Главная страница

2. 2 Психологическое обеспечение образовательных программ Психологическое обеспечение осуществляется в рамках основной общеобразовательной программы «От рождения до школы»


Скачать 99.5 Kb.
Название 2. 2 Психологическое обеспечение образовательных программ Психологическое обеспечение осуществляется в рамках основной общеобразовательной программы «От рождения до школы»
Дата 04.03.2016
Размер 99.5 Kb.
Тип Документы

2.2 Психологическое обеспечение образовательных программ

Психологическое обеспечение осуществляется в рамках основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» переработанной в соответствии с ФГТ под ред. Вераксы Н.Е., Васильевой М.А., Комаровой Т.С.

Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как особый вид помощи (или поддержки) участникам воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающий успешное развитие ребенка в условиях ДОУ.

Полноценное развитие ребенка на всех ступенях пребывания в дошкольном учреждении складывается из двух составляющих:

  • реализация тех возможностей, которые ребенку открывает данный этап возрастного развития;

  • реализация тех возможностей, которые предлагает ему данная социально-педагогическая среда.

Цель психологического сопровождения образовательной программы: создание условий для психологической поддержки всех участников образовательного процесса по реализации основной общеобразовательной программы, обеспечивающей сохранение физического и психического здоровья ребенка

Задачи:

  1. Создание условий для успешной адаптации детей к ДОУ

  2. Создание атмосферы безопасности и доверия в системе воспитатель (сотрудник ДОУ) – ребенок – родитель;

  3. Организация личностного и интеллектуального развития воспитанников

  4. Профилактика отклонений в развитии воспитанников

  5. Организация коррекционно-развивающей работы с воспитанниками, имеющими трудности в развитии

  6. Повышение психологической компетентности педагогов

  7. Консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ обучения и воспитания детей, имеющих проблемы в развитии

  8. Повышение психологической грамотности родителей

  9. Консультирование родителей по вопросам воспитания и образования

  10. Участие в экспертизе психолого-педагогической деятельности


Организация психологического проектирования образовательной деятельности

Алгоритм психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса

на разных этапах пребывания ребенка в ДОУ со всеми участниками образовательного процесса


период

участники

воспитательно-

образовательного

процесса


содержание деятельности педагога-психолога

предадаптационный

родители

  1. Знакомство с родителями детей нового набора.

  2. Анкетирование по режимным моментам, развитости навыков самостоятельности у детей, представлений родителей о работе ДОУ

  3. Выступление на родительском собрании по организации подготовки детей к ДОУ в целях организации благоприятной адаптации.

  4. Индивидуальное консультирование по запросу родителей.

  5. Выявление семей, имеющих детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Информирование о возможности получения специального образования в ДОУ города и о службах сопровождения детей, имеющих проблемы в развитии.

ясельная группа

( 1-2 года)

1 младшая группа

(2-3 года)

дети




  1. Наблюдение за адаптацией и сопровождение детей в условиях группы

  2. Выявление детей имеющих проблемы в развитии.

  3. Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими проблемы в развитии.

  4. Направление и представление детей, имеющих проблемы в развитии (детей с ОВЗ, детей-инвалидов) в районную ПМПК для определения образовательного маршрута.







родители

  1. Выступления на родительских собраниях

- по вопросам адаптации

- по особенностям возрастного периода: ведущая деятельность, ведущий

познавательный процесс, особенности познавательного и эмоционального

развития, развитие навыков самообслуживания

- по гармонизации детско-родительских отношений

- по созданию развивающей среды для ребенка

- по интересующей родителей тематике

  1. Индивидуальное консультирование по запросу родителей или воспитателей.

  2. Консультирование родителей в форме сообщений в родительских уголках.




воспитатели

  1. Психологическое просвещение

  2. Индивидуальное консультирование

  3. Участие в ясельной комиссии (ПМПк)

  4. Консультирование по созданию развивающей среды и индивидуальной работы с детьми, имеющими проблемы в развитии (дети с ОВЗ, дети-инвалиды).

1 младшая группа

(3-4 года)

дети

  1. Сопровождение адаптации к условиям новой группы.

  2. Комплексная диагностика психического развития детей.

  3. Выявление детей имеющих проблемы в развитии.

  4. Направление и представление детей, имеющих проблемы в развитии (детей с ОВЗ, детей-инвалидов) в районную ПМПК для определения и уточнения образовательного маршрута.

  5. Коррекционно-развивающая индивидуальная и подгрупповая работа с детьми, имеющими проблемы в развитии.

  6. Сопровождение и наблюдение детей в условиях группового взаимодействия.

  7. Проведение промежуточной и контрольной диагностики детей для оценки эффективности коррекционно-развивающих мероприятий

  8. Развивающе-профилактические групповые занятия по модифицированной программе «Мы и наши чувства» для детей 3-4 лет направленные на профилактику социальной дезадаптации







родители

  1. Выступления на родительских собраниях:

- по вопросам адаптации

- по особенностям возрастного периода: ведущая деятельность, ведущий

познавательный процесс, особенности познавательного и эмоционального

развития, развитие навыков самообслуживания, кризис 3-х лет и т.д.

- по созданию развивающей среды для ребенка

- по гармонизации детско-родительских отношений

- по интересующей родителей тематике.

  1. Индивидуальное консультирование по запросу родителей или воспитателей.

  2. Консультирование родителей в форме сообщений в родительских уголках.






воспитатели

  1. Психологическое просвещение

  2. Индивидуальное консультирование

  3. Сотрудничество в рамках ПМПк

  4. Консультирование по созданию развивающей среды и индивидуальной работы с детьми, имеющими проблемы в развитии (дети с ОВЗ, дети-инвалиды).

средняя

(4-5 лет)

старшая

(5-6 лет)

группы

дети

  1. Комплексная диагностика психического развития детей.

  2. Выявление детей имеющих проблемы в развитии.

  3. Направление и представление детей, имеющих проблемы в развитии (детей с ОВЗ, детей-инвалидов) в районную ПМПК для определения и уточнения образовательного маршрута.

  4. Коррекционно-развивающая индивидуальная и подгрупповая работа с детьми, имеющими проблемы в развитии

  5. Сопровождение и наблюдений детей в условиях группового взаимодействия.

  6. Проведение промежуточной и контрольной диагностики детей для оценки эффективности коррекционно-развивающих мероприятий

  7. Развивающе-профилактические групповые занятия по модифицированной программе «Мы и наши чувства» для детей 4-5 лет, 5-6 лет




родители

  1. Выступления на родительских собраниях:

- по особенностям возрастного периода: ведущая деятельность, ведущий

процесс развития, социальная ситуация, особенности познавательного и

эмоционально- волевого развития и т.д.

- по гармонизации детско-родительских отношений

- по созданию развивающей среды для ребенка

- по интересующей родителей тематике.

  1. Индивидуальное консультирование по запросу родителей или воспитателей.

  2. Консультирование родителей в форме сообщений в родительских уголках.




воспитатели

  1. Психологическое просвещение

  2. Индивидуальное консультирование

  3. Сотрудничество в рамках ПМПк

  4. Консультирование по созданию развивающей среды и индивидуальной работы с детьми, имеющими проблемы в развитии (дети с ОВЗ, дети-инвалиды).

подготовительная

к школе группа

(6-7 лет)

дети

  1. Комплексная диагностика психического развития детей.

  2. Большая диагностическая игра по определению готовности к школе (совместный проект педагога-психолога и учителя-логопеда по подготовке детей к школе).

  3. Выявление детей имеющих проблемы в развитии.

  4. Совместное сопровождение с учителем-логопедом подготовки детей к школе.

  5. Коррекционно-развивающая индивидуальная и подгрупповая работа с детьми, имеющими проблемы в развитии.

  6. Сопровождение и наблюдений детей в условиях группового взаимодействия.

  7. Проведение промежуточной и контрольной диагностики детей для оценки эффективности коррекционно-развивающих мероприятий.

  8. Групповые развивающие занятия по модифицированной программе педагога-психолога «Формирование внутренней позиции будущего первоклассника».

  9. Направление и представление ребенка на выпускную районную ПМПК, имеющего проблемы в развитии (дети с ОВЗ, дети инвалиды) и нуждающегося в организации специальных образовательных условий.

  10. Диагностика готовности детей к обучению в школе.




родители

  1. Выступления на родительских собраниях:

- по особенностям возрастного периода: ведущая деятельность, особенности

познавательного и эмоционально-волевого развития, кризис 7-ми лет,

подготовка ребенка к школе, формирование готовности к школьному

обучению

- по гармонизации детско-родительских отношении

- по интересующей родителей тематике.

2. Демонстрация большой диагностической игры по определению готовности

к школе (в рамках совместного проекта педагога-психолога и учителя -

логопеда по подготовке детей к школе)

  1. Индивидуальное консультирование по запросу родителей или воспитателей.

  2. Консультирование родителей в форме сообщений в родительских уголках

по подготовке детей к школьному обучению.




воспитатели

  1. Психологическое просвещение

  2. Индивидуальное консультирование

  3. Сотрудничество в рамках ПМПк

  4. Консультирование по созданию развивающей среды и индивидуальной работы с детьми, имеющими проблемы в развитии (дети с ОВЗ, дети-инвалиды).

  5. Анализ результатов психолого-педагогического сопровождения детей. Готовность детей к обучению в школе.

Психологическая экспертиза образовательной деятельности
Объектом психологической экспертизы является психологическая составляющая воспитательного и образовательного процесса МКДОУ ЦРР – Д/С № 2


Направления экспертизы

Методы

Представления результатов экспертизы

Адаптация ребенка к условиям ДОУ

  1. Наблюдение в условиях группы за адаптивными возможностями детей

  2. Наблюдение в условиях группы организации создания благоприятных условий адаптации воспитателем.

  3. Анализ наблюдений воспитателей

  4. Опрос родителей (анкетирование, опрос на родительских собраниях)




ясельная комиссия

ПМПк воспитателей групп раннего возраста

Развитие познавательных процессов у ребенка

  1. Комплексная плановая дифференциальная диагностика психического развития ребенка 2-7 лет

  2. Уточняющая диагностика по мере надобности (если наблюдаются трудности в развитии ребенка, запрос)

  3. Психологический анализ занятий и форм совместной деятельности педагогов с детьми.

  4. Анализ режимных моментов.

Педагогический совет

Консультации воспитателей

ПМПк

ПМПК

с целью:

  1. составления индивидуального маршрута развития группы или отдельного ребенка

  2. взаимодействия с ПМПК для определения образовательного маршрута и создания специальных образовательно-воспитательных условий

Степень освоения ребенком образовательной программы

Эмоционально-волевое развитие ребенка

Сформированность различных видов деятельности (игровой, продуктивной, коммуникативной, самостоятельной)

Готовность ребенка к обучению в школе

  1. Диагностика готовности к обучению в школе

  2. Большая диагностическая игра по определению дошкольной зрелости

  3. Психологический анализ занятий и форм совместной деятельности педагогов с детьми.

  4. Анализ режимных моментов.

Взаимодействие с семьей по реализации основной общеобразовательной программе


Опрос и анкетирование родителей по:

  1. Формирование родительского запроса (образовательные потребности семьи)

  2. Удовлетворенности родителей деятельностью ДОУ и отдельных специалистов




Педагогический совет

Консультации администрации

Консультации воспитателей

Консультации родителей

Взаимодействие с семьей по психолого-педагогическому сопровождению ребенка