Главная страница

По формированию фонематических процессов в букварный период


Скачать 24.8 Kb.
Название По формированию фонематических процессов в букварный период
Дата 11.02.2016
Размер 24.8 Kb.
Тип Анализ

Система работы по формированию фонематических процессов в букварный период

В последние годы в общеобразовательных школах наблюдается тенденция неспособности поступивших в школу детей в полной мере овладеть процессами чтения и письма на этапе букварного периода. Одной из причин этого является недостаточно развитый фонематический слух и  фонематическое восприятие.

Фонематический слух - это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: "коза-коса", "дом-том", "бочка-почка". Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух.
Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Например: «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?»

Ученик с такими проблемами с трудом представляет себе звуковой состав слова и плохо осваивает его звуковой анализ. В результате на письме появляются специфические ошибки, несвязанные с применением орфографических правил.

Основная задача периода обучения грамоты – научить детей слышать отдельные звуки в составе слова и уметь определять их последовательность. Разработана определенная последовательность овладения детьми различными формами фонемного анализа.

  1. Умение выделять начальный гласный звук из состава слов: о – осы – первый звук о

  2. Анализ звукового ряда, состоящего из двух - трех гласных – аи, оуы; (ребенок называет их количество по порядку)

  3. Анализ обратного слога типа ГС: ап, ук, ос (ребенок называет их по порядку)

  4. Синтез обратного слога типа ГС: первый звук а, второй - п; скажи вместе )- ап

  5. Умение выделять последний согласный звук из состава слов: кот, дым, нос

  6. Анализ прямого слога типа СГ: па, ту, кы; (ребенок называет первый звук, а потом - второй)

  7. Синтез прямого слога типа СГ: первый звук п, второй - а; скажи вместе-па

  8. Умение выделять гласный звук из середины слова типа СГС: мак, нос, лук, дым, мир

  9. Умение определять последовательность звуков в слове типа СГС: сон (ребенок называет все звуки по порядку)

  10. Синтез звуков в слове типа СГС: ж,у,к – (скажи вместе) – жук

  11. Умение выделять последний гласный звук из состава слов типа СГСГ: каша

  12. Умение определять последовательность звуков в слове типа СГСГ: рука (ребенок называет все звуки по порядку).

  13. Умение определять последовательность звуков в слове типа СГССГ: кошка (ребенок называет все звуки по порядку).

Обучение детей с речевыми дефектами требует постепенного усложнения материала и большого количества упражнений на каждом этапе обучения.

Основная задача этой работы – предупреждение и преодоление нарушений письма и чтения.