Главная страница

Программа дополнительного образования «Значение фольклора в воспитании детей дошкольного возраста» «Фольклор дошкольникам»


Скачать 254.9 Kb.
Название Программа дополнительного образования «Значение фольклора в воспитании детей дошкольного возраста» «Фольклор дошкольникам»
Дата 14.02.2016
Размер 254.9 Kb.
Тип Программа



Муниципальное бюджетное учреждение «Управление дошкольного образования» Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Золотая рыбка»

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Значение фольклора в воспитании детей дошкольного возраста»

(«Фольклор – дошкольникам»)


Разработала:

Енизеркина Любовь Николаевна

воспитатель

первой квалификационной категории

п.г.т. Камские Поляны 2015 год

Содержание


  1. Пояснительная записка. ………………………………………..……..4

  2. Содержание программы…………………………………………………8

  3. Тематический план …………………………………..………………...11

  4. Итоговый результат ……………………………………………………15

  5. Заключение ……………………………………………………………...16

  6. Список литературы……………………………………………………..17

  7. Приложение ……………………………………………………………..18


Пояснительная записка
Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним

Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны

Нам полеты на луну,

Не забывайте русские обычаи

Ценить умейте нашу старину.
Огромная роль в воспитании положительных эмоций должна отводиться народной культуре. Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым.

Раннее и дошкольное детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений, начало формирования ребенка как личности, становление его характера. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным и успешным.

Программа «Значение фольклора в воспитании детей дошкольного возраста» («Фольклор - дошкольникам») имеет социально - педагогическую направленность. Составлена на основе федеральных государственных образовательных стандартов с использованием национально-регионального компонента, требований программы под редакцией Н.Е.Вераксы и др. «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования». – М.: «Мозаика-Синтез», 2014г., на основе программы авторов О.Л.Князевой, М.Д.Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. Программа «Значение фольклора в воспитании детей дошкольного возраста» («Фольклор - дошкольникам») раскрывает процесс воспитания, обучения ребенка, что соответствует его природе, уникальным возрастным и индивидуальным особенностям.

Всем известно, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, создания и дальнейшего проявления их в творческой деятельности. В сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать свой потенциал.

Вот тут-то на помощь приходит фольклор. Приобщение детей к народной культуре как направление отечественной педагогической мысли стало активно разрабатываться в 80-90-е годы ХХ столетия, когда в условиях изменения концепции воспитания происходит активное обращение к народному опыту как основанию жизненного пространства, его духовно-нравственного наполнения.

Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы был и остается фольклор, устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью. Среди важнейших средств формирования образности речи ученые называют произведения художественной литературы и произведения устного народного творчества. Знания о национальной культуре в процессе развития отношения к ней выполняют сложную функцию: познавая национальную культуру, дети приобщаются к ней, к образу жизни народа, у них вырабатываются нравственные идеалы, ориентиры.

Необходимо детей знакомить с художественными достоинствами произведений малых форм фольклора, которые развивают поэтический слух, умение чувствовать языковое богатство литературного языка.

Е.И Тихеева, Е.А Флерина считают, что фольклор дает прекрасные образцы русского языка, подражая которым, ребенок учится говорить красиво. Загадки, пословицы, поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, метафорами. В них много определений, олицетворений.

Используя в своей речи пословицы поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивать свою речь, также развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на развитие образной речи детей.

В устном народном творчестве как нигде сохранились черты русского народного характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Используя фольклор, через движения мы знакомим детей с народными обычаями, традициями. Поговорки, загадки, пословицы, сказки приобщают детей к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях русского фольклора занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником формирования личности ребенка, их познавательного и нравственного развития.

Помимо того, что малые формы фольклора расширяют познания об окружающем мире и человеке и развивают самосознание детей, они позволяют им получить навыки общения с взрослыми и сверстниками, учат вступать в диалог, высказывать свое мнение, обосновывать его, учитывать желания и мнение других, тем самым обогащая социальный опыт каждого ребенка.

Актуальность

Я считаю актуальным этот вопрос в настоящее время, потому что при анализе последних тенденций развития современного общества и, выполняя его социальный заказ, воспитатель дошкольного учреждения обязательно обратит свой взор на фольклорные произведения. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Фольклор – действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей. Использование малых форм фольклора развивает познавательную активность детей, формирует первоначальные навыки художественно-речевой деятельности, воспитывает любовь к народному национальному искусству.

Первое знакомство ребенка с народной поэзией я начала с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе жанровые богатства.

Фольклорные произведения помогают при организации режимных моментов, таких как умывание, одевание, еда, укладывание спать.

Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей. Они вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Работая с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу: организовать режимные моменты, провести игру – занятие могут помочь потешки, прибаутки, колыбельные, создававшиеся русским народом в течение веков и вобравшие в себя всю его мудрость, доброту, нежность и любовь к детям. И что примечательно: малые фольклорные жанры, помогая воспитателю в его работе, помогают и его воспитанникам. Слушая фольклорные произведения, заучивая их наизусть, дети постигают окружающий мир, учатся быть добрыми и ласковыми, погружаются в стихию исконно народной русской речи, отражающей, как известно, традиции и мировоззрения её создателей и носителей.

Постоянно замечая интерес малышей к потешкам, загадкам, было видно, как они помогают мне «разговорить» детей. Им нравилось, когда я брала куклу Катю на руки и ласковым голосом начинала припевать, покачивая ее.

Во время умывания, причесывания малышей знакомила их с песенками «Водичка, водичка...», «Расти, коса...» и другими. После таких коротких обыгрываний малыши легко запоминали песни и переносили их в повседневную игру. Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объясняла значение новых слов, которые ребята услышат в потешке. Приятно было наблюдать, как дети использовали песенки во время игры в «дочки – матери», как бережно относились к своим куклам.

Дети взрослели, и нужно было подбирать фольклорный материал с более сложным смыслом. Перед детьми ставилась задача не только запомнить текст, но и эмоционально проиграть и обыграть его. Дети всей группой учились двигаться, говорить как лисичка, заяц, медведь и т.д., в зависимости от того, о чем песня.

Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание сказки, выразить отношение к ее персонажам. Проводились игры - драматизации отдельных эпизодов по желанию детей. Этот этап самый кропотливый, но и самый интересный.
Цель

Формировать у детей интерес и любовь к фольклору.
Задачи

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

  • Вызвать интерес у детей к устному народному творчеству. Формировать у детей личностную культуру, приобщая их к богатому культурному наследию русского народа.

  • Закладывать фундамент для освоения детьми национальной культуры.

  • Познакомить детей с малыми формами фольклора (пословицы, поговорки, загадки и т.д.) и предметами старины.

  • Обогащать речь детей яркими образными выражениями из произведений русского и татарского народного фольклора.


Участники программы

Программа рассчитана на работу с детьми пяти - семи лет и реализуется на протяжении двух лет. В программе принимают непосредственное участие родители и воспитатели.
Предполагаемые итоги реализации программы

  • Возрождение малых форм фольклора в воспитании детей посредством их активного использования в речи.

  • Использование в повседневной жизни произведений малых форм фольклора.

  • Приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям с помощью устного народного творчества.

  • Развитие личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

  • Активизация деятельности родителей в применении устного народного творчества в воспитании ребенка.


«Значение фольклора в воспитании детей дошкольного возраста» («Фольклор - дошкольникам»)

Содержание программы построено в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами с использованием национально-регионального компонента, требований программы под редакцией Н.Е.Вераксы и др. «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования». – М.: «Мозаика-Синтез», 2014г., на основе программы авторов О.Л.Князевой, М.Д.Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с возрастными особенностями развития дошкольников.

Программа включает в себя:

-перспективное планирование: «Значение фольклора в воспитании детей дошкольного возраста», (приложение №1) «Народные, подвижные, малоподвижные и хороводные игры с использованием малых фольклорных форм» (приложение №2);

- тематический план организованной образовательной деятельности по значению фольклора в воспитании детей с помощью малых форм фольклора;

- конспекты бесед;

- игры-инсценировки;

- шутливые диалоги (для использования в работе с детьми и родителями).

В программу вошли следующие виды фольклора:

- пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком;

- потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками);

- заклички – обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям);

- приговорки – обращения к насекомым, птицам, животным;

- считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх;

- скороговорки и чистоговорки – незаметно обучающие детей правильной и чистой речи;

- дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения;

прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей;

- докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

Содержание программы носит познавательно-развивающий, воспитательный характер. В процессе работы используются: беседы, игровые упражнения, дидактические игры, словесные игры, народные подвижные игры, ознакомление детей с малыми формами фольклора, заучивание малых фольклорных форм, творческое рассказывание, драматизация народных сказок, игры – инсценировки, обучение правильному произношению, наблюдения, игры на развитие мелкой моторики, театрализованная деятельность.

Данная программа предполагает учет индивидуальных особенностей, потребностей и интересов детей.

В ходе решения задач программы целенаправленно создаются условия, обеспечивающие накопление опыта регуляции взаимодействия между детьми, удовлетворение потребности в признании, формировании личности ребенка, завоевании личностного статуса.

Используются следующие формы работы:

- игры – соревнования по рядам: кто больше скажет пословиц. Дидактическая игра «Продолжи пословицу»: воспитатель говорит начало, а дети продолжают; затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает;

- работа над смыслом пословиц и поговорок, зарисовки к ним. Совместное обсуждение смысла пословиц (приложение № 4);

- игры – забавы с использованием фольклора;

- малые формы фольклора в театрализованной деятельности;

- концерт для малышей с использованием наглядного материала;

- игра - драматизация или кукольный театр;

- народные игры;

-загадывание загадок, дидактические игры «Отгадывание загадок» (приложение № 3);

- пение колыбельных песен игрушкам (приложение №5);

- праздники, развлечения;

- организация выставок - рисунков, поделок;

- посещение театральных представлений.

Почти все формы работы с материалами русского фольклора сопровождаются беседами о нравственных понятиях, о культуре поведения, о культуре своего народа.

В рамках программы необходимо тесное взаимодействие с родителями, непосредственное их участие в нем. В работе с родителями используются разные формы работы: индивидуальные беседы, памятки, папки-передвижки, дни открытых дверей, родительские собрания, проведение праздников, развлечений, театрализованных представлений, изготовление атрибутов к сказкам, детско-родительские выставки поделок и рисунков, привлечение родителей к оформлению развивающей среды группы.

Беседы с родителями, их участие в работе помогают и дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов.

Для выявления роли участия родителей и педагогов в реализации программы, составлены анкеты (приложение №6) целью которых является выяснить, используются ли малые формы фольклора в работе с детьми в детском саду и дома, с какой целью и какие. Также для эффективности было предложено родителям ряд консультаций (приложение 7).

В процессе использования деятельностного принципа развивающей работы в качестве основных методов желательно применять драматизации отдельных сюжетов по сказкам, игры-инсценировки шуточных диалогов; продуктивные методы (рисование, лепка, аппликация на темы сказок, пословиц, поговорок); прослушивание музыкальных фольклорных произведений. Инициирование творчества в передаче ярких эмоциональных характеристик стимулирует способность самостоятельно творить художественный образ. Разнообразные формы работы с фольклором позволяют формировать интерес к нему, воспитывать личностные качества ребенка:

- разбор пословицы или поговорки предваряет чтение художественных произведений, подводя детей к осознанию его идеи;

- правильное понимание идеи произведения, значения пословицы дети могут проявить при обсуждении его названия;

- проиллюстрировать с детьми ту или иную пословицу (поговорку).

- пересказ известной детям сказки;

-обогащению речи детей фразеологизмами, где в качестве средств выступали пословицы и поговорки;

-заучивание скороговорок;

-диалог, построенный по типу «вопрос – ответ».

По действующим СанПиН 2.4.1.3049-13 Постановление от 15 мая 2013 года №26 для детей 6 года жизни планируется 2 периода непрерывной ООД в неделю продолжительностью не более 20-25 минут. Организованная образовательная деятельность осуществляется 2 раза в неделю: 1 период (в первую половину дня) и 1 период (во 2 половину дня). Недельная образовательная нагрузка составляет 50 минут.

По действующим СанПиН 2.4.1.3049-13 Постановление от 15 мая 2013 года №26 для детей 7 года жизни планируется 2 периода непрерывной ООД в неделю продолжительностью не более 30 минут. Организованная образовательная деятельность осуществляется 2 раза в неделю: 2 периода (во вторую половину дня). Недельная образовательная нагрузка составляет 1 час.

ООД осуществляется воспитателем Енизеркиной Л.Н. в групповом помещении.

Работа по реализации программы строится в соответствии с тематическим планированием, которое учитывает федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Тематический план

организованной образовательной деятельности по воспитанию детей с помощью малых форм фольклора


Сентябрь


«Что летом родится – зимой пригодится»

Беседа о лете. Народные приметы, пословицы, поговорки, песенки о лете. Загадывание загадок о летних явлениях природы. Обогащать детей знаниями о природе. Воспитание у детей любви к природе. Лепка из мокрого песка «Испечем для кукол торт и пирожное».

«Восенушка – осень»

Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды, листья). Народные приметы, пословицы, поговорки об осени. Разучивание песенки - попевки «Восенушка— осень». Чтение стихотворения Мусы Джалиля «Осень пришла». Воспитание любви к природе, чувства прекрасного. Раскрыть секрет, как отличить вареное яйцо от сырого. Развлечение «Осенняя сказка».

«Во саду ли, в огороде»

Беседа об овощах и фруктах. Загадки об овощах и фруктах. Знакомство со сказкой «Мужик и медведь». Дидактическая игра «Вершки да корешки». Сказка «Репка» и другие сказки об овощах и фруктах. Игра «Отгадай и сравни загадки о фруктах и овощах». Воспитание любви к народному фольклору. Объяснить детям, как запекают картофель в духовке. Познакомить детей и родителей с процессом приготовления компота из тыквы с брусникой и как освежить увядшие овощи.

«Хлеб - всему голова»

Беседа «Откуда хлеб пришел?». Знакомство со старинными орудиями труда - плугом, цепом, серпом. Пословицы и поговорки о хлебе. Дать представление о простой крестьянской еде – поджаренных хлебных зернах. Настольно-печатная игра «Ремесла на Руси». Воспитание бережного отношения к хлебу.

«Народные игрушки»

Знакомство детей с возникновением первых игрушек (какие они были и из чего их делали). Знакомство с русскими народными игрушками — дымковскими, филимоновскими, богородскими, матрешками. Рассматривание иллюстраций, игрушек. Рисование дымковских игрушек, матрешек. Рисование «Моя любимая игрушка». Вечер загадок «Игрушек много у меня». Воспитывать чувство прекрасного, интерес к народным промыслам. Учить отгадывать загадки.

Октябрь


«Национальная одежда»

Знакомство с женской русской и татарской народной одеждой: сарафаном, рубахой, фартуком (передником), платьем, камзолом, калфаком. Рассматривание украшений (орнамент, цветочный узор и др.). Рисование «Русский сарафан», «Кукла в татарском костюме». Аппликация «Русский сарафан», «Украшение фартука».

«Золотое веретено»

Знакомство с предметами обихода — прялкой, веретеном. Знакомство со сказкой «Золотое веретено». Игра «Отгадай и сравни загадки о «двух братцах».

«Волшебные спицы»

Знакомство со спицами, крючком и вязанием на них. Беседа о шерстяных изделиях и о том, откуда берется шерсть (козья, овечья).

«Головные уборы»

Знакомство с головными уборами. Рассматривание иллюстраций, куклы в русском и татарском народном костюме. Рисование «Роспись кокошника», «Украшение тюбетейки», «Дымковская барышня в кокошнике».

«Обувь»

Знакомство с русской и татарской народной обувью. Рассматривание иллюстраций обуви, лаптей, валенок, ичигов, туфлей. Рисование «Роспись сапожка». Аппликация «Украшение ичигов». Литературно-музыкальная композиция «Праздник Дружбы».

Ноябрь


«Посуда»

Знакомство с предметами обихода посудой (из чего делали, как использовали). Рассматривание иллюстраций. Рассматривание деревянной посуды, глиняной посуды, чугунов, подносов, предметов русских промыслов Хохломы, Гжели, Жостова. Чтение сказок «Лиса и журавль», «Три медведя», «Жихарка». Рисование «Роспись гжельской посуды», «Роспись хохломской посуды», «Роспись чайника».

«Ложки расписные»

Знакомство с предметами обихода - деревянными ложками (из чего делали и как изготавливали). Чтение рассказа «Как Иван Васильевич баклуши бил». Рассматривание иллюстраций, ложек. Рисование «Роспись ложки».

«Самовар»

Знакомство с историей возникновения самовара. Рассматривание иллюстраций, самовара. Чтение «Иван Иваныч самовар», «Самоварец, самовар - самоварище» (Добрынин). Чтение стихотворения Айдара Халима «Биктырыш ставит самовар». Организованная образовательная деятельность для родителей «Путешествие в сказку».

«Березка белоствольная»

Знакомство детей с символом Руси – березой. Народные истории, приметы, пословицы о русской березе; загадки, стихи. Чтение рассказов о русской березе. Стихотворение «Белая береза» С. Есенина. Рисование «Березка белоствольная», «Золотая осень» (березы). Аппликация «Осенняя ветка». Развлечение ко дню Матери «Стань звездой».

Декабрь


«Домашние животные»

Знакомство детей с домашними животными. Отгадывание загадок о домашних животных. Рассматривание иллюстраций. Чтение сказок «Петушок и бобовое зернышко», «Лиса и петух», «Зимовье зверей», «Бычок – смоляной бочок» и др. Рисование домашних животных и птиц. Воспитание любви к народному фольклору.

«Дикие животные»

Беседа о диких животных. Рассматривание иллюстраций. Отгадывание загадок. Составление описательных рассказов. Чтение сказок «Колобок», «Маша и медведь», «Лиса и кот» и др. Рисование диких животных. Дидактическая игра «Отгадай и сравни загадки о животных».

Викторина «Из какой сказки животное»

По отрывку из сказки или по иллюстрации нужно догадаться, из какой сказки герой. Настольно-печатная игра «Домики-сказки». Рисование «Домики трех поросят». Аппликация «Любимые герои мультфильмов». Викторина совместно с родителями «Вкусные загадки».

«В тереме расписном»

Знакомство с избой и предметами русского народного быта. Рассматривание предметов. Рассматривание иллюстраций. Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками, русским народным бытом и гостеприимством. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта. Настольно-печатная игра «Русские ремесла». Познакомить детей с технологией приготовления клюквенного морса и его лечебными свойствами. Развлечение «В гостях у елки».

Январь


«Зимушка- зима»

Загадывание загадок о зиме. Чтение сказки К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы». Рисование «Узоры Дедушки Мороза». Ручной труд «Снежинка» (складывание и вырезание из бумаги). Познакомить детей и родителей с процессом приготовления лечебного чая из листьев смородины и малины.

«С Новым годом со всем родом!»

Беседа о традициях празднования Нового года на Руси и в других странах; почему елочку на Новый год украшают? Чтение сказок «Мороз Иванович», «Снегурочка». Рисование новогодней елки; Снегурочка - внучка Деда Мороза. Ручной труд: новогодние игрушки из бумаги. Аппликация: поздравительная открытка; Дед Мороз и Снегурочка. Подготовка к Новому году, украшение группы и елки. Разучивание колядок.

«Гуляй, да присматривайся»

Беседа о характерных особенностях января. Загадывание загадок о зиме, морозе. Дидактическая игра «Четвертый лишний» (на времена года). Пословицы и поговорки о январе. Приметы января. Чтение сказки «Морозко», стихотворения Резеды Валеевой «Морозище». Рисование «Все деревья в серебре». Аппликации «Снегири на ветке». Лепка «Птицы у кормушки».

Февраль


«Февраль - кривые дороги»

Беседа о характерных особенностях февраля. Пословицы, поговорки, приметы. Загадки о зиме. Чтение сказки «Два Мороза». Рисование «Два Мороза», «Большие и маленькие ели». Познакомить детей с процессом приготовления лечебного чая из ягод шиповника, рябины и малины. Организованная образовательная деятельность (художественное творчество) совместно с родителями «Баба Яга собирается в гости».

«Если Родина живет, и герой не пропадет»


Рассказ о русских богатырях: Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. Рассматривание иллюстрации картины Васнецова «Богатыри». Чтение былин: «Исцеление Ильи Муромца», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», стихотворения Мусы Джалиля «Мой пес». Рисование «Пограничник с собакой», «Солдат на посту». Развлечение совместно с родителями «Есть такая профессия – Родину защищать».

«Ой, ты, Масленица!»

Обогащать знания детей и взрослых о народной традиции встречать Масленицу жаворонками. Научить лепить жаворонков. Пение закличек, песен о Масленице, о весне. Народные игры: «Трифон», «Гори, гори ясно» и др. Досуг «Празднование Масленицы». Чаепитие с блинами.

Март


«Сердце матери лучше солнца греет»

Беседа о маме с использованием народных пословиц и поговорок. Пение песен о маме. Чтение рассказов и стихов о маме. Изготовление подарка для мамы. Рисование «Портрет мамы». Рисование с элементами аппликации «Букет для мамы». Развлечение «От всей души».

«Грач на горе –весна на дворе»

Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заклички, пословицы о весне, ее приметы. Чтение рассказов о весне, стихотворения Шайхи Маннура «Весна». Рисование «Подснежник», аппликация «Мимоза», оригами «Цветок». Хороводная игра «Идет матушка Весна».

«Что посеешь, то и пожнешь»

Составление мини - сказок и рассказов к пословицам. Упражнение для выработки четкой дикции (На горе дубы…). Рисование иллюстраций к пословицам. Инсценировка чувашской народной сказки «Дети Ветра».

«У страха глаза велики»

Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».

Анализ пословицы: «У страха глаза велики». Составление рассказов к пословице. Рисование иллюстраций по содержанию пословицы – совместно с родителями.

Апрель


«Апрель, апрель –звенит капель»

Беседа о месяце апреле. Приметы апреля. Ледоход, половодье. Чтение «Дед Мазай и зайцы», «Ледоход», «Половодье», «На шесте дворец, во дворце певец». Хоровод «Веснянка». Игра «Круговые Горелки».

«Весна красна цветами»

Повторение закличек, песен, пословиц о весне. Чтение рассказов, сказок Н.Павловой «Под кустом». Рисование «Сирень», «Сады цветут». Игра «Летели две птички». Хоровод «Матушка Весна».

«Пасха»

Беседа о праздновании Пасхи. Познакомить детей с традицией печь куличи к Пасхе. Проведение русских народных игр «Верба – вербочка», «Солнышко-ведрышко». Рассказ об обычае обмениваться яйцами, о значении этого действия. Рисование «Роспись яиц».

«Прощание с избой»

Словесные народные игры. Пение частушек. Прощальное чаепитие. Игра «Цветик-семицветик».



Итоговый результат

Малые формы фольклора в воспитательно-образовательной работе с детьми необходимо использовать в интегрированной форме, как в организованной образовательной деятельности, так и в процессе самостоятельной деятельности. Положительный результат при реализации программы будет получен при соблюдении следующих принципов:

-во-первых, тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей, отбор материала;

-во-вторых, интеграция работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;

-в-третьих, активное включение детей;

-в-четвертых, использование развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды.

В процессе работы по программе предполагаются следующие изменения:

- повышение интереса к устному народному творчеству: использование в своей речи пословиц, поговорок, в сюжетно-ролевых играх – потешек, самостоятельная организация народных игр – забав с помощью считалок.

- повышение самостоятельности и ответственности в решении разных ситуаций;

- повышение у родителей интереса к использованию малых форм фольклора дома. Разучивание с детьми и подбор пословиц и поговорок, объяснение детям их смысла.

- А в итоге – повышение субкультуры ребенка на более высокий уровень.

Заключение

Программа позволяет сделать следующее заключение.

Художественная структура фольклорных произведений является универсальным средством педагогического воздействия на детей, побуждающим и одновременно исключающим принуждение, хорошо приспособленным к чувственной натуре ребенка, инструментом умственного развития и нравственного воспитания детей.

Для того чтобы ребенок имел возможность эффективно творчески самореализоваться, добиться цели, он должен быть вовлечен в деятельность, значимую для него. Фольклор - это именно то, что близко по духу ребенку, и использование фольклорных произведений в различной деятельности детей позволяет глубже осознать и прочувствовать то, что нельзя выразить словами или движением.

Результатами интеграции данной программы в воспитательно-образовательный процесс являются:

- использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок;

- умение играть в русские народные подвижные игры и игры народов Поволжья, используя считалки;

- знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства;

- знание истории русского и татарского народного костюма, головных уборов;

- бережное отношение к предметам быта, произведениям народного творчества.

Программа позволяет доказать, что организованная образовательная деятельность, проводимая с использованием произведений фольклора, благоприятно влияет на развитие творческих способностей детей и на воспитание ребенка в целом.
Используемая и рекомендуемая литература

1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования». – М.: «Мозаика-Синтез», 2014 г.

2. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Санкт-Петербург. Издательство «Детство-Пресс», 2000 г.

3. Бабынина Т.Ф., Хабибуллина И.З., Харисова Н.И. Воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста на основе культурно-исторического опыта: учебное пособие для студентов и педагогов дошкольного образования. – Казань: Изд-во МОиН РТ, 2010 г.

4. Алябьева Е.А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками». Творческий центр. Москва, 2004 г.

5. Островская Л. Ф. «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошколь-ника». Москва «Просвещение», 1987 г.

6. Петерина С.В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста». Москва «Просвещение», 1986 г.

7. Титова М.Г., Яковлева Г.В. Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста через игры-драматизации и театрализованные представления. Издательство Марины Волковой, 2007 г.

8. Федорова Г.П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург. Издательство «Детство-Пресс», 2000 г.

9. Шорыгина Т.А. Зеленые сказки: Экология для малышей. Москва «Прометей», 2003 г.

10. Михайлова М.А. Детские праздники. Игры, фокусы, забавы. Ярославль «Академия развития», 1997 г.

11. Науменко Г.М. Гадания, колядки, веснянки, русские песни и сказки. Москва «АСТ», 2004 г.

12. Липатникова Т.Н. Праздник начинается. Ярославль «Академия развития», 2001 г.

13. Федосеева П.Г. Художественная литература. Старшая группа. Занимательные материалы. Волгоград «Корифей», 2008 г.

14. Петухова А.А. Тематические дни в детском саду. Волгоград «Учитель», 2010г.

15. Шаповалова А.П. Культурно-досуговая деятельность старших дошкольников. Волгоград «Учитель», 2009 г.

16. Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Москва «Педагогическое общество России», 2007 г.