|
Многофункциональные методы и приёмы коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушением зрения
Многофункциональные методы и приёмы коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушением зрения.
Учитель-логопед МБДОУ детский сад
компенсирующего вида № 93 Московского р-на
г. Нижнего Новгорода Зуева Ю. Ю.
Слабовидящие дети испытывают сенсорную, эмоциональную и социальную депривацию.
Развитие осмысленного видения у детей — важная задача, решаемая специалистами дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения.. Чем эффективнее зрительное восприятие, тем легче ребенок осваивает связанные с ними функции — манипулирование с предметами, передвижение в пространстве, позже чтение и письмо.
Исследователями установлена неоспоримость факта, имеющего достаточное множество доказательств, которые свидетельствуют о том, что речевые нарушения особенно обширно представлены у детей со зрительным дефектом, сложны по степени выраженности, структуре, затрагивают речь как целостную систему и требуют применения своеобразной дифференцированной системы логопедической работы.
Объясняется это в значительной мере тем, что формирование речи у детей с нарушениями зрения протекает в более сложных, чем у зрячего ребенка, условиях, ведущих к обеднению сенсорного опыта, к ограничению общения с окружающим миром (т.е. нарушения процесса формирования речи определяются не собственно слепотой или слабовидением как соматическим дефектом, а нарушением процесса взаимодействия с макросоциальной средой). Зрительная (сенсорная) депривация обуславливает нарушения микро- и макроориентировки, что объясняет трудности при усвоении пространстенно-временных отношений и предложно-падежных конструкций, осложнение усвоения лексико-грамматических категорий, замедляет формирование связной речи, что приводит к отставанию от сверстников по показателям речевого развития и, как следствие, к трудностям в социальной адаптации.
Учитель-логопед детского сада компенсирующего вида для детей с нарушением зрения на своих занятиях решает две категории коррекционных задач:
- исправление речевых нарушений;
- коррекция зрения за счёт работы над развитием зрительных функций.
Только использование комплексной системы медико – психолого – педагогического воздействия при коррекции и компенсации зрительного дефекта, а также применение многофункциональных методов и приёмов обучения и коррекции даёт возможность детям с нарушением зрения достичь высокого уровня развития. В этом случае преодолевается негативное влияние зрительного дефекта как на формирование сенсорной, так и интеллектуальной и эмоциональной сфер личности слабовидящего ребенка.
Проблемой комплексного подхода к обучению и развитию детей с нарушением зрения занимаюсь давно. Цель его - способствовать оказанию комплексной коррекционной помощи, развивая не только речь, но и зрительные функции, интеллект, общую и тонкую моторику и пр.
Комплексное воздействие на формирование речи дошкольников с нарушением зрения рассматриваю с трёх сторон:
Целостность образовательного процесса, интеграция в единое целое деятельности специалистов разного профиля (логопеда, дефектолога, воспитателей);
Комплекс коррекционных задач, решаемых на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях;
Комплекс многофункциональных методов и приёмов коррекционно-логопедического воздействия.
На первом этапе работы нами (т. е. специалистами Учреждения) были разработаны единый тематический план и система интегрированной работы специалистов Учреждения по реализации этого плана. Данная система представляет собой объединённые темами образовательные мероприятия и различные формы организации детской деятельности, проводимые специалистами разного профиля, направленные на реализацию общих образовательных, развивающих и коррекционных задач. В процессе взаимодействия специалистов происходит интеграция образовательных областей. Апробация и использование комплексного интегративного подхода подтвердили высокую эффективность и приоритетность данной формы организации работы с детьми с нарушением зрения.
На следующем этапе работы мною были разработан и доработан комплекс конспектов логопедических занятий, соответствующих тематическому плану и включающих в себя, наряду с задачами по развитию и коррекции речи, комплекс коррекционных задач, направленных на формирование зрительных функций, формирование зрительной культуры, обучение пользоваться остаточным зрением, развитие общей и мелкой моторики.
Следующий аспект комплексного воздействия на детей с нарушением зрения - использование разнообразных многофункциональных методов и приёмов обучения.
Нейрофизиологи А. Р. Лурия, И. И. Бронштейн и др. доказали чёткую взаимосвязь речевой, сенсорной и двигательной областей коры головного мозга. Подбирая методы и приёмы коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушением зрения необходимо, чтобы они сочетали в себе три компонента – эмоциональный, двигательный, речевой – используя механизм их функционального единства.
Подобные методы и приёмы будут также способствовать интеграции образовательных областей и формированию как сенсорной, так и интеллектуальной и эмоциональной сфер личности слабовидящего ребенка.
На подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях использую такие многофункциональные методы и приёмы обучения как: логоритмику и фоноритмику, элементы сказкотерапии, зрительные гимнастики, разнообразные пальчиковые игры и тренинги, графические модели, логопедические распевки и т. п.
Подробнее остановлюсь на некоторых из них.
Гимнастика для глаз.
Впервые понятие «гимнастика для глаз» определено Э. С. Аветисовым, Е. И. Ливадо, Ю. И. Курпан в 1984 г.
Специальные упражнения для глаз способствуют профилактике нарушения зрения, развитию подвижности глаз, восстановлению бинокулярного зрения, снятию утомления с глаз, расслаблению зрительной системы, положительно влияют на циркуляцию крови и внутриглазной жидкости в органе зрения, на тренировку аккомодационных мышц, укрепление глазодвигательных мышц, активизацию и восстановление зрения при косоглазии и амблиопии.
Зрительную гимнастику мы рассматриваем не только как лечебно-восстановительный метод воздействия, но и как коррекционно-развивающий. Многофункциональность этого метода заключается в том, что специальные упражнения для глаз сопровождаются словесными текстами. Содержание их разнообразно и соответствует теме того занятия, на котором используется тот или иной комплекс гимнастики. В процессе выполнения упражнений дети обучаются пространственной ориентировке (закрепляются понятия: право. лево, вверху, внизу, далеко, близко, вокруг и т.п.), у них закрепляется пространственная терминология (направо, налево, вверх, вниз и т. п.), обогащается словарь различными частями речи (соответствие текстов комплексов лексическим темам), развивается координация движений, физиологическое дыхание. Дети сидят в свободной позе, глаза плотно закрыты, все мышцы расслаблены, дыхание ровное. Использование в качестве фона спокойной музыки или звуков природы (пение птиц, журчание воды и т. п.) способствует решению ряда дополнительных развивающих задач, таких как: развитие слухового внимания («Что вы услышали?»), развитие воображения и связной речи («Опишите, что вы представили», «Представьте тот или иной предмет или явление и расскажите о нём».).
Одной из важных функций гимнастики для глаз является стимулирующая функция. В процессе выполнения комплексов упражнений снимается утомление с глаз, расслабляется зрительная система, а также создаётся положительный эмоциональный фон, что способствует повышению работоспособности детей и усилению их познавательной активности. Упражнения зрительной гимнастики используем и как компонент общей релаксации.
Активный вариант зрительной гимнастики проводим с музыкальным сопровождением или без него. В этом случае зрительная гимнастика выполняет дополнительно обще-оздоровительную функцию. Активные упражнения направлены на повышение тонуса и укрепление мышц спины, развитие чувства равновесия, координации движений и общей моторики, а также профилактику и исправление нарушений осанки, которые часто наблюдаются у детей с низкой остротой зрения.
Элементы театрализованной деятельности (теневой театр).
Использование театра на логопедических занятиях способствует интеграции образовательных областей, что обеспечивает оказание комплексного воздействие на детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
В чём же многофункциональность театрализованной деятельности? На какие стороны общего развития дошкольников она может повлиять?
Во-первых – эстетическое и эмоциональное развитие. Театр дарит ребёнку радость, незабываемые впечатления, развивает его художественный вкус, воображение и фантазию, эстетически воспитывает его. Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский).
Во-вторых – социальное и нравственное воспитание. Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и воображаемых ситуациях. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что важно для их социального развития. [2]
В-третьих – психическое развитие. Театр теней развивает внимание детей, умение сосредотачиваться. При разучивании роли развивается память. И, конечно же, как и в процессе любой творческой деятельности у детей развивается воображение.
В-четвёртых – познавательное развитие. Увиденное и пережитое в настоящем театре и в их самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает стремление узнать что-то новое.
В-пятых - речевое развитие. Театрализованная деятельность является огромным стимулом для развития и совершенствования речи. Актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп и ритм речи, речевое дыхание). Театрализованная игра способствует развитию связной (монологической и диалогической) и грамматически правильной речи.
Участие в играх-драмматизациях создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме. В процессе подготовки и проведения спектаклей дети учатся пересказывать сказки и рассказы, строить разные типы предложений, узнают новые слова, знакомятся с различными литературными и фольклорными произведениями и т. д.
Театрализованная деятельность в целом имеет и другие функциональные возможности, но меня она интересует, прежде всего, как один из методов коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушением зрения.
Какой же вид театра будет наиболее эффективным в работе с данной категорией детей? Сохраняя свои функции, он должен вписаться в систему медико – психолого – педагогического воздействия при коррекции и компенсации зрительного дефекта,
Наибольший интерес, по моему мнению, для использования в работе со слабовидящими детьми представляет теневой театр.
В своей работе использую два вида теневого театра: кукольный и пальчиковый. Каждый из этих видов сохраняя свои изначальные функции и возможности, является и способом коррекционного воздействия на детей с нарушением зрения.
Использование и пальчикового и кукольного теневых театров способствует:
развитию способности узнавать предмет через развитие глазодвигательных способностей;
развитию точных прослеживающих движений глаз;
обучению целенаправленному перемещению взгляда по объекту восприятия для обнаружения и восприятия его деталей;
повышению точности, полноты зрительного восприятия через развитие умения пользоваться остаточным зрением;
развитию зрительного внимания;
обучению умению выделять и определять визуальные признаки и свойства предметов;
развитию произвольного внимания и зрительного восприятия.
Значение пальчикового театра теней также состоит в том, что наряду с развитием речи и зрительных функций, у детей развивается мелкая моторика и тонкие движения кистей и пальцев рук.
Логопедическая ритмика.
Основной принцип проведения логоритмических занятий – взаимосвязь речи и движений.
Логоритмические занятия составляются с опорой на лексические темы. Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Содержание изменяется по мере усложнения речевого материала. Сюжетно-тематическая организация занятий наиболее соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются возможности детей координировать свои движения.
Логоритмические занятия направлены на развитие:
всех компонентов речи,
Слуховых функций,
Речевой функциональной системы,
Двигательной сферы,
Мелкой ручной моторики,
Артикуляционной моторики,
Психических процессов (памяти, внимания),
Познавательных процессов,
Творческих способностей детей.
Логоритмические занятия включают следующие элементы, направленные на решение всего комплекса задач:
- артикуляционная гимнастика для развития артикуляционной моторики;
- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
- пальчиковые игры и упражнения для развития тонких движений пальцев рук;
- упражнения на развития общей моторики, для мышечно-двигательног и координационного тренинга;
- фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания;
- песни и стихи, сопровождаемые движениями, для развития плавности, выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;
- музыкальные игры для развития речи, внимания, ориентировки в пространстве;
- мело- и ритмодекламации для координации слуха, речи и движений;
- этюды психогимнастики для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, ассоциативно-образного мышления;
- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;
- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и мышечного напряжения.
В то же время на логоритмических занятиях решаются и следующие специфические задачи:
развивать рациональные способы зрительной ориентировки;
развивать зрительное внимание;
сокращать разрыв между практическими действиями ребёнка и словесным описанием предмета;
формировать у детей представления о возможностях других органов чувств при замене зрительной информации на невизуальную;
обучать умению использовать слух в процессе опознания предметов;
обучать приёмам использования сохранных анализаторов в процессе ознакомления с окружающим миром.
Весь этот комплекс решаемых с помощью логоритмики задач позволяет отнести её в разряд многофункциональных и эффективных для использования в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками с нарушением зрения.
Это далеко не все специфические методы и приёмы, используемые мною на коррекционно-логопеческих занятиях со слабовидящими детьми.
В заключении хочется отметить, что использование именно многофункциональных методов и приемов обучения, а также комплексный подход и интеграция образовательных областей являются наиболее приоритетными в коррекционно-логопедической работе со слабовидящими дошкольниками и детьми с нарушением зрения, так как способствуют наиболее эффективному (как показывают диагностические исследования) воздействию на данную категорию детей дошкольного возраста.
Главное, при организации работы с данной категорией детей, помнить о том, что новое – это хорошо забытое старое. А также, что любая деятельность требует от педагога творческого, осмысленного подхода, позволяющего построить её так, чтобы она с одной стороны - охватывала как можно больше образовательных областей и коррекционных аспектов, а с другой стороны – интересна детям, что сделает данную деятельность ещё более эффективной.
Таким образом, при правильном подборе многофункциональных заданий, упражнений и игр на логопедических занятиях не только преодолеваются речевые нарушения, повышается уровень развития всех сторон речи (что подтверждают диагностические исследования), но и идёт процесс коррекции зрительных функций и осуществляется развитие зрительной культуры слабовидящих детей. Результатом освоения зрительной культуры будет развитая культура восприятия образов, умение их анализировать, оценивать, сопоставлять, представлять, создавать на этой основе индивидуальные образы. А также будут созданы условия для формирования учебной деятельности и подготовки детей к обучению на следующей ступени образования.
Всё это делает логопедическую работу частью комплексной системы медико – психолого – педагогического воздействия при коррекции и компенсации зрительного дефекта, осуществляемому в Учреждении.
Литература.
1. Венедиктова Н. В., Сумарокова И. Г. Использование куклотерапии в коррекционной работе с незрячими и слабовидящими детьми. Н. Нов., 2008.
2. Волкова Л.С. Коррекция нарушений устной речи у детей с глубокими нарушениями зрения. Автореф. диссертации на соискание уч. степ. доктора педагогических наук. М., 1983 г.
3. Доронова Т. Н. Играем в театр., М., Просвещение, 2005 г.
4. Лапп Е. А. Развитие связной речи детей 5-7 лет с нарушением зрения. М., ТЦ Сфера, 2006 г.
5. Метельская Н. Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. М., ТЦ Сфера, 2007 г.
6. Мишин М. А., Тюбекина З. И. Зрительная гимнастика в условиях специального детского сада, как часть коррекционной работы учителя-дефектолога. ж. Физическое воспитание детей с нарушением зрения. № 1 2000г., стр. 44.
7. Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения. Под ред. Земцовой М. И., М, Просвещение, 1978.
|
|
|