Главная страница

Трудности при обучении грамматике английского языка. Способы их преодоления


Скачать 68.7 Kb.
Название Трудности при обучении грамматике английского языка. Способы их преодоления
Дата 03.03.2016
Размер 68.7 Kb.
Тип Документы

Трудности при обучении грамматике английского языка. Способы их преодоления.

Для определения основных способов преодоления трудностей при обучении грамматике иностранного языка, считаю рациональным представить классификацию трудностей при обучении грамматике иностранного языка.

Типичными трудностями в обучении грамматике иностранного языка Л.И. Логинова называет:

  1. Трудности употребления грамматических структур, отличных от родного языка.

  2. Трудности в понимании значения порядка слов в английском предложении.

  3. Трудности построения грамматических конструкций.

На основании работы С.С. Куклиной можно выделить три группы трудностей в обучении грамматике иностранного языка:

Первая группа: трудности в осуществлении операции вызова. Заключается в трудности выбора подходящего грамматического явления в соответствии с целями коммуникации (в английском языке примером могут служить настоящее простое время (Present Simple) и настоящее длительное время (Present Continuous). Трудность заключается в выборе нужного времени в зависимости о ситуации общения).

Вторая группа: трудности в осуществлении операции сочетания. Заключается в трудности сочетания выбранного грамматического явления с другими (в английском языке примером могут служить употребление правила согласования времён).

Третья группа: трудности в осуществлении операции построения грамматической конструкции (в английском языке примером может служить построение грамматической структуры времени Past Perfect Continuous: I have been working for 5 hours, when he came (Я работал уже пять часов, когда он пришёл).

Проанализировав доступную нам учебно-методическую литературу (труды И.Л. Бим, Е.И. Пассова, В.М. Филатова), мы считаем возможным выделить следующие способы преодоления трудностей при обучении грамматике английского языка.

- Организация процесса обучения на деятельностной основе (такой способ организации работы рассматривали в своих работах Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, а применительно к иностранному языку - И.Л. Бим). В процессе усвоения грамматических структур больше места должно быть отведено аналитической работе с языковым материалом. На раннем этапе обучения аналитическая деятельность учащихся может быть сначала предметно-символической, то есть с помощью овеществленного грамматического материала в виде кубиков, цветных фишек, символизирующих то или иное понятие. Ребенку, еще не владеющему грамматическими понятиями «не достаточно смотреть и размышлять, ему необходимо взять предмет в руки».

- Организация процесса обучения с помощью различных моделей предложения, отражающих реальный мир. Вводится яркая и образная символика: глагол — движение, символизирующий энергию, которая передается с помощью костра; существительное — материя в виде большой пирамиды. У глаголов и существительных есть друзья и помощники — наречия, местоимения, артикли, прилагательные, которые также получают свое символическое изображение и цветовую гамму.

- Организация процесса обучения с использованием символики в виде геометрических фигур нашло отражение во многих отечественных учебниках, разработанных на принципах коммуникативности, структурно-функционального подхода и метода моделирования к отбору и организации грамматического материала. Например, такое грамматическое явление английского языка, как «общий вопрос» (General question) можно представить в виде следующей схемы:


?


Do you usually go to school ?

Где вспомогательный глагол,

подлежащее,

указатель времени,

смысловой глагол,

второстепенные члены предложения.

- Организация процесса обучения с использованием принципа структурно-функционального подхода и метода моделирования реализуются в особой организации грамматического материала, позволяющей учащимся постепенно овладевать средствами для выражения того или иного коммуникативного замысла, а также в особых приемах раскрытия функции и формальных признаков грамматического явления. Функциональная организация процесса обучения предписывает параллельное усвоение формы и функции при ведущей роли последней.

- Организация процесса обучения на интегративной основе. Это является существенным фактором, определяющим создание надежной ориентировочной основы для выполнения последующих грамматических действий. Для ориентировки и опоры при порождении высказываний А.А. Леонтьев считает целесообразным строить «межъязыковую сопоставительную модель, подчеркивающую то общее, что есть в родном и иностранном языке, и то, что есть общего в порождении высказывания на этих языках, а также то, что их разделяет». В процессе представления грамматического материала на родном и иностранном языках учащиеся неизбежно сравнивают, анализируют, обобщают те или иные признаки грамматических явлений, общими усилиями овладевают грамматическими понятиями и, фактически, участвуют в выведении грамматических правил, что, кроме всего прочего, способствует их интеллектуальному развитию. В.М.Филатов считает, что на среднем и старшем этапах обучения, когда мыслительные операции учащихся уже хорошо развиты и у них имеется достаточный языковой и речевой опыт, необходимость использования материальных опор отпадает, и на смену приходят другие схемы — чисто языковые. Данный способ также предусматривает межпредметную связь при обучении иностранному языку и в частности грамматике.

- Организация процесса обучения на основе когнитивного подхода, который реализуется через последовательное осуществление принципа сознательности, успешная реализация которого ориентирует учащихся на самостоятельное добывание знаний по иностранному языку, призывая на помощь, и не без основания, свой родной язык. Стимулирование аналитико-познавательной деятельности учащихся при обучении иноязычной грамматике важно еще и потому, что, «...единственным источником полноценной мотивации при обучении иностранному языку — в отсутствие необходимости постоянного общения на этом языке — является ориентировочно-исследовательская деятельность в отношении самого языка»

Организация процесса обучения на основе разговорной грамматики и сокращённых грамматических структур, через которые идёт обучение нормативной грамматике на основе сравнения и аналогии, повышая при этом интерес учащихся к освоению иностранного языка.

- Организация процесса обучения с фиксацией полученной информации в крупных блоках. Использовать для такой систематизации можно контурные карты, предлагаемые авторами учебника по методике обучения иностранному языку в средней школе. В контурных картах в виде таблиц заполняются рубрики, соответствующие опыту учащихся на сегодняшний день. «Белые пятна» в контурной карте указывают на перспективу дальнейшего овладения этой грамматической формой на последующих занятиях, а возможно и на последующем этапе обучения. Так же возможно использовать опорные схемы-«шпаргалки», под которой понимают концентрацию полученной информации в крупных блоках на карточках. Например, схема-«шпаргалка» для грамматического явления «Согласование времён английского предложения».

Present

Simple

Present

Perfect

Present

Continuous

Present Perfect

Continuous

Past

Simple

Past

Perfect

Past

Continuous

Past Perfect

Continuous

- Организация процесса обучения с использованием нетрадиционных методик обучения (использование видеозаписей), а также интенсивных методик.

Организация процесса обучения с использованием опорных сигналов (по методике В.Ф. Шаталова). По методике В.Ф. Шаталова учитель помещает закодированную в виде опорных сигналов (знаков, букв, цифр, линий, рисунков и т.п.) учебную информацию на плакат и объясняет грамматический материал с опорой на эту схему. После повторного рассказа ученики получают листы - точные копии опорных плакатов и раскрашивают их, как это сделано на плакате учителя. Раскрашивание продолжается не более трех минут, и это снова разновидность повторения. В процесс восприятия включается не только зрительная и слуховая , но еще и моторная память - мощное средство, практически полностью игнорируемое в современном процессе обучения.

Итак, проводится три этапа:

• Первый - рассказ у чистой доски;

• Второй - рассказ у плаката;

• Третий - раскрашивание листов с опорными сигналами.

Однако в первые дни для многих будет еще трудно на систему новых требований. По прошествии же некоторого времени к ученикам придет устойчивый навык работы с опорными схемами. И первых трех этапов будет достаточно каждому, чтобы быстро и продуктивно выполнить дома работу по подготовке к следующему уроку.

На последующих уроках учащиеся видят на доске плакат учебного материала, изучавшегося несколько месяцев назад. Многое может оказаться забытым, но всегда есть ученик, который все помнит. В совокупности с другими видами повторения этот методический прием и разнообразит работу в классе, и способствует делу повышения уровня знаний ребят. Время ответа по плакату - не более пяти минут.

К седьмому классу учащиеся уже владеют родным языком, у них уже сложилась система категоризации объективного мира, обусловленная родным языком, сформировались многие мыслительные процессы, и их мышление не может не работать, когда они приступают к изучению иностранного языка. Они неизбежно проводят сравнения, обобщают, делают выводы и помочь им в этом должна грамматика. Только специально организованное обучение грамматике иностранного языка превращает этот процесс в рациональный и осмысленный. Оно должно быть таким, чтобы у учащихся складывались определенные грамматические знания, необходимые для общения на иностранном языке. Представленные выше способы помогут учителю научить ученика грамматике иностранного языка при их рациональном применении и сочетании.