Главная страница

Методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания в доу


Скачать 79.3 Kb.
Название Методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания в доу
Дата 09.03.2016
Размер 79.3 Kb.
Тип Методические рекомендации

- 1 -

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ДОУ

Составитель: Симонян Марине Карленовна Воспитатель ГБОУ детский сад№1989

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

  1. Собрания организуется и проводится один раз в квартал, в зависимости от возраста детей и особенностей группы. Собрание должно начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться.

  2. Максимальная продолжительность – 1 – 1,5 ч ( 60 мин. - с родителями и 20 мин.- с участием детей).

  3. Проведение собрания требует от воспитателей тщательной подготовки, своего рода «сценария», только в этом случае оно пройдет в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей.

  4. Как правило, родительское собрание состоит из двух частей: общей (беседа, разбор конкретной ситуации, планирование, дискуссия и т.д.) и индивидуальной (по запросам родителей). Обычно это консультации с участием нескольких родителей по интересующим их вопросам.

  5. Основным методом проведения собрания должен стать диалог. Только он даст возможность выслушать и обсудить другие мнения и предложения. В ходе проведения собрания могут быть использованы следующие методы:

- лекция;

- дискуссия;

- социально-педагогический тренинг;

- психологические игры и д.р.

6. Избираемая для обсуждения на родительском собрании тема не должна быть случайной. Её выбор обусловливается целевыми ориентирами жизнедеятельности группы.

7. Готовясь к собранию, воспитатель может заранее попросить родителей заполнить специально разработанные анкеты, которые помогут воспитателю составить более конкретное представление о том вопросе, который предлагается обсудить на родительском собрании.

- 2 -

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

  1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ВЕДУЮЩЕГО СОБРАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ГОСТЕЙ

Ведущими собраний – встреч могут быть: воспитатель, старший воспитатель, заведующая, психолог, учитель – логопед, медицинская сестра и д.р. В целях снятия напряжения, сильного волнения перед встречей с родительской аудиторией можно провести тест – настрой.

Тест – настрой как способ аутогенной тренировки

«Я в хорошем настроении, у меня много педагогических планов. Тема встречи интересна родителям, они ждут её. К каждой встрече у меня подобран интересный материал. Я спокойна, уверена, я чувствую себя раскованно, я хорошо подготовилась к встрече. Я хорошо владею собой. Настроение моё бодрое, хорошее. Родители моих воспитанников понимают меня и уважают. Мне приятно общаться с родителями»

Общий тон родительского собрания – спокойный, доброжелательный. Начинают, естественно, с приветствия. Оно дает возможность родителям раскрепоститься и включиться в обсуждение проблем. Необходимо поблагодарить всех, кто нашел время прийти на собрание, особенно отцов. Обращайтесь к родителям только по имени и отчеству. Чтобы не ошибиться положите перед собой список с их именами. Перед началом огласите вопросы, которые планируете обсудить. Вступление короткое, эмоциональное, настраивающее на тему предстоящего разговора. Для создания эмоционального настроя на определенную тему собрания можно использовать музыкальный фон. Предложите разработать и утвердить правила родительского собрания. Все участники родительского собрания придерживаются установленных правил. В них можно предусмотреть следующее: быть пунктуальным; позитивно настроенным; не критиковать и не перебивать друг друга; никого ни к чему не принуждать и т.д.

2. ВЫСТУПЛЕНИЯ ПО ТЕМЕ СОБРАНИЯ (узкого специалиста, старшего воспитателя, психолога или воспитателя)

Оно должно быть ярким, лаконичным, доступным (10-15 минут)

- 3 -

3. ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РОДИТЕЛЯМИ

Важно, чтобы ведущий не рассматривал большое количество вопросов и ситуаций, не просил всех присутствующих высказать свое мнение ( достаточно 3-4 выступлений)

Основные требования к беседе:

- не следует упрекать и поучать родителей; - чаще нужно использовать в качестве примеров моменты из жизни группы; - рассказывая о нежелательных поступках детей, не следует называть их фамилии; - беседу лучше вести при мягком освещении; - переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткими музыкальными паузами;

Старайтесь делать краткие сообщения. Научитесь время от времени разряжать напряженною обстановку доброй шуткой. В течении встречи важно соблюдать законы диалога, не нарушая право родителей на обратную связь с ведущим собрание педагогом. Помните «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, продолжить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее. Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей. Дайте понять родителям, что в вопросах обучения и воспитания вы не прокурор, а их единомышленник. Оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей. Доведите до родителей мысль, что ребенок, отстающий в развитии не означает «плохой человек». Для поддержания диалога на нужном уровне можно использовать разнообразные игровые приемы (см. приложение)

4. АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЕМ ВОСПИАТЕЛЕМ РЕЗУЛЬТАТОВ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ТЕМЕ СОБРАНИЯ.

Начинать нужно только с положительных результатов. Никогда не надо называть по фамилиям детей, имеющим проблемы в поведении, не надо «клеймить их позором». Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел, может проводиться самоанализ. Педагог зачитывает основные правила воспитания. Если в семье данное правило выполняется всегда, то родители выставляют на столе фишку красного цвета, если не всегда – желтого, если не выполняется – синего (количество фишек не подсчитывается). Подводя итоги этого этапа собрания, педагогу следует подчеркнуть значимость правил воспитания и выразить надежду, что все родители будут ими руководствоваться.

- 4 -

5.ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ВСЕМИ РОДИТЕЛЯМИ

Это могут быть: изготовление гирлянд, игрушек, сервировка стола, разучивание гимнастики для глаз, артикуляционной и пальчиковой гимнастики. Разделите родителей на группы, пары, активизируйте общение. Приемы, которые могут быть использованы в ходе проведения родительского собрания см. в приложении

6. СОВМЕСТНАЯ РАБОТА РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ

Сюда входят также выполнение практических заданий, конкурсы с участием сказочных героев, разучивание некоторых танцев, игры – эстафеты и др.

7.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ СОБРАНИЯ

Завершая родительское собрание, целесообразно подвести итоги, в которых дать оценку того, оправдались ли ожидания его участников, что было особенно значимым для каждого из них, какие выводы для себя сделали родители. На завершающем этапе родительского собрания важно выяснить, изменилось ли понимание рассматриваемого вопроса. Каждый из родителей должен решить для себя, что на собрании подкрепило его мнение, а что необходимо пересмотреть или изменить в себе. На этом этапе следует определить тему следующего собрания, сроки его проведения. В конце встречи воспитатель благодарит родителей за участие, совместную работу. По мнению заслуженного учителя России В.Щербаковой, собрание проходит более успешно, если завершается «минутами благодарности». Вручение призов, грамот, благодарностей, медалей (сделанных детьми) за активное участие родителей в жизни группы, за успехи в воспитании детей. Воспитатель предлагает взять памятку о встрече. Важно следить за временем и завершить собрание в установленное время. Если какой- то вопрос останется без ответа, можно перенести его обсуждение на следующую встречу либо обсудить его в форме консультации, тренинга. Специально отведите время для индивидуального общения с родителями и родителей между собой. Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он всегда и во всем должен помогать своему ребёнку.

- 5 -

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приемы, используемые в процессе проведения

Родительского собрания

Игра в имена. Участники по очереди называют свое имя и дают себе характеристику по первой букве своего имени или, по договорённости на любую букву, на все буквы. Например, имя Ольга – ослепительная и т. д.

История имени. Все участники собрания рассказывают, каким образом они получили свое имя и что оно означает. Можно также рассказать о своей фамилии, Это очень интересная информация не только для родителей, но и для детей.

Предмет моего детства. На столе раскладывают различные предметы. Это могут быть мячик, кукла, машинка и т. п. Каждый выбирает для себя тот предмет, который связан с его детством, и рассказывает соответствующий эпизод из своей жизни.

Хобби. Каждый участник изображает на листе бумаги символ своего увлечения, Разговаривать при этом запрещается. Участники должны, используя только наглядное представление, отгадать увлечение данного человека.

Мне нравится. Родители садятся в круг, педагог стоит в центре и говорит: «Мне нравятся те, у кого светлые глаза (или длинные волосы, или те, кто носит очки и т. д.)». Те, к кому этот признак имеет отношение, встают со своих мест и занимают стулья, освобождение другими. Воспитатель также участвует в этой игре.

Комплимент. Участники становятся в круг передавая друг другу карандаш или ручку, они говорят при этом комплименты или приятный слова, которые наиболее наглядно представляют образ данного человека

Доброе слово. Один из родителей садится на стул в центре комнаты, другие очень быстро должны сказать добрые слова в его адрес. Кто замешкался, тот сменяет сидящего на стуле участника. Игра продолжается пять – семь минут.

Фауна. Каждый из участников выбирает, какое животное, птицу, рыбу растение он попытается изобразить с помощью жестов, мимики, движений. Группа угадывает, кто какое существо изображал, и обменивается мнениями.

Посидеть на стуле так, как сидит: председатель экзаменационной комиссии; обезьяна; дрессированная собака; невеста на свадьбе, и т.д. Все эти роли можно

- 6 -

связать с обсуждаемой проблемой, чтобы в шутливой форме акцентировать внимание на отдельных аспектах.

Острое блюдо. Короткие вопросы по теме собрания, вложенные в перечницы, под музыку раздаются родителям. Время для ответа 1-3 минуты. Родители отвечают только по желанию.

«ОКНО» - очень короткие новости. Педагог знакомит родителей с открытиями науки в области детской педагогики и психологии.

Работа с памятками. Родителям предлагается прочитать тексты памяток и выделить из них те пункты и советы, которые используется ими на практике и дают положительные результаты. После этого проводится обсуждение предложенных советов, родители делятся своим опытом.

Интервью. Один из участников родительского собрания садится в центр круга. На время он становится министром образования, заведующим дошкольным учреждением или воспитателем и т.д. Группа может задать ему 3-5 вопросов, тем или иным образом касающихся его «временной должности»

Профессия моей мечты. Участникам предлагается выбрать любую профессию и описать её. Вариант 1. В рассказе о профессии не должно быть ничего, что явно подсказывало бы другим, какая эта профессия. Однако рассказать об условиях работы и результатах труда необходимо. Вариант 2. Одному из участников, выбравшему профессию, все остальные задают уточняющие вопросы. Он ничего не рассказывает сам об этой профессии, а только отвечает «да» или «нет». Сильные качества. Воспитатель просит кого-нибудь рассказать о своих сильных качествах: о том, что он любит, ценит, принимает в себе, что ему дает чувство уверенности и т.д. Важно, чтобы говорящий не иронизировал над собой, а говорил по возможности откровенно. Это упражнение научит выделять в себе положительные качества и ценить их. Нужно следить, чтобы не было сказано ничего о недостатках. После этого приема родителям будет легче хвалить своего ребенка, выделять в нем положительные качества. Три предмета. Каждый из участников должен положить на стол три предмета, которые есть у него под рукой или в сумке, его сосед, глядя на эти предметы, определяет его склонности и интересы. Три зеркала. Участникам предлагается нарисовать себя в зеркале маленькими и испуганными. Во втором зеркале - большими и веселыми. В третьем – счастливыми. В какое зеркало хочется чаще смотреться? В каком зеркале человек более симпатичен? И на кого он больше всего похож.