|
Трудовой подвиг старооскольцев
ТРУДОВОЙ ПОДВИГ СТАРООСКОЛЬЦЕВ
Трибунская Е.И.,
учитель истории и православной культуры
МБОУ «ОО Незнамовская школа»
В летописи Великой отечественной войны железнодорожную ветку Старый Оскол-Ржава справедливо называют Дорогой мужества. В её строительстве принимали участие железнодорожные бригады Воронежского фронта и тысячи местных жителей, в основном женщины и подростки.
Сегодня, спустя много лет, трудно себе представить, как могли эти люди, только что освобожденные из оккупации за такой необычайно короткий срок построили эту дорогу.
Воронежский фронт самостоятельной коммуникации не имел, поэтому эму подавалось только три поезда в сутки. Подвоз грузов для его левофланговых армий осуществлялся автотранспортом на расстояние до 300 км.
Для выхода из создавшегося тяжелого положения Военный совет Воронежского фронта обратился в ГКО с просьбой разрешить постройку железнодорожной линии Старый Оскол - Ржава протяжением немного более 90 км.
8 июня было принято решение о сооружении этой железнодорожной линии, установив срок начала работ 15 июня. Время окончания – 15 августа. Приказом НКПС ответственность за постройку возлагалась на УВВР-3 Воронежского фронта, начальником строительства был назначен командир 19-й железнодорожной бригады полковник А.Н.Ткачёв.
Задача была не из лёгких. За это время нужно было выполнить более 800 тысяч кубометров земляных работ, построить 48 мостов, уложить 67 км главного пути, усилить, а по существу полностью реконструировать 24-километровую ветку от Старого Оскола до станции КМА, к которой примыкала новостройка. Всё это предстояло сделать в ручную, так как нужных машин и механизмов. Особенно кранов и землеройной техники, было мало. Проектирование линии приходилось вести одновременно с выполнением основных работ.
По призыву Курского обкома ВКП(б) и облисполкома в строительстве приняли участие 25 тысяч местных жителей. В каждом районе области были созданы колонны по 600-700 человек. Многие из них возглавили секретари райкомов партии. С лопатами, ломами и кирками, с запасом продуктов труженики городов и сёл пешком, на подводах и попутных автомашинах прибывали на стройку. На всём протяжении трассы выросли городки из палаток и шалашей.
Стройку охраняли наши истребители, самолёты противника не часто беспокоили, но порой прорывались. Все по сигналу прятались в вырытые канавы и за насыпь.
Установленное обкомом задание в обеспечении людей на строительство железной дороги Старооскольским районом было выполнено. На 1 июля 1943 года имеется 1323 человека, в том числе 12 человек коммунистов, 80 человек членов ВЛКСМ. Создано 15 отделений в составе 54 бригад, работают комсомольская и комсомольско-молодёжная бригады. В бригадах проводятся беседы и читки, общие комсомольские собрания, выпущено 60 боевых листовок и один общий номер стенгазеты колонны, газетами работающие на дороге обеспечиваются.
Комсомольцы и коммунисты занимают ведущую роль в строительстве железной дороги. Так за три дня 40 человек комсомольцев погрузили и утрамбовали 1,440 кубометров грунта, комсомольско-молодёжная бригада, бригадир З.Поляков, погрузку машины проводит в течение одной минуты.
На стройке железной дороги выросли стахановцы-ударники, которые самоотверженно отдают силы на строительство железной дороги, на досрочное выполнение работ. 150 человек стахановцев. Не только одиночки, перевыполняют установленные нормы в целом бригады и команды. Высокой производительности работ добились бригады колхозов «Большевик» Долго-Полянского сельского совета, Лукьяновского сельсовета, Черниковского сельсовета, Ново-Кладовского сельсовета и другие.
Работая, отдавали все силы. Необходимо было прокопать траншею глубиной 6 метров, перенести большое количество грунта. Земля в холмах была усохшая. Строителям приходилось не копать а «грызть» упругую грудь земли. Вся тяжесть стройки легла на молодые руки. Землю носили на носилках, а трамбовали её тяжелыми деревянными чурками, к которым сверху прикреплена ручка. Трамбовать приходилось очень плотно. Ведь сверху на полотно военные строители укладывали рельсы.
Обсудив призыв, колонны строителей из Пристенского района Курской области, ко всем участникам стройки на быстрейшее и качественное выполнение всех работ на строительстве линии железной дороги, участники строительства взяли на себя обязательства ежедневно перевыполнять нормы выработки в полтора-два раза, правильно организовать труд и вести политико-массовую работу.
Из коммунистов и комсомольцев были утверждены начальники отрядов и их заместители. Ход работы выполнения обязательств, оповещался в боевых листовках, которые регулярно выпускались в каждом отряде. Лучшие люди, показавшие образцы работы заносились на Доски почёта, утверждённые в каждом отряде.
В результате широко поставленной массово-политической работы на участке колонны, составляющем 4,4 км, путь проложен, проделано 123000 полезных кубометров (земляных работ) с затратой 10887 человека-дней…
Настроение всех участников строительства хорошее. Трудились от темна и до темна. Желание простое: скорей бы смерклось. Первые дни сразу после наступления ночи гуртом ложились спать. Потом пообвыкнув, после тяжелого трудового дня пели и плясали. Молодость брала своё. Недалеко от строительства проходила линия фронта. Строители железной дороги наблюдали разрывы ракет, слышали отголоски боя. Чувствовали, что предстоят тяжёлые бои и дорога просто необходима фронту.
Измученные непосильным трудом все радовались – выполнили задание нашей Родины и нашей партии. Построили железную дорогу, которая стала «стальной нитью» в ткани Победы!
|
|
|