|
Мбоу «оош№8» Формирование навыков самостоятельной работы на уроках истории и обществознания
МБОУ «ООШ№8»
Формирование навыков самостоятельной работы на уроках истории и обществознания.
Выполнил: учитель истории и
обществознания
Родчева А.Ю.
г. Березовский 2015г.
Цели и задачи методической системы:
Повышение интереса у школьников к истории и обществознанию.
Активизация деятельности учащихся на предметах гуманитарного цикла.
Повышение эффективности уроков истории и обществознания.
Формирование и развитие творческих способностей учащихся.
Для достижения целей, используются следующие задачи:
Создание условий для творческого изучения учебного материала и прочного усвоения знаний.
-
Нацеливание учащихся на владение понятиями, фактами, научной проблематикой, известными научными теориями, историческими закономерностями и правилами.
Формирование устойчивых как учебных, так и фундаментальных знаний, умений и навыков. Так как эффективен не тот, кто просто знает, а тот, у кого сформированы навыки приобретения, организации и применения знаний.
Воспитание знающих и желающих знать больше, самостоятельно мыслящих, культурных, ответственных учеников.
Основные направления моей работы:
Обеспечение внимательного и чуткого отношения к творческой активности школьников.
Выбор оптимального стиля деятельности во время самостоятельной работы учащихся применительно их уровню знаний и темпу работы.
Формирование положительной Я-концепции у школьников и собственной креативной личности.
Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся.
Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей, проведение интегрированных уроков.
Создание социально-эмоциональных, психологических, интеллектуальных условий, способствующих творческому развитию учащихся.
Ожидаемые результаты:
Как и любому учителю, мне в повседневном труде хочется добиться того, чтобы звонок с урока не прекратил дальнейшей работы мысли каждого из моих учеников. Хочу, чтобы каждый ребёнок ждал новой встречи с моими уроками, чтобы жаждал новых знаний и был счастлив оттого, что может их получить. А от своей методики самостоятельной работы я ожидаю следующего:
-
Снижения страха перед неудачей, перед возможным критическим замечанием.
Появления у школьников уверенности в себе, в своих возможностях.
Формирования привычки к свободному самовыражению и самостоятельному мышлению.
Развития способности постоянного поиска знаний и умение их использовать и применять на практике.
Развития такой формы самосознания, которая приводит к переходу от интуитивного представления к осмыслению своей деятельности при выполнении учебных задач, а также к поиску их творческого решения.
Развития творческого воображения у школьников и нетривиального развития мысли.
Повышения активности, инициативности учащихся в решении задач творческого характера.
Достижения высокого уровня развития личности ученика.
Тема применения самостоятельной работы на роках истории и обществознания стала интересна мне с самого начала карьеры учителя. Я уверена, что без такого вида работы не может быть ни знаний, ни знающих и мыслящих учеников. В современном мире человеку следует быть практичным и самостоятельным в принятии того или иного решения, чему следует научиться со школьной скамьи. Формирование познавательной самостоятельности и активности особенно на уроках истории и обществознания сегодня приобретает особую актуальность в связи с непрерывным увеличением объёма научной информации и процессом быстрого «старения» знаний. Остро встаёт сегодня необходимость формирования умения и навыков самообразования учащихся, развития их способностей самостоятельного приобретения знаний, быстрого реагирования на всё новые «вызовы» жизни.
Самостоятельная работа на моих уроках истории и обществознания представляет собой особый вид учебной деятельности - она осуществляется под моим руководством, но без моего непосредственного вмешательства; потому что именно такая работа наиболее отвечает потребностям сегодняшних учащихся сделать что-то самим. Самостоятельная работа в моём понимании - это, прежде всего, умение, необходимая мотивация и сильная воля. Это наличие творческих начал, присущих каждому ребёнку, это радость открытий.
Роль учителя заключается в том, чтобы обеспечить неуклонное развитие у учеников активности и самостоятельности, вооружить их необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками.
Развитие самостоятельности в обучении истории идёт по следующим основным взаимосвязанным линиям:
а) способность к усвоению исторических знаний из различного круга источников, которые используются во время урока и внеурочной деятельности;
6) умение воспроизвести усвоенный материал на уроках и вне их;
в) умение объяснить сущность исторических явлений.
Развитие у учащихся способности к самостоятельной работе с источниками информации по истории связано с пониманием исторического события, их причин и умением делать выводы, со знанием основных видов источников информации, овладением приёмами познавательной деятельности. Формирование исторических знаний и развитие у учащихся самостоятельности в учебной деятельности находятся в тесной взаимосвязи.
Чем выше активность учащихся и их способность к самостоятельной учебной деятельности, тем выше объём и качество знаний, тем в большей степени создают условия для активности и самостоятельности учебной деятельности школьников на уроке и вне его. Одновременно в связи с развитием самостоятельности у учащихся формируется способность к воспроизведению исторических знаний в устной и графической форме. Если учащийся может хорошо воспроизвести исторический материал, то можно сделать вывод, что у него прочные знания, овладевает нужными умениями и навыками.
Я использую различные виды самостоятельной работы на уроках истории и обществознания. Это работа с учебником, с документами, историческими рисунками, контурной картой.
Работа с учебником.
Для школьников учебник - первая и основная книга по истории. Учебник нужен каждому ученику, так как с помощью него учитель может провести самостоятельную фронтальную работу с учебником, учебник даёт возможность ученику перечитывать несколько раз трудные непонятные места, внимательно изучать иллюстрации, документы. Но правильно ученик может использовать учебник в том случае, если учитель учит им пользоваться, постоянно привлекать его в процессе обучения, требует от учащихся самостоятельной работы с ним и проверяет выполнение своих требований. Я детально объясняю структуру учебника: это различные виды текста, иллюстрации, явления, вопросы, задания и карты.
Важно, чтобы школьник самостоятельно усваивал авторский текст учебника, а здесь главное место занимает работа с терминами. Я, например, поручаю учащимся найти термин в учебнике, прочесть вслух и делать запись в тетрадь. Затем объясняю, что означает этот термин. Короче говоря, на каждом уроке мною проводится словарная работа вместе с учащимися. Например, что такое натуральное хозяйство, феод, крепостной крестьянин. К этому виду работы я приучаю детей с пятого класса, последовательно усложняя задания. Такая работа приучает школьников обращать внимание на термины и при выполнении домашнего задания. Надо стараться, чтобы это вошло в привычку у учащихся.
Для этого хорошими приёмами являются: членение материала на параграфы, пункты, абзацы, а также заголовки. В этой работе хорошо помогают вопросы и задания в учебнике. Наиболее распространённым у меня на уроках является составление развёрнутых планов.
После составления такого плана у учеников не возникает трудностей составить развернутый ответ по теме.
Также на уроках я провожу объяснительное чтение. При объяснительном чтении текст расчленяется на смысловые единицы, где определяется главная мысль каждого абзаца. Это в дальнейшем помогает составлению планов и самостоятельному изучению различных текстов. Объяснительное чтение мною проводится и в старших классах. Но здесь важно, чтобы школьник, самостоятельно читая текст на уроке, не пропускал непонятные слова и выражения, и чтобы спрашивал у учителя или использовал словарь или справочник.
Эффективным способом привлечения учеников к самостоятельной работе на уроках является такая форма работы как ответы на развернутые вопросы по тексту учебника. Вопросы составлены последовательно очень подробно, что позволяет даже отстающим ученикам, справиться с заданием. Оценка «5»и «4» ставится, если ученики в конце работы обобщают материал и делают вывод.
Действенным приёмом привлечения учащихся к учебному материалу является составление тезисных выводов по определённой теме, составление планов, конспектов, конкретизирующих таблиц.
Самостоятельной деятельности можно добиться также путём использования на уроке исторических документов, помещённых в учебнике, в рабочих тетрадях по истории. Работа учащихся с историческими источниками проводится в целях поднять значение исторического факта, чтобы привлечь к нему особое внимание учащихся, выработать у учащихся самостоятельный научный подход к источникам исторических знаний, углубить ознакомление учащихся с источниками как историческими памятниками.
Значение самостоятельной работы с документами заключается в том, что она помогает глубже усвоить ключевые вопросы курса истории. Работа с документами проводится и на ypоке, и во время выполнения домашнего задания. Другой вид работы с документами - это самостоятельное решение на его основе задачи дедуктивного характера. Так, например, в 5 классе изучаются законы Хаммурапи. Сообщив, что законы приняты в 18 веке до н.э., я предлагаю учащимся самостоятельно читать документ, обратить внимание на следующие вопросы, которые заранее даны: 1) к какой эпохе относятся эти законы? 2) кому сочувствует автор источника - угнетателям или угнетённым? 3) чем данные законы отличаются от законов сегодняшнего времени?
Иллюстрация учебника - один из основных видов наглядности в обучении истории. В 5-8 классах полезно предложить одному ученику вслух, а другим про себя прочесть текст с иллюстрациями. Это делается для того, чтобы выработать у школьников привычку внимательно читать подписи к иллюстрациям, определять время создания и характер изображения, являются ли они историческими документами или позднейшими реконструкциями исторической действительности. Ребята пишут и сочинения по картине.
Ученикам труднее даётся умение слушать и записывать в тетрадь элементы, которые требуют известные усилия для осмысления и запоминания, такие как определить понятие, причинно-следственные связи, делать выводы. Для формирования этих умений, я на уроках использую просмотр различных школьных фильмов или их фрагментов. Например, в 5 классах при изложении темы «Библейские сказания» для более легкого усвоения материала мною были подобраны мультипликационные фильмы: «Первые люди», «Иосиф и его братья», «Потоп», «Моисей» и тд. Проверка усвоенных знаний на следующем уроке показала, что даже отстающие ученики усвоили материал. Просмотр видеоматериалов я использую и на уроках обществознания: мультфильм «Нехочуха» как иллюстрация к теме «Свободное время». В 7-9-х классах оправданно использование видеоуроков с параллельным конспектированием.
Очень эффективным при освоении материала является использование межпредметных связей. Например, изучая по истории в 7 классе тему «Церковный раскол», использую картину Сурикова В. «Боярыня Морозова»:
Или изучая Внешнюю политику при Павле I, использую картину Сурикова «Переход Суворова через Альпы»:
Работая с книгой, картой, таблицей, другими источниками, современными техническими средствами, учащиеся могут выполнять самые разные задания и давать ответы на основе самостоятельного обдумывания вопроса или проблемной ситуации, созданной учителем. Можно предложить учащимся на основе анализа содержания учебного материала самостоятельно обобщить его и сделать выводы; спрогнозировать дальнейший ход событий; высказать сомнение; поделиться собственным мнением в устной или письменной форме; составить таблицу; выполнить практическое задание.
Организация самостоятельной работы учащихся на уроке требует определённых условий, обеспечивающих её успешность:
Планирование разных вариантов самостоятельной работы в системе уроков по теме.
Наличие сформированных умений и навыков самостоятельной работы (от элементарных до более сложных).
Посильность заданий (постепенное нарастание самостоятельности), их вариативность и разнообразие.
Соотнесение объёма и сложности работы с темпом его выполнения.
Осознание учеником цели и появление желания к её достижению.
Использование различных форм деятельности учащихся для достижения поставленной цели: фронтальная работа (все ученики выполняют одно и то же задание); коллективная деятельность (каждый выполняет какую-то часть общего задания); индивидуальная работа (каждый ученик выполняет особое задание).
Осознание учащимися результатов своих достижений.
Результаты самостоятельной работы обязательно обсуждаются и оцениваются в классе. Индивидуально проработанный материал можно обсудить в парах, в общеклассной фронтальной беседе; опережающее индивидуальное творческое задание можно предложить для рецензирования с последующим обсуждением в группах или всем классом; общее групповое задание делится на индивидуальные, итоги которого обсуждаются группой или всем классом вместе с учителем.
Данная тема в настоящее время очень актуальна т.к. имея навыки и умения самостоятельной работы легко можно ориентироваться в нынешней сложной обстановке. Кончились те времена, когда всё указывалось сверху, что можно, что нельзя делать. Что же заставило меня перейти к данной системе? Новая парадигма образования, которая состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель - осуществить мотивационное управление его учением. Сущность обучения при этой форме работы состоит в том, что ученик полностью самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности процессе работы. При этом меняется форма общения учителя и ученика. К тому же, ученик работает максимум времени самостоятельно, учится самопланированию, самоконтролю и самооценке. Это даёт возможность ему осознавать себя в деятельности, самому определить уровень освоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях, применять полученные знания на практике.
Самостоятельная работа учащихся - одна из важнейших функций учителя. Ведь знания можно предложить, показать, где и как взять, но овладеть ими каждый ученик должен самостоятельно.
|
|
|