|
Методическая разработка раздела учебной программы Программа. Русский язык: 5-9 кл под ред. Разумовской М. М. Москва.: Дрофа. 2008
МОУ Алемаевская основная общеобразовательная школа
Методическая разработка
раздела учебной программы
Программа. Русский язык: 5-9 кл.
под ред. Разумовской М.М. Москва.: Дрофа. 2008.
9 класс
Раздел «Сложноподчиненное предложение»
Учитель русского языка и литературы
Новикова Галина Александровна
2009 – 2010 учебный год
Совершенно очевидно, какую огромную роль
могут сыграть в развитии и укреплении всех
видов умственной и речевой деятельности
правильно поставленные занятия по языку.
К. Б. Бархин, Е.С. Истрина.
Пояснительная записка
«Русский язык выступает в нашем обществе как родной язык русского народа, как государственный язык Российской Федерации, как один из языков межнационального общения в ближнем и дальнем зарубежье.
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий междисциплинарный статус среди других школьных предметов».1
Программа по русскому языку содержит систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, графики и орфографии, морфологии, синтаксиса и пунктуации, стилистики, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т. д. , речеведческие понятия, сведения об основных нормах русского литературного языка.
Важнейшими разделами школьного курса русского языка являются синтаксис и пунктуация, изучением которых завершается программа в основной школе.
По мнению методиста Р. А. Московкиной, «синтаксис служит базой, фундаментом, на котором развивается мышление учащихся, строится обучение детей речи, пунктуации; успешность реализации этих задач зависит от уровня синтаксических знаний учащихся».
Усвоение синтаксических знаний в той или иной степени связано с работой по морфологии, лексике, орфографии. Изучение синтаксиса находится в самой тесной связи с изучением пунктуации. Прежде чем выполнять упражнения в расстановке знаков препинания, учащиеся должны основательно усвоить соответствующие синтаксические сведения. Если ученик хорошо усвоил синтаксис, он безошибочно будет ставить знаки препинания.
В курсе русского языка 9 класса изучается 4 раздела синтаксиса: «Сложносочиненные предложения», «Сложноподчиненные предложения», «Бессоюзные сложные предложения» и «Сложные предложения с разными видами связи». На сложноподчиненные предложения отводится самое большое количество уроков – 20. Рассмотрим этот раздел подробнее.
Программа М. М. Разумовской предлагает изучение следующих понятий в разделе «Сложноподчиненное предложение»: «Строение сложноподчиненного предложения: главное и придаточное предложение в его составе; средства связи в сложноподчиненном предложении. Основные виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные ( места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия). Место придаточного предложения по отношению к главному. Предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания между главным и придаточным предложениями».2
Актуальность
-- Зачем нужны эти запятые? Неужели без них обойтись нельзя? Вот до XV века в книгах вообще не было знаков препинания. А сейчас! Попробуй разберись, где эти запятые ставить!
-- На письме без запятых невозможно…
Так начинают свой диалог наши виртуальные одноклассники Кирилл и Антон. И вот уже третий год ( со времени введения ГИА в 9 классе) мы вместе с ними ведем этот спор. Он необходим, так как от умения ставить знаки препинания зависит понимание смысла высказывания. И не всегда даже отличники владеют этим умением.
Курс синтаксиса и пунктуации в 9 классе усваивается учащимися с определенными трудностями. Объем материала достаточно велик, а времени на его изучение и закрепление отводится недостаточно, всего 2 часа в неделю.
В методике преподавания русского языка вопросу о знаках препинания уделяется совсем мало внимания. А ведь это одна из наиболее проблемных и сложных тем.
Особую трудность представляет раздел «Сложноподчиненное предложение». Ученики не всегда видят отношения между главной и придаточной частями, и следствие этого – неправильная постановка знаков препинания либо вообще их отсутствие.
А ведь это необходимо не только для того, чтобы успешно сдать ГИА. Пунктуационная грамотность – одна из составляющих общей грамотности человека. Именно поэтому уже второй год я провожу эксперимент при изучении раздела «Сложноподчиненное предложение». Это самый большой по объему раздел в курсе русского языка 9 класса
(20 часов из 68).
В 2008 – 2009 учебном году я работала по учебнику С. Г. Бархударова, в этом учебном году, 2009 – 2010 , работаю по учебнику М. М. Разумовской. И в том и в другом учебнике, а также в методических пособиях к ним подобран очень богатый, разнообразный материал, на котором можно изучать сложноподчиненные предложения. Но на мой взгляд, эта подборка слишком пестра. На таком дидактическом материале невозможно создать единый фон урока. Я пошла другим путем. В течение двух лет я накопила свой собственный дидактический материал. Кроме лингвистической темы на моих уроках присутствует тема, которая служит фоном, лингвистическим материалом, помогающим изучить тот или иной вид сложноподчиненных предложений, а также реализовать воспитательные задачи урока. (См. раздел «Поурочное планирование» с.18 - 19)
Такой способ организации каждого урока значительно повысил интерес учащихся к синтаксису и пунктуации, их активность на уроке и следствие этого – лучшее усвоение данных тем.
Таким образом, выбор данного раздела обосновывается двумя положениями:
Научить девятиклассников правильно ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении ( для этого нужно видеть структуру предложения), а также употреблять данные предложения в речи.
Превратить уроки русского языка их самых скучных ( но нужных!) предметов в уроки, которые ученики ждут с нетерпением.
Цели и задачи раздела
Говоря о целях и задачах изучения раздела «Сложноподчиненное предложение», можно выделить 2 направления:
Первое: цели, которые я ставлю перед собой как учитель.
Обучая детей русскому языку, мне всегда хотелось, чтобы мои уроки не только нравились ученикам, но и чтобы они оказывались максимально эффективными с точки зрения достижения поставленных целей. Так я пришла к выводу, что «сухая» работа только по учебнику не приносит желаемых результатов. Из этого вытекли цели, которые я перед собой поставила:
Изучить современные педагогические технологии и применять их на своих уроках ( метод проектов, технологию развития критического мышления через чтение и письмо, технология проблемного обучения и др.) Применение современных педагогических технологий на уроках русского языка – это моя тема по самообразованию.
Особое внимание уделить информационным технологиям, т. к. в школе имеются для этого возможности.
Постепенно создавать свою дидактическую копилку.
Второе: цели и задачи, поставленные перед учащимися.
Обучающие:
Приобретение учащимися знаний о сложноподчиненных предложениях, об их классификации.
Формирование умения отличать сложноподчиненные предложения от других видов предложений, разграничивать части сложноподчиненных предложений, задавать вопрос, определять средства связи.
Формирование пунктуационных навыков.
Развивающие:
Развитие навыков исследовательской работы.
Развитие умения работать в группе и индивидуально.
Совершенствование умения выполнять тестовую работу.
Совершенствование умения работать с компьютером при выполнении творческих домашних заданий.
Воспитательные:
Воспитание положительного отношения к знаниям вообще и к изучению русского языка.
Воспитание любви к русской литературе, уважения к творчеству великих писателей.
Приобщение к чтению.
Приобщение к культурному наследию русского народа.
Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями.
Как было сказано выше, объем материала по изучению сложноподчиненных предложений очень велик, а уроков на отработку определенных навыков недостаточно. А теперь еще берем во внимание и подготовку к ГИА на уроках русского языка. Поэтому в последние годы я строю свою работу на преемственности пропедевтического погружения в основы данного курса (5 – 7 классы).
Работа начинается в 5 классе и носит поэтапный характер. Практика показывает, что использование укрупненных дидактических единиц, конспектов, создание обобщенных символов некоторых теоретических понятий, использование цветового зрительного ряда, включение учащихся в лингвистические игры помогает школьникам в преодолении объективных и субъективных трудностей в учебном процессе.
Так в 5 классе, приступая к изучению раздела «Предложение», особое внимание уделяю теме «Члены предложения». Теоретические сведения, определения и правила, извлеченные из текстов параграфов, выстраиваем в логической связи. Дети учатся составлять опорный конспект укрупненной дидактической единицы на тему «Члены предложения».
Поскольку обучение идет в зоне перспективного развития, эту укрупненную дидактическую единицу дополняем сведениями о значении обстоятельств из программы 8 класса. (Опорный конспект см. в Приложении 1)
Объединение в одном опорном конспекте нескольких параграфов дает возможность «высвободить» большее количество уроков для закрепления новых знаний и формирование на их основе умений. Используя опорный конспект, формирую у детей умение быстро ориентироваться в нем, находить и понимать отдельные его звенья, видеть взаимосвязи между ними. Для обучения этому использую индивидуальные ответы на вопросы учителя перед классом, озвучивание текстов опорных конспектов в парах, взаимное задавание вопросов, их взаимооценка и др. Все это помогает создавать условия, при которых каждый ученик добивается успехов в учебе в меру своих сил и способностей.
Уже в 5 классе осуществляю «маленькие прикосновения» к темам, которые будут изучаться в старших классах. Так, при изучении темы «Простые и сложные предложения» даю понятие сложного предложения с помощью опорной схемы (см. Приложение 1).
Начинаю работу по формированию умения распознавать виды придаточных определительных, изъяснительных, обстоятельственных (учимся правильно задавать вопрос и соотносить придаточные части с второстепенными членами предложения: определительные придаточные = определение, изъяснительные придаточные = дополнение, обстоятельственные придаточные = обстоятельство).
В 7 классе после изучения темы «Союзы сочинительные и подчинительные», собрав весь известный ученикам теоретический материал, создаем опорный конспект к блоку «Виды придаточных предложений по значению», который используется на протяжении усвоения различных видов придаточных предложений. (см. Приложение 1)
Реализуя принципы опережающего обучения, знакомлю учащихся с анализом сложноподчиненных предложений. Чтобы ребятам было легче осмыслить и запомнить содержание и логическую последовательность анализа, предлагаю аббревиатурное слово-сигнал ВОПРоС, в котором заключён алгоритм рассуждения в процессе знакомства со сложноподчиненными предложениями и определения в них пунктуации.
В – вопрос, на который отвечает придаточная часть
О – относится (к слову или ко всей главной части)
П – присоединяется (при помощи союза или союзного слова)
Р – разделяется запятой
о – путь свободный. Эта буква нужна для лучшего усвоения сигнала
С – стоит (после главной, перед главной, внутри главной)
Показывая ребятам образец устного анализа сложноподчиненного предложения, порядок которого строго выдерживается, обращаю внимание школьников на форму их высказывания. Это должен быть монолог на лингвистическую тему (жанр – рассуждение, стиль – книжный) с учетом научности, аргументированности, логичности и лаконичности.
Таким образом, к моменту изучения темы «Сложноподчиненные предложения» в 9 классе у школьников оказываются достаточно прочно сформированы базовые знания и умения, что позволяет в большей степени решать проблемы функционального назначения этого типа предложений в речи, проблемы текстоведения. А также часть высвободившегося времени за счет опережающего обучения я использую на подготовку к ГИА.
Система знаний
Быть грамотным – значит свободно владеть богатствами родного языка в устной и письменной речи. Богатства эти поистине неисчерпаемы. Чтобы ими овладеть, необходимо получить определенные знания в области русского языка.
Изучив в 9 классе раздел «Сложноподчиненное предложение», учащиеся должны знать:
-- понятие сложноподчиненного предложения;
-- виды сложноподчиненного предложения;
-- средства связи сложноподчиненного предложения;
-- местоположение придаточной части в сложноподчиненном предложении.
Применяя полученные знания учащиеся должны уметь:
-- опознавать по изученным признакам сложноподчиненные предложения;
-- группировать сложноподчиненные предложения по определенным признакам;
-- давать анализ и характеристику изученной языковой единицы;
-- правильно произносить сложноподчиненные предложения в соответствии с интонационными нормами;
-- правильно и уместно употреблять сложноподчиненные предложения в своей устной и письменной речи;
-- конструировать сложноподчиненные предложения по заданным схемам;
-- правильно писать сложноподчиненные предложения в соответствии с пунктуационными правилами;
-- находить и исправлять пунктуационные ошибки в сложноподчиненных предложениях.
Также на уроках по данному разделу совершенствуются умения выполнять тестовые задания различного характера:
-- с выбором одного правильного ответа;
-- с кратким открытым ответом;
-- на нахождение ошибок;
-- на соотнесение языковых явлений.
При изучении раздела «Сложноподчиненное предложение» я отвожу большое количество времени работе с текстом. Изучая родной язык в школе, ученик должен знать не только определенные правила, но и стремиться овладеть языком во всем богатстве его проявления и научиться применять полученные знания на практике. Поэтому на уроках русского языка я регулярно обращаюсь к образцам искусства слова – художественным текстам. Текст наглядно демонстрирует, как «работает» слово под пером писателя-мастера.
Кроме того, работа с текстом дает возможность повторить изученное по грамматике, проверить орфографию и пунктуацию, развивать собственную речь учащихся. Вместе с учениками мы всегда помним о том, что им предстоит работа с текстом и на экзамене.
Работа с текстом на уроке дает возможность проверить коммуникативную компетенцию школьников, в частности, умение строить собственное высказывание. Особое внимание уделяю умению выполнять тестовую работу, используя прочитанный текст. Так проверяется комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции школьников.
Таким образом, при изучении раздела «Сложноподчиненное предложение» используется система знаний:
-- знания из определенной научной области (Лингвистика – синтаксис и пунктуация – сложноподчиненные предложения)
-- фундаментальные знания:
- выполнение тестовых заданий различного характера,
- работа с текстом (Текст предложен учителем. Создание собственного текста)
Все виды знаний на уроках представляют собой определенное единство и тесно взаимосвязаны между собой.
Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.
Современная методика русского языка характеризуется поисками таких средств и путей обучения, которые бы обеспечили учащимся хорошие знания всех разделов программы по русскому языку и на их основе формирование прочных практических навыков.
По отношению к синтаксису оптимальным является такое обучение, которое обеспечивает ясное и четкое восприятие и понимание учебной информации, прочное усвоение структурных семантических признаков понятий, формирует понимание синтаксического строя русского языка как системы, создает благоприятные условия для практического овладения синтаксисом русского языка, вооружает детей различными приемами мышления, способствует формированию прочных пунктуационных навыков.
С 2007 – 2008 учебного года я начала работать над новой темой по самообразованию: «Использование новых педагогических технологий и методов на уроках русского языка». На данный момент уже есть опыт работы по методу проектов, по технологии развития критического мышления через чтение и письмо, по технологии проблемного обучения. Активнее всего использую информационные технологии. В этом учебном году в нашей школе мной и учителем физкультуры Кузнецовой В. А. была разработана программа охраны здоровья учащихся с применением здоровьесберегающих технологий «Остров здоровья». Используя данную программу, применяю на своих уроках и здоровьесберегающие технологии.
Культуроведческий подход к обучению русскому языку.
«Естественная речевая среда, окружающая ребенка, -- язык телевидения, газет, современных книг, речь взрослых и детей – не только не приобщает к культуре, но и отторгает от нее. Современный ребенок живет в среде антикультуры. В качестве «лекарства» от пагубного влияния сомнительного языкового окружения школьников можно рассматривать среду обучающую, создаваемую целенаправленными усилиями учителя, -- развивающую среду, способную приобщить ребенка к культуре, вызвать у него потребность постоянного общения с книгами – «целебными источниками» русского языка. Вот почему в современном контексте уроки русского языка могут и должны восприниматься как особое национальное явление, воплощающее духовные ценности русского народа, хранящее его историческую и эстетическую память, как источник знаний в разных областях национальной и общечеловеческой культуры».3
Основным объектом приобщения учащихся к культурному наследию русского народа я считаю текст. Работа над связным текстом позволяет органично сочетать воспитательный, обучающий и развивающий аспекты педагогического воздействия: разные виды текстов (исторические, публицистические, художественные) помогают интегрировать содержание уроков русского языка. Развивая идею приобщения школьников к духовным ценностям русского народа, к культурному наследию нации, на практике я реализую ее через расширение дидактического диапазона уроков, путем подбора или составления текстов, отражающих особенности и факты русской культуры.
На каждом уроке и связный текст и отдельные предложения обязательно объединяются одной темой (см. стр. 18 - 19).
В чем преимущества такого подбора дидактического материала?
На уроке теперь есть возможность решить сразу две задачи: изучить грамматический материал и поговорить на какую-то общественную тему, не тратя при этом драгоценных минут урока. Например, юбилей М. Ю. Лермонтова, 65-летие Победы, любовь к своей родной шатковской земле, 185-летие комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» и др. При этом достигаются важные воспитательные цели, о которых было сказано выше.
Регулярная встреча со связным текстом на уроках русского языка способствует обогащению речи учащихся, побуждает их к поискам, творчеству.
Работа с текстом не ограничила меня в выборе форм и методов работы на уроке. Я выработала для себя правило: текст ради текста – враг на уроке. Только тот текст хорош, который дает возможность работать над определенной конструкцией предложений и в то же время богат орфограммами, пунктограммами, изобразительно-выразительными средствами.
Использование информационных технологий при изучении раздела «Сложноподчиненные предложения»
Одна из ключевых проблем любого обучения – проблема удержания внимания учащихся. Компьютер, благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране монитора, позволяет удерживать это внимание в течение всего урока. При этом внимание носит не созерцательный, а мобилизующий характер, так как то, что происходит на экране требует ответной реакции учащихся.
Уроки с применением информационных технологий я провожу в компьютерном классе, но использую только один компьютер и проектор, позволяющий вывести необходимую информацию на интерактивную доску. Так появляется возможность демонстрировать все подготовленные видеоматериалы и изменять их на интерактивной доске в соответствии с заданиями. При этом не страдает зрение, а разнообразные формы работы в ходе урока не вызывают зрительного утомления. Разнообразие форм работы учащихся в сочетании с демонстрацией видеоряда и мультимедиа материалов создает у учащихся эмоциональный подъем, повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость учащихся. Этому способствует также введение в структуру урока специальной валеологической паузы. (см. Электронное приложение 1). Эти достоинства информационных технологий обеспечивают высокий уровень познавательной активности учащихся не за счет их здоровья.
Использование информационных технологий на уроках русского языка показывает, что меняется отношение учащихся к предмету, ребята не боятся проявлять свою инициативу в решении предлагаемых заданий, высказывать свое собственное мнение, стремятся овладевать программным материалом на более высоком уровне, чтобы справиться с заданиями.
При изучении раздела «Сложноподчиненные предложения» я решила все уроки построить на использовании информационных технологий. К каждому уроку была заранее подготовлена презентация в программе Power Point. (см. электронные приложения к каждому уроку) Презентации предполагают не просто просмотр и ответы на поставленные вопросы, но и внесение изменений с помощью электронного маркера на интерактивной доске. Рассмотрим это подробнее.
Орфографическая разминка (урок3). По горизонтали записаны слова с пропущенными буквами. Маркером вписываем пропущенные буквы, тем самым повторяем орфограммы. По диагонали в выделенных клетках получаем слово – термин, с которым будем работать на уроке.
Теоретическая разминка (урок 2, урок 7). Аналогично орфографической, только повторяем не орфограммы, а лингвистические термины. По диагонали также получаем ключевое слово для работы на уроке.
Выполнение тестовой работы. Тесты как форма контроля оперативны, компактны, в достойном виде способны дать более или менее точную картину владения информацией. Умение выполнять тест обеспечит на итоговом экзамене почти половину баллов от максимального количества. При изучении сложноподчиненных предложений работу с тестом провожу на каждом уроке. Выполняем тесты на повторение, на закрепление изученного, тесты, напоминающие задания в ГИА. Тесты на повторение пройденного на предыдущих уроках использую на уроках 1, 4, 5,6, 9,13. На закрепление изученного на данном уроке – на уроках 3, 4, 7. Тесты, аналогичные тестам в ГИА – на уроках 2, 8, 11. Использование компьютера при выполнении тестов позволяет сэкономить огромное количество бумаги.
Заполнение схем. На слайде дается пустая схема. Ученик должен заполнить ее. (урок 15). Схема – это опорный конспект. Она помогает лучше запомнить объемный теоретический материал. Восстанавливая схему на слайде, ученик еще раз мысленно прорабатывает всю теорию, используя зрительную память.
Если на уроке необходимы репродукции картин, использование компьютера очень удобно. Так, на уроке №6 пишем мини- изложение. Для наглядности используем картину И. К. Айвазовского «Девятый вал». Зрительные образы помогут ученикам запомнить текст для изложения, так как кроме данного вида работы на уроке предполагается еще ряд других заданий.
Выразительное чтение текста также возможно благодаря применению презентации без дополнительных затрат на распечатку текстов.
Редактирование текста (вставить пропущенные буквы, знаки препинания, раскрыть скобки) производим на заранее подготовленном слайде с помощью электронного маркера (уроки 6, 13).
-
Использование в качестве наглядности портретов писателей, чьи строки звучат на уроке, является важным воспитательным моментом. ( урок 1 – Л. Н. Толстой, урок 2 – М. Ю. Лермонтов, урок 4 – А. С. Грибоедов, урок 5 – К. Бальмонт, урок 7 – С. Есенин, урок 13 – А. С. Пушкин).
Таким образом, использование информационной технологии (презентация + работа на интерактивной доске) позволяет:
-- значительно сэкономить время на уроке;
-- повысить уровень наглядности в ходе обучения;
-- внести элементы занимательности, оживить учебный процесс;
-- расширить возможности предъявления учебной информации;
-- повысить мотивацию к учению.
На современном этапе практически у каждого ученика компьютер имеется дома и использование подобной техники на уроке воспринимается детьми как нечто само собой разумеющееся, соответствующее современным реалиям.
Использование информационных технологий я сочетаю с другими новыми педагогическими технологиями и методами.
Применение метода проектов при изучении раздела «Сложноподчиненные предложения»
«В настоящее время метод проекта все чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий. Проект способствует активизации познавательной деятельности, служит развитию креативности и одновременно способствует формированию определенных личностных качеств»4
Метод проекта всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев).
В течение трех последних лет я активно использовала метод проекта на уроках русского языка, поэтому данный вид работы для моих девятиклассников не является новым.
При изучении раздела «Сложноподчиненные предложения» также использую метод проекта, хотя и не часто. Два раза выполняем краткосрочные проекты. На уроке №2 проверяем домашнее задание-проект «Использование сложноподчиненных предложений в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Данную работу ученики оформили в виде буклета. Каждый выполнял индивидуально. (см. Приложение 2) На уроке №13 в качестве домашнего задания задаю создание проекта «Сложноподчиненные предложения в творчестве А. С. Пушкина». Класс делю на две группы: первая группа работает по лирике Пушкина, вторая – по прозе. Предлагаю оформить проект в виде буклета или презентации.
Мои ученики любят подобные творческие задания, и никогда не было, чтоб кто-то к уроку был не готов.
Таким образом, учащиеся оказываются готовыми к решению задач, решаемых с помощью проектной технологии:
-- развитие познавательных умений и навыков;
-- умение ориентироваться в информационном пространстве;
-- самостоятельно конструировать свои знания;
-- интегрировать знания из различных областей наук;
-- критически мыслить.
Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо при изучении раздела «Сложноподчиненные предложения»
Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧТ) представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов – осмысление содержания – рефлексия. Практически на любом уроке можно обращаться к РКМЧП и работать с учениками любого возраста.
На стадии вызова происходит актуализация имеющихся знаний по объявленной теме, т. е. еще до знакомства с текстом (под текстом понимается и письменный текст, и речь учителя, и видеоматериал) ученик начинает размышлять по поводу конкретного материала. На первом этапе включаются механизмы мотивации, определяется цель.
На стадии осмысления содержания происходит непосредственная работа с текстом – чтение, которое сопровождается действиями ученика: маркировкой, составлением таблиц, опорных конспектов, ведением дневника и т. д. В результате этого ученики получают новую информацию, соотносят новые и имеющиеся знания, систематизируют полученные данные. Таким образом, ученик следит за собственным пониманием самостоятельно.
На стадии рефлексии происходит обобщение, возрастает роль письма. Письмо помогает не только разобраться в материале и поразмышлять над прочитанным, но и высказать новые гипотезы.
В технологии РКМЧП используются методы и приемы, применяемые как на определенном этапе, так и в качестве ведения урока в целом. Я пользуюсь приемами, описанными в журнале «Русский язык. 1 сентября», а также пользуюсь интернет-ресурсами. (См. Приложение 3)
Изучая раздел «Сложноподчиненные предложения», я провела несколько уроков по технологии РКМЧП. Остановлюсь на некоторых используемых приемах.
Так, на стадии вызова использовала приемы «Кроссворд» (урок 7), «Что мы знаем?» (урок 8), «Верные и неверные утверждения» (урок 11). (См. Приложение 4) На стадии вызова происходит побуждение учащихся к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме; «на поверхность» вызываются уже имеющиеся знания, происходит бесконфликтный обмен мнениями.
На стадии осмысления содержания на разных уроках применяю различные приемы: урок 7 – маркировка текста, терминологический диктант; урок 8 – составление таблицы; урок 11 – составление кластера. (См Приложение 5) Работа на стадии осмысления позволяет получить новую информацию по теме, систематизировать и классифицировать полученную информацию по категориям значения, позволяет сохранить интерес к изучаемой теме.
На стадии рефлексии целесообразным считаю использование приема «Текст + тест» (См. Приложение 6), который дает возможность применить новую информацию, побуждает к дальнейшему расширению информационного поля, выработать собственную позицию.
В качестве домашних заданий на уроках по технологии РКМЧП задаю написание творческих работ: отзыв о книге или кинофильме патриотического содержания, рассуждение на лингвистическую тему, эссе не культурологическую тему. Примеры отдельных выполненных домашних работ см. в Приложении 7.
Таким образом, при использовании технологии РКМЧП на уроках царит атмосфера творчества, раскрепощенности, ученики проявляют живость воображения, фантазию, другими словами, мыслят творчески и критически.
Применение технологии проблемного обучения при изучении раздела «Сложноподчиненные предложения»
Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона подготовки подрастающего поколения.
«Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один с учащимися. И от его умения «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса детей к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т. е. их интеллектуальное развитие».5
Глубокие исследования в области проблемного обучения начались в 60-х годах XX века. Большинство ученых признает, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения.
Психолог М. И. Махмутов дает следующее определение понятия: « Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых видов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности».6
Суть активности, достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что ученик должен анализировать фактический материал, и оперировать им так, чтобы самому получить из него новую информацию. Решение учащимися проблемы имеет огромное преимущество перед простым заучиванием готовой информации. При решении проблемы учащиеся активно мыслят. А это приводит не только к прочности и глубине знаний, приобретенных самостоятельно, но и к ценнейшему качеству ума – умению ориентироваться в любой ситуации и самостоятельно находить пути решения любой проблемы.
Технология проблемного обучения при изучении раздела «Сложноподчиненные предложения» мной применялась на нескольких уроках.
Так, на уроке 1 «Понятие о сложноподчиненном предложении» был использован прием «Сравнение и сопоставление». Здесь же был применен метод дифференцированного обучения. Класс разделился на две группы (сильные и слабые) – исследователи и теоретики. После выяснения лексического значения каждого слова определяем ход работы: исследователи идут от практики к теории, теоретики – от теории к практике. (См. Приложение 8)
На уроке 4 «Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным» использую прием «Анализ и синтез». Имея первоначальные сведения о сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными и знакомясь самостоятельно с теоретическим материалом, ученики анализируют данный вид придаточных, затем делается вывод, т. е. происходит синтез. В результате данной работы составляем таблицу, где указываем все необходимые признаки. (См. Приложение 9)
На уроке 5 «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными места» важным оказывается прием «Синтаксический эксперимент». Суть его состоит в том, что одни синтаксические конструкции необходимо заменить другими. Такое задание помогает ученикам убедиться в правильности трактовки языковых форм. Вывод делается в пользу синтаксических конструкций, созданных автором (на этом уроке использую стихотворения К. Бальмонта) (См. Приложение 10)
На уроке 10 «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными условия» проблемную ситуацию создаю с помощью вопроса: «При каком условии наша работа сегодня будет успешной?» Предполагаемый ответ – сложноподчиненное предложение с придаточным условия. Это предложение записываем в тетради, определяем вид придаточного. И лишь после этого пишем тему урока.
Домашние задания также носят проблемный характер. Например, «прочитайте стихотворение нашего земляка В. Н. Моисеева «Шатковская земля» в сборнике «Прикосновение» и напишите, как вы понимаете строки:
Горжусь тобой, земля моя, по праву.
И знаю, что горжусь тобой не зря!
Побеседуйте с автором на эту тему. Используйте в своем сочинении сложноподчиненные предложения».
Или еще пример: «Напишите рассуждение по одному из афоризмов из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», используя сложноподчиненные предложения:
Блажен, кто верует, тепло ему на свете.
Когда ж постранствуешь, воротишься домой,
И дым Отечества нам сладок и приятен».
Художественное творчество –один из видов проблемного обучения. Оно позволяет не только применить теоретические знания на практике, но и формирует мировоззрение. Лучшие творческие работы см. в Приложении 11.
Таким образом, проблемное обучение обеспечивает прочность знаний и особый тип мышления, творческое применение знаний в жизни.
Методы, используемые при изучении раздела «Сложноподчиненные предложения»
Метод обучения – это основной вид деятельности учителя и ученика, обеспечивающий формирование знаний, умений и навыков, необходимых для решения учебно-воспитательных задач.
При изучении раздела «Сложноподчиненные предложения» в большинстве случаев использую методы проблемного обучения:
Проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение учащихся в познавательную деятельность в условиях словесного обучения, когда учитель сам ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а ученики внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового решения.
Частично-поисковые методы используются для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения и этапов исследования.
Исследовательские методы – способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем.
Так, при изучении сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными при работе с текстом в начале урока подвести к теме помогает частично-поисковый метод: «Найдите в прочитанном тексте сложноподчиненное предложение, определите его вид». Правильный ответ на вопрос и является темой урока. Далее идет применение исследовательского метода, когда ученики самостоятельно знакомятся с теоретическим материалом, вычленяют из него главное и составляют опорную схему. Добывание знаний путем проведения наблюдений помогает лучше запомнить материал.
Исследовательский метод помогает решить учебные задачи на уроке «Использование сложноподчиненных предложений в разных стилях речи». В классе выделяются 5 групп (сильные учащиеся индивидуально, слабые – парами), чтобы выполнить исследовательскую работу. В конце урока каждая группа представляет отчет.
(см. Приложение 12)
Таким образом, из всего многообразия методов я остановилась на методах проблемного обучения, так как именно они учат детей активно мыслить, обеспечивают сознательность, глубину и прочность знаний.
Формы организации деятельности учащихся.
Формы организации познавательной деятельности – это разновидности взаимодействия учителя и обучающихся, отличающиеся друг от друга характером обучения.
Индивидуальная форма имеет место в том случае, когда содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного изучения школьников. Познавательная задача в этом случае не выступает перед классом как общая и решается индивидуальными усилиями каждого ученика самостоятельно, без непосредственного его общения с другими учащимися. Примером индивидуальной формы работы может служить выполнение тестов на каждом из рассматриваемых уроков. Данная форма способствует не только более сознательному и прочному усвоению знаний, умений и навыков, но и формированию таких ценностных качеств личности, как самостоятельность, организованность, настойчивость, ответственность за свою работу.
Фронтальная форма предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей познавательной задачи. Это самая распространенная форма организации познавательной деятельности, она используется практически на всех уроках.
Используя данную форму, учитель непосредственно общается со всеми учащимися класса, вовлекает учеников в обсуждение проблем. Например, фронтальный опрос на уроке № 1 (См. Приложение 13) В ходе осуществления этой формы происходит прямое, непосредственное идейно-эмоциональное воздействие учителя на коллектив учащихся, которое должно пробуждать у них ответные мысли, чувства, переживания. Чем необычнее, нестандартнее задание, тем лучше полученный результат. Например, вместо привычного фронтального опроса использую теоретическую разминку «Установите соответствие» (урок 5) (См. Приложение 13) Использование нестандартных приемов для проверки теории дает больше плюсов.
Сочетание индивидуальной и фронтальной форм использую для комплексного анализа текста. Этим самым проверяю теоретические знания и практические навыки, полученные в предыдущих классах, а также при изучении раздела «Сложноподчиненные предложения» (см. Приложение 14).
При малой наполняемости класса трудно осуществить групповую форму познавательной деятельности. Но тем не менее, на уроках я её тоже использую. При групповой форме деятельности отдельные ученики уже становятся в положение учителя, появляется возможность оказания реальной помощи друг другу. Групповая форма порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища.
Групповую форму использую на уроках:
№1 – Группа исследователей и группа теоретиков разными способами выясняют, чем отличаются союзы от союзных слов.
№2 – Группы работают над разными абзацами одного текста, выполняя одинаковые задания. Абзацы распределены по уровню сложности: слабым учащимся – абзацы с нетрудными сложноподчиненными предложениями, сильным – со сложноподчиненными предложениями, осложненными различными конструкциями.
№3 – Группы работают над разными текстами, выполняя одно задание. Этим достигается больший охват научных текстов.
№15 – Группы проводят исследовательскую работу с текстами разных стилей. Слабым учащимся разрешаю воспользоваться таблицами «Стили речи», составленными в предыдущие годы обучения.
При правильном сочетании различных форм организации познавательной деятельности учащихся можно наблюдать их продвижение в освоении знаний и овладении умениями и навыками. Если при использовании индивидуальной формы удовлетворение приносят такие понятия как «сделал сам», «догадался», «сумел применить», «нашел ответ» и др., то при групповой форме актуальными становятся другие стимулы: «помог товарищу», принес пользу», «научил остальных».
Таким образом, сочетание различных форм организации познавательной деятельности учащихся приводит к достижению поставленной на каждом уроке триединой дидактической цели.
|
|
|