Главная страница

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства


Скачать 1.91 Mb.
Название Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства
страница 1/12
Дата 24.02.2016
Размер 1.91 Mb.
Тип Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Нефтеюганское районное бюджетное

образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств № 1»

(НР БОУ ДОД «ДШИ № 1»)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ФОРТЕПИАНО», «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»,

«ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»


Предметная область

ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ

Программа по учебному предмету

ПО.02.УП.01.Сольфеджио

Салым

2014 год



«Одобрено»

Педагогическим советом

«___»___________ 2012 г.

«Утверждаю»
Директор ______________
«___»____________ 2012 г.



Разработчик: Князева Марина Валентиновна, преподаватель по теоретическим предметам – преподаватель бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств №1»

Рецензент - Кондратьева Ирина Николаевна, преподаватель высшей категории НР БОУ ДОД «ДШИ №1»

Рецензент-

Структура программы учебного предмета

1. Пояснительная записка

  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

  • Срок реализации учебного предмета;

  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;

  • Цели и задачи учебного предмета;

  • Обоснование структуры программы учебного предмета;

  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

2. Содержание учебного предмета

  • Учебно-тематический план;

  • Распределение учебного материала по годам обучения;

  • Формы работы на уроках сольфеджио;

3. Требования к уровню подготовки обучающихся

4. Формы и методы контроля, система оценок

  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

  • Критерии оценки;

  • Контрольные требования на разных этапах обучения;

5. Методическое обеспечение учебного процесса

  • Методические рекомендации педагогическим работникам по основным формам работы;

  • Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

6. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

  • Учебная литература,

  • Учебно-методическая литература;

  • Методическая литература.

Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Сольфеджио» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты».

Сольфеджио является обязательным учебным предметом в детских школах искусств, реализующих программы предпрофессионального обучения. Уроки сольфеджио развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства. Наряду с другими занятиями они способствуют расширению музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, пробуждению любви к музыке.

Полученные на уроках сольфеджио знания, формируемые умения и навыки должны помогать ученикам в их занятиях на инструменте, а также в изучении других учебных предметов дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств.

2. Срок реализации учебного предмета «Сольфеджио» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.

Срок реализации учебного предмета «Сольфеджио» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет по специальности «Народные инструменты», составляет 5 лет.

Срок реализации учебного предмета «Сольфеджио» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Сольфеджио»:


Таблица 1

Нормативный срок обучения – 8 (9) лет

Классы

1–8

9

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

641,5

82,5

Количество часов на аудиторные занятия

378 ,5

49,5

Количество часов на внеаудиторные занятия

263

33


Таблица 2

Нормативный срок обучения – 5 (6) лет

Классы

1–5

6

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

412,5

82,5

Количество часов на аудиторные занятия

247,5

49,5

Количество часов на внеаудиторные занятия

165

33

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 4 до 10 человек), рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут.

5. Цели и задачи предмета «Сольфеджио»

Цель предмета «Сольфеджио» не противоречит общим целям образовательной программы и заключается в следующем:

  • развитие музыкально-творческих способностей учащихся на основе приобретенных знаний, умений и навыков в области теории музыки,

  • выявление одаренных детей в области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.

Программа направлена на решение следующих задач:

  • формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на развитие у обучающихся музыкального слуха и памяти, чувства метроритма, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса, формирование знаний музыкальных стилей, владение профессиональной музыкальной терминологией;

  • формирование навыков самостоятельной работы с музыкальным материалом;

  • формирование у наиболее одаренных детей осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области искусств.

6. Обоснование структуры программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

7. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Реализация программы учебного предмета «Сольфеджио» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам. Библиотечный фонд детской школы искусств укомплектован печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по учебному предмету «Сольфеджио», а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами хоровых и оркестровых произведений, электронными изданиями. Основной учебной литературой по учебному предмету «Сольфеджио» обеспечивается каждый обучающийся.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Сольфеджио», оснащены фортепиано, звуковоспроизводящим и мультимедийным оборудованием, учебной мебелью (магнитно-маркерной доской, столами, стульями, стеллажами), оформлены наглядными пособиями. Учебные аудитории имеют звуковую изоляцию.

Оснащение занятий

В младших классах активно используется наглядный материал – карточки с римскими цифрами, обозначающими ступени, «лесенка», изображающая строение мажорной и минорной гаммы, карточки с названиями интервалов и аккордов. Для учащихся старших классов применяются плакаты с информацией по основным теоретическим сведениям. В кабинете оформлен стенд с основными теоретическими понятиями.

Возможно использование звукозаписывающей аппаратуры для воспроизведения тембровых диктантов, прослушивания музыкального фрагмента для слухового анализа и т. д.

Дидактический материал подбирается педагогом на основе существующих методических пособий, учебников, сборников для сольфеджирования, сборников диктантов, а также разрабатывается педагогом самостоятельно.

2. Содержание учебного предмета

Учебный предмет сольфеджио неразрывно связан с другими учебными предметами, поскольку направлен на развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, творческого мышления. Умения и навыки интонирования, чтения с листа, слухового анализа, в том числе, анализа музыкальных форм, импровизации и сочинения являются необходимыми для успешного овладения учениками другими учебными предметами (сольное и ансамблевое инструментальное исполнительство, хоровой класс, оркестровый класс и другие).

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план содержит примерное распределение учебного материала каждого класса в течение всего срока обучения. Преподаватель может спланировать порядок изучения тем исходя из особенностей каждой учебной группы, собственного опыта, сложившихся педагогических традиций.

При планировании содержания занятий необходимо учитывать, что гармоничное и эффективное развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, музыкального мышления возможно лишь в случае регулярного обращения на каждом уроке к различным формам работы (сольфеджирование, слуховой анализ, запись диктантов, интонационные, ритмические, творческие упражнения) независимо от изучаемой в данный момент темы.

Срок обучения 8 (9) лет

1 класс

Таблица 3

п.п.

Наименование

раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная

нагрузка

Самостоятельная

работа

Аудиторные

занятия

1

Регистр. Громкость звука. Темп. Музыкальное движение (марш, вальс).

урок

2

1

1

2

Мелодия и аккомпанемент. Ступени лада V-III . Пауза четвертная. Акцент. 2-хдольная метрическая пульсация.

урок

2

1

1

3

Нотный стан. Клавиатура. Ритмослоги: та,ти. Сильная, слабая доли.

урок

2

1

1

4

Такт, тактовая черта. Ритмический рисунок. Длительности нот. 3-хдольный размер, пульсация. Подбор по слуху.

урок

2

1

1

5

Вступление к песне. Реприза. Интонация V-III в импровизации.

урок

2

1

1

6

Скрипичный ключ. Ноты: соль, фа, ми. Мелодическое «эхо». Обозначение размера.

урок

2

1

1

7

Ритмический диктант. Ступень VI. Двухголосие. Нота До. Интервалы секунда, терция, кварта (слуховой анализ).

урок

2

1

1

8

Ноты: ля, си, до. Ритмический диктант. Интонация V-VI. Транспонирование. Органный пункт.

урок

2

1

1

9

Гамма До мажор. Устойчивые, неустойчивые ступени. Мелодический диктант (III- V- VI) . Ритмическое «эхо». Понятия «крещендо», «диминуэндо».


урок

2

1

1

10

Тон, полутон. Транспонирование. Диез, крещендо, диминуэндо. Написание штилей. Половинная длительность. Музыкальная фраза.

урок

2

1

1

11

Мелодия и аккомпанемент. Бемоль. Трезвучия: мажорное, минорное, увеличенное, уменьшенное. Работа над метро-ритмом (пульс, ритмический рисунок).

урок

2

1

1

12

Строение мажорной гаммы. До, соль, фа мажор. 3-дольный размер. Дирижирование. Ритмическая игра. Интервалы м.3,б.3.

урок

2

1

1

13

Интонация VI-III. Паузы. Интервалы ч.4,ч.5,ч.8. Слуховой анализ интервалов, трезвучий.

урок

2

1

1

14

Ритмическая партитура. Ритмический диктант на слова. Изменение темпа и динамики.

урок

2

1

1

15

Ступень I. Затакт. Остинато (ритм). Ритмический диктант на слова. Мелодический диктант. Транспонирование.

урок

2

1

1

16

Басовый ключ. Малая октава. Дирижирование 2/4. Интонация I-II-III. Ритмический диктант. Инсценировка песни.

урок

2

1

1

17

Соединение интонации I-II-III с ранее изученными. Двухголосие. Фраза. Затакт.

урок

2

1

1

18

Импровизация по освоенным интонациям. Объединение мелодического и ритмического диктанта. Дириж ирование ¾.

урок

2

1

1

19

Импровизация по освоенным интонациям. Диктант. Транспонирование. Ритмическая импровизация. Повторение пройденных интервалов.

урок

2

1

1

20

Осознание тоники. Импровизация ритмическая, двигательная. Фраза. Транспонирование. Повторение интервалов, трезвучий.

урок

2

1

1

21

Стаккато и легато. IV ступень в интонации V-IV-III-II-I. Интервалы ч.1, м.7, б.7 (определение на слух, игра).

урок

2

1

1

22

Импровизация по освоенным ступеням. Диктант Двухголосие. Пульс, ритмический рисунок.

урок

2

1

1

23

Трезвучия Б, М, Ув., Ум., Д7 – определение на слух, игра, запись.

урок

2

1

1

24

Понятие «тутти». Повторение штрихов. Выразительность интервалов м.2, б.2, м.7. б.7.

урок

2

1

1

25

Импровизация по освоенным ступеням. Диктант. Закрепление интервалов, трезвучий, их выразительное значение.

урок

2

1

1

26

Порядок появления ключевых знаков. Повторение интервалов, трезвучий. Пение «цепочки» интервалов.

урок

2

1

1

27

Ступень VII в интонации V-VI-VII-I вверх. Канон, двухголосие.

урок

2

1

1

28

Минор. Интонация V-VI-VII-I . Интервалы, трезвучия.

урок

2

1

1

29

Сопоставление мажора и минора. Ускорение темпа. Трехголосие. Интервалы, трезвучия – игра на инструменте.

урок

2

1

1

30

Мажорное и минорное трезвучие – построение . игра на ф-но. Интонация

урок

2

1

1

31

Секвенция, мотив, фраза. Динамические оттенки: крещендо, диминуэндо. Мелодический диктант.

Контрольный урок

2

1

1

32

Резервный урок

Урок

2

1

1




ИТОГО




64

32

32

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12