|
2. в тексте письма содержатся элементы просторечия, диалектные слова и выражения
1.Героиня рассказа русского писателя Евгения Ивановича Замятина «Правда истинная» (1814 год) стремится убедить мать в том, что счастлива и в городе ей живется хорошо, однако текст письма свидетельствует об обратном. Восхищение городской жизнью сменяется жалобами на обидчиков и тоской по деревне. Дашутка пытается обмануть мать, чтобы та порадовалась за дочь, и придумывает события, которых не было. Она пишет: "Барыня ласковая, дарит платки...., платье подарила", "Иван Андриянов за меня сватается", все "очень великолепно".Но тут же вырывается обида, и Дашутка признается, что подаренная барыней "юбка голубая шелковая на животе прожжена", барыня мучает ее непосильным трудом: "в лавку тебя гоняет, и на почтву гоняет, и в аптеку беги,.." "Ну ,просто мочи моей нету".Так как несколько раз в письме Дашутка уверяет, что все "правда истинная", ей веришь. Во всех словах она искренна: и когда уверяет, что "в городу очень великолепно" и когда жалуется: "…по огороду соскучилась, мочи моей нету". В чем же причина такого расхождения ее слов и суждений? В душе Дашутки, совсем недавно попавшей в большой суетливый город из села, идет борьба. Деревенской девушке нравится город и городская жизнь, но непосильный труд и унижения заставляют страдать. В городе у нее нет родных и друзей, она одинока и скучает по дому. И она пытается доказать не столько маме, сколько самой себе, что в городе жизнь лучше, чем в селе.
2.В тексте письма содержатся элементы просторечия, диалектные слова и выражения.
Так, Дашутка называет правила письмовные, святые мощи - моща, огромный дом -огромадным, вообще у нее вобче, ноги не гудят, а гудут, плачет не навзрыд ,а навозрыд, не идти, а итить,не трижды, а трожды, не почта, а почтва, вместо валерьяновых капель аверьяновых капель, великолепно в городу, за квартиру не плотят, третьего дня – третьёводнись.
Дашутка пользуется просторечными выражениями: платье ненадеванное, всякая швабра, хозяйка расцапалась, на кой мне ляд, за грудки, мочи нет.
Эти слова и выражения характеризуют героиню как необразованную, безграмотную, «темную». Она обычная сельская девушка. Но эта простота не делает ее хуже городских господ: в реплике Дашутки о селе звучат слова, словно бы взятые из народной песни: «навозрыд плачу»
Речевой портрет героини создается также из тех характеристик, которыми она наделяет окружающих ее людей, и из отношения к их поступкам. Дашутка наделяет барыню такими качествами, как доброта и ласка, значит, сама Дашутка их ценит. Она человек верующий, потому что посещение собора считает великолепным, мечтает выйти замуж за уважаемого человека, привязана к своему дому, ценит стремление своей матери устроить жизнь дочери. Она ждет от людей поддержки и помощи, поэтому, не получая этого, очень страдает.
3.Рассказ построен на антитезе. Это и противоречивые мнения героини об одних и тех же людях и явлениях, и столкновение правды с ложью, и в большей степени – противопоставление города и деревни.
По мнению героини, основные черты городской жизни – это питье чая "трожды"в день, хождение по вечеринам и танцы, фонари на улицах, ночью светло как днем, можно идти куда хочешь, в соборе мощей видимо-невидимо, дом большой в шесть этажей. Это внешние проявления городской жизни. Внутренняя же, истинная сущность городской жизни – вечная суета, спешка, отдаленность людей друг от друга, всеобщее непонимание и безразличие.
Образ деревни опоэтизирован в рассказе за счет применения слов, выражающих высшую степень испытываемых девушкой чувств тоски по родной деревне. Дашутка говорит: "соскучилась, мочи моей нет", "каждый вечер навозрыд плачу","взять бы купыря пожевать, и больше ничего и не надо", "во сне вижу, как бы в Яблоново к вам попасть". Красивое название села – тоже прием поэтизации образа деревни. В противопоставление безымянному городу , каких сотни и тысячи по всему миру, у села есть милое, доброе имя, есть смысл и есть корни, соединяющие девушку с ее малой родиной.
Дашутке хочется вернуться к привычному образу жизни, она скучает по простому деревенскому быту и еде. Она согласна поменять все блага городской жизни на возможность "купыря пожевать" и "выйти...на огород босиком". За смешным желанием пожевать купыря скрывается глубокая тоска героини по родине, ведь купырь и «праховая» (мягкая, пушистая) земля под ногами – это то, чего ни за какие деньги не найдешь в городе. Купырь и огород становятся символами потерянного счастья.
4.Особое внимание в письме уделено барыне и дворнику. Это люди, от которых зависит жизнь Дашутки в городе. Ей хочется, чтобы они совершали хорошие поступки в отношении ее, и она выдает ожидаемое за действительное. Она пишет, что барыня ласковая, дарит платки, платье подарила, а старший дворник, которого она называет "Иван Андреянов", за нее сватается. И тут же прорывается из души обида на барыню и дворника, и Дашутка пишет, что барыня "взгальная", "покою не дает","со двора не пускают",а дворник, которого героиня уже называет "Ванька," "проходу не дает","с руками своими лезет","лысищий , старищий".
Автор дал название рассказу "Правда истинная", потому что все, что пишет Дашутка, идет от души. Ей нравится городская жизнь, но без поддержки близких ей тяжело в чужих краях. Дашутка чувствует, но не хочет понять преимущества деревни перед городом, поэтому благодарит «мамыньку» за возможность пожить в городе. Автор называет девушку Дашуткой, тем самым выражая к ней сочувствие и симпатию. Правда истинная также и в том, что крестьяне в начале ХХ века начали покидать деревню, перебирались жить в город. С горечью Замятин пишет об этом явлении, сожалеет о духовной слепоте людей, об их разрыве со своей родиной. Забывают люди о корнях, о душе, переезжают в город, где некогда даже «морду перекрестить».
Рассказ Е.И.Замятина можно сопоставить с рассказом А.П.Чехова "ВАНЬКА" В этом рассказе Ванька Жуков, отданный дедом на обучение в город из деревни, жалуется на свою жизнь и просит деда забрать его домой. Ванька такой же неграмотный и темный мальчик, как Дашутка, он так же ищет защиты и утешения у своих близких. Дашутка и Ванька страдают от одиночества и унижений окружающих их людей и непосильного труда.
|
|
|