|
«Буквы о-е после шипящихицв окончаниях существительных»
Схема конспекта урока
учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №3 Изюмникова Галина Николаевна
Предмет: русский язык Класс: 5в
Тема урока: «Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных»
Тип урока: комбинированный
Дидактическая цель урока:
-знакомство учащихся с правописанием «о» и «е» в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц];
- отработка способа действия при выборе написания О-Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц.
Планируемые результаты:
Личностные:
Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.
Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.
Формирование понятия о красоте окружающей нас природы и необходимости бережного отношения к ней
Предметные:
уметь распознавать изученную орфограмму и правильно писать буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных, действуя по алгоритму.
Матапредметные.
Регулятивные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Уметь работать по коллективно составленному плану.
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные :
Обогащать словарный запас.
Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.
Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.
Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные:
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
-
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Развивать мыслительные процессы и память(анализ, синтез, обобщение, группировка и классификация)
Оборудование: карточки с заданием для работы в паре и группе, компьютер, мультимедийный проектор, экран
Этапы урока
|
Содержание этапа
|
|
Планируемые результаты
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников
|
1.Организационный момент
Задачи: доброжелательный настрой учителя и учащихся, готовность класса и оборудования к уроку, быстрое включение класса в деловой ритм.
Коррекционная работа
(расширение словарного запаса) -инд.зад. Осинцеву, Покусаеву, Янушкайтису.
|
Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку. Предлагает записать в тетрадях дату. Обращает внимание на то, что 28 февраля -последний день зимы.
-Давайте вспомним с вами, что такое эпиграф.
Помещённое после заглавия произведения краткое высказывание, смысл которого приоткрывает читателям содержание следующего за ним повествования. Эпиграф указывает на тему произведения, отличается краткостью и емкостью.
Для нашего урока я выбрала следующий эпиграф:
Леса, так же, как озёра, моря и реки, - лучшее украшение земли, ее великолепный праздничный наряд.
К. Паустовский
А почему я сделала такой выбор, мы обсудим в конце урока.
|
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.
Сообщение учащегося.
|
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося.
Коммуникативные: расширение словарного запаса
|
|
2.Повторение пройденного материала.
Коррекционные задачи;
развитие орфографической зоркости, умение находить и исправлять ошибки в тексте, развитие переключения внимания, формирование навыков произвольного внимания (Янушкайтис, Покусаев, Подгорный)
письмо по памяти
Коррекционная работа: развитие объема и устойчивости памяти.
Коррекционная работа: развитие мыслительных процессов ( Крамаренко, Жаров)
самопроверка и самооценка
Коррекционная работа: развитие произвольного внимания- весь класс
|
Учитель организует деятельность по исправлению и объяснению ошибок, корригирует ее; затем организует процесс восстановления текста ,объяснения пропущенного знака препинания ,предлагает изобразить схему предложения.
Текст с ошибками раздается каждому на листочке. Предлагается исправить ошибки красным маркером , а на доску выносится правильный вариант.
Его чудкое ухо слышало шерох листев и шопот ветра а зоркий глас видил каждую веточку и тровинку.
В конце работы учитель предлагает произвести самопроверку( сравнить с образцом, оценить).
За правильно восстановленный по памяти текст , за безошибочное написание даются смайлики.
|
Находят и исправляют ошибки, допущенные в тексте,красным маркером, объясняют правописание.
Восстанавливают текст по памяти и объясняют знак препинания, изображают схему предложения.
Проверяют и оценивают свою работу(соотнося с эталоном)
|
Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли.
Понятие о красоте окружающей нас природы и необходимости бережного отношения к ней. (Личностные УУД)
Регулятивные УУД: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
коррекция, оценивание.
Познавательные УУД :развитие произвольного внимания, мышления, памяти.
\
Регулятивные УУД: формирование умения соотносить выполненное задание с эталоном
|
3.Актуализация ЗУН, необходимых для усвоения новых знаний.
Сообщение темы урока, постановка цели урока
Коррекционная работа; развитие мыслительных процессов: умения сравнивать, анализировать , обобщать
( Чередниченко, Егоров, Качанов)
|
Выполнение задания «найди лишнее».
Шепот, шорох, грачом.
В процессе работы возникает проблемный вопрос: как объяснить правописание слова грачом?
-Можем ли мы теперь сформулировать тему нашего урока? А цели?
Цели:
1) уметь распознавать орфограмму « Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных»;
2) правильно писать о-е в окончаниях существительных, действуя по алгоритму.
Запись темы урока.
|
Работают один у доски. другие на месте. В процессе возникает проблемный вопрос, формулируем тему и цели урока.
|
Познавательные УУД.
Общеучебные универсальные действия: смысловое чтение.
Логические универсальные действия:
анализ материала; выбор оснований для составления задания.
Действия постановки и решения проблем:
формулирование проблемы и нахождение пути решения проблемы.
Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли.
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
|
4. Объяснение нового материала.
Коррекционная работа; развитие мыслительных процессов: умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.
|
Рассуждение-поиск.
На доске написаны слова: врачом товарищем
дворцом полотенцем
межой задачей
борцов горцев
- Прочитайте слова в первом столбике, во втором.
- В какой морфеме подчеркнуты буквы о и е?
- После каких согласных стоят эти буквы?
- Определите ударение в словах.
- Сформулируйте правило правописания букв о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Затем учитель предлагает прочесть правило в учебнике на стр.221.
Мы с вами сформулировали цели урока.
Одна из них заключалась в том, что вы должны уметь правильно писать буквы о-е после шипящих и ц, действуя по алгоритму. Давайте составим алгоритм.
Алгоритм – порядок действий.
1.Где? (в окончании )
2.В какой части речи?(в существительном)
3.После каких букв? (после шипящих)
4. Когда? (под ударением – о, без ударения –е)
|
Под руководством учителя наблюдают, сравнивают, делают выводы, формулируют правило
Ученики читают правило на стр.221, сравнивают его с тем правилом, которое они сформулировали сами.
Дети вместе с учителем пытаются сформулировать алгоритм действий.
|
Регулятивные: прогнозирование, коррекция, оценивают свои действия. Познавательные: поиск информации, структуирование информации, построение высказываний, выбор способов действий.
Коммуникативные: выражение мыслей, сотрудничество друг с другом, сотрудничество с учителем. Регулятивные: коррекция знаний
Познавательные УУД.
Общеучебные универсальные действия: смысловое чтение.
Логические универсальные действия:
анализ материала; выбор оснований для составления задания.
Действия постановки и решения проблем:
формулирование проблемы и нахождение пути решения проблемы.
|
5.Динамическая пауза.
|
Учитель предлагает классу встать и задает вопросы.
-Сегодня 28 февраля?
-Сегодня последний день весны?
-Завтра 29 февраля?
-На уроке присутствуют гости?
-Завтра у вас каникулы?
-Завтра у вас выходной?
-Окончание-это орфограмма?
-Окончание-это часть слова?
-Ж,Ш,Ч,Щ – гласные?
-Ж,Ш,Ч,Щ – это шипящие?
- пишу О –
Межой,
Лучом,
Пейзажем,
Врачом,
Карандашом
Ландышем.
|
При положительном ответе дети хлопают в ладоши, при отрицательном топают ногами.
|
|
6.Первичное закрепление.
|
Учитель организовывает повторение алгоритма , а затем объясняет задание.
-Ребята, обратите внимание, в форме какого падежа стоят существительные. в которых встречается изучаемая вами орфограмма.?
-Сейчас я предлагаю вам немного необычный вид работы- диктант-молчанка. Кроме того, вы должны будете изменить существительные-поставить их в форму творительного падежа.
|
Один работает у доски,остальные-в тетради. Записывают измененные существительные,обозначают условия выбора гласной в окончании существительных.
|
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
|
7.Самостоятельная работа со взаимопроверкой.
Коррекционные задачи;
развитие орфографической зоркости, умение находить и исправлять ошибки в тексте, развитие переключения внимания, формирование навыков произвольного внимания
|
Обратимся еще раз к целям нашего урока.
Сейчас ваша задача распознать слова с необходимой орфограммой и правильно написать их.действуя по алгоритму.
Затем учитель предлагает обменяться тетрадями и произвести взаимопроверку.
|
Дети самостоятельно выбирают слова с орфограммами их предложенного текста. записывают их,выделяя орфограммы.
Проводят взаимопроверку работ.
|
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
|
8.Закрепление. Индивидуальная работа по карточкам со взаимопроверкой.
Коррекционные задачи:
Расширение словарного запаса.
формирование навыков произвольного внимания
|
Показать себя с лучш…й стороны - производить впечатление успешного человека.
|
Не ударить в грязь лиц…м - не опозориться, с честью выйти из затруднений, показать себя с лучшей стороны в каком-нибудь деле.
|
Убить двух зайц…в - одновременно сделать два дела.
|
Всем сердц…м – искренне, от всей души.
|
Как свои пять пальц…в - знать очень хорошо, до мелочей .
|
Работа бьёт ключ…м - бурно проходит, активно проявляется.
|
|
Дети работают над карточками , производится фронтальная проверка.
|
Познавательные УУД :развитие произвольного внимания.
Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли.
|
9.Рефлексия.
|
-Сначала мне хотелось бы вернуться к началу нашего урока, а именно,к эпиграфу.
-Как вы думаете, почему я именно такой эпиграф выбрала для нашего урока?
- закончить урок хотелось бы строками Е.Евтушенко: « Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя».
-А теперь мы с вами создадим свое дерево. Каждый из вас возьмет листочек( на партах бумага в форме листа дерева) и фломастером, который соответствует вашему настроению напишет, что он думает о сегодняшнем уроке.
Ваши записи могут содержать ответы на следующие вопросы:
Было интересно…
Было трудно…
Я научился…
Я попробую…
00Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
|
Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на доску.
|
Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)
|
10.Домашнее задание
|
|
|
|
|
|
|
|