|
Методическая разработка урока информатики в 6 классе. Учитель Лигостаева Людмила Николаевна Тема урока: «Растровое кодирование графической информации» Класс: 6 Цели урока
Методическая разработка урока информатики в 6 классе.
Учитель Лигостаева Людмила Николаевна
|
Тема урока:
|
«Растровое кодирование графической информации»
|
Класс:
|
6
|
Цели урока:
|
- создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации по изучаемой теме, создание целостного представления об изображениях, проверка уровня усвоения системы знаний и умений, постановка проблем нацеленных на дальнейшую работу по данной теме.
- познакомить с видами компьютерной графики и особенностями кодирования одного из них.
- создать условия для воспроизведения в памяти учащихся системы опорных знаний и умений, стимулировать поисковую деятельность;
- развивать операционно-контрольные умения, умения оценивать результаты выполненных действий;
- способствовать развитию аналитического мышления учащихся, навыков самостоятельной работы с учебным материалом.
- создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и обобщать изучаемые объекты;
- развивать коммуникативные способности через посредство работы в малых группах.
- воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
|
Задачи урока:
|
познакомить с методом растрового кодирования графической информации, как способом кодирования графической информации;
усвоить понятие пиксель;
освоить основные приемы представления изображений в памяти компьютера;
закрепление навыков работы в графических редакторах GIMP, Kolor Paint.
|
Тип урока:
|
Комбинированный
|
Знания и умения:
|
В результате изучения темы «Растровое кодирование графической информации» учащиеся должны
знать:
как кодируется графическая информация в памяти компьютера;
понятие пиксель;
понятие растровое изображение.
уметь:
-
закодировать двухцветный и цветной рисунок;
переводить числа в двоичную систему счисления;
заполнить таблицу основных цветов;
изменить цвет рисунка.
развитие навыков:
применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
|
Технологии обучения
|
Личностно - ориентированная, здоровьесберегающая, информационно – коммуникационная, проблемное обучение, развивающее обучение.
|
Методы обучения:
|
Частично-поисковый и метод проблемного обучения, репродуктивный, самостоятельная работа.
|
Оснащение урока:
|
Мультимедийный проектор, экран, доска, раздаточные карточки, учебник 6 класс и рабочая тетрадь – автор Л.Л.Босова
|
Краткая аннотация урока с учетом выбора СОТ.
Организация учебной деятельности с учётом ИКТ.
Специфика преподаваемого предмета предполагает использование ИКТ практически на каждом уроке.
Использование ИКТ на данном уроке способствует:
решению всех задач урока: обучающих, развивающих, воспитательных;
повышению познавательной активности учащихся: развивается интерес к теме, каждый ученик на уроке занят делом (в эксперименте участвуют все учащиеся);
повышению интенсификации урока и темпа урока: увеличению объёма выполненной работы.
-
облегчение усвоения нового материала путем визуального восприятия информации (подготовленная презентация позволяет наглядно демонстрировать новый материал, а также провести проверку домашнего задания).
2. Организация учебной деятельности с учётом проблемного обучения.
Использование проблемного обучения на данном уроке способствует:
развитию самостоятельности учащихся в поиске и открытии знаний (объяснение новой темы начинается с постановки проблемного вопроса, а на этапе закрепления знаний учащиеся самостоятельно проводят эксперимент);
изменению характера взаимоотношений «учитель-ученик-коллектив учащихся» в сторону сотрудничества (ученикам дается возможность высказывать собственное (не всегда верное) мнение, предлагать свои способы работы);
сформированности навыков преобразования сложных ситуаций в простые;
развитию у учащихся коммуникативных способностей, творческого и самостоятельного мышления (работа в группах).
3. Организация учебной деятельности с учётом здоровьесберегающей
технологии обучения.
Учебная деятельность, организованная на уроке, направлена на сохранение здоровья детей, а именно:
своевременная подготовка к уроку и его мобилизующее начало;
доброжелательная атмосфера, способствующая положительному эмоциональному настрою;
-
чёткая организация учебного труда, своевременная смена видов деятельности;
групповая работа, создающая ситуацию, поддержки более «слабых» учеников «сильными»;
физкультминутки запланированы вовремя и имеют специфическую направленность для уроков информатики (упражнения на осанку и зрительные упражнения).
4. Организация учебной деятельности с учётом личностно - ориентированной технологии обучения.
Принципы личностно-ориентированной технологии на уроке выражены в следующем:
создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе учащихся и учителя;
стимулирование учащихся к высказываниям, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ (учитель стимулирует детей на высказывание предположений на всех этапах урока);
оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения ( в ходе выполнения эксперимента учитель корректирует действия учащихся);
создание педагогических ситуаций межгруппового и внутригруппового общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы (во время самостоятельной групповой работы учитель перераспределяет деятельность учеников, включая «слабых»;
создание ситуации выбора и успеха;
создание условий для актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся (учащееся самостоятельно приходят к формулировке выводов);
5. Организация учебной деятельности с учётом развивающего обучения.
Показателем развивающего обучения на данном уроке является проведение эксперимента, мотивирующего учащихся на самостоятельную деятельность.
Этапы и части
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Длительность (мин)
|
Примеча
ния
|
|
|
9
|
|
1. Oрг. момент
|
Цель: мобилизация класса к работе на уроке.
Приветствует учащихся.
|
Приветствуют учителя
|
1
|
1 слайд
|
2. Актуализация знаний
3. Постановка проблемного вопроса
|
Цель: Проверка уровня усвоения ранее изученного
1. Визуальная проверка домашнего задания, выполненного в тетрадях (в конце урока тетради сдаются учителю)
Ответить на вопросы:
Перечислите основные устройства компьютера.
В компьютере мы можем хранить всю информацию, а где именно?
Пользователи, обращаясь к памяти компьютера имеют дело с файлами и папками, содержащими самые разнообразные программы и данные. Но, в то же время, для компьютера не имеет значения, какие именно данные хранятся в его памяти. Мы знаем, что независимо от вида все данные представляются в памяти компьютера в некотором виде. В каком?
Назовите виды данных.
На стр.28 учебника ответить на вопр. № 3 и № 4.
Цель: актуализация опыта учащихся по данной теме, подготовка к усвоению нового материала;
- Что такое графическая информация?
- Вспомните, в каких программах мы с вами рисовали?
- Тогда скажите мне, чем отличаются эти две картинки?
– Все верно. Первая картинка является растровым изображением, а вторая векторным.
Этим вопросом мы и займемся на уроке, тему которого прочитайте на слайде.
- Что же мы узнаем при изучении данного вопроса?
Мы узнаем как же кодируется графическая информация в памяти компьютера.
Познакомимся с видами компьютерной графики и особенностями кодирования одного из них.
Проведем эксперименты на практике.
.
|
Монитор, клавиатура, мышь, системный блок, колонки.
В памяти.
В двоичном.
Числовые, текстовые, звуковые, видео, графические.
Изображения, рисунки и т.д.
Paint, Word, PowerPoint.
Первая картинка состоит из точек, а вторая – из отдельных частей.
Растровое кодирование графической информации.
|
5
3
|
2 слайд
3 слайд
4 слайд
5 слайд
6 слайд
7 слайд
|
|
|
32
|
|
4. Объяснение нового материала
|
Цель: организация целенаправленной познавательной деятельности учащихся.
- Для того, чтобы понять как же кодируется графическая информация, рассмотрим, как формируется изображение на экране монитора.
- В зависимости от способа формирования изображений на экране монитора, графическую информацию принято подразделять на растровую и векторную.
- Откройте тетради, запишите число, тему урока и схему.
- Остановимся подробнее на растровом изображении.
- Из чего же оно состоит?
- Эти точки принято называть пикселями.
- Запишем: Пиксель – наименьший элемент изображения на экране компьютера.
Размер экранного пикселя около 0,0018дюйма, а дюйм равен 2,54см, но дюймы бывают разные.
- Вот и первое задание на дом: Найти чему равен в см дюйм в различных странах мира. (учитель записывает на доске)
- Таким образом, мы выяснили, что растровое изображение формируется из определенного количества строк, а каждая строка, в свою очередь, содержит определенное количество точек, которые называются пикселями.
С растровой графикой вы встречаетесь очень часто, достаточно привести в примеры цифровой фотоаппарат, сотовый телефон и т.п.
- Скажите, увеличивая фотографию на фотоаппарате или телефоне, что с ней происходит?
- Заметьте, что одна и та же фотография на различных моделях фотоаппаратов или телефонов становится нечеткой в различное время.
- От чего это зависит?
- Это зависит от количества точек на экране, что называется разрешением экрана.
Итак, сделаем вывод, степень четкости изображения зависит от количества строк на весь экран и количества точек в строке. То есть чем больше пикселей, тем четче и лучше изображение.
- Посмотрите внимательно на саму картинку. На что она похожа? Что вам напоминает?
- Действительно, растровый рисунок похож на мозаику, в которой каждый элемент (пиксель) закрашен определенным цветом.
Рассмотрим черно-белую картинку.
- Подумайте, как закодировать этот двухцветный рисунок?
Давайте попробуем закодировать данный рисунок в двоичной системе счисления. Что для этого нужно?
– Какие цифры мы используем в двоичной системе счисления?
– А каким же образом мы можем с помощью нуля и единицы закодировать черно-белое изображение?
– Все верно. В информатике принято каждую пустую (белую) клеточку рисунка кодировать нулем, а закрашенную (черную) – единицей. Давайте так и сделаем в наших тетрадях.
- Какой двоичный код получается у этого рисунка, сверьтесь с кодом на странице 24 вашего учебника.
- С помощью приложения Калькулятор (KDE-Прочие-Калькулятор KCals) переведите в двоичную систему счисления числа: 195, 198, 220, 240, 248, 206, 195, 195. Запишите их друг под другом, разряд под разрядом.
У вас получился двоичный код некоторого изображения. Нарисуем его, начиная с левого верхнего угла, если есть 1, то закрашиваем клеточку, если есть 0, то не закрашиваем.
Что получилось? Сверимся с учебником на 24 стр.
- Самостоятельно поработаем в рабочих тетрадях: № 37 стр. 29-30 и № 39 стр. 31-32.
- Мы рассматривали черно – белые картинки, где каждая точка рисунка могла быть закрашена или нет. В этом случае для одного пикселя нужно всего лишь один бит памяти. Запишем это.
|
Оформляют записи в тетради по ходу заданий учителя.
Точки, квадратики.
Записывают определение.
Она становится нечеткой, размытой, появляются квадратики.
Учащиеся высказывают предположения.
Мозаику
Ноль и единица.
Два цвета – две цифры. Пронумеровать цвет цифрой.
Самостоятельно проверяют работу.
Работа в тетрадях – кодирование изображения.
Буква К.
Первую таблицу делает первый вариант, а вторую – второй вариант.
Проверяют - меняясь тетрадями.
Запись в тетради.
|
19
|
8 слайд
9 слайд
10 слайд
11 слайд
12 слайд
13, 14 слайд
15 слайд
|
Физкульт-
минутка
|
Упражнения для осанки
|
|
2
|
16 слайд
|
Физкульт-
минутка
5. Закрепление изученного.
Практическая работа.
|
- А как же быть с цветными изображениями?
- Мы все это время говорили о черно-белых изображениях, но ведь наши компьютеры на черно-белые, а цветные. Из чего состоит цветное растровое изображение?
– Верно. Каждый пиксель имеет цвет. Все цвета можно пронумеровать, а каждый номер перевести в двоичный код.
– Как вы думаете, сколько цветов поддерживает современный компьютер?
– Современный компьютер поддерживает более 16 миллионов оттенков! А точнее 16 777 216.
– Для того чтобы закодировать черный и белый цвет мы использовали 1 бит, который может принимать значение 1 или 0. А для того чтобы закодировать более 16 миллионов оттенков нам понадобится цепочка из 24 нулей и единиц!
– Скажите мне, сколько цветов вы заправляете в цветной принтер? 16 миллионов?
– Это происходит потому, что в компьютере все цвета и оттенки получаются из смешения трех цветов: красный, зеленый и синий.
– 8 бит отводится на кодирование красного цвета, 8 – зеленого, 8 – синего. Каждый цвет имеет 256 оттенков основного цвета. Что при умножении и дает более 16 миллионов оттенков!
Зрительный тренажер
Цель: развитие умения применять полученные знания на практике, воспитание культуры коллективной работы.
Проведем эксперименты:
Эксперимент №1
запустите графический редакторGIMP (KDE – Графика – растровый графический редактор GIMP).
Выполните команду: Файл – Диалоги – Цвета и нажмите на кнопку Шкала.
Попробуйте вводить различные значения счетчика основных цветов. Какие при этом получаются цвета?
Заполните таблицу (см. таблица основных цветов.docx)
– Какие выводы мы можем сделать по проведенному эксперименту? (формулируются совместно с учащимися)
Отсутствие основных цветов (=0) дает черный цвет.
Значение 255 на месте одного из основных цветов дает этот цвет.
Смешение двух цветов дает другие основные цвета спектра.
Смешение всех основных цветов дает белый цвет.
Эксперимент №2
Запустите графический редактор KolorPaint (KDE – Прочие – Графика – графический редакторKolorPaint).
Откройте файл Образец.gif из папки своего класса.
Увеличьте масштаб, поставив галочку на 400% в пункте меню Вид – Масштаб.
Увеличьте исходный рисунок в 8 раз.
Выполните: Вид – Показать сетку. Что стало с рисунком? (разбился на квадратики)
Выберите инструмент Карандаш и с его помощью попробуйте сделать цвет глаз вместо голубых - зелеными.
Уменьшите масштаб до 200% и проследите за вашими изменениями.
Выйдите из программы, не сохраняя документ, для этого нажмите кнопку Отклонить.
|
Из цветных пикселей.
Учащиеся высказывают предположения.
Четыре. Черный, красный, зеленый и синий.
Учащиеся работают в группах, учитель проверяет и оказывает помощь по ходу работы.
Красный
|
Зеленый
|
Синий
|
Цвет
|
0
|
0
|
0
|
|
0
|
0
|
255
|
|
0
|
255
|
0
|
|
190
|
190
|
190
|
|
255
|
0
|
0
|
|
0
|
255
|
255
|
|
255
|
0
|
255
|
|
255
|
255
|
0
|
|
255
|
255
|
255
|
|
|
1
10
|
17 слайд
18 слайд
19 слайд
20-23 слайды
24-30 слайды
|
|
Цель: первичная оценка уровня усвоения знаний
-
Ответить на вопросы:
С какими видами графики мы познакомились?
Как называются точки, из которых состоит растровый рисунок?
Каким образом кодируется черно-белое изображение?
Оценки за урок
Домашнее задание: (с пояснением)
§1.3 стр. 23-27
Рабочая тетрадь: №37 стр. 29-30 и №39 стр. 31-32 доделать, №38 стр. 30-31
Доп.: чему равен дюйм в разных странах мира?
|
Учащиеся формулируют ответы на поставленные вопросы.
|
4
|
30 слайд
|
РЕСУРСЫ:
Информатика: Учебник для 6 класса/ Автор: Босова Л.Л. -Изд. БИНОМ, 2010г.
Информатика и ИКТ - Рабочая тетрадь для 6 класса - Босова Л.Л. - Изд. БИНОМ, 2010г.
Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 6 класса : Методическое пособие - Босова Л. Л., Босова А. Ю. - Изд. БИНОМ, 2011г.
http://cs303402.vkontakte.ru/u38077545/-14/x_a09a727c.jpg
http://fafka.ru/wp-content/uploads/2009/09/neznayka.png
http://www.xrest.ru/images/collection/00809/211/original.jpg
http://news.students.ru/uploads/img/27/1237569827_2058517040.jpg
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/ec/Bitmap_VS_SVG_ru.svg/800px-Bitmap_VS_SVG_ru.svg.png
|
|
|