|
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства
Нефтеюганское районное бюджетное
образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств № 1»
(НР БОУ ДОД «ДШИ № 1»)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ФОРТЕПИАНО», «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»,
«ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Предметная область
ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ
Программа по учебному предмету
ПО.02.УП.01.Сольфеджио
Салым
2014 год
«Одобрено»
Педагогическим советом
«___»___________ 2012 г.
|
«Утверждаю»
Директор ______________
«___»____________ 2012 г.
|
Разработчик: Князева Марина Валентиновна, преподаватель по теоретическим предметам – преподаватель бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств №1»
Рецензент - Кондратьева Ирина Николаевна, преподаватель высшей категории НР БОУ ДОД «ДШИ №1»
Рецензент-
Структура программы учебного предмета
1. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
Срок реализации учебного предмета;
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
-
Форма проведения учебных аудиторных занятий;
Цели и задачи учебного предмета;
Обоснование структуры программы учебного предмета;
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
2. Содержание учебного предмета
Учебно-тематический план;
Распределение учебного материала по годам обучения;
Формы работы на уроках сольфеджио;
3. Требования к уровню подготовки обучающихся
4. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
Критерии оценки;
Контрольные требования на разных этапах обучения;
5. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам по основным формам работы;
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
6. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Учебная литература,
Учебно-методическая литература;
Методическая литература.
Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Сольфеджио» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты».
Сольфеджио является обязательным учебным предметом в детских школах искусств, реализующих программы предпрофессионального обучения. Уроки сольфеджио развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства. Наряду с другими занятиями они способствуют расширению музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, пробуждению любви к музыке.
Полученные на уроках сольфеджио знания, формируемые умения и навыки должны помогать ученикам в их занятиях на инструменте, а также в изучении других учебных предметов дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств.
2. Срок реализации учебного предмета «Сольфеджио» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.
Срок реализации учебного предмета «Сольфеджио» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет по специальности «Народные инструменты», составляет 5 лет.
Срок реализации учебного предмета «Сольфеджио» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Сольфеджио»:
Таблица 1
Нормативный срок обучения – 8 (9) лет
Классы
|
1–8
|
9
|
Максимальная учебная нагрузка (в часах)
|
641,5
|
82,5
|
Количество часов на аудиторные занятия
|
378 ,5
|
49,5
|
Количество часов на внеаудиторные занятия
|
263
|
33
|
Таблица 2
Нормативный срок обучения – 5 (6) лет
Классы
|
1–5
|
6
|
Максимальная учебная нагрузка (в часах)
|
412,5
|
82,5
|
Количество часов на аудиторные занятия
|
247,5
|
49,5
|
Количество часов на внеаудиторные занятия
|
165
|
33
|
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 4 до 10 человек), рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут.
5. Цели и задачи предмета «Сольфеджио»
Цель предмета «Сольфеджио» не противоречит общим целям образовательной программы и заключается в следующем:
развитие музыкально-творческих способностей учащихся на основе приобретенных знаний, умений и навыков в области теории музыки,
выявление одаренных детей в области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.
Программа направлена на решение следующих задач:
формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на развитие у обучающихся музыкального слуха и памяти, чувства метроритма, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса, формирование знаний музыкальных стилей, владение профессиональной музыкальной терминологией;
-
формирование навыков самостоятельной работы с музыкальным материалом;
формирование у наиболее одаренных детей осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области искусств.
6. Обоснование структуры программы учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
-
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
7. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Реализация программы учебного предмета «Сольфеджио» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам. Библиотечный фонд детской школы искусств укомплектован печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по учебному предмету «Сольфеджио», а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами хоровых и оркестровых произведений, электронными изданиями. Основной учебной литературой по учебному предмету «Сольфеджио» обеспечивается каждый обучающийся.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Сольфеджио», оснащены фортепиано, звуковоспроизводящим и мультимедийным оборудованием, учебной мебелью (магнитно-маркерной доской, столами, стульями, стеллажами), оформлены наглядными пособиями. Учебные аудитории имеют звуковую изоляцию.
Оснащение занятий
В младших классах активно используется наглядный материал – карточки с римскими цифрами, обозначающими ступени, «лесенка», изображающая строение мажорной и минорной гаммы, карточки с названиями интервалов и аккордов. Для учащихся старших классов применяются плакаты с информацией по основным теоретическим сведениям. В кабинете оформлен стенд с основными теоретическими понятиями.
Возможно использование звукозаписывающей аппаратуры для воспроизведения тембровых диктантов, прослушивания музыкального фрагмента для слухового анализа и т. д.
Дидактический материал подбирается педагогом на основе существующих методических пособий, учебников, сборников для сольфеджирования, сборников диктантов, а также разрабатывается педагогом самостоятельно.
2. Содержание учебного предмета
Учебный предмет сольфеджио неразрывно связан с другими учебными предметами, поскольку направлен на развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, творческого мышления. Умения и навыки интонирования, чтения с листа, слухового анализа, в том числе, анализа музыкальных форм, импровизации и сочинения являются необходимыми для успешного овладения учениками другими учебными предметами (сольное и ансамблевое инструментальное исполнительство, хоровой класс, оркестровый класс и другие).
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план содержит примерное распределение учебного материала каждого класса в течение всего срока обучения. Преподаватель может спланировать порядок изучения тем исходя из особенностей каждой учебной группы, собственного опыта, сложившихся педагогических традиций.
При планировании содержания занятий необходимо учитывать, что гармоничное и эффективное развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, музыкального мышления возможно лишь в случае регулярного обращения на каждом уроке к различным формам работы (сольфеджирование, слуховой анализ, запись диктантов, интонационные, ритмические, творческие упражнения) независимо от изучаемой в данный момент темы.
Срок обучения 8 (9) лет
1 класс
Таблица 3
№ п.п.
|
Наименование
раздела, темы
|
Вид учебного занятия
|
Общий объем времени (в часах)
|
Максимальная учебная
нагрузка
|
Самостоятельная
работа
|
Аудиторные
занятия
|
1
|
Регистр. Громкость звука. Темп. Музыкальное движение (марш, вальс).
|
урок
|
2
|
1
|
1
|
2
|
Мелодия и аккомпанемент. Ступени лада V-III . Пауза четвертная. Акцент. 2-хдольная метрическая пульсация.
|
урок
|
2
|
1
|
1
|
3
|
Нотный стан. Клавиатура. Ритмослоги: та,ти. Сильная, слабая доли.
|
урок
|
2
|
1
|
1
|
4
|
Такт, тактовая черта. Ритмический рисунок. Длительности нот. 3-хдольный размер, пульсация. Подбор по слуху.
|
урок
|
2
|
1
|
1
|
5
|
Вступление к песне. Реприза. Интонация V-III в импровизации.
|
урок
|
2
|
1
|
1
|
6
|
Скрипичный ключ. Ноты: соль, фа, ми. Мелодическое «эхо». Обозначение размера.
|
урок
|
2
|
1
|
1
|
7
|
Ритмический диктант. Ступень VI. Двухголосие. Нота До. Интервалы секунда, терция, кварта (слуховой анализ).
|
урок
|
2
|
1
|
1
|
8
|
Ноты: ля, си, до. Ритмический диктант. Интонация V-VI. Транспонирование. Органный пункт.
|
урок
|
2
|
1
|
1
|
9
|
Гамма До мажор. Устойчивые, неустойчивые ступени. Мелодический диктант (III- V- VI) . Ритмическое «эхо». Понятия «крещендо», «диминуэндо».
|
урок
|
2
|
1
|
1
|
10
|
Тон, полутон. Транспонирование. Диез, крещендо, диминуэндо. Написание штилей. Половинная длительность. Музыкальная фраза.
|
урок
|
2
|
1
|
1
|
11
|
Мелодия и аккомпанемент. Бемоль. Трезвучия: мажорное, минорное, увеличенное, уменьшенное. Работа над метро-ритмом (пульс, ритмический рисунок).
|
урок
|
2
|
1
|
1
|
12
|
Строение мажорной гаммы. До, соль, фа мажор. 3-дольный размер. Дирижирование. Ритмическая игра. Интервалы м.3,б.3.
|
урок
|
2
|
1
|
1
|
13
|
Интонация VI-III. Паузы. Интервалы ч.4,ч.5,ч.8. Слуховой анализ интервалов, трезвучий.
|
урок
|
2
|
1
|
1
|
14
|
Ритмическая партитура. Ритмический диктант на слова. Изменение темпа и динамики.
|
урок
|
2
|
1
|
1
|
15
|
Ступень I. Затакт. Остинато (ритм). Ритмический диктант на слова. Мелодический диктант. Транспонирование.
|
урок
|
2
|
1
|
1
|
16
|
Басовый ключ. Малая октава. Дирижирование 2/4. Интонация I-II-III. Ритмический диктант. Инсценировка песни.
|
урок
|
2
|
1
|
1
|
17
|
Соединение интонации I-II-III с ранее изученными. Двухголосие. Фраза. Затакт.
|
урок
|
2
|
1
|
1
|
18
|
Импровизация по освоенным интонациям. Объединение мелодического и ритмического диктанта. Дириж ирование ¾.
|
урок
|
2
|
1
|
1
|
19
|
Импровизация по освоенным интонациям. Диктант. Транспонирование. Ритмическая импровизация. Повторение пройденных интервалов.
|
урок
|
2
|
1
|
1
|
20
|
Осознание тоники. Импровизация ритмическая, двигательная. Фраза. Транспонирование. Повторение интервалов, трезвучий.
|
урок
|
2
|
1
|
1
|
21
|
Стаккато и легато. IV ступень в интонации V-IV-III-II-I. Интервалы ч.1, м.7, б.7 (определение на слух, игра).
|
урок
|
2
|
1
|
1
|
22
|
Импровизация по освоенным ступеням. Диктант Двухголосие. Пульс, ритмический рисунок.
|
урок
|
2
|
1
|
1
|
23
|
Трезвучия Б, М, Ув., Ум., Д7 – определение на слух, игра, запись.
|
урок
|
2
|
1
|
1
|
24
|
Понятие «тутти». Повторение штрихов. Выразительность интервалов м.2, б.2, м.7. б.7.
|
урок
|
2
|
1
|
1
|
25
|
Импровизация по освоенным ступеням. Диктант. Закрепление интервалов, трезвучий, их выразительное значение.
|
урок
|
2
|
1
|
1
|
26
|
Порядок появления ключевых знаков. Повторение интервалов, трезвучий. Пение «цепочки» интервалов.
|
урок
|
2
|
1
|
1
|
27
|
Ступень VII в интонации V-VI-VII-I вверх. Канон, двухголосие.
|
урок
|
2
|
1
|
1
|
28
|
Минор. Интонация V-VI-VII-I . Интервалы, трезвучия.
|
урок
|
2
|
1
|
1
|
29
|
Сопоставление мажора и минора. Ускорение темпа. Трехголосие. Интервалы, трезвучия – игра на инструменте.
|
урок
|
2
|
1
|
1
|
30
|
Мажорное и минорное трезвучие – построение . игра на ф-но. Интонация
|
урок
|
2
|
1
|
1
|
31
|
Секвенция, мотив, фраза. Динамические оттенки: крещендо, диминуэндо. Мелодический диктант.
|
Контрольный урок
|
2
|
1
|
1
|
32
|
Резервный урок
|
Урок
|
2
|
1
|
1
|
|
ИТОГО
|
|
64
|
32
|
32
|
|
|
|