Главная страница

Методическое пособие «Интеграция на уроках русского языка и литературы»


Скачать 198.6 Kb.
Название Методическое пособие «Интеграция на уроках русского языка и литературы»
Дата 29.02.2016
Размер 198.6 Kb.
Тип Методическое пособие



Методическое пособие

по теме «Интеграция на уроках русского языка и литературы»

для преподавателей

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Данное методическое пособие «Интеграция на уроках русского языка и литературы» предназначено для преподавателей русского языка и литературы, работающих в 5-11 классах.

В пособии коллеги найдут информацию о том, что представляет собой понятие «интеграция», познакомятся с формами организации образовательного процесса на основе интеграции содержания, структурой построения интегрированного урока, формами проведения интегрированного урока, видами деятельности учителей и учеников на нём.

Методическая цель данного пособия: выяснить, что такое межпредметная интеграция, каковы ее разновидности; рассмотреть интегрированный урок как форму нетрадиционного урока; показать практическое применение интеграции на примере уроков русского языка, литературы, а также других предметов.

Каждый раздел содержит теоретический материал, практикум с примерами, а также практические советы по планированию и организации интегрированных уроков, включающих в себя интерактивные формы обучения: игровое моделирование, инсценирование эпизодов, групповую работу, работу в парах.

Приём интеграции можно использовать в рамках предпрофильной подготовки школьников, а именно в создании интегрированных элективных курсов.

СОДЕРЖАНИЕ


I. Интеграция как педагогическое явление.

стр. 4

II. Формы организации образовательного процесса на основе интеграции содержания.

стр. 6

III. Условия планировании и организации интегрированных уроков.

стр. 8

IV. Приём интеграции в рамках предпрофильной подготовки.

стр. 12

V. Заключение.

стр. 13

VI. Список использованных источников.

стр. 14


ИНТЕГРАЦИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческого потенциала личности.

Интеграция возникла на фоне своей противоположности - дифференциации наук, неизбежно ведущих к сужению круга профессиональных интересов узких специалистов. Углубление процесса дифференциации наук привело к противоположному эффекту - стремлению к целостности, интеграции знаний из разных областей. В процессе интеграции исследуются сложные связи человека и общества, человека и искусства. Интеграция помогает ученику видеть богатство и разнообразие мира.

Интеграция является относительно новым веянием в образовательном процессе (это понятие в российскую педагогику пришло в 80-е годы и стало обозначать форму межпредметных связей) и становится востребованным в современной школе, где развернуты активные поиски инновационных педагогических технологий. При интеграции появляется возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины, наглядно, в действии показать, как всё в мире взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию изучения отдельного предмета. Интеграция должна способствовать воссоединению целостности мировосприятия – единство мира и человека, живущего в нем и его познающего.

Особенности межпредметных связей в предметах гуманитарного цикла определяются общими целями гуманитарного образования, которые направлены на эстетическое воспитание учащихся. Дети воспринимают различные виды искусства обособленно. Вместе с тем, такие виды искусства, как живопись, музыка и литература, тесно взаимосвязаны позволяет каждому ученику воспринимать мир в его единстве. Межпредметные связи формируют потребность в расширении круга чтения, прививают интерес к другим видам искусства. Каждый вид искусства отражает реальность по-своему. Всю полноту многокрасочности мира может передать только живопись. Музыка выражает человеческие чувства. Описать конкретные события способна литература. Ни одно из искусств, взятое изолированно от других видов, не может дать исчерпывающую информацию о мире. Интеграция помогает глубже развивать эстетические особенности детей.

Что представляет собой понятие интеграция? Интеграция - это объединение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области. Интеграция предметов в современной школе находится в постоянном поиске новых педагогических решений. В словаре Ожегова: «Интегрировать – объединять в одно целое». Следовательно, интеграция – объединение всех частей в единое целое, качественно новое.

Принято выделять внутрипредметную и межпредметную интеграцию. Известно, что многие школьные предметы издавна имеют интегративный характер, здесь уместно говорить о внутрипредметной интеграции: литература и русский язык, химия и биология, история и общество, физика и математика. Внутрипредметная интеграция необходима, т.к. ученики, к сожалению, каждый предмет воспринимают изолированно, и наша задача показать, что это неверное восприятие, что, наоборот, всё взаимосвязано.

Межпредметная интеграция - это не просто соединение близких понятий из разных предметов для прочных знаний, это объединение разных предметов при изучении одной темы, целого блока тем в одно целое на основе общего подхода.

Интеграция как педагогическое явление имеет давние традиции. Чаще всего это была интеграция внутрипредметного уровня. Интеграция межпредметного уровня допускала независимое, как бы параллельное существование предметов и лишь их координацию. Необходимо было перейти к интеграции этих явлений, к рождению нового целостного мировосприятия.

Обращение к интеграции, как средству создания целостного восприятия учебного материала, объясняется рядом преимуществ:

- интегрированные уроки развивают творческий потенциал самих учащихся, побуждают к развитию логики, образного мышления, коммуникативных способностей;

- форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна; использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков;

- интегрированные уроки снимают утомляемость учащихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, служат развитию внимания, речи памяти школьников;

- интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творческой активности учителя, так как является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определённые выводы.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ
Исследователи выделяют различные формы организации образовательного процесса на основе интеграции содержания. Каждая из форм имеет свою структуру построения, способы интеграции содержания и видов деятельности.

1. Пластообразная форма предполагает наслоение различных видов деятельности (познавательных, художественно - эстетических, игровых, коммуникативных и т.п.), содержание которых пронизано общим объектом познания. Главными параметрами становятся те средства, которые наиболее образно раскрывают содержание изучаемого явления. В интегрированном уроке такими средствами чаще всего выступают слово, цвет, звук. Например, на интегрированном уроке в 6-ом классе «Отчего ты на других непохожий?» (Образ неизвестного цветка в сказке - были А. Платонова «Неизвестный цветок») использовались следующие художественные средства: звук (музыкальное искусство) - «Вальс цветов» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»; слово (литературное чтение, сочинение - миниатюра); цвет, свет (изобразительное искусство) - изображение неизвестного цветка. Все эти художественные средства помогли создать целостный образ неизвестного цветка.

2. Особенность спиралевидной формы состоит в том, что содержание, способы деятельности, в которую включён учащийся, постепенно нарастают, изменяясь количественно и качественно. Познание объекта при такой организации может осуществляться или от частного (детали) к общему (целому) или наоборот. Основное понятие, изучаемое на уроке, выполняет функцию спирали: или постепенно расширяющейся (от частного к общему), или сужающейся (от общего к частному). Учитель при такой форме выступает партнёром, соучастником в совместном осмыслении изучаемого материала. Например, на интегрированном уроке «Магия романтики (по произведениям А. Грина)», размышляя о сложности человеческих характеров, о жестокости и равнодушии, зависти и злобе, о доброте и мужестве, учащиеся создают ассоциативно - цветовую «палитру чувств», тем самым обобщая разговор о многогранности души человека.

3. Содержание взаимопроникающей формы строится на основе одного вида деятельности, например, игровой, в которую вплетаются другие виды: познавательные, слушание музыки, восприятие живописи и др. Известны следующие виды уроков: урок - спектакль, урок - сказка, урок - расследование и пр. Проникновение одной деятельности в другую обусловливается необходимостью расширения данного содержания или его закрепления. Например, в основу обобщающего урока в 6-ом классе «Путешествие в страну Русского языка» легла игровая деятельность. Кроме того, использовались интерактивные формы урока: элементы театральной педагогики (сценки с участием частей речи), музыка (песня королевы Двоек и частей речи), живопись (создание карты страны Русского языка), познавательная деятельность (кроссворды, ребусы по русскому языку, написание лингвистических сказок).

Таким образом, видим, что интегрированный урок имеет свою структуру построения, свои виды деятельности. Для того чтобы понять, получился интегрированный урок или нет, приводим схему анализа интегрированного урока в виде вопросника.

Каково содержание и компоненты интеграции; какие учебные дисциплины в неё входят?

Каково направление и объём интегрируемых предметов, в чём он выражается?

Какова тема, проблема, цель интегрированного урока? Уровень новизны?

Достигнута ли систематизация знаний учащихся, формирования целостного взгляда на предмет?

Каковы формы проведения интегрированного урока, виды деятельности учителей и учеников на нём? Разумно ли они сочетаются?

Каковы результаты деятельности учащихся на интегрированном уроке: создалось ли у них единое (интегрированное) представление о проблеме?

УСЛОВИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ
При планировании и организации интегрированных уроков важно учитывать следующие условия:

1. В интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух - трёх различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для её реализации.

Например, на интегрированном уроке в 6-ом классе по теме «И грустно, и смешно» (рассказы М. Зощенко) главные цели и литературы, и изобразительного искусства совпадают. Литература: обучать умению составлять характеристику литературного героя на основании его поступков, окружающего предметного мира, речевой характеристики; развивать навыки сопоставительной характеристики.

Изобразительное искусство: обучать умению создавать портрет персонажа на основании его поступков, речевой характеристики, предметного мира, пластики (т.е. мимики, жестов, эмоционального состояния)

Общая цель: работать над художественным образом с точки зрения разных видов искусства: литературы, живописи.

2. При проведении интегрированного урока от учителей (ведущих разные предметы) требуется тщательная координация действий, глубокое проникновение в замысел писателя. Например, на интегрированном уроке в 7-ом классе по теме «Наше счастье - заглянуть миру в лицо» (по поэме «Фацелия» и дневниковым записям М. Пришвина) была необходима точная координация действий на протяжении всего урока. Приведём фрагмент начала урока.

1.Учитель литературы.

- «Мир всегда одинаков и стоит, отвернувшись от нас. Наше счастье - заглянуть миру в лицо», - написал в своём дневнике М. Пришвин. Эти слова - тема нашего урока.

-Что значит «заглянуть миру в лицо»? (Заглянуть - значит увидеть, услышать мир, окружающий нас, всмотреться в его тайны, увидеть чудеса природы). Вот и мы на уроке попробуем «заглянуть миру в лицо» и поможет нам в этом прекрасный писатель - М. Пришвин.

2. Учитель изобразительного искусства.

-Я впервые по - настоящему открыла для себя Пришвина только после того, когда прочитала его дневники и удивительную по красоте поэму «Фацелия». Меня, учителя рисования, особенно поразило то, насколько мастерски Пришвин обращается с цветом. В тщательности прорисовки деталей писателя можно сравнить с русскими художниками: Шишкиным, Поленовым, Васильевым. Читатель способен увидеть всё богатство цветового мира через ритм и логику размышлений, лавину эмоций и чувств, содержащихся в произведениях. Именно чувства являются мостиком между словом - образом и зрительным образом.

В своих иллюстрациях к миниатюрам («Бездна», «Расцвет шиповника», «Осенние листья», «Цветущие травы» и др.) вы показали умение понимать замысел писателя, передали цветовое богатство мира. Рассмотрим иллюстрацию к миниатюре «Бездна». В иллюстрации изображён край пропасти таким образом, что зритель, смотря на него со стороны бездны, не чувствует почвы под ногами. Почему композиция была выстроена именно таким образом? (Чтобы показать притяжение бездны). Чёткий, ровный ритм вертикальных трещин стены пропасти, занимающей всё пространство, показывает направление движение взгляда в глубину.

-Почему выбрана фиолетово - коричневая гамма? (Фиолетовый цвет представляет сокрытую тайну, взгляд в нём тонет, не встречая никаких препятствий, и теряется в бесконечности. Коричневый же успокаивает, стирает в человеке индивидуальность, вызывая меланхолию).

-Иллюстрация к миниатюре «Расцвет шиповника интересна тем, что в ней отсутствует фон. Тонкое дерево, увитое цветущим кустом, формируется чётким цветовым пятном. Вокруг - россыпью изображены пчёлы. Почему выбрано такое решение композиции? (Ничто не отвлекает от безмятежного праздника).

-Какие цвета использованы? (Яркие, чистые, насыщенные цвета, от них словно веет свежестью).

3.Учитель литературы.

- «Моё настоящее искусство - живопись, но я не могу рисовать, и то, что должно быть изображено линиями и красками, я стараюсь делать словами» - говорил М. Пришвин. Миниатюры Пришвина очень живописны. К. Паустовский писал: «Слова у Пришвина цветут, сверкают». Мы сейчас убедимся в этом, поработав с миниатюрами писателя. Придумайте свои цветовые эпитеты, сравнения вместо пропущенных.

Текст №1

Сентябрь. Солнце всходило.... Окна в ... росе. Грибы заметно кончаются, остаются одни поганки, мухоморы, свинушки. Зато, бывает, в это время на ... мху выдвинется сыроежка величиной с ... блюдечко и с водой. А в воде, как …, плавает скрюченный листик.

Слова автора: чистое, морозной, зелёном, красная, чайное, детский кораблик, жёлтый.

Вывод: в тексе использованы яркие краски, интересные сравнения. От этих слов веет чистотой, свежестью, непосредственностью.

Таким образом, тщательная координация действий учителей на уроке помогла чётко спланировать все этапы урока, добиться хорошего результата.

3. Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомлённости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке. Виды деятельности должны быть личностно значимы для каждого ученика.

Например, на спаренном интегрированном уроке в 8-ом классе по теме «Магия романтики» (урок - размышление по произведениям А. Грина) были использованы разнообразные виды деятельности, такие как инсценирование эпизода (сказка об алых парусах), дискуссия на тему «Стоит ли верить в «алые паруса» и ждать чуда?», чтении (в рамках дискуссии) собственных стихотворений, анализ эпизодов, работа по картине (коллективно созданной учащимися) страны Гринландии, создание ассоциативно - цветовой «палитры чувств».

При проведении интегрированных уроков учитель ставит следующие цели:

Познавательные (содержательно – информационные). Научить искать связи между фактами, событиями, явлениями, делать выводы.

Развивающие (информационно – деятельностные). Научить анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать.

Научить ребят извлекать нравственные уроки из осмысления произведений и событий, явлений литераторами, историками, искусствоведами.

Одним из самых существенных результатов интегрированных уроков является единство в формировании у школьников ценностей, изучаемых в разных предметах: язык и речь, культура, взаимоотношения людей, физическое и нравственное здоровье.

Государственный образовательный стандарт по русскому языку ориентирован не только и не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и духовной культуры школьников, умение грамотно думать и хорошо говорить и писать в разных условиях общения. Поэтому естественной становится интеграция русского и литературы и создание русской словесности, предмета, синтезирующего знания учащихся по языку с проникновением в мир художественной литературы. Такие уроки дают замечательную возможность закреплять знания, полученные на уроках русского языка, и углублять мотивацию к учению. В основе таких уроков - интересный текст, способствующий духовному развитию ученика, соответствующий возрастным особенностям школьника, вместе с тем содержащий что-то новое в интеллектуальном и эмоциональном плане, насыщенный орфографически, грамматически, пунктуационно и по возможности актуальный на момент использования

Применяемые на уроках русского языка и литературы технологии исследовательской деятельности, проблемного обучения, информационные технологии являются эффективным средством, формирующим и активизирующим разнообразные умения учащихся. Так, на уроке русского языка по теме «Причастие в языке и речи» ребятам можно предложить работу в группах:

1 группа – исследователи (работают с художественным текстом, взятым из учебной литературы, например, повесть А.С. Пушкина «Дубровский»)

2 группа – творцы (составляют миниатюру по опорным словосочетаниям, заранее подготовленными учителем)

3 группа – корректоры (исправляют ошибки, связанные с неверным употреблением причастий)

4 группа – лингвисты (составляют фразеологизмы из отдельных слов)

5 группа – художники (должны проиллюстрировать фразеологизмы)

Изучение биографии писателя или фактов, описанных в произведении, требуют опоры на определённую историческую эпоху, на информацию об исторических деятелях. Как раскрыть образ Пугачёва в повести Пушкина «Капитанская дочка» без опоры на исторический материал о Пугачёвском бунте и личности предводителя? Как показать трагедию Григория Мелехова, не затронув реальной судьбы донского казачества?

На таких уроках уместно использовать исследовательский метод обучения, давая учащимся индивидуальные и групповые опережающие задания. Это позволяет не только расширять знания, но и воспитывать познавательный интерес, повышая мотивацию обучения.

Хорошо прослеживается связь литературы и истории при знакомстве с биографией писателя, с определенной эпохой и при анализе стихотворений. Так, в 10 классе по теме «Лирические откровения Афанасия Фета» ребята «познали истину», работая в творческих группах, что позволило им погрузиться в историко-литературную атмосферу второй половины ХIХ века.

1. Группа текстологов прочитала и проанализировала несколько стихотворений А. Фета, познакомила с тематикой его творчества. Была отмечена музыкальность стихов. Прозвучал романс П.И. Чайковского на стихи А. Фета «Я тебе ничего не скажу».

2. Группа литературоведов познакомила с перепиской поэта, с воспоминаниями о нем современников, мемуарами.

Группа архивариусов познакомила с биографическими данными поэта. В конце урока ребят дали письменный ответ на вопрос: «Что же дала вам, ребята, эта встреча с поэзией Фета? Вы «познали истину»? Какую?»

Интересными получаются уроки в 5 классе по роману Дж. Свифта «Приключения Лемюэля Гулливера». Пятиклассники с помощью учителя географии знакомятся с определением понятия «остров», пытаются ответить на вопрос: «Фантастика Свифта научная или ненаучная? Почему?» и, конечно же, создают свой фантастический остров с помощью преподавателя изобразительного искусства.

Уроки литературы, посвященные пейзажной лирике, «Словом, музыкой, кистью…» предполагают знакомство не только с творчеством поэтов, но и художников, композиторов. Описывая природу, художник использует краски, поэт – слова и образы, композитор – ноты.

Как правило, все учащиеся получают задание приготовить сообщение о художниках, композиторах, чьи произведения будут представлены на уроке. При этом достигаются следующие цели: расширение кругозора, развитие у детей образного мышления, эстетического вкуса, умения сравнивать и анализировать. Решается и коммуникативная задача – воспитание умения слушать собеседника, формирование умения работать в группах, умения прислушиваться к мнению других.

Используя такую форму работы, удаётся провести аналогии в тематике художественных произведений и произведений живописи, показать, как представлена одна и та же тема в литературе и живописи, музыке.

В результате интегрированного обучения ребята учатся:

- применять знания, полученные на других уроках;

- самостоятельно работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера;

- самостоятельно подбирать материал для сообщений;

- устанавливать временные связи исторических событий с биографией и творчеством писателя, поэта;

- самостоятельно анализировать, отбирать главное;

- создавать схемы, алгоритмы, тексты, кроссворды по изученному материалу, используя возможности компьютера.
Сложностей при внедрении данной технологии, безусловно, много. Но как говорит В.Ф.Шаталов: «Сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом. Самое главное – учитель должен помочь ученику осознать себя личностью, пробудить интерес в познании себя, жизни, мира…»

ПРИЁМ ИНТЕГРАЦИИ В РАМКАХ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Приём интеграции можно использовать в рамках предпрофильной подготовки школьников, а именно в создании интегрированных элективных курсов. Чему способствует интеграция литературы с другими видами искусства: живописью, музыкой, театром? Прежде всего формированию у учащихся целостного восприятия окружающего мира, художественного вкуса, личностной оценки, воспитанию умения слушать серьёзную музыку, воспринимать и понимать произведения живописи.

Реализация интеграции в рамках предпрофильной подготовки способствует как общему гуманитарному образованию, так и самоопределению на старшей ступени обучения. Интегрированный курс предполагает интерактивные формы работы: ролевые и интеллектуальные игры, исследовательские работы, создание эскизов, декораций.

Интеграцией литературы и международного гуманитарного права можно назвать учебно - методический комплекс «Вокруг тебя - Мир...» для 5-8 классов. УМК «Вокруг тебя - Мир...» является интегрированным пособием нового типа, так как наряду с задачами литературного образования он даёт возможность обсуждать проблемы, связанные с понятиями гуманность, деятельное сострадание; говорить об ограничении насилия в силовом конфликте, т.е. затрагивать принципы, лежащие в основе норм международного гуманитарного права. Для выполнения заданий УМК можно использовать интерактивные формы обучения: игровое моделирование, инсценирование эпизодов, групповую работу, работу в парах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, интегрированный урок отличается от традиционного тем, что предметом анализа в интегрированном уроке выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в разных учебных дисциплинах. Осуществлённый на этом этапе синтез, как взаимодействие, соединение, выступает основным принципом построения содержания и приводит к такому важному познавательному результату, как формирование целостной картины мира. Смысл использования приёма интеграции заключается в том, что в урок включается эпизодически материал других предметов, но при этом сохраняется самобытность каждого предмета со своими целями, задачами, программой. Интеграция на уроках словесности способствует духовному и интеллектуальному развитию ученика, повышению его творческой самостоятельности. Интеграция позволит разнообразить анализ произведения, приобщить школьников к тайнам творческого процесса, активизировать познавательную деятельность учащихся.

Школа призвана развивать творческие способности учеников, а этого можно достичь путём интеграции предметов особенно гуманитарного цикла.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Баранова М.Т. Методика преподавания русского языка в школе. М: Академия, 2001.

  2. Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка. М: Просвещение, 1996г.

  3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов н/Д: изд-во «Учитель», 2006.

  4. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 4. Альтернативные уроки. – Ростов н/Д: изд-во «Учитель», 2007.

  5. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е.Н. Степанова. М.: ТЦ «Сфера», 2003.

  6. Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать (нетрадиционные уроки по русскому языку), Волгоград: «Учитель - АСТ», 2002.

7. Подрезова И.И. Интеграция на уроках словесности // Проблемы организации и содержания педагогических практик в ТГПУ: Материалы I Всероссийской учебно-методической конференции: Издательство Томского государственного педагогического университета. 2007. С.273-281.

8. Селевко Г.К. Технологии развивающего образования. - М.: "Народное образование", 2005.

9. Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока: Практическое пособие для учителей начальной школы, студентов пед.учеб.заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2003.