|
Конспект занятия для учащихся 1 класса. Слово-предмет и слово-действие
Конспект занятия для учащихся 1 класса.
Слово-предмет и слово-действие.
( обобщающее занятие)
Составила: учитель-логопед Сучкова Е.В.
Цель: Дифференциация слов-предметов и слов-действий.
Задачи:1.Различение слов, обозначающих одушевлённые и неодушевлённые предметы.
2. Постановка вопросов к этим словам.
3. Различение слов, обозначающих действие предмета.
4. Постановка вопросов к словам-действиям.
5. Соотнесение слов-предметов и слов-действий с их графическим обозначением.
6. Слова-действия в единственном и множественном числе- уточнение вопросов.
7. Различение слов-предметов и слов-действий по вопросам.
8. Умение распознавать предложения.
9. Формирование умения работать с рассказом.
10. Развитие зрительного гнозиса и психических функций: внимания, памяти, мышления.
Оборудование:
1.интерактивная доска
2.картинки предметов разбитых по частям ( дом, чайник, заяц, снеговик)
3.выведенные на экран разбросанные буквы
4.выведенные на экран картинки
5.конверты для каждого ученика с написанными словами
Ход занятия:
Организационный момент:
Логопед: Ребята, перед вами сказочное королевство. Для того, чтобы открылись ворота этого королевства, вы должны подобрать слова, которые подходят к данной схеме.
Логопед: О чём мы будем говорить?
Ученики: Мы будем говорить о словах предметах и словах-действиях.
Логопед: Мы будем различать слова-предметы и слова-действия, и ставить к ним вопросы.
Основная часть:
«Узнай и назови предмет по его частям.»
Цель задания- работа со словами-предметами. Умение ставить к ним вопросы.
Логопед: Посмотрите внимательно.
Вы узнали предмет по его частям?
Назовите и задайте вопрос к слову?
Почему так?
(картинки: дом, чайник)
- Работа с картинкой: заяц.
Логопед: Задайте вопрос к слову?
Почему так?
Назовите части предмета в левом верхнем углу?
( хвост, уши)
Задайте вопрос к слову- хвост? –Уши?
Логопед вместе с детьми делает вывод: Смотрите Ухо- что это?
Хвост- что это? А вместе вопрос: кто?
- Работа с картинкой: снеговик.
Логопед: Задайте вопрос к слову?
Почему так?
Послушайте небольшой отрывок:
-Как хорошо-то.- сказал Снеговик, когда снежные вихри стали отхлёстывать его со всех сторон.- Просто чудо. Спасибо тебе, Матушка-метелица…
Он шагал сквозь бурю и улыбался. Только кисточка его красного колпака билась по ветру и кружилась вокруг головы.
Логопед: Что я прочитала? (сказка, стих или рассказ)
Так он живой или нет в сказке?
Почему?
Логопед вместе с детьми делает вывод: В жизни к слову снеговик вопрос: что это?
А когда он в сказке- он живой.
« Четвёртый лишний»
( Выдаются тетради с записанным числом)
Логопед: Перед вами следующая загадка.
(слова выведены на экран)
кукла, дом, море, идёт
бежит, книга, окно, ветер
парта, солнце, рисуют, дверь
- Читаем хором первую строчку.
- Вторую строчку про себя, затем по цепочке.
- Третью строчку читаем самостоятельно.
- В каждой строчке есть одно слово лишнее, какое слово лишнее это загадка.
- Отгадайте загадку. Самостоятельно выпишите лишнее слово.
- Проверка: идёт, бежит, рисуют.
- Почему эти слова лишние?
- Какие вопросы к ним зададим?
Идёт- что делает?
Бежит- что делает?
Рисуют- что делают?
« Собери слово из букв»
Цель задания- дифференциация слов- предметов и слов-действий.
- Рассыпались буквы, собери слово.
П, И, Т, А, Ц
Дети: птица
( после того, как дети назвали слово птица выводится картинка)
- Назови гласные звуки?
- Назови второй звук? Четвёртый звук?
- К слову птица какой ворос зададим?
- Почему так?
- А как называется эта птица?
- Подберите к слову птица как можно больше слов-действий.
Дети: клюёт, сидит, вьёт, высиживает, поёт, прилетает, улетает.
М, К, И, Ч, Я
Дети: мячик
(после того, как слово угадано детьми выводится картинка)
- Большой или маленький?
- Вопрос к слову?
- Почему так?
С, А, О, А, К, Б
Дети: собака
(после того, как слово угадано детьми выставляется картинка)
- Вопрос к слову?
- Почему так?
- Подберите к слову собака, как можно больше слов-действий.
« Любитель природы» игра-загадка.
Цель задания- дифференциация слов-предметов и слов-действий. Составление предложений.
( У каждого ученика конверт с карточками-словами)
ВЕТЕР, ЛЁД, СНЕГ, МОРОЗ
ПАДАЕТ, ДУЕТ, БЛЕСТИТ, ТРЕЩИТ
- Прочитайте.
- Разложите слова на две группы по цвету.
- Прочитайте слова первой группы.
- Что общего? Почему?
- Прочитайте слова второй группы.
- Что общего? Почему?
- Подберите к слову-предмету слово-действие.
( одно слово разбираем вместе)
- Выводим на экран (когда дети закончили)
ВЕТЕР ДУЕТ.
ЛЁД БЛЕСТИТ.
СНЕГ ПАДАЕТ.
МОРОЗ ТРЕЩИТ.
- Исправляем, если у детей ошибки.
- О каком времени года идёт речь?
- Можно ли сказать, что у нас получился рассказ?
- Почему?
Итак, мы с вами все загадки отгадали. Значит можно сказать, что
Мы МОЛОДЦЫ.
|
|
|