МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГОРОДЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Методическая разработка урока литературы
для учащихся 11 – го класса
Личность и творчество Н.М. Рубцова
Автор разработки Шерстюк Нина Гавриловна
Должность: учитель русского языка и литературы
МБОУ «Городецкая средняя общеобразовательная школа»
с. Городки
Урок «Творчество Н.М. Рубцова» разработан с учётом поурочного планирования. Рассчитан на возрастную группу учащихся 16 - 17 лет (11 класс), соответствует их познавательным возможностям.
Урок носит обзорный характер и является первым по теме «Творчество Н.М. Рубцова».
Предмет: литература
Тип урока: обзорный
Методы и приемы: проблемно-исследовательский метод, ИТК, сообщения учащихся, слово учителя, чтение и анализ стихотворений
Цели:
помочь учащимся составить полное представление о личности Н. Рубцова и его творчестве;
познакомить с особенностями лирики Н. Рубцова (простота средств, светопись, максимальная приближённость лирического героя к автору), выявить специфику мироощущения лирического героя (трагизм и жизнеутверждение);
-
развивать умения анализировать, сопоставлять, раскрывать позицию автора;
формировать позицию заинтересованного и ответственного участия в познавательной и творческой работе;
помочь в оформлении исследования в электронном виде, составлении видеороликов, буклета;
воспитывать любовь к Родине, родной земле.
Материально – техническое обеспечение урока: портрет Н. М. Рубцова, эпиграф, раздаточный материал с текстами стихотворений, компьютер, проектор, диск с записью голоса поэта, видеоролики, картина Е. Шибанова «Памяти Николая Рубцова», буклет «Николай Рубцов в творчестве художников», презентация «Тихая моя родина».
Мотивация передается через познавательные методы (учет познавательных интересов, выполнение творческих заданий).
Урок строится на презентации проекта «Тихая моя родина» и материале о личности и творчестве Н.М. Рубцова, накопленном учащимися в предыдущих классах, чтении и анализе стихотворений.
Основная часть урока включает в себя использование проектной деятельности учащихся, что позволяет реализовать компетентностный подход в обучении, учит самостоятельной деятельности каждого ученика и работе в группе, способствует интеграции информационно-коммуникативных технологий.
Формы организации урока - индивидуальная, парная, коллективная.
Мыслительные операции - сопоставление, анализ, обобщение, синтез.
Роль учителя - организует и направляет деятельность учащихся, консультирует, советует, воспитывает.
Позиция ученика - активен, заинтересован.
Личность и творчество Н.М. Рубцова
XI класс
Цели:
помочь учащимся составить полное представление о личности Н. Рубцова и его творчестве;
познакомить с особенностями лирики Н. Рубцова (простота средств, светопись, максимальная приближённость лирического героя к автору), выявить специфику мироощущения лирического героя (трагизм и жизнеутверждение);
развивать умения анализировать, сопоставлять, раскрывать позицию автора;
формировать позицию заинтересованного и ответственного участия в познавательной и творческой работе;
помочь в оформлении исследования в электронном виде, составлении видеороликов, буклета;
воспитывать любовь к Родине, родной земле.
Тип урока: обзорный
Методы и приемы: презентация, сообщения учащихся, слово учителя, чтение и анализ стихотворений
Оборудование: портрет Н. М. Рубцова, эпиграф, раздаточный материал с текстами стихотворений, компьютер, проектор, диск с записью голоса поэта, видеоролики, картина Е. Шибанова «Памяти Николая Рубцова», буклет «Николай Рубцов в творчестве художников» http://yadi.sk/d/Civbk5dB3g59Q , презентация «Тихая моя родина» http://yadi.sk/d/hVFJKpNm3g4d8.
Технологическая карта урока
Этап урока
|
Деятельность педагога
|
Деятельность учащихся
|
Формируемые УУД
|
Организационный
момент
|
Проверяет подготовленность к уроку, наличие всех учащихся на уроке
|
Приветствуют учителя
|
|
Восприятие нового материала
|
Формулирует тему урока, создает проблемную ситуацию
(см. приложение)
|
Слушают учителя и выдвигают предположения
|
Логические: анализ полученной информации
Коммуникативные: умение произвольно и выразительно строить монологическую речь
Познавательные: осмысленное использование полученных знаний
Логические: умение анализировать
Коммуникативные: умение четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнение других людей
Развивают познавательный интерес
|
Предлагает посмотреть презентацию «Тихая моя Родина»
(см. приложение)
|
Представляют презентацию
|
Предлагает послушать сообщение учащегося о
Н. Рубцове
|
Слушают, делают записи в тетради
|
Просит прочитать стихотворение Н. Рубцова «Березы»
|
Читают и анализируют
|
Предлагает посмотреть видеоролик
«Плыть, плыть, плыть …»
(см. приложение)
|
Слушают, делятся впечатлениями
|
Показывает буклет и картину
Е. Шибанова «Памяти Рубцова»
(см. приложение)
|
Рассказывают легенду о Кресте, обращают внимание на нимб над головой Рубцова
|
Задает вопрос
|
Отвечают на вопрос учителя
|
Слово учителя
(см. приложение)
|
Слушают стихотворение в исполнении автора, отвечают на вопрос
|
Физминутка
|
Предлагает посмотреть видеоролик
«Купавы»
(см. приложение)
|
Слушают, делятся впечатлениями
|
Личностные: установка на здоровый и безопасный образ жизни
|
Закрепление
|
Предлагает выразительно прочитать стихотворение
Н. Рубцова
(см. приложение)
|
Читают, делятся впечатлениями
|
Личностные: воспитание любви к Родине, к родной земле
|
Подведение итогов урока
|
Задает вопросы, возвращается к проблеме и эпиграфу урока
(см. приложение)
|
Обоснованно высказывают свое мнение, доказывают свою роль на уроке, решают проблему
|
Коммуникативные: умение четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнение других, умение вступать в диалог
|
Рефлексия
|
Предлагает учащимся проанализировать свою работу на уроке
Интерактивный прием «Микрофон»
|
Анализируют работу
|
Личностные: установка на здоровый и безопасный образ жизни
|
Домашняя работа
|
Чтение и анализ стихотворений Н. Рубцова «Видения на холме» (1 группа), «Прощальная» (2 группа), «Журавли», «Зимняя песня» (3 группа).
Тест
|
Записывают домашнее задание
|
Регулятивные: умение учиться и способствовать организации своей деятельности, действовать по плану
|
Приложение
КОНСПЕКТ УРОКА
Ход урока
Организационный момент
Восприятие нового материала
Учитель
Тема «Личность и творчество Н.М. Рубцова» для вас не новая. В средних классах вы знакомились с отдельными произведениями поэта. Сегодня мы должны составить полное представление о личности Н. М. Рубцова, его творческой индивидуальности, выявить специфические черты лирического героя.
Урок хотелось бы начать словами Ф. Абрамова:
« Бог явил нам радость и чистоту в виде стихов Рубцова и взял обратно: недостойны. В ряду самых великих… Такой чистоты, такой одухотворенности, такого молитвенного отношения к миру – у кого ещё искать?» (12.VI. 1975 г.)
Это эпиграф урока. (Приложение № 1) На экране фамилии поэтов
А.С. Пушкин
М.Ю. Лермонтов
Ф.И. Тютчев
А.А. Фет
А.А. Блок
С.А. Есенин
…
Н.М. Рубцов
…
Проблемная ситуация
Почему на слайде есть многоточия? Какую смысловую и эмоциональную нагрузку они несут? ( Предположения учащихся) В конце урока ответим на эти вопросы.
Сегодня мы пройдем жизненной и творческой дорогой Н.М. Рубцова, прикоснемся к удивительно светлой и чистой поэзии.
Ребята (фамилия, имя) занимались исследовательской работой по биографии поэта. Сейчас они сделают презентацию своего проекта.
Презентация исследовательской работы учащихся «Тихая моя родина». (Приложение №2)
Учитель
Ребята беспристрастно рассказали о короткой и сложной жизни Рубцова. Литература – особенный предмет. Она дает нам не только знания, но и воспитывает, тревожит наши чувства, заставляет над чем-то задумываться.
Так устроен мир, что одни легко идут по жизни, а у других она не складывается.
Ученик
У Николая Рубцова она не складывалась с детства. Сразу следом за смертью матери, а потом сестры разыгрывается новая душераздирающая трагедия. Тетка забирает старших детей – Галину и Альберта – к себе, а младших – Николая и Бориса - везут в Красковский дошкольный детдом.
Софью Андрияновну можно понять. Что еще она могла сделать? У нее были свои дети, и шла война. Тетка сделала все, что могла… Каждый ли способен на такое? И, наверное, взрослый Рубцов понимал это… Но что чувствовал шестилетней ребенок? Горе раннего сиротства и так захлестывало его, а тут еще и осознание собственной несчастливости. Более легкая участь досталась не ему. И тем мучительней, тем болезненней была рана, что о новой беде приходилось молчать, не выплакать было несчастье. Если и пытался жаловаться шестилетней мальчишка, то в ответ встречал неприязненное недоумение: зависть – качество неприятное и в ребенке. Молча, таясь от всех, предстояло шестилетнему Рубцову пережить эту, кажется, достойную пера Шекспира драму, когда не ты выбираешь свою несчастливую судьбу, а тебе ее выбирают. И оттого, что выбирают самые близкие, самые родные люди – еще тягостней, еще больнее…
В Краскове Николаю Рубцову предстояло пережить еще одну драму.
20 октября 1943 года вместе с группой детей, вышедших из дошкольного возраста, его отправляют в Никольский детский дом под Тотьмой. Младший брат остался в Краскове. Рвалась последняя ниточка, связывающая Рубцова с семьей, с родными…
Война заканчивалась. Николай Рубцов еще не знал, что отец давно уже демобилизовался и, вернувшись в Вологду, устроился работать. Про сына, сданного в детдом, Михаил Андриянович так и не вспомнил.
Через много лет они встретились. Но неуютно чувствовал себя отец под настороженным взглядом сына. Места Николаю в новой семье не нашлось. Сын отцу не простил предательства. В стихотворении «Березы» Рубцов напишет:
На войне отца убила пуля…
Ученик читает стихотворение «Березы».
Учитель
Говорить о последнем годе жизни Николая Рубцова - занятие нелегкое и неблагодарное. Все перепуталось в эти месяцы в его жизни, и он, всегда старавшийся не смешивать литературные, дружеские и семейные дела, сейчас словно позабыл о своем правиле. Многие чувствовали, что человек приближается к трагедии, просили, давали добрые советы. Но Рубцов уже не слышал, он летел к своему концу.
Видеоролик «Плыть, плыть, плыть…» http://yadi.sk/d/3GznK4JX3g0Ww
Учитель
Поэт всегда много писал о смерти, но так, как в последние месяцы, - никогда. Он предсказал свою смерть:
Я умру в крещенские морозы.
Я умру, когда трещат березы…
Сам не знаю, что это такое…
Я не верю вечности покоя.
На экране картина Е. Шибанова «Памяти Николая Рубцова» (Приложение №3) Используется буклет, выполненный учащимися.
Учитель
Художник Е. Шибанов написал картину «Памяти Рубцова».
- Что он хочет передать в ней?
Ученик рассказывает библейскую легенду о Кресте, обращает внимание на нимб над головой Рубцова.
Учитель
Поэт интересен не только своим творчеством, поучителен и его жизненный путь. И сейчас, когда смещаются все казавшиеся ещё несколько лет назад незыблемыми точки отсчета, опыт жизни людей, которые и среди компромиссов и соглашательств сумели отыскать свой Путь, которые и в гуле оваций и анекдотов расслышали Глагол своего предназначения и, презрев житейские выгоды, повиновались ему, особенно актуален для нас…
У нас есть уникальная возможность услышать голос поэта, который удивительным образом сохранился в личных архивах людей, знавших его. В записи, которую мы сейчас прослушаем, звучит черновой вариант стихотворения «Тихая моя родина», в которое позднее поэт внесёт ряд изменений. Вслушайтесь в интонации Рубцова, постарайтесь вместе с автором прочесть это стихотворение.
Звучит стихотворение «Тихая моя родина» в исполнении автора
http://yadi.sk/d/DUcqiulW3g-mN
- Взволновало ли вас чтение поэта? Чем?
(Поэт с щемящей тоской и тревогой говорит о родной земле. Ближе родной земли и дороже её ничего и не было у поэта, она - его дом, с которым связаны все самые светлые детские воспоминания.)
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
Посмотрите, как трагична судьба поэта, и в то же время – насколько удивительно светла и чиста его лирика.
За свою недолгую жизнь он успел издать лишь четыре поэтических сборника («Волны и скалы», «Звезда полей», «Душа хранит», «Сосен шум»), но какие книги! Сегодня невозможно представить русскую лирику без его имени.
Физминутка
Видеоролик «Купавы» http://yadi.sk/d/YPi_cT9Z3g2ma
Учитель
Ваши впечатления о видеоклипе «Купавы» (Ответы учащихся)
Закрепление
Чтение стихотворений Н. Рубцова
Подведение итогов урока
- Какие стихотворения Н. Рубцова вы знаете? («Тихая моя родина», «Купавы», «Березы», «Плыть, плыть, плыть…», « Я умру в крещенские морозы», «Журавли», «Зимняя песня», «Видения на холме», «Деревенские ночи», «Прощальная» и др.)
- Какова поэзия Рубцова? (Грустная, жизнеутверждающая)
- Назовите особенности поэзии Н. Рубцова. (Простота, светопись, максимальная приближенность героя к автору)
- Назовите основные образы в лирике поэта. ( Звезда, вода, река, цветы, деревья, лодка, дорога, дом, храм, птицы)
- Возвращаемся к эпиграфу урока. (Прочитать) Соотнесем его с этим кадром. (Приложение № 1)
Что обозначают многоточия? (Рубцов продолжает традиции великих поэтов. Абрамов точно и лаконично определил значение и место творчества Рубцова в русской литературе: «в ряду самых великих».
«Николай Рубцов – поэт долгожданный. Блок и Есенин были последними, кто очаровал читающий мир поэзией – не придуманной, органической… Время от времени в огромном хоре советской поэзии звучали голоса яркие, неповторимые. И все же – хотелось Рубцова. Требовалось. Долгожданный поэт…»
(Из воспоминаний Г. Горбовского))
«Тихая» поэзия Рубцова противопоставлена «громкой» лирике Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной, Р. Рождественского.)
Николая Рубцова ещё никто сегодня не превзошел.
Поистине: « такой чистоты, такой одухотворенности, такого молитвенного отношения к миру – у кого еще искать?»!.. ( Ф. Абрамов)
VI. Рефлексия
Интерактивный приём «Микрофон»
VII. Домашнее задание
Чтение и анализ стихотворений Н. Рубцова «Видения на холме» (1 группа), «Прощальная» (2 группа), «Журавли», «Зимняя песня» (3 группа).
Тест
Библиография
1. Белков В. Жизнь Рубцова. - Вологда, 1993.
2. Воспоминания о Рубцове. - Архангельск, 1983.
3. Воспоминания о Николае Рубцове. - Вологда, 1994.
4. Зайцев В.А. Николай Рубцов. – М., 2002.
5. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. - СПб., 1996.
6. Малышева Г.Н. Очерки русской поэзии 1980-х годов. - М., 1996.
7. Науменко А.В. Проблема развития русской советской поэзии 60-х годов и творчество Н.М. Рубцова. - Дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. - Киев, 1984.
8. Онуфриева Н.И. Герой и время в русской советской поэзии второй половины 60-х - 80-х годов: Н. Рубцов, А. Жигулин, Ю. Кузнецов, О. Чухонцев: Дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. - М., 1988.
9. Интернет - ресурсы
|