Главная страница

«Моделирование уроков внеклассного чтения в 5 классе (на материале литературного краеведения) в системе требований фгос»


Скачать 262.55 Kb.
Название «Моделирование уроков внеклассного чтения в 5 классе (на материале литературного краеведения) в системе требований фгос»
Г.П. городского
Дата 06.03.2016
Размер 262.55 Kb.
Тип Реферат

Дроздова И. В., МБОУ СОШ №132 г.о. Самара


«Моделирование уроков внеклассного чтения в 5 классе

(на материале литературного краеведения) в системе требований ФГОС»

Выполнила: Дроздова Ирина Валентиновна

учитель русского языка и литературы,

МБОУ СОШ № 132 с углубленным изучением

отдельных предметов имени Героя Советского Союза

Губанова Г.П. городского округа Самара

Самара, 2013г.
Оглавление

I. Введение

1.1. Актуальность 3

1.2. Проблема 4

1.3. Цель, задачи 4

1.4. Ожидаемые результаты 5

II. Основная часть

2.1.Введение 6

2.2. Роль краеведения в формировании УУД современного школьника

8-9

2.3. Инновационные подходы к моделированию уроков краеведения в системе требований ФГОС 9-21

III. Заключение. 21

IV. Информационные источники 21-24

I. Введение

В процессе модернизации российского образования большое внимание уделяется вариативной составляющей содержания общего образования. В соответствии с принципом вариативности, нормативно-правовыми документами предусмотрена возможность включения в содержание общего образования регионального компонента.

Знание культуры края важно для каждого образованного человека, что и обуславливает актуальность темы.
1.1. Актуальность

Актуальность данной проблемы заключается в том, что реализация регионального компонента способствует развитию новых знаний учащихся о фольклоре, литературе родного края, помогает развивать понимание исторической преемственности поколений, важность сохранения, распространения и развития национальной культуры, воспитание бережного отношения к языку, способствует духовно-нравственному развитию личности россиянина, его гражданскому, патриотическому воспитанию. Сегодня, в эпоху социокультурных потрясений и переоценки духовных ценностей необходимо создание образовательного пространства, в рамках которого будет осуществляться трансляция культурных ценностей от одного поколения к другому, что способствовало бы саморазвитию и культурной коммуникации учащихся, формированию их менталитета. В этом процессе литературное краеведение может стать «фактором обращения к культуре, пониманию ее на жизненно-деятельностном уровне»1


1.2. Проблема

Проблема:

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России говорит о возвращении детей в контекст национальной культуры и прежде всего к ее истоку – народной культуре, культуре родного края: «Ступень российской гражданской идентичности – это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России»2.

Но уровень эффективности традиционных уроков литературы недостаточен для решения данной задачи. При всех достоинствах современных программ по литературе ни в одной не содержатся рекомендации изучения литературного и фольклорного краеведения в средних классах.

Опыт использования материалов литературного краеведения на уроках внеклассного чтения в 5 классе направлен на решение этой проблемы.
1.3. Цель, задачи

Цель работы: внедрение программы уроков внеклассного чтения для 5 класса (на материале литературного краеведения) и создание необходимых условий для формирования активизации творческой деятельности школьников, развития коммуникативных умений, общекультурной и социокультурной компетенций, ценностных ориентаций учащихся 5 классов через создание единой системы деятельности педагога.

Задачи:

  1. Внедрить программу уроков внеклассного чтения для 5 класса (на материале литературного краеведения);

  2. Описать новый образовательный результат, сформированный у обучающихся в процессе внедрения программы уроков внеклассного чтения для 5 класса (на материале литературного краеведения);

  3. Охарактеризовать изменения содержания вариативной части программы по литературе (уроков внеклассного чтения) в 5 классе;

  4. Охарактеризовать научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные изменения в условиях, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов.

1.4. Ожидаемые результаты

Использование программы уроков внеклассного чтения по литературному краеведению в 5 классе позволит:

- развить коммуникативные умения, общекультурную и социокультурную компетенцию, ценностные ориентации;

- сформировать мотивационно - ценностное отношение обучающихся к родному краю, средствами краеведческой литературы;

- активизировать когнитивную деятельность без усиления нервно-психической нагрузки на детей за счет роста индивидуально-мотивационной деятельности;

- развить операционально-деятельностную компетенцию (умение составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем/самостоятельно; работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства);

- активизировать творческую деятельность обучающихся через работу с краеведческим текстом и через приобщение к национальным базовым ценностям;

- сформировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к родному городу, краю; понимания необходимости учения; личностную саморефлексию, способность к саморазвитию;

- развить представления о российской гражданской идентичности личности.

II. Основная часть

2.1. Введение

Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. У современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться». Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения.

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку, к деятельности учителя. Если сравнить традиционный урок и урок современного типа, мы увидим: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем обучающихся. Он должен при планировании видеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты формируются при правильной организации деятельности обучающихся.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

В свете ФГОС на уроках литературы формируются личностные результаты (использование для решения познавательной и коммуникативной задач различных источников информации) и метапредметные результаты (умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы; умение самостоятельно организовать собственную деятельность, оценивать ее, определяя сферу своих интересов; умение работать с разными источниками информации).

На внедрение новых стандартов повлияло то, что новые поколения россиян – это граждане России, обладающие новым мышлением, мотивированные к инновационному поведению, способные жить и успешно работать в условиях информационного общества и инновационной экономики, опирающиеся на общественно признанные национальные и мировые ценности.

«Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации»3,- гласит Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Таким образом, в современном обществе есть запрос на воспитание гражданина, патриота. Мы предлагаем решать эту проблему, используя на уроках внеклассного чтения материалы по литературному краеведению.

2.2. Роль краеведения в формировании УУД современного школьника

«Краеведение принадлежит к типу комплексных наук. Оно соединяет в себе сведения природоведческие, исторические, искусствоведческие, по истории литературы, науки и т.д. … Краеведение вносит в окружение человека высокую степень духовности, без которой человек не может осмысленно существовать»4.

Содержание данного понятия соотносится с компонентами содержания образования и взаимосвязано с представлениями о формировании общекультурной и социокультурной компетенций школьников.

Опыт чтения художественного произведения в контексте культуры родного края – это опыт эмоционально-целостного проживания и формирования ценностных отношений. Воспринимая культуру в ее художественном воплощении, школьник совершенствует свое мировосприятие, жизненные установки, ценностные ориентации и через них – жизненную цель, поведение, поступки.

Необходимые условия для личностного переживания и таким образом «присвоения» событий культуры и истории своего Отечества создает, формируя таким образом «человека культуры», созидателя собственной духовно-материальной среды обитания, знакомство с материальной и духовной культурой родного края.

Современный философ А.С. Ануфриев, опираясь на концепцию формирования целостного человека И. С. Гессена, считает, что в наше время «образованный человек – это не столько “человек знающий”, сколько приготовленный к жизни, ориентирующийся в сложных проблемах современной культуры, способный осмыслить свое место в мире»5. Для того чтобы подготовить такого человека, современная школа пробует вводить новые, интеграционные предметы, среди которых ученые называют краеведение, больше внимания уделяет гуманитарным дисциплинам, особенно литературе. Потому «уместно введение уроков, элективных курсов литературного краеведения с опорой на региональные знания».6

Изучая литературное краеведение, учащиеся вбирают в себя традиции, выработанные многими поколениями. Такое изучение способствует когнитивной и творческой активности учащихся, является источником их саморазвития.

2.3. Инновационные подходы к моделированию уроков внеклассного чтения (на материале литературного краеведения)

в системе требований ФГОС

С введением регионального компонента образования в учебный план школ вошли спецкурсы, факультативы по литературному краеведению, в результате чего учащиеся приобретают региональные литературные и искусствоведческие знания – о местном фольклоре, о литературной жизни родного края, о связях с ним писателей, о народах, населяющих Самарскую область, о предметах быта, народных ремеслах, национальном костюме русского народа и т.д.

Формы включения литературного краеведения в учебный процесс определяются литературным развитием школьников и литературно-краеведческим материалом. Это уроки внеклассного чтения, внеурочные мероприятия - в среднем звене, а в старших классах целесообразно переходить к элективным курсам.

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 5 классе на этапе основного общего образования в объёме 102 часов, из них 7 часов - региональный компонент.

Предлагаемая нами программа уроков внеклассного чтения по литературному краеведению в 5 классе составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы. (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2011 год); с авторской программой В.Я. Коровиной.- Москва «Просвещение» 2011 и учебником для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2-х частях// Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, М: Просвещение, 2012.)

Опираясь на данные анкетирования, представленные М. Е. Старостиной7, делаем вывод: 31% учителей Самары и Самарской области используют в своей работе литературно-краеведческие материалы. 68% учителей концентрируют свои усилия на реализации программы и подготовке к ЕГЭ, поэтому краеведческие материалы родного края не используют. К фольклору Самарского края на уроках литературы обращаются только 17% учителей: на уроках внеклассного чтения они изучают песни, сказки, легенды и предания из общедоступных сборников «Легенды и были Жигулей» и «Жемчужины Жигулей». К фольклорным сборникам и исследованиям по истории и жанровому составу русского словесного фольклора (как, впрочем, и к такого рода изданиям по словесному фольклору народов Поволжья) не обращается никто. Такую ситуацию учителя объясняют отсутствием методических пособий и программ.

Наша программа представляет собой один из возможных вариантов программ, изучающих литературное краеведение как региональный компонент. В ней предложены темы и указано конкретное количество часов на каждую тему. Учитель может самостоятельно определять необходимое время на изучение той или иной темы.

Следует учитывать, что данная программа корректировалась с использованием 10-15% учебного времени на изучение регионального компонента. При этом учитель может по своему усмотрению отбирать художественные произведения для текстуального изучения, опускать некоторые вопросы и дополнительно включать другие в зависимости от уровня подготовки класса, наличия текстов художественных произведений и других условий, не нарушая при этом образовательных стандартов и логики изучения программы, включающей региональный компонент.

Цель программы уроков литературного краеведения - формирование и развитие духовного мира личности, обладающей культуросообразным поведением, в ходе систематического изучения фольклора Самарского края, художественных произведений самарских авторов; развитие интереса фольклору, к творчеству писателей и поэтов родного края, к народам, населяющим Самарскую область, предметам быта, народным ремеслам, национальному костюму русского народа и т.д.

Задачи уроков внеклассного чтения по литературному краеведению в 5 классе:

1. Сформировать у учащихся знания о родном крае, реальные представления об окружающем мире и природе, средствами краеведческой литературы.

2. Развить умение воссоздавать художественные образы литературных произведений самарских авторов, самарского фольклора.

3. Развить эмоциональную сферу личности ребенка, его образное мышление, познавательную активность, приобщая к изучению художественной литературы, родного языка и культуры, отражающей особенности жизнедеятельности нашего региона.

4. Воспитывать бережное отношение к духовным богатствам своего народа.

Данная программа

  • включает в себя материалы, не содержащиеся в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе;

  • способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения;

  • формирует у учащихся высокую гражданскую позицию;

  • способствует воспитанию речевой культуры школьников.

При изучении фольклора и литературы родного края используются межпредметные связи краеведческого характера: репродукции картин, иллюстрации, портреты собирателей и исполнителей фольклора, предметы декоративно-прикладного искусства, литературные и музыкальные произведения поэтов и композиторов национального и регионального значения, карты и путеводители, фото- и видеоматериалы достопримечательностей Самарского края.

Личностное включение школьника и установление приоритета творческого начала в процессе обучения, совмещение в учебной деятельности анализа и синтеза, вариативности и интегративности, включение рефлексивного начала обуславливают потребность в применении таких форм урока, как:

-выразительное чтение, собеседование;

-урок-исследование,

-урок-заочная экскурсия, встреча;

-инсценировка;

-урок-путешествие и другие формы, направленные на создание атмосферы совместной деятельности учителя и учащихся, на активизацию творческих возможностей каждого ученика.

Мы предлагаем тематическую программу уроков внеклассного чтения по литературному краеведению в 5 классе.

Кол.

час.


Содержание программы (название раздела, темы)

Виды деятельности

учащихся

Характеристика деятельности учителя

1

Раздел I. Самара – мой город родной.

Создавать ситуацию успеха, мотивирующую обучающихся к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Развивать коммуникативные умения при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению.

Развивать представления о российской гражданской идентичности личности. Формировать представление об историко-культурном, духовном наследии своей страны с помощью краеведческих текстов, материалов Самарского края.

Развивать операционально-деятельностные компетенции на практике, в работе с дополнительной литературой, наглядными пособиями.

Обсуждать различные варианты, предложенные учащимися, и вместе выбирать оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.

Создать условия для обогащенного развития обучающегося, формирующие доброжелательность, способность к сопереживанию, умение видеть прекрасное в окружающей жизни.




Стихи самарских поэтов С.М. Эйдлина («средневолжского Маршака») и В. Г. Алферова для детей.

Выразительное чтение и анализ

стихотворений. Создание и защита проекта «Буклет о поэте и его стихах»


3

Раздел II. Волга – река, на которой стоит мой город.




Легенды «Каменный молодец», «Сокол и Жигуль» из сб. «Жемчужины Жигулей»

Участие в подготовке

заочной экскурсии. Словесное рисование, иллюстрирование легенд.




Сравнительная характеристика сказки Л.Н. Толстого «Волга и Вазуза» и предания из книги Д.Садовникова

«Волга и Кама»

Участие в беседе, игре-

путешествии, работа с картой Самарской области




Волга в жизни и творчестве А.С. Пушкина.

Сравнительный анализ пушкинских песен («Как по Волге-реке, по широкой…» и «Что не конский топ, не людская молвь…») и народных преданий, посвященных Степану Разину.

Выразительное чтение и различные формы интерпретаций двух песен А. С. Пушкина и народных преданий о Степане Разине.

Сопоставление и ана-

лиз произведений

фольклора и живопи-

си.

1

Раздел III. Народные ремесла Самарского края.




Народные ремесла Самарского края: плетение, вышивка, деревянное зодчество( общее знакомство)

Знакомство с народными ремеслами

Самарского края, презентация

2

Раздел IV. В мире сказок, загадок Самарского края.




Художественный мир сказок «Царевна-лягушка» и «Марья-лягушка» (самарский вариант)

Выразительное чтение эпизодов сказок, словарная работа, сопоставление иллюстраций с текстом сказки, словесное рисование, иллюстрирование сказок, составление плана сказок для сжатого пересказа, коллективное составление алгоритма для сочинения собственного варианта сказки.




Загадки как малый жанр фольклора

Работа с текстом и наглядностью, художественными особенностями загадок, отгадывание загадок

Начинаем с темы «Самара – мой город родной» (1ч), где знакомим учащихся с самарскими поэтами: С. М. Эйдлиным («средневолжским Маршаком») и В. Г. Алфёровым,- и их стихами для детей.

Раздел «Волга – река, на которой стоит мой город» включает 3 урока: Легенды «Каменный молодец», «Сокол и Жигуль» из сб. «Жемчужины Жигулей»(1ч); Сравнительный анализ пушкинских песен («Как по Волге-реке, по широкой…» и «Что не конский топ, не людская молвь…») и преданий, посвященных Степану Разину(1ч). Более глубокому постижению образа предводителя крестьянского восстания и его сподвижников способствуют репродукции картин В. И. Сурикова «Степан Разин» (1907, Русский музей), «Казак в лодке» (1901-1907, Самарский художественный музей). Использование записей симфонической поэмы А.К. Глазунова «Стенька Разин» (1885) и песни на слова Д.Н. Садовникова «Из-за острова на стрежень…». Всё это помогает учащимся проникнуть в мир лирических переживаний, пробуждает возникшие у них ассоциации, впечатления и образы, развивает умения анализа и интерпретации произведений фольклора, литературы и других смежных видов искусства. Третий урок - Сравнительная характеристика сказки Л.Н. Толстого «Волга и Вазуза» и народного предания из книги Д. Садовникова «Волга и Кама» (1ч). Остановимся на нем поподробнее. Этот урок-путешествие с элементами игры, соревнования и привлечением литературно-краеведческих материалов поможет приблизить личность писателя Л.Н. Толстого к современным школьникам, активизировать их внимание к творчеству писателя, его жизни в Самарском крае. Данная форма работы очень удобна, так как позволяет проанализировать каждое произведение в отдельности, а затем провести их сравнительную характеристику. «Путешествие» по маршрутам позволяет активизировать внимание школьников, способствует лучшему усвоению учебного материала. Вспомнить содержание прочитанных дома произведений позволит план, далее учащиеся делятся на две команды и получают от учителя маршрутные листы, в которых даны задания по одному из текстов. За каждое правильно выполненное задание ребята получают фишки (или баллы), которые в конце игры подсчитывает учитель и определяет победившую команду. К маршрутным листам прилагаются неизвестные или трудные для понимания слова из текстов с пояснениями. Возможен и такой вариант: выявление неизвестных слов учащимися по Толковому словарю. Возможный вариант домашнего задания на выбор: на основе двух вариантов произведений о Волге и Вазузе сочинить собственный вариант сказки, или выяснить у родителей или по карте, какие реки Самарской области впадают в реку Волгу, записать их название.

«Народные ремесла Самарского края»(1ч). На уроке нужно сформировать представление о народном мастере как творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края, носителе традиций коллективного опыта. Приобщение учащихся к народному искусству, знакомство детей с народными промыслами Самарского края: изготовлением обрядовых кукол и валяных игрушек, лозоплетением, бисероплетением, гончарным делом, ремеслами родного края – одно из средств эстетического, трудового и патриотического воспитания.

«В мире сказок, загадок Самарского края» (2 ч). На уроке-исследовании сопоставление сказок «Царевна-лягушка» и «Марья-лягушка» (самарский вариант) (1ч) осуществляется с помощью следующих приемов: выявление восприятия, анализ сказок, выразительное чтение эпизодов сказок, словарная работа, сопоставление иллюстраций с текстом сказки, словесное рисование, иллюстрирование сказок, составление плана сказок для сжатого пересказа, коллективное составление алгоритма для сочинения собственного варианта сказки.

Изучение загадок, записанных в Самарском крае, в 5 классе (1ч) осуществляется с помощью алгоритма, который регламентирует деятельность учителя и учащихся по этапам: работа с текстом и наглядностью, художественными особенностями загадок, отгадывание загадок и развитие речи школьников.

Итоговым уроком может быть защита проектов по теме одного из разделов программы или выбор краеведческой темы для подготовки и выступления на Открытых Международных Славянских чтениях, ежегодно проводимых нашей школой.

Изучение материалов литературного краеведения способствует развитию умений слушать, читать и анализировать тексты произведений устного народного поэтического творчества и литературы, повышению интереса к фольклору и писателям Самарского края, формированию культуроведческих представлений, а также воспитанию культуры эстетических и нравственных чувств.

Ресурсное обеспечение рабочей программы.

Медиаресурсы

  1. CD-диск «Традиции и ремёсла нашего края»

  2. CD-диск «Культура и традиции России»

  3. Презентации: «Самарские поэты детям», «Волга в жизни и творчестве А.С. Пушкина».

Литературные произведения.

  1. Д. Садовников. «Сказки и предания Самарского края, «Загадки русского народа».

  2. А.А. Коринфский. «Народная Русь»

  3. Л.Н. Толстой. «Волга и Вазуза»

  4. А. С. Пушкин. «Как по Волге-реке, по широкой…», «Что не конский топ, не людская молвь…»

  5. В. Г. Алфёров. «На рыбалке» (1959), «Идут мальчишки на рыбалку» (1969)

  6. С.Кошечкин, С. Эйдлин. Стихи для детей.,1987г

Список литературы для учителя

  1. Наш край. Хрестоматия. Самара, 2003.

  2. Город на крутой луке. Литературно-публицистический сборник. Куйбышевское книжное издательство, 1984.

  3. Писатели Средней Волги. Куйбышевское книжное издательство, 1968.

  4. Советские писатели и Среднее Поволжье. Сборник статей. Куйбышевское книжное издательство, 1959.

  5. О Волге наше слово. Литературно-краеведческий сборник. Составитель С. А. Голубков. Куйбышевское книжное издательство, 1987.

  6. Носков А.И. Прикосновение к прошлому: Историко-литературные поиски и находки самарского краеведа. - Самара – 2006.

  7. Жемчужины Жигулей: Предания, сказы, легенды / Сост. С.Кузьменко. - Куйбышев. - 1978.

  8. Киреевский П.В. Собрание народных песен П.В. Киреевского. - Л., 1977.

  9. Пушкинская энциклопедия.1799-1999. – М. – 1999.

  10. Карта Самарской области.

  11. Атлас Самарской области. Для учащихся общеобразовательных школ. Роскартография

Планируемые результаты.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

а) личностные универсальные учебные действия:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к родному городу, краю; понимания необходимости учения; личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (цели и мотивы), «что я могу» (результаты);

б) регулятивные универсальные учебные действия:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи); учиться находить и формулировать учебную проблему совместно с учителем; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем/самостоятельно; работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ); умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его;

в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

в) познавательные универсальные учебные действия:

извлекать информацию; ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания; добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

г) коммуникативные универсальные учебные действия:

доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

Условия, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов:

-Проведение теоретического анализа краеведческих материалов для уроков внеклассного чтения в 5 классе;

-Определение содержания программы литературного краеведения на уроках внеклассного чтения для 5 класса;

-Проектирование целостной, последовательной, адекватной возрасту дидактической системы творческих заданий с использованием краеведческих материалов Самарского края;

-Совершенствование учебной базы кабинета;

-Создание благоприятного психологического климата на занятиях;

-Наличие творческого потенциала у преподавателя;

-Владение интегративными знаниями (поиск текстов, фольклорных материалов, знание истории родного края, народных ремесел, искусства)

-Наличие необходимой материально-технической базы (достаточная обеспеченность учащихся фольклорными, литературными текстами, компьютерами для подготовки презентации).

III.Заключение

Разработка концепции регионального компонента содержания общего образования является задачей коллектива специалистов в различных областях педагогической науки.

Использование краеведческих материалов на уроках внеклассного чтения способствует активизации творческой деятельности школьников, развитию коммуникативных умений, формированию общекультурной и социокультурной компетенций, ценностных ориентаций, представлений о российской гражданской идентичности личности обучающихся 5 классов.

Таким образом, региональный компонент содержания общего образования будет соответствовать целям и задачам модернизации российского образования, совершенствованию содержания общего образования.

IV. Информационные источники

Основные источники

  1. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. – 4-е издание, исправленное, М.: Смысл, Издательский центр "Академия", 2010.

  2. Как проектировать универсальные учебные действия в школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010.

  3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2010 г.

  4. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2011.

  5. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб.: Каро, 2009.

  6. Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012.

  7. Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении: Научно-методическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012.

  8. Литература: Программа по литературе для общеобразоват. учрежд. 5 – 11 кл. (Базовый уровень). 10 – 11 кл. (Профильный уровень) / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина / Под ред. В.Я.Коровиной. – М.: 2008.

Нормативно-правовые документы

  1. Конституция Российской Федерации. М., 1996.

  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12 2012 г., № 273-ФЗ) http://base.garant.ru/70291362/

  3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года. Раздел III «Образование» (Утв. Распоряжением правительства РФ от 17.11. 2008 г. № 1662-р)

  4. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.

  5. План действий по модернизации общего образования, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на период 2011-2015 годов (утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21.10.2010 года № 507) http://www.samara.edu.ru/heads/docs.php?ELEMENT_ID=4936

  6. Послание Губернатора Самарской области Н.И. Меркушкина депутатам Самарской Губернской Думы и жителям области («Волжская коммуна», 26 декабря 2012), http://www.samregion.ru/organi_vlasti_gubernator/press/76124/

  7. ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644)

  8. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы: утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. http://www.fcpro.ru/

Дополнительные источники

  1. Ануфриев А.С. Проблема формирования целостного человека в современном образовании и философско-педагогическая антропология С.И. Гессена// Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009. - № 2. - С. 8-10

  2. Гвоздев Б.С. Ключи от прошлого. - Омск, 2002.

  3. Лихачев Д.С. Краеведение как наука и как деятельность//Русская культура. - М.: Искусство,2000.- С.159-173.

  4. Прокофьева, А. Г. Краеведение как основной и региональный компонент литературного образования. – Санкт – Петербург, 1997 г., 160с.

  5. Старостина М. Е. Фольклор Самарского края как содержание регионального компонента литературного образования в средних классах / М. Е. Старостина //Известия Самарского научного центра РАН: «Педагогика и психология», «Филология и искусствоведение». – Самара: СНЦ РАН, 2010. – Т.12. – № 3(35).– 283с. – C. 49-54.

  6. Старостина М. Е. Использование краеведческих материалов при изучении фольклорной сказки в 5 классе / М. Е. Старостина //Русский язык как духовный и культурный собиратель нации: Сборник трудов межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя. В 2т. Т.1./Под ред. Бельчиковой Е.П., Илюхиной Н.А., Карпенко Г.Ю. и др. – Самара: ООО Изд-во «Книга», 2009. – 464с., ил. – С. 280-284.

  7. Старостина, М. Е. Использование литературно-краеведческих материалов при изучении сказки Л.Н. Толстого «Волга и Вазуза» в 5 классе / М. Е. Старостина //Материалы Третьей Всероссийской научной конференции «Многоликий Толстой», 18-19 ноября 2008 г. – Самара: Самарская государственная академия культуры и искусств, 2008. – 180 с. – С. 139-149.

  8. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций.- М., 2005.



1Прокофьева А.Г., Прокофьева В.Ю. Анализ художественного произведения в аспекте его пространственных характеристик: Монография. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2000. – С.34.

2Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010 г. – С.17

3 Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2010 г. - С.17

4 Лихачев Д.С. Краеведение как наука и как деятельность//Русская культура. - М.:Искусство,2000.- С.159

5 Ануфриев А.С. Проблема формирования целостного человека в современном образовании и философско-педагогическая антропология С.И. Гессена// Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009. - № 2. - С. 9

6 Гвоздев Б.С. Ключи от прошлого. - Омск, 2002. – с. 123

7 Старостина М. Е. Фольклор Самарского края как содержание регионального компонента литературного образования в средних классах / М. Е. Старостина //Известия Самарского научного центра РАН: «Педагогика и психология», «Филология и искусствоведение». – Самара: СНЦ РАН, 2010. – Т.12. – № 3(35).– 283с. – C. 49-54