Главная страница

Мбоу залесовская сош выступление на методическом объединении Формирование ууд в начальной школе на примере программы


Скачать 137.79 Kb.
Название Мбоу залесовская сош выступление на методическом объединении Формирование ууд в начальной школе на примере программы
т.е. способность
Дата 23.02.2016
Размер 137.79 Kb.
Тип Документы



МБОУ Залесовская СОШ

Выступление на методическом объединении

«Формирование

УУД в начальной школе на примере программы

«Музыка»

в контексте ФГОС второго поколения
Выполнила

Калиничева Е. В.


Понятия «универсальные учебные действия» и их функции

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Такая способность обучающихся самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия открывают возможность широкой ориентации обучающихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

  • познавательные и учебные мотивы,

  • учебную цель,

  • учебную задачу,

  • учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

«Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения обучающимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Функции универсальных учебных действий


  • Обеспечение возможности обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.




  • Создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности.




  • Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков формирования картины мира и компетентности в любой предметной области познания.


Универсальный характер УУД проявляется том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Виды «универсальных учебных действий».

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:

  • личностный;

  • регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

  • познавательный;

  • коммуникативный.

Представим названные блоки УУД более подробно.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся

  • знание моральных норм,

  • умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами,

  • умение выделить нравственный аспект поведения

Регулятивные универсальные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

  • - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  • - прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

  • - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  • - коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

  • - оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

  • - волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

  • - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • - постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.



Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.

Овладение учащимися УУД происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

Раздел программы: «Россия - Родина моя»

Музыкальный материал

Виды музыкально- практической деятельности

УУД







П.И. Чайковский - главная мелодия 2-ой ч. из Симфонии№4

Пение мелодии с ориентацией на нотную запись: .интонация русской природы. любовь к родной природе, гордость за ее красоту.

Слушание произведения: жанрово - стилевой разбор, разделение на 2 группы - формируем вопросы: «образ» -1гр. -«стиль» 2-гр. Самооценка. Письмо к композитору. Обе группы формируют содержание письма.

Пластические импровизации, в форме дирижерских жестов, с подчеркиванием контрастной линии .

Музицирование: исполнение русской народной песни «Во поле береза стояла» на свирелях .

Знать: понятие «мелодия» «мелодическая линия», «образ», «стиль». «жанр».


Личностные

Коммуникативные
Регулятивные

Познавательные







Русские нар. песни: «Славны были наши деды» и «Вспомним , братцы, Русь и славу»


Выразить отношение к прозвучавшим песням: гордость, чувство патриотизма, формирование жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении .

Формируем исполнительский план, в котором присутствуют солист и хор. Исполнение песен с воплощением художественного образа героического русского народа

К пению мы добавляем пластические импровизации в виде отбивания четкого маршевого ритма шагом и

шумовые эффекты в виде барабанной дроби на сильных долях.

Знать: Историю создания русских народных песен,. характерные черты русской нар. песни, знать песни о героических событиях истории и исполнять их на уроках и на школьных праздниках



Личностные
Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные











.музыкальный материал.

«День, полный событий»

Музыкально - практическая деятельность



УУД

«Утро» Э. Григ

«Заход солнца» Э. Григ

Раздел:


Выразительное, осмысленное исполнение с помощью нотной записи, восхищение красотой , светлой радостью, осознанием пробуждения природы и это все в музыке

Слушание музыки , интонационно-образный анализ: делимся на группы, формируем вопросы: образ, стиль, развитие музыки, письмо композитору.

Пластические импровизации в форме движения рук - «Солнце встает!»

Музицирование: исполнение на свирелях главной темы.

Уметь проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки, понятия выразительность и изобразительность в музыке, что означает понятие образы природы в музыке.
Прослушивание произведения. Музыка, связанная с душевным состоянием человека и отображающая образы природы: интонационно - образный анализ.

Хоровое исполнение. Записываем исполнение, затем прослушиваем, даем оценку собственного исполнения.

Пластические импровизации в форме плавного движения рук, отражающих интонационно- образный характер, добавляем к исполнению хора шумовые инструменты в виде колоколов.

Уметь обладать вокальной исполнительской культурой, владеть во время пения правильным дыханием. Уметь определять в музыке : песенность, танцевальность, маршевость Дом. зад: Выполнить рисунок по теме : «Утро» и «Вечер»

«О России петь, что стремиться в храм»

Личностные

Коммуникативные
Регулятивные

Познавательные

Личностные

Коммуникативное


Регулятивные

Познавательные




Музыкальный материал

Музыкально- практические действия

УУД

«Богородице Дево, радуйся» №6 из «Всенощного бдения» С. Рахманинов

«Аве, Мария»

Ф Шуберт

«Аве, Мария» Ф. Шуберт

Раскрываются следующие содержательные линии. Образы Богородицы, Девы Марии, матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Богоматери Владимирской - величайшая святыня Руси. Песнопения и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро. Осмысленное прослушивание, Определить образный строй музыки с помощью «словаря эмоций»

Хоровое пение. Разделить класс на 4 содружества. Исполняется произведения каждым содружеством по очереди. Оценка слушателей.

В исполнение вводятся шумовые инструменты - колокола, которые изображают церковные перезвоны.

Знать произведения, в которых средствами музыкальной выразительности воплощен образ матери. Уметь проводить интонационно- образный анализ произведений искусства. Знакомиться жанрами церковной музыки(тропарь, молитва, величание)
Образ матери. Все самое дорогое. Родное, святое связано с мамой. Отношение . уважение к матери в русской семье.

Слушание произведение в исполнении Р.Лоретти. Жанрово- стилевой разбор произведения. Формирование эстетического отношения к миру, образу матери, стремление к гармонии и красоте обеспечивается приобщением к вершинным достижениям отечественной и мировой музыкальной культуры в исполнении выдающихся музыкантов.

Класс делится на 3 содружества. «Письмо из прошлого» - таково задание всем трем содружествам.

Исполнение на свирелях произведения. Одна группа исполняет вокализ, другая исполняет на свирелях главную тему произведения «Аве, Мария» Ф Шуберта

Обнаружить сходство и различие русских и западноевропейских произведений религиозного искусства.

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные
Познавательные

Личностные
Коммуникативные
Регулятивные

Познавательные

Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»

Музыкальный материал

Музыкально - практические действия

УУД

Римский-Корсаков «Третья песня Леля»

Исполнение произведения с помощью нотной записи, осмысленно ,выразительно. Мы погружаемся в мир волшебных сказочных героев. Представьте, что вы находитесь в сказке, что все. что в ней происходит, происходит с вами. Ваши ощущения? Нарисуйте, напишите, поделитесь.

Мы разыгрываем сказку, выбираем главного героя, творческие импровизации.

Музицирование - на свирелях исполняем песню Леля.

Обладать умением ыявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального народного творчества .Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки.

Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные


Раздел : «В музыкальном театре»

Музыкальный материал

Музыкально - практические действия

УУД

Опера «Руслан и Людмила» Увертюра

М. И. Глинка

Раскрываются следующие содержательные линии. Путешествие в музыкальный театр. (Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений учащихся об особенностях оперного и балетного спектаклей.
Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах)


Личностные

Коммуникативные
Познавательные


Раздел: «В концертном зале»

Музыкальный материал

Музыкально - практические действия

УУД

Концерт№1 П.И. Чайковский

«Сурок»Л.В.Бетховен


Визитная карточка России. Гордость за Гения, чувство патриотизма, раскрывается жизненный смысл, интонация созидания. Какими средствами Чайковский все это передал? Колокола, солнечный луч. Вместе «поют» гимн.

Слушая концерт - встанем, применяем пластические импровизации, отражающие эмоциональный характер произведения.

В диалоге с друг другом учащиеся выражают свои впечатления, чувства, мысли .

Знать: - понятие: концерт, композитор, исполнитель, слушатель, вариационное развитие, «язык музыки»: лад, динамика, ритм, темп, тембр, и т. д..

История создания произведения. Слушание, исполнение с помощью нотной записи. Чувство сопереживания, жалоба, доброта, любовь, готовность отдать последнее, чтобы помочь ближнему, слабому.

К каким средствам композитор прибег, чтобы все это раскрыть?

Письмо из прошлого. Работаем над содержанием. Вопрос: а актуальна ли эта тема сегодня? Как бы ты повел себя в подобной ситуации? Делимся на две группы , ищем и находим ответ.

Музицирование - исполняем произведение на свирелях.

Уметь проводить интонационно-образный анализ.

Личностные
Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные

Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные



Выводы:

В результате формирования УУД в начальной школе по предмету «Музыка»-

В сфере личностных УУД будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы.

В сфере коммуникативных УУД учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях.

В сфере регулятивных УУД учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в школе и вне ее, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных УУД учащиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие его компоненты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования..