1992.-125 с.

  6. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. Изданиевторое, исправленное и дополненное. М.: РОСТ СКРИН,1997- 256с.

  7. Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. // Русский язык в школе. 2000. - №4. - С. 311.

  8. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1996.

  9. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.- М.: АРКТИ, 2005.

  10. Современные образовательные технологии / Г.К.Селевко. – М.:Народное образование, 2002.

  11. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно -воспитательном процессе: Научно-практический сборник инновационного опыта / И.В. Чупаха (и др.). М.: Илекса, 2001.

  12. Шаталова Г.С. Азбука здоровья и долголетия / Г.С. Шаталова. М.: Энергоатомиздат, 1995.

  13. Шиняева О.В. Здоровье школьников как социальная проблема. Саратов: Изд-во Саратов, гос. ун-та, 2002.