Главная страница

Методическая разработка цикла уроков «Искусство Татарстана. Татарский орнамент»


Скачать 105.24 Kb.
Название Методическая разработка цикла уроков «Искусство Татарстана. Татарский орнамент»
И.Х.Садыкова
Дата 29.02.2016
Размер 105.24 Kb.
Тип Методическая разработка

Управление образования исполнительного комитета

Нижнекамского муниципального района
Дворец творчества детей и молодежи им. И.Х.Садыкова

Методическая разработка цикла уроков

«Искусство Татарстана. Татарский орнамент»

Разработала педагог

дополнительного образования

I квалификационной категории

детского объединения

«Волшебная кисточка»

отдела «Эстетики быта»

Глухарева И.С.


г. Нижнекамск, 2010

Структура цикла уроков
Введение

  • цель и задачи цикла уроков…………………………….….....3

  • материалы и инструменты…………………………….…..….3

  • литература………………………………………………….......3

Урок 1. «Татарский орнамент. Тюбетейка»……………………...…5

Урок 2 «Татарский орнамент. Сапожок»…………………….......…7

Приложение………………………………………………………….10

Введение

Цель урока: знакомство с культурой и традициями татарского народа.

Задачи:

  1. зародить интерес к истории своей республики, уважения к прошлому;

  2. знакомство с татарским костюмом и основным его украшением – татарским орнаментом;

  3. научиться работать с разметкой и построением орнамента;

  4. выполнение практической работы по оформлению тюбетейки и сапожка.

Материалы и инструменты:


Для учащихся:

  • альбом (ф. А4);

  • краски (гуашь);

  • кисти № 2, №4;

  • простой карандаш и стерка;

  • баночка для воды;

  • палитра, клееночка на стол;



Для педагога:

  • поэтапные образцы работ;

  • авторские работы педагога;

  • детские работы;

  • репродукции;

  • иллюстрации;

  • фотографии.



Литература:

  1. Халиков А.Х. Татарский народ и его предки. – Казань: Татарское книжное;

  2. Г.Ф. Валеева-Сулейманова "Декоративное искусство Татарстана. 1920-е - начало 1990-х годов". Монография - Казань : Издательство "Фэн". 1995 г.

  3. С.В.Суслова, Р.Г.Мухамедова. Народный костюм татар Поволжья и Урала (середина XIX – начало ХХ вв.). Историко-этнографический атлас татарского народа. – Казань, 2000. – 312 с.

  4. Н.Сергеева. Татарская вышивка.- Казань, 2005г.-43с.


Ход урока 1 «Татарский орнамент. Тюбетейка»
Организационный момент:

  • Встреча детей, их размещение;

  • Проверка присутствия учащихся на уроке;

  • Проверка готовности к уроку;

  • Организация рабочего места;

  • Техника безопасности на уроке.


Теоретическая часть

У любого народа есть свои традиции, обычаи и, главное, его национальный костюм. Народный костюм, аккумулируя в себе опыт целой этнической общности, носит ярко выраженный этнический характер. Традиционная одежда существовала не как нечто неизменное статичное по всей территории проживания татар. С глубокой древности она формировалась как взаимозависимое множество местных традиций, сближавшихся и вырабатывающих общие черты в ходе своего развития в процессе этнокультурной консолидации народа.

Костюм, в отличие от других видов декоративно-прикладного искусства, связан с целым комплексом предметов, формирующих его ансамбль. Это и одежда, обувь, головные уборы и изделия из металла, ювелирные украшения. Однако определяющим элементом в костюме все же является одежда, моделирование которой и составляет область художественного творчества.

В старину татарский женский костюм состоял из просторной однотонной рубахи, часто украшенной широкими воланами или оборками. Рубахи отдельно не носили. Татарская одежда дополнялась камзолами, сшитыми из тяжелых шелковых или бархатных тканей и украшенными тесемочной отделкой. Костюм принимал праздничный вид за счет украшений. Популярным являлся нарядный нагрудник «изю», прикрывающий сверху вырез платья. Вдоль закругленной стороны изю пришивалась декоративная тесьма, на которой крепились различные монеты, бляхи и броши. Завершенность национальному костюму придавали расшитые золотой нитью или бисером калфаки и мягкие мозаичные ичиги.

Мужской костюм состоит из рубахи, жилетки, шаровар. На голове татары носят тюбетейки. Существуют два вида татарских тюбетеек – такыя полусферической формы и каляпуш в форме усеченного конуса. Такыя, сшитая из отдельныхклиньев, относиться к наиболее старинным видам. Как считают исследователи, происхождением своим она обязана подшлемнику древнего воина. Каляпуш с твердым краем и плоским верхом появился в середине XIX века и популярен по сей день. Существуют однотонные и расшитые тюбетейки. Каляпуши из бархата расшивались шелковой нитью, золотой или серебряной канителью, позже - жемчугом и бисером. Наиболее нарядны со вкусом расшитые парчовые тюбетейки. Более старинные тюбетейки первой половины XIX века отличаются тем, что крупные волнообразные цветочно-растительные композиции и геометрические мотивы покрывали всю украшаемую поверхность убора. Со временем узор тюбетеек меняется. Ко второй половине XIX века на верхней части тюбетейки узор по окружности с розеткой посередине заменяется орнаментом, составленным из трех-четырех крупных букетиков, покрывающих весь круг.



В орнаменте преобладали цветочно-растительные мотивы, которые черпались из окружающей среды и мастерски перевоплощались в узорные композиции. Характерным для многих народов являются тема цветочного букета, символизирующего «Древо жизни», или степного куста – источника благополучия, жизни. Букет состоит из нескольких стеблей, щедро усеянных элементами цветочных головок, бутонов, листьев, завитков. Древним и популярным является ленточный (бордюрный) узор, располагающийся на узкой полосе. Излюбленными цветами татарского орнамента являются тюльпан- символ возрождения, астра – символ долголетия. Часто используется мотив птицы или птичьего пера – символ солнца. Цвет фона является второстепенным, дополняющим элементом.

В настоящее время в Татарстане предпринимаются активные усилия, направленные на возрождение традиций народного костюма. Профессиональные художники, модельеры, музейные работники, руководители фольклорных коллективов пытаются внести национальный колорит в современную одежду, воссоздать подлинные формы народного костюма.
Практическая часть

Работа выполняет на листе ф. А4. Расположение листа - альбомное.

Этапы выполнения работы:



    1. Перенести шаблон тюбетейки на лист бумаги, нанести разметку под будущий орнамент;

img041



    1. Прорисовать элементы орнамента;img042



    1. Уточнить мелкие детали цветов и листьев;

img043



    1. Выполнить работу в цвете.

img044



Заключение
В конце урока проводится анализ работ. Рисунки оцениваются по следующим параметрам:

  • сочетаемость цветов, прорисовка мелких деталей;

  • общая выразительность, аккуратность работы;

Затем учащиеся проводят уборку рабочих мест, одеваются и уходят домой.

Ход урока 2 Композиция «Татарский орнамент. Сапожок»
Организационный момент:

  • Встреча детей, их размещение;

  • Проверка присутствия учащихся на уроке;

  • Проверка готовности к уроку;

  • Организация рабочего места;

  • Техника безопасности на уроке.


Теоретическая часть

Традиционная мужская и женская обувь различалась лишь некоторыми нюансами (особенностями декоративного оформления, размерами голенищ, высотой каблука).
    На босую ногу татары надевали чулки суконные и вязаные из шерстяных ниток. Суконные чулки (тула оек) представляют собой наиболее оригинальную, древнюю и в то же время широко распространенную разновидность чулок. Их изготовляли из самодельного сукна обычно белого цвета и носили в комплексе с повседневной лыковой или кожаной обувью. Весьма оригинальный вид нижней обуви у казанских татар представляют собой наголенники (аякчу, аяк чолгау). Их использовали для обертывания голени и носили с ичигами или суконными чулками. О древности этого элемента говорит наличие обрядовых аякчу. Невеста дарила жениху кияү аякчу с орнаментированными концами. Из верхней обуви наиболее распространенной была кожаная, лыковая и валяная. Кожаная обувь широко бытовала в городе у зажиточной части сельчан и духовенства. Высокие до колен сапожки из мягкой кожи с мягкой же подошвой (читек) изготовлялись из юфти, хрома и сафьяна. Однотонные черные ичиги носили, главным образом, мужчины. Носили их и женщины, только у них сапожки были покороче и без отворотов. Праздничным вариантом женской обуви были узорные каюлы читек, выполненные в традиционной технике кожаной мозаики. Если однотонные ичиги были мало оригинальны и являлись характерными для большинства тюрко-монгольских народов, то мозаичная обувь, безусловно, составляет этноспецифику именно татарской обуви. При выходе из дома на ичиги надевали короткую кожаную обувь на твердой подошве, а зимой — полуваленки. Ичиги скорее представляли собой кожаные чулки, но были более универсальны. Особенно они устраивали старшее поколение. Бытовали и сапоги на твердой подошве (итек). У татар Зауралья, как и у башкир, широко бытовали сапожки (сарык) из особо кроеной сыромятной калошки с белым суконным голенищем. Женские сарык отличались особой аппликацией и вышивкой. Основу орнаментации составлял расположенный на заднике сложный рисунок арочной композиции. Близкими сарык являются царык западносибирских татар, целиком изготавливаемые из сыромятной лошадиной или коровьей кожи.
    Из низкой кожаной обуви более обыденной и повседневной были калоши (кәвеш, ката). Выходной обувью считались туфли (башмак). У женщин бытовали и узорчатые, нередко с каблуком. Туфли с остроконечным и слегка поднятым носком считались наиболее традиционными. Женские башмачки изготавливались и из бархата, богато расшивались золотой и серебряной канителью, бисером, речным жемчугом.
    Лыковая обувь, особенно лапти (чабата), представляла у татар рабочую обувь, как наиболее легкую и удобную при полевых работах. Преобладали лапти с «личиком» прямого и подошвой косого плетения (татар чабатасы).
    Зимой повсеместно носили валенки (киез итек, пима, пуйма) короткие и высокие. Особой популярностью у зажиточных татар пользовались цветные «кукморские» валенки.

В узорах ичигов казанских татар, наряду с лотосными и пальметами, фигурирует серия орнаментальных мотивов также характерная для искусства горноалтайцев, но отсутствующая в узорах их сапожек. Это формы листовидные, в т.ч. с выкружкой с одной из их сторон, спиральные, трилистники, сердцеобразные, мотив цветка тюльпана. И, наконец, определенный удельный вес в узорах ичигов казанских татар получают так называемые облакообразные мотивы 14 и многолепестковые розетки, характерные для искусства восточноазиатских народов 15 .

Таким образом, в узорах старинных татарских ичигов устойчиво сохраняются древнейшие мотивы горноалтайского /лотосные, листовидные, "запятые", интегральные спирали, изображения цветка тюльпана/ и восточноазиатского /пальметы, облакообразные, розетка/ происхождений. Эти мотивы составляют древнейший пласт в орнаменте волжских булгар и через них в искусстве казанских татар.chitekler

chitek-1chitek


Практическая часть

Работа выполняет на листе ф. А4. Расположение листа - альбомное.
Этапы выполнения работы:



  1. Перенести шаблон тюбетейки на лист бумаги, нанести разметку под будущий орнамент;

img045



  1. Прорисовать элементы орнамента;

  2. Уточнить мелкие детали цветов и листьев;

img047



  1. Выполнить работу в цвете.



img046img048


Заключение
В конце урока проводится анализ работ. Рисунки оцениваются по следующим параметрам:

  • сочетаемость цветов, прорисовка мелких деталей;

  • общая выразительность, аккуратность работы;

Затем учащиеся проводят уборку рабочих мест, одеваются и уходят домой.


Приложение 1

Татарский костюм


qbala03k.jpg

05.jpg

Приложение 2

Тюбетейки15-tub.jpg

952s.jpg359k.jpg328k.jpg175k.jpg

219s.jpg


336k.jpg

576s.jpg

Приложение 3

Татарские сапожки01-1.jpg02-1.jpg

tmk-01103-1.jpg

i.jpgichigi_1.jpg

Татарский сапожокchitek-1.jpg

ichigi.jpgchitekler.jpgchitek.jpg