Главная страница

Консультация Интегрированная образовательная деятельность в детском саду


Скачать 65.58 Kb.
Название Консультация Интегрированная образовательная деятельность в детском саду
Дата 10.02.2016
Размер 65.58 Kb.
Тип Документы

Консультация

Интегрированная образовательная деятельность в детском саду

Дошкольный возраст - это сензитивный период для формирования фонематического восприятия детей, развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача детского сада заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, взаимовлияния; научить свободно и грамотно строить свои высказывания, подкреплять их доводами и фактами из различных областей знаний, доступных воспитаннику; пробуждать познавательные интересы.

К сожалению, сегодня в ДОУ существует тенденция увеличения количества занятий в режиме дня, уменьшении времени самостоятельной деятельности детей в режиме дня, времени отдыха. Все это оказывает определенное воздействие на здоровье дошкольников. Тенденция включения в занятия не всегда полезного и необходимого воспитаннику содержания, представляющего, как правило, отрывочные сведения из разных областей науки. Такая информация не становится знанием, поскольку не актуализируется ребенком в его жизни, и , соответственно, не формируется целостного представления о мире как единой системе, где все взаимосвязано.

Решением данной проблемы может стать внедрение систематических интегрированных занятий в учебно-воспитательную деятельность ДОУ.

Причины в потребности интегрированных занятий:

         Явления представляются не фрагментарно, а целиком.

         Побуждение детей к активному познанию окружающей действительности и нахождение причинно-следственных связей.

         Интерес детей, т. к. переключение на разные виды деятельности, дети не утомляются.

         Высвобождаются часы, которые ребенок может потратить на свободную деятельность, развитие двигательных потенциалов, следовательно оздоровлению.

         Снятие напряженности, страха, неуверенности.

         В большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи (сравнивают, обобщают).

Виды занятий.

Комбинированное - Сочетание разных видов деятельности, не имеющих логических связей (после рисования идет подвижная игра).

Комплексное - выполнение задач разными видами деятельности и логические связи между ними (беседа о пожарной безопасности и рисунок плаката "Пожарные на учении"). Но один вид деятельности идет как главный, а другой вспомогательный - создает эмоциональный настрой.

Интегрированное - соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагог имеет возможность решить несколько задач развития.

Методы и приемы (наиболее эффективные):

         Сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность. На одном этапе занятия задается вопрос, на другой части вопрос решается детьми.

         Проблемные вопросы, стимулирующие проявление совместных с педагогом "открытий", помогающих ребенку найти ответ (напр., окр. мир  - дифференцированно рассказывает о явлении - задает вопрос, а на природном окружении - ребята с педагогом решают на опыте - находят ответ сами, делают вывод).

         Задания: "Докажи", "Объясни", "Как ты узнал?" Ребенок приучается спрашивать об одном и том же предмете по-разному.

         Разнообразные речевые д/и  для активизации словаря.

Структура и требования:

         четкость, сжатость учебного материала;

         продуманность и логическая взаимосвязь разделов программы;

         емкость учебного материала (об одном предмете, но глубоко);

         систематичность и доступность изложения материала;

         соблюдение временных рамок занятия.

Суть: 

Интегрированное занятие дает широкое и яркое представление о мире, взаимосвязь явлений и предметов. Акцент не на усвоение определенных знаний, а на развитие образного мышления.

Структура:

1.      Вводная часть. Создается проблемная ситуация. Задается вопрос: "ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?"

2.      Основная часть. Даются новые знания - решение проблемы, вопроса с помощью разных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идет работа по развитию речи (обогащение словаря, обучение связной речи).

3.      Заключительная часть. Практическая деятельность (дидактическая игра, рисование и др.). Закрепление информации.

Трудности проведения интегрированного занятия:

         сложность отбора учебного материала;

         подробное структурирование.

Пример интеграции.

1.        Временные представления. Математика (знакомство с часами) + природное окружение (времена года, процесс развития живых организмов) + окружающий мир (понятие прошлого, настоящего, будущего, дни недели, месяцы года).

2.       Освоение понятий "часть - целое". Математика + конструирование + обучение грамоте (состав слова и предложения) + литература (характерная структура сказки, рассказа).

3.       Окружающий мир (знакомство со средствами связи) + развитие речи (нормы речевого общения по телефону).

4.       Тема: "Мир природы". Окружающий мир (характеристики, свойства объектов живой и неживой природы) + математика (логические связи человек и природа, количественные характеристики природных явлений, характеристики природных объектов: величина, форма, расположение их в пространстве).

Подготовка к занятию по К. Ю. Белой:

1.      Определить области знаний (математика, окружающий мир и т. д.).

2.      Отобрать знания по вашей теме, которые наиболее важны.

3.      Учитывать программные требования и возрастные особенности дошкольного возраста.

4.      Определить одно (или несколько) базовых направлений содержания (цель занятия).

5.      Выявить основой принцип (тему) и задачи каждого направления (область математика - свои задачи, окружающий мир - свои задачи, например).

6.      Использовать разнообразные виды деятельности (драматизация сказки + конструирование из строительного материала + музыкальное оформление + развитие речи). Чтобы дети не уставали необходима смена деятельности.

7.      Использовать большое количество наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой).

8.      Использовать методы и приемы: проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирования, моделирование.

9.      Учитывать лично-ориентированный подход.

Примечание:

         В интегрированных занятиях отсечь все лишнее, устранить дублирование информации педагогами.

         Интегрированные занятия проводить систематически, а не единожды для обеспечения их эффективности.

Что дает ребенку интегрированный подход:

 Формирует у детей целостную картину мира, обобщенные умения, системные знания, усиливает мировоззренческую направленность интересов, всестороннее развитие личности.

Что дает педагогу интегрированный подход:

Получить возможность взглянуть на свои знания по теме: полноту, правильность, осознанность. Педагог учиться устанавливать взаимосвязь объектов, явлений и процессов ("думать по-новому").  Возможность установить положительное отношение воспитанников к объекту, явлению, к занятию в целом.

Итак, проблема интеграции в дошкольном образовании важна и актуальна в настоящее время. Это связано с новыми социальными запросами к детскому саду. Интегрированное образование создает условия не пассивного принятия воспитанниками информации, а как совместная деятельность воспитателей и воспитанников, активного и созидательного отношения и действия последних.

 Макеева Т.В. - старший воспитатель