Плетение из листьев початков кукурузы
Листья початков кукурузы являлись превосходным материалом для плетения и поэтому часто использовались мастерами при изготовлении корзинок, коробов, хлебниц.
Из листьев початков кукурузы (талаш) плели кошелки. Часть листьев выкрашивали шелухой лука. Они при переплетении рельефно выделяли узор на изделии.
Ввиду плохой устойчивости к влаге, многие образцы народного творчества не сохранились.
Технология изготовления изделий.
Заготовка материала производится с конца августа до октября. Используют листья, расположенные ближе к початку, так как они более эластичные. Листья должны быть сухими, но иногда используют зеленые для плетения изделий.
Для плетения лист необходимо смочить водой, чтобы он не ломался. Нижняя его часть обрезается примерно на 1-1,5 см, затем размоченный лист нужно нарезать на равные полоски, шириной 0,5-1 см.
Начинают плести изделие с донышка. Сначала делается петля, к которой крепятся узелки, затем нужно плести по часовой стрелке. После того как сплели донышко нужного размера, его необходимо смочить и положить под пресс, чтобы в дальнейшем оно не деформировалось. Затем начинают поднимать стенки изделия.
Для декорирования изделия можно применять крашеные листья початков кукурузы, используя луковую шелуху или анилиновые красители, а также вставлять ажурную проволочку, оплетенную листьями початков.
Лозоплетение — старинный народный промысел. Наивысшего расцвета в России получил в XIX веке. Наиболее крупные центры плетения были сосредоточены в Московской, Владимирской, Тверской, Ярославской и др. губерниях. В России из ивового прута плели корзины, различные предметы для обеденного стола, ларчики, детские игрушки и др.
Этим подсобным промыслом были заняты десятки тысяч крестьян, а в ряде мест плетение стало одним из распространенных ремесел. Развитию промыслов способствовала организация школ, в которых обучали плетению.
Корзины плели в основном из вербы, различавшиеся между собой по форме и утилитарному назначению: бытовые, столбушки, клубничные и др. Для ловли рыбы изготавливали специальное приспособление, которое называлось «верша». Для вареников и пельменей плелась «чалба». Также плетение использовалось и для изготовления мебели: столов («сырно»), кресел, полок для книг и пр.
На территории Марий Эл лозоплетение было достаточно распространенным ремеслом. Это подтверждается наличием мастеров лозоплетелыциков, опыт которых изучается нами и по сегодняшний день.
Материалы и инструменты
Плетеными изделиями именуют корзины и корзиночки, кузовки и сумки, вазы, хлебницы и другие предметы, изготовленные из целого круглого прута или из колотых на две, три, четыре части толстых прутьев, из которых выстругиваются ленты.
Лента —- поверхностная часть расколотого либо расщепленного вдоль прута или палки, оструганная по толщине и ширине. При этом ее наружный слой, естественно блестящий, остается нетронутым, глянцевым. Отсюда часто употребляемое название — лента-глянец. Используют ее при выполнении наиболее изящных работ, для отделки и скрепления деталей плетеных изделий и мебели. Ленту, выструганную с обеих сторон, называют стружкой.
Листик — пластина, полученная при расщеплении прута или палки на две половинки вдоль сердцевины (из лексикона старых корзиноплетелыциков). Части прута, расщепленные на три или четыре доли, называют шинками, шинами — предназначены оци для выстругивания из них ленты-глянца.
Колунки — простейшие приспособления для расщепления (раскалывания) толстого прута или палок вдоль на три или четыре части в зависимости от количества режущих граней. Колунки изготавливаются из твердых пород дерева, из рога, кости либо пластмассы в виде стержня диаметром 3, а длиной 6—8 см. Один конец колунка скруглен, другой же имеет три или четыре глубоких выреза, образующих острые режущие грани, пересекающиеся под прямым углом или под углом 120 градусов.
Для раскалывания берут вымоченную в воде палку (прут) и на ее комлевых концах делают ножом три или четыре глубоких крестообразных разреза, или расщепа. В них вставляют режущие грани того или иного колунка, удерживаемого левой рукой, а расщепляемый прут правой рукой направляют на колунок. Древесина прута под давлением резцов колунка раскалывается до самой вершинки на три или четыре части, то есть на всю длину. Колунок до настоящего времени пока единственный инструмент, с помощью которого готовят наиболее качественные шины (по сравнению с лозострогальными машинками и станками) .
Каркас, или основа плетеного изделия, состоит из круглого, овального либо прямоугольного дна с прикрепленными к нему вертикально поставленными прутьями-стояками, по которым затем ведется заплетка стенок корзин и других предметов. Круглые донья плетут па крестовинах из палочек-радиусов; их оплетают но кругу одним последовательно наращиваемым прутом, двумя скручиваемыми между собой прутьями, образующими веревочку в два прута, или веревочками в три прута. Крестовины овальных доньев требуют уже разновеликих палочек: продольных — но большой оси овала и поперечных, коротких — но малой оси овала.
Кроме того, каркасы изготовляются из обруча с прикрепленными к нему стояками; из двух перпендикулярно соединенных розетками круглых или овальных обручей с ребрами; иногда — из трех обручей и подставленных к ним ребер, оплетаемых тонкими прутиками.
Крестовина, как явствует из сказанного, служит основой для плетения доньев. Ее образуют перпендикулярно вставленные в расщепы трех или четырех палочек такие же по длине и диаметру три или четыре палочки для круглых доньев, а также скрещенные длинные продольные и короткие поперечные палочки для овальных доньев. При оплетке одинарным прутом, веревочками палочки разводятся на равные расстояния друг от друга, как спицы в колесе, либо их закругляют на торцевых сторонах овальных доньев.
Стояки, или стойки, прутья, составляющие каркас изделия. Но ним заплетается вертикальная боковая стенка корзин, ваз, снинок кресел, диванов и пр. Диаметр стояков должен быть несколько больше диаметра заплетаемых в стенку прутьев. Расположение стояков определяет форму и прочность плетеной вещи.
Боковая стенка, борт — часть изделия, по которой судят о характере и красоте плетения, о мастерстве плетельщика. Боковые стенки выполняются разными способами как сплошным, так и ажурным плетением.
Простой способ плетения — заплетка нечетного количества стояков одиночным прутом через один промежуток .по схеме «перед — за, перед — за» стояком в виде- непрерывного ряда, идущего по пологой спирали.
В замкнутых контурах изделий (различные корзины, кашпо, вазы и тому подобные предметы) наслоение рядов ведется кругообразно в одном направлении — слева направо, а в плоских изделиях прямоугольной формы прут, доплетенный до крайнего стояка, огибает его и заплетается по той же схеме в обратном направлении, пока не будет достигнута желаемая высота стенки. Если длина прута при этом израсходована полностью, его наращивают новым: комель состыковывается с комлем, вершинный конец — с вершинным.
Послойное плетение в отличие от простого ведется справа налево путем приплетеиия на два шага к каждому стояку по одному пруту, и только затем, они поочередно вплетаются в стенку изделия на один шаг через стояк. Диаметр прутьев и их длина должны быть строго одинаковыми, тогда вплетенные на всю длину между стояками прутья дадут и одинаковое количество рядков, и равный по высоте слой плетения стенки. Отпадает необходимость наращивания израсходованной длины прутьев. Высоту стенки рассчитывают по числу слоев плетения, разделяемых веревочками. Послойное плетение выполняют как одним, так и двумя, тремя прутьями.
Рядовое плетение применяется тогда, когда необходимо получить совершенно гладкие стенки, что называется, без сучка и задоринки, на лицевой и внутренней стороне. Плетение ведется слева направо по одному пруту, длина которого не должна превышать трех четвертей длины окружности изделия. Комлевый конец заплетаемого прута заостряют и «прячут» в проход, подготовленный шилом вдоль правой стороны каждого стояка в заплетке первых четырех прутьев, а вершинные концы аккуратно обрезают или тоже «прячут» в плетение стенки по мере расхода всей длины с отступлением на один промежуток вправо. Каждый очередной прут начинают вплетать, отступая на один шаг или промежуток к очередному стояку. Благодаря этому на стенке изделия образуется спиралеобразный рельеф — своего рода украшение.
Квадратное плетение подходит для изготовления прямоугольных изделий и, в отличие от всех перечисленных способов, ведется через два стояка снаружи за два стояка изнутри и т. д. Плетение первого ряда квадратов начинают комлевыми концами прута, пока высота выкладываемых рядков не будет равна расстоянию между стояками, то есть пока не получится квадрат. Следующую полосу квадратов начинают плести, отступя вправо на один промежуток, для того чтобы квадраты в рядах ложились, как кирпичи в стене. Добиваясь большей плотности плетения, ряды квадратов все время сбивают, уплотняют колотушкой (изером).
Ажурное плетение — один из видов художественного плетения (от французского слова «ажур» — «сквозной»), придающий изделиям декоративность, красоту, изящество. Огромное разнообразие рисунков обеспечивается за счет чередования открытых ячеек, столбиков, ромбиков, перекрестьев прутьев и т. д., вплоть до воспроизведения кружевных узоров, сложных тканей, воздушных загибок и бордюров.
Плетение веревочками тоже широко применяется буквально в каждом изделии. Различные веревочки в два, три, четыре и даже в пять прутьев используются для фиксации стояков на равных друг от друга расстояниях, для придания изделию жесткости и прочности, отбивок одного вида плетения от другого. Во всех этих случаях прутья не только оплетают стояки, но и перевиваются между собой в узоры «елочка», «цепочка» и др.
Крестовина — основа для плетения доньев, образованная перекрещиванием радиально расходящихся палочек; у половины из них в центре имеются про дольные расщепы для того, чтобы вставить туда остальные палочки.
Палочки — отрезки прутьев диаметром 5 — 8 мм для изготовления крестовин круглых и овальных доньев, их радиальные стояки.
Бордюр — кайма, кант, венчающие край боковой стенки изделия благодаря переплетению прутьев в ажур, загибку или косички разных фасонов.
Загибки, бордюры, косички — завершение верхнего края изделий каймой или кромкой, от чего зависят его жесткость, прочность и, если хотите, красота и законченность.
Исходный стояк — вертикальный прут каркаса, с которого начинают плетение загибки, бордюра, боковой стенки изделия или у которого их заканчивают в местах стыковки начала с концом кромок и косичек.
Клинья — остро заструганные палочки из твердых пород древесины, которые заплетают в изделие вдоль стояков там, где необходимо оставить проходы для основы ручки или ручек, когда клинья удалят.
Оплетка или обвивка — прием сочленения ручки с изделием. Дужка (каркас) ручки обвивается тонкими и длинными прутьями, идущими по винтовой линии навстречу друг другу. Свободными концами прутьев ручка затем привязывается к обручу, верхней кромке изделия специальным узлом или розеткой.
Наращивание или приставка — один из распространенных приемов в случае, если длина заплетаемого прута уже израсходована и для продолжения плетения к концу этого прута надо нарастить следующий прут вершинкой к вершинке, а комель к комлю.
Сердцевина прута — внутренняя центральная часть стебля, побега растения, заполненная рыхлым пробкоподобыым веществом. Чем сердцевина меньше, тем лучше и прочнее прут», тем выше его качество. И наоборот.
Сбежистость прута — степень его конусности от комля к вершине — еще один показатель «деловых свойств» ивового сырья, одинаковости диаметра прута по всей его длине.
Окоренный, то есть без коры. Отсюда «окорка» — очистка прута от коры.
Косой срез выполняется на концах толстого прута или палки для соединения их в обруч или узлы скрепления плетеной мебели. То же, что и срез «на ус».
Отделка изделий — отбеливание перекисью водорода, покрытие лаком или красками, нанесение рисунков выжиганием и тому подобными способами.
Болванка — шаблон, соответствующий форме выплетаемого изделия, призванный обеспечить одинаковые размеры при его массовом производстве и облег-, чающий работу мастера.
Лоза— вид корзиночной ивы (лозняк или белолоз), но отнюдь не виноградная лоза, непригодная для плетения.
3.3 Методика обучения учащихся лозоплетению
Одним из распространенных ремесел горных марийцев считается изготовление изделий из ивового прута, лозы. Чего только не создавали горномарийские умельцы - от грибного лукошка и хозяйственных корзин до дорожных сундуков и плетеной мебели.
Ива была с человеком с рождения: из нее делали колыбельки для ребенка, погремушки, нехитрые игрушки. Она оставалась спутницей всей его жизни. Действительно, ива - вестник весны, пробуждения природы, первый медонос. Раньше, чем на других деревьях и кустарниках, ветви ивы покрываются душистыми соцветиями, привлекая пчел. Первой она начинает и зеленеть, радуя глаз. Молодые ветви сушили и скармливали козам и овцам. Кору многих видов ивы употребляли для дубления кож, а некоторых из видов - в качестве лекарственных средств. Ивы укрепляют песчаные берега, откосы плотин, защищают почву от эрозии.
В старые времена в деревнях чуть ли не каждый мальчишка мог сплести лукошко, корзину или кошелку для сбора грибов и ягод. Избы и дома нередко огораживали плетнями из ивовых прутьев.
В этом разделе мы расскажем об основных операциях по изготовлению изделий из лозы.
Первые занятия желательно начинать с детьми на природе. У рек, прудов и озер - там, где растут ивовые кусты. Песчаные берега, отмели реки Волги - все в зарослях ивы. Здесь можно вести «тихую охоту» за прутьями и поговорить о сроках их заготовки. Дети должны знать, что дерево, прежде чем из него напилят доски, должно расти 80-100 лет, а на плантации ивы первый урожай можно снимать уже через год, а затем - ежегодно. Природные ивняки каждый год дают материал, из которого можно делать нужные людям красивые вещи. Заготавливая прутья для корзиноплетения, важно научить детей бережно относиться к природному материалу.
Во время экскурсии следует знакомить детей со всем многообразием растительного мира. Необходимо постоянно подчеркивать, что польза леса не только в том, что он дает многообразное сырье, но и в том, что он сохраняет воду, предупреждает эрозию почвы, очищает воздух. Рекомендуем начинать обучение с изготовления простых плетеных изделий, показывая, что красота - дело рук человека, было бы желание и терпение. Важно помнить, что плетение из ивовых прутьев является полезным занятием. Оно незаменимо при исправлении дефектов моторной деятельности, особенно у детей, ибо в процессе плетения участвуют обе руки и все пальцы.
Научить детей плести - значит приобщить их к ремеслу, которое издавна бытовало на территории марийского края. Опыт, накопленный многими поколениями, детям предстоит освоить и повторить.
Заготовка и хранение прутьев
Корзины хорошо плести из ивовых прутьев и краснотала.
Благоприятным для заготовки прутьев в средней полосе России является июль.
Прутья для заплетания дна корзины готовят в октябре - ноябре, так как в эту пору они при обработке сохраняют белый цвет.
Белые (окоренные) прутья можно сушить под прямыми солнечными лучами и в тени, но нельзя оставлять под дождем, потому что они теряют белый цвет и покрываются плесенью. Заготовленные прутья могут храниться несколько лет.
Перед плетением корзины белые прутья замачивают в воде в течение 20-30 минут, затем их кладут в полиэтиленовый пакет, чтобы прутья не засыхали.
Прутья, заготовленные поздней осенью и в начале зимы (если не мешает снег, прутья заготавливают и зимой), связывают в пучки («топлат») и укладывают на хранение в холодном сухом помещении. До укладки на хранение их рекомендуется рассортировать.
Зеленый прут следует очистить от коры, так как зеленые прутья после высыхания к дальнейшему использованию не пригодны.
Если летом не успели заготовить окоренные прутья, то можно проварить свежие зеленые прутья в чугунке 3-4 часа, затем очистить их и получить окоренные прутья.
Весной прутья можно срезать только до начала сокодвижения - при обрезке после начала сокодвижения растения истощаются и наносится ущерб будущему приросту.
Изделия из прутьев не любят сырости и соприкосновения с землей.
Материалы и инструменты для работы
Прутья разной толщины, различных сортов и оттенков.
Шило. Можно пользоваться круглым или четырехугольным шилом длиной 3 см. Длина ручки 6-7 см.
Кочедык длиной 3-4 см. Длина ручки 6-7 см.
Нож переплетный с укороченным клинком.
Колунки, простейшие приспособления для расщепления (раскалывания) толстого прута вдоль на три или четыре части в зависимости от количества режущих граней.
Молоток столярный. Масса молотка 160-200 г. Длина головки 7-9 см. Длина ручки 18-25 см.
Молоток деревянный или киянка. Вес около 200 г. Длина головки 12 см. Длина ручки 20-25 см.
Щемилка, приспособление для очистки прутьев от коры.
Правила обращения с инструментами
Перед работой проверь прочность насадки молотка.
Храни нож в указанном месте с закрытым лезвием.
Не держи нож лезвием вверх. Подавай нож товарищу ручкой вперед.
Пользуйся ножом с закругленным лезвием. Режь только от себя.
-
Перед работой проверь ручку шила и кочедыка, убедись, что они не шатаются. Дошкольникам можно работать с ножом только совместно с воспитателем.
Не пользуйся тонким длинным шилом.
Дети должны знать:
названия и назначение материалов;
названия и назначение ручных инструментов и приспособлений;
названия и назначение изделий из лозы.
Дети должны уметь:
плести разными способами, правильно определять способы плетения, последовательность изготовления изделий из лозы;
самостоятельно выполнять небольшие изделия из лозы; поддерживать порядок во время работы; соблюдать правила безопасности труда.
Цель и задачи: развивать у детей интерес к новому природному материалу - лозе, учить создавать из лозы небольшие изделия; прививать любовь к труду, формировать уважительное отношение к людям труда, народным мастерам.
Урок 1. Вводное занятие
Цель: познакомить детей с изделиями из лозы, выполненными горномарийскими мастерами, учить видеть черты национального своеобразия в произведениях крестьянского искусства, воспитывать эстетическое отношение к предметам, изготовленным из лозы.
Материал: ивовые прутья разных сортов, образцы плетеных изделий, иллюстрированные альбомы, фартук, щемилка, кочедык.
Ход занятия. Показать детям изделия горномарийских мастеров: корзины для ягод («изи корзинка»), корзины хозяйственные («чемодан корзин», «картук корзин»), сундучки. После рассмотрения образцов воспитатель показывает детям зеленые (неокоренные) прутья («уа ваштыр»), прутья краснотала («якшар уа ваштыр»), белые (окоренные) прутья («ош ваштыр»). Особое внимание уделяется вопросам безопасности труда.
Урок 2. Экскурсия в заросли ивы (природные ивняки), заготовка материала совместно с родителями
Цель: показать детям заросли ивняка и однолетние побеги ивы - длинные, тонкие, гибкие; объяснить, что лучшими прутьями считаются растущие непосредственно из земли или от низко расположенной ветки, что такие прутья очень длинные, почти без сучьев; показать детям, как срезать прут, научить детей сортировать прутья, окорять их и делать небольшие вязанки, прививать любовь к труду.
Материал: шпагат, нож, топорик, щемилка.
Ход экскурсии. Экскурсию желательно проводить совместно с родителями, сотрудниками детского сада. Ива растет вдоль реки, особенно много ее по берегам Волги, Суры, Кокшаги. Приметив такую «плантацию», надо следить, чтобы не упустить момент, когда лоза поспеет, то есть тот срок, когда наиболее ранние и мощные прутья начинают обрастать ответвлениями, чтобы снять «урожай» хорошей лозы. Показать детям природные заросли ивы, поговорить с ними об охране природы. Познакомить родителей с приемами обрезки побегов в природных ивняках. Дети не участвуют в обрезке прутьев. Они только помогают сортировать и очищать их от коры. Показать детям традиционные способы получения белого прута при помощи приспособления щемилки. Родители также помогают заготавливать круглые, овальные лучки из 5-7-годовалых прутьев. Важным моментом на занятии является не только совместный труд, но и совместный отдых. Воспитатель предлагает поиграть в народные игры, спеть песни, приготовить на костре чай и пообедать на природе.
Рис.2 Срез прутьев Рис.3 Щемелка Рис.4 Очистка Рис. 5 Сушка прутьев
|