Главная страница

Эмер Марина Витальевна, учитель русского языка и литературы. Некоторые элементы системы работы по формированию универсальных учебных действий на уроках русского языка


Скачать 59.45 Kb.
Название Эмер Марина Витальевна, учитель русского языка и литературы. Некоторые элементы системы работы по формированию универсальных учебных действий на уроках русского языка
Дата 12.02.2016
Размер 59.45 Kb.
Тип Документы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Радужный»

Ханты – Мансийского автономного округа-Югра.


Эмер Марина Витальевна,

учитель русского языка и литературы.


Некоторые элементы системы работы по формированию универсальных учебных действий на уроках русского языка

Всем известно, что современному обществу нужны нравственные, предприимчивые, образованные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Это должны быть люди, отличающиеся мобильностью, динамичностью, конструктивностью. Поэтому школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний, сколько вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться. Именно об этом идет речь в стандартах второго поколения ФГОС. В концепции развития образования в Российской Федерации формируется современное представление о фундаментальном образовании - это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться.

Сегодня очень важно вооружить ученика такими универсальными способами действий, которые помогут ему развить и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся мире. Следовательно, должен быть изменен сам способ обучения. В этом смысле я обновила стратегию обучения для успешного формирования универсальных учебных действий, что как раз-таки обозначает способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию, совокупность действий учащихся, обеспечивающих социальную компетентность и способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая организацию этот процесса. В связи с постановкой такого вопроса, я поставила

цель: создать оптимальные условия для получения высокого качества обучения, которая предполагает решение следующих задач:

- повысить познавательные способности учащихся к самовыражению и самореализации,

- повысить интерес учащихся к способу действий,

- формировать способности учащихся к самовыражению и самореализации.

Решение проблемы я начала с обновления теории практики обучения. Традиционное изложение материала малыми дозами неэкономно для занятий по русскому языку. Я приступила к разработке более эффективной системы обучения - структурированию учебного материала. Для этого на уроках активно использую обобщающие таблицы и схемы. Далее эти схемы и таблицы, а также другой справочный материал, учащиеся собирают в свои папки-копилки, которыми они пользуются при самостоятельной подготовке к экзаменам в 9 и 11 классах в форме ОГЭ и ЕГЭ. Данная работа направлена на формирование познавательного универсального учебного действия и высоко оценивается самими учащимися. При смотре кабинетов мною были продемонстрированы такие папки учащихся, на одной из которых ученик написал: « Очень нужная вещь», тем самым определив ее значение.

Вообще, умение самостоятельно учиться, добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде – это то, чему ученик должен научиться в школе. Самостоятельная работа на уроках русского языка на уроках в старших классах является одним из способов формирования универсальных учебных действий. Например, для выполнения задания А2, части А ЕГЭ, учащиеся должны уметь определять лексическое значение паронимов. Для самостоятельного решения данной поисковой проблемы школьнику необходимо работать с первоисточниками, обращаться к «Толковому словарю русского языка» С. Ожегова и Н. Шведова (наличие данных книг в кабине в достаточном количестве). В процессе такой работы также формируются познавательные учебные действия.

На уроках подвожу учеников к таким заданиям, когда самостоятельная работа создает условия для осуществления деятельности ученика, когда он сам продумывает материал, анализирует и обобщает его, проверяя свои выводы. В качестве примера могу привести такие задания:

- найдите в каких-либо печатных источниках тексты различных жанров, стилей;

- определите, чем они отличаются? каковы особенности каждого стиля? (параллельно идет отработка задания А29 ЕГЭ)

- сформулируйте свое отношение к этим текстам.

Или другое задание при работе с жанром газетного очерка:

-представьте себе человека, о котором вы могли бы рассказать;

-представьте, что вы находитесь на стадионе, составьте репортаж о спортивном состязании;

- прочитайте свой текст, перечислите действия, которые совершил человек (или группа людей). Как бы поступили вы?

Как вариант еще одно задание:

- придумайте ситуацию, в которой по вине водителя страдает человек, предложите своим товарищам проанализировать ситуацию. Оцените их ответ.

Также предлагаю задания, в ходе которых ученики готовят карточки, создают алгоритмы, подбирают газетный материал, дидактический. Это позволяет запомнить учебный материал не механически, а изучит осознанно, пропустить его через свои руки. . Важно заметить, что учитель на таких уроках выступает не как информатор, а как организатор деятельности учащихся. Такая работа направлена на формирование личностных УУД, так как анализ статей из журналов и газет, анализ предложенных ситуаций не может состояться без высказывания учениками своего собственного мнения, без отношения к происходящему с учетом морали и личностных ценностей, а это сказывается еще и на формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД.

Учебник под редакцией С.Е. Крючкова, Л.А.Чешко не совсем удовлетворяет сегодняшнее положение в образовании: он нацеливает учащихся на заучивание готовых истин, поэтому приходится менять форму урока, чтобы учить ученика думать, наблюдать, анализировать, делать выводы. В связи с этим подбираю такие упражнения, которые не только ставят учебные задачи, но и организуют действия для их самостоятельного решения. Например, при изучении тем в разделе « Лексика» подбираю упражнения с заданиями, которые оправляют ученика к справочной литературе, к различным словарям. Результатом такого этапа обучения является освоение материала на основе осознания потребности изучения, т.е. на основе смыслообразования, что также формирует личностные УУД.

В практике широко использую технологию сотрудничества, (работа в группах, в парах), включающую организационные формы, нацеливающие учащихся распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, производить взаимопроверку. В результате этого формируются коммуникативные УУД, которые обеспечивают социальную компетентность, учет позиций других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Воспитать деятельного, предприимчивого и мобильного человека, способного жить в современном мире и быть конкурентно способным на рынке труда помогают учебные проекты и исследовательские работы, при выполнении которых у учащихся формируются регулятивные действия. Новизна исследований и практическая значимость заключается в том, что педагогические условия обеспечивают эффективность учебной деятельности школьников, доброжелательность, самостоятельность, активность.

Сегодня метод проектов не нуждается в особой рекламе, он активно используется в процессе обучения, о чем свидетельствуют ежегодные научно-практические конференции, как на школьном уровне, так и на городском. Могу с уверенностью сказать о значимости такой работы, так как имею положительный результат в этом плане. Мои ученики являются постоянными победителями и призерами и школьных, и городских конференций. Кроме того, исследовательские работы отмечены дипломами II степени Российского заочного конкурса «Юность, Наука, Культура» Общероссийской Малой Академии наук «Интеллект будущего». Такая форма организации работы способствует развитию исследовательских умений, аналитического мышления, формирует информационные, коммуникативные, социальные компетенции, компетенции, связанные с умением учиться всю жизнь, так как при выполнении проектных работы ученики ставят перед собой цель и выдвигают задачи, формируют гипотезу и предлагают собственный план исследования. Такой вид деятельности способствует еще формированию процессов самообучения, самоорганизации, самоопределения.

Таким образом, универсальные учебные действия – это совокупность способов действий, которая обеспечивает способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Использование мною разнообразных видов деятельности на уроках русского языка, безусловно, способствует выработке у учеников целого ряда умений и формированию всех видов универсальных учебных действий. А это в свою очередь поможет не только решить проблему низкой мотивации учащихся на предмет новых знаний, активности в учебной деятельности, но и подготовке учеников старших классиков к успешной сдаче выпускных экзаменов.