Главная страница

Методики психолого-педагогической диагностики, рекомендуемые для использования аттестуемыми педагогическими работниками в процессе подготовки Портфолио


Скачать 0.94 Mb.
Название Методики психолого-педагогической диагностики, рекомендуемые для использования аттестуемыми педагогическими работниками в процессе подготовки Портфолио
страница 1/7
Дата 12.02.2016
Размер 0.94 Mb.
Тип Инструкция
  1   2   3   4   5   6   7


ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

Методики психолого-педагогической диагностики,

рекомендуемые для использования аттестуемыми педагогическими работниками в процессе подготовки Портфолио

Диагностический инструментарий подобран таким образом, чтобы он демонстрировал уровень развития личностные и профессиональные качества, был понятен и прост в обработке.

Психолого-педагогическую диагностику педагогического работника для установления соответствия квалификационной категории рекомендуется проводить в определенные дни: во вторник, среду, четверг с 10 до 12 часов, так как эти дни и это время характеризуется пиком психологической активности участников образовательного процесса.

Предложенный комплекс методик может быть проведен в классе или группе, выбранной аттестуемым педагогом. Текст анкеты может быть прочитан, но желательно, чтобы каждому респонденту был предложен свой опросный лист. Инструкция должна быть четкой, без лишних комментариев. Диагностика проводится в анонимной форме.

Если в практической деятельности для психолого-педагогической диагностики Вы использовали иной инструментарий, можете представить эти результаты и приложить соответствующие методики.
Методика диагностики направленности мотивации изучения предмета

(автор Дубовицкая Т.Д.)
Цель — выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов.

Общая характеристика методики: методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом. Методика может использоваться в работе со всеми категориями обучающихся, способными к самоанализу и самоотчету, начиная примерно с 12-летнего возраста.

Инструкция:

Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения:

«верно» + +;

«пожалуй, верно»         +;

«пожалуй, неверно»     –;

«неверно»                    – –.

Помните, что качество наших рекомендаций будет зависеть от искренности и точности Ваших ответов.

Благодарим за участие в опросе!
Вопросы для опроса:

  1. Изучение данного предмета даст мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.

  2. Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.

  3. В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.

  4. Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель (преподаватель).

  5. Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня еще более увлекательным.

  6. При изучении данного предмета кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу.

  7. Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать.

  8. Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.

  9. На занятиях по данному предмету у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».

  10. Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя (преподавателя).

  11. Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).

  12. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.

  13. По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.

  14. Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.

  15. Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.

  16. Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.

  17. Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом.

  18. Данный предмет дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.

  19. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.

  20. Если бы было можно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).


Ключ:

Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы («верно»; «пожалуй, верно»), а «Нет» — отрицательные («пожалуй, неверно»; «неверно»).

«Да» - 1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19

«Нет» - 3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 20

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.

Интерпретация результатов:

Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результат расшифровывается следующим образом:

0—10 баллов — внешняя мотивация;

11—20 баллов — внутренняя мотивация.

Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы следующие нормативные границы:

0—5 баллов — низкий уровень внутренней мотивации;

6—14 баллов — средний уровень внутренней мотивации;

15—20 баллов — высокий уровень внутренней мотивации.
_______________

Опросник «Учебная мотивация школьников» (для обучающихся 7-11 лет)

(модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой)
Цель: выявить уровень мотивации и определить особенности отношения детей к школе, учебному процессу на основе эмоционального реагирования на школьную ситуацию.

Вопросы зачитываются ответственным за опрос вслух, предлагаются варианты ответов, а школьники должны записать те ответы, которые им подходят, или указать буквенное обозначение ответа.

Инструкция: «Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Послушайте их внимательно. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответа. Выберите тот вариант, который вам подходит, и запишите буквенное обозначение этого варианта рядом с номером соответствующего вопроса».

Вопросы для опроса:

  1. Тебе нравится в школе?

а) не очень

б) нравится

в) не нравится

  1. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

а) чаще хочется остаться дома

б) бывает по-разному

в) иду с радостью

  1. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

а) не знаю

б) остался бы дома

в) пошел бы в школу

  1. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

а) не нравится

б) бывает по-разному

в) нравится

  1. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

а) хотел бы

б) не хотел бы

в) не знаю

  1. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

а) не знаю

б) не хотел бы

в) хотел бы

  1. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

а) часто

б) редко

в) не рассказываю

  1. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

а) точно не знаю

б) хотел бы

в) не хотел бы

  1. У тебя в классе много друзей?

а) мало

б) много

в) нет друзей

  1. Тебе нравятся твои одноклассники?

а) нравятся

б) не очень

в) не нравятся
Ключ:

В протоколе отмечается количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.


№ вопроса

оценка за ответ а)

оценка за ответ б)

оценка за ответ в)

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0
  1   2   3   4   5   6   7