№п/п
|
Дата
|
Тема урока
|
Содержание
|
Тип урока
|
Деятельность учащихся на уроке
|
Примечания
|
план
|
факт
|
Фаза запуска
Цель – определение возможных «дефицитов» учащихся в знаниях и умениях и путей их ликвидации
с постановкой новых задач текущего учебного года
|
Введение (13 часов)
|
1.
|
|
|
Стартовая работа
|
Стартовая проверочная работа на материале 5 класса (задания по теории и практике русского языка).
|
контроль
|
Определение актуального уровня знаний с помощью системы заданий, подготовка к практической коррекционной работе. Определение зоны ближайшего развития, подготовка к составлению карты Знаний. Самостоятельная работа учащихся.
|
Тетрадь КОД
|
2.
|
|
|
Стартовая работа
|
Стартовая проверочная работа на материале 5 класса (задания по теории и практике русского языка).
|
контроль
|
Определение актуального уровня знаний с помощью системы заданий, подготовка к практической коррекционной работе. Определение зоны ближайшего развития, подготовка к составлению карты Знаний. Самостоятельная работа учащихся.
|
Тетрадь КОД
|
3.
|
|
|
Анализ стартовой работы
|
Стартовая проверочная работа на материале 5 класса (задания по теории и практике русского языка) – разбор заданий.
|
оценка
|
Соотнесение своей оценки с оценкой учителя. Анализ выполнения стартовой работы. Постановка задач года.
|
Составление индивидуальных маршрутов коррекции;
составление общеклассной Карты Знаний
|
4.
|
|
|
Слово как языковой знак.
|
Слово как языковой знак, означаемое и означающее в слове (повторение).
|
РЧЗ
|
Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений.
Анализ слова, выделение в слове 2-х сторон: звуко-буквенной оболочки и лексического значения.
|
Самостоятельная работа учащихся с консультацией учителя
|
5.
|
|
|
Слово как фонетическая и лексическая единица языка.
|
Слово как фонетическая и лексическая единица языка (повторение).
|
РЧЗ
|
Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений.
Анализ звуковой оболочки слова, употребление многозначного слова в речи.
|
Самостоятельная работа учащихся с консультацией учителя
|
6.
|
|
|
Звуковая оболочка слова.
|
Строительный материал звуковой оболочки слова и правила её отображения на письме (повторение).
|
РЧЗ
|
Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений.
Соотнесение звуковой и буквенной оболочек слова, составление , высказывания.
Повторение правил графики.
|
|
7.
|
|
|
Многозначность слова и омонимия.
|
Слово как ряд лексико-семантических вариантов (повторение). Отличие многозначности от омонимии (повторение).
|
РЧЗ
|
Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений.
Работа с многозначным словом и омонимами. Выявление разных степеней омонимии.
Лексико-орфографическая работа со словами с непроверяемыми орфограммами.
|
|
8.
|
|
|
Синонимия, антонимия.
|
Связи между словами в лексической системе языка — синонимы, антонимы (повторение).
|
РЧЗ
|
Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений.
Работа с синонимами, антонимами. Синонимия и антонимия как средства выразительности языка. Наблюдение синонимии и антонимии фразеологизмов.
|
|
9.
|
|
|
Морфемная структура слова.
|
Морфемная структура слова (повторение).
|
РЧЗ
|
Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений.
Анализ морфемного состава слова.
Лексико-орфографическая работа со словами с непроверяемыми орфограммами.
|
|
10.
|
|
|
Мотивированные и немотивированные слова.
|
Мотивированные (производные) и немотивированные (непроизводные) слова.
|
ПУЗ
|
Наблюдение над языковым материалом.
Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений.
Выявление существования в языке 2-х групп слов: мотивированных и немотивированных. Лексическая работа с новыми терминами. Обнаружение в языке словообразовательных связей между словами. Постановка задачи на изучение тем раздела «Словообразование». Вывод о невозможности изучения словообразовательных отношений без повторения раздела «Морфемика». Постановка задачи на повторение темы «Морфемика» для изучения темы «Словообразование».
Составление плана движения по темам разделов « Морфемика» и «Словообразование».
|
|
11.
|
|
|
Лексическое и словообразовательное значения слова.
|
Постановка задачи на дальнейшее изучение особенностей слова как языкового знака (разделы «Морфемика» и «Словообразование»). Изложение.
|
ПУЗ
|
Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений.
Работа с текстом для изложения. Определение границ знания и незнания, определение круга вопросов по блоку тем «Словообразование» (конкретизация учебной задачи).
|
Тетрадь КОД
|
12.
|
|
|
Входная работа (проверочная работа по разделу «Введение»)
|
Проверочная работа на материале 5 класса (задания по теории и практике русского языка).
|
контроль
|
Самоконтроль знаний и способов действия на конец фазы запуска за курс 5 класса (по итогам совместной и индивидуальной коррекционной работы). Самостоятельная работа учащихся.
|
Тетрадь КОД
|
13.
|
|
|
Анализ входной работы по разделу «Введение»
|
Проверочная работа на материале 5 класса (задания по теории и практике русского языка) – разбор заданий.
|
оценка
|
Соотнесение своей оценки с оценкой учителя. Анализ выполнения работы. Составление индивидуальных маршрутов коррекции.
|
Тетрадь КОД
|
Фаза совместной постановки и решения системы учебных задач
Цели: формирование предметных знаний и основных способов действий у учащихся; апробация новых средств, форм и методов работы
|
Морфемика (46 часов)
Развитие речи (10 часов)
|
14.
|
|
|
Морфема как знак языка.
|
Морфема как знак языка, функционирующий в составе слова.
|
ПМ
|
Выявление значения морфем в слове.
Деление лексического значения основы слова на составляющие значения – значения каждой морфемы.
Лексико-орфографическая работа со словами с непроверяемыми орфограммами.
|
|
15.
|
|
|
Чередование фонем в морфеме.
|
Чередование фонем в морфеме при её включении в разные слова (на основе изученного в начальной школе).
|
РЧЗ
|
Наблюдение над чередованием фонем в одной морфеме, обнаружение условий чередования.
|
|
16.
|
|
|
Морф – вариант морфемы.
|
Морф (вариант морфемы) как позиционный представитель морфемы.
|
М
|
Наблюдение над чередованием фонем в одной морфеме, обнаружение условий чередования. Вывод: морф – позиционный представитель морфемы.
|
|
17.
|
|
|
Чередование морфов.
|
Чередование морфов в зависимости от их грамматической позиции в слове.
|
РЧЗ
|
Наблюдение над чередованием фонем в одной морфеме, составление списка основных позиций, в которых происходит чередование морфов одной морфемы.
Лексико-орфографическая работа со словами с непроверяемыми орфограммами.
|
|
18.
|
|
|
Морфема как ряд позиционно чередующихся морфов.
|
Морфема как ряд позиционно чередующихся морфов.
|
РЧЗ
|
Наблюдения над языковым материалом. Обнаружение аналогии «фонема – звук», «слово – лексико-семантический вариант», «морфема – морф». Лексическая работа с терминами.
Составление рядов чередующихся морфов одной морфемы.
|
|
19.
|
|
|
Р/р. Разнообразие речи.
|
Р/р. Зависимость вида, формы и стиля речи от речевой ситуации (повторение).
|
РЧЗ
|
Повторение материала 5 класса: обнаружение зависимости вида, формы и стиля речи от речевой ситуации.
|
|
20.
|
|
|
Корни и аффиксы.
|
Корни и аффиксы.
|
РЧЗ
|
Обнаружение отличия корневой морфемы от других морфем слова.
Лексическая работа с терминами.
Лексико-орфографическая работа со словами с непроверяемыми орфограммами.
|
|
21.
|
|
|
Корень.
|
Корень как морфема, имеющая самостоятельное значение. Обязательность корня в слове.
|
РЧЗ
|
Наблюдение над языковым материалом, выяснение роли корня в слове, вывод об обязательности корня в слове.
|
|
22.
|
|
|
Наличие в языке единичных корней.
|
Наличие в языке единичных (неповторяющихся) корней.
|
РЧЗ
|
Наблюдение над языковым материалом, обнаружение в языке единичных корней.
|
|
23.
|
|
|
Аффикс.
|
Аффикс как необязательная часть слова. Невозможность употребления аффиксов без корней.
|
РЧЗ
|
Наблюдение над языковым материалом, вывод о несамостоятельности аффиксов и о невозможности существования аффиксов без корней.
Лексико-орфографическая работа со словами с непроверяемыми орфограммами.
|
|
24.
|
|
|
Повторяемость аффиксов.
|
Повторяемость аффиксов, исключительная редкость неповторяющихся аффиксов.
|
РЧЗ
|
Наблюдение над языковым материалом, вывод о повторяемости аффиксов.
|
|
25.
|
|
|
Словоизменительные и словообразовательные аффиксы.
|
Словоизменительные и словообразовательные аффиксы.
|
М
|
Анализ языкового материала. Вывод о 2-х функциях аффиксов: словоизменительной и словообразовательной. Деление аффиксов на словоизменительные и словообразовательные. Составление модели (схемы) работы аффиксов каждой группы.
|
|
26.
|
|
|
Работа словоизменительных аффиксов.
|
Словоизменительные аффиксы как средство выражения грамматических значений слова.
|
РЧЗ
|
Наблюдение над языковым материалом, выяснение работы словоизменительных аффиксов – выражать грамматические значения слова.
Лексико-орфографическая работа со словами с непроверяемыми орфограммами.
|
|
27.
|
|
|
Окончание (флексия).
|
Окончание (флексия), выражающее зависимые грамматические значения слова.
|
РЧЗ
|
Повторение сведений об окончании. Работа с грамматическими значениями числа, рода, падежа, лица.
|
|
28.
|
|
|
Нулевая флексия.
|
Нулевая флексия.
|
РЧЗ
|
Наблюдение на языковым материалом, выявление возможности существования нулевых флексий.
Поиск в тексте слов с нулевыми окончаниями.
|
|
29.
|
|
|
Р/р. Обучающее изложение.
|
Р/р. Обучающее изложение.
|
РЧЗ
|
Изложение текста с предварительным составлением плана.
|
|
30.
|
|
|
Р/р. Обучающее изложение.
|
Р/р. Обучающее изложение.
|
РЧЗ
|
Оформление изложения в беловике.
|
|
31.
|
|
|
Основа слова.
|
Основа слова. Соотношение понятий «основа» и «морфема».
|
РЧЗ
|
Лексико-орфографическая работа со словами с непроверяемыми орфограммами.
|
|
32.
|
|
|
Возможность совпадения основы слова с его корнем.
|
Возможность совпадения основы слова с его корнем.
|
РЧЗ
|
Наблюдение над языковым материалом, вывод о возможности совпадения основы слова с его корнем.
|
|
33.
|
|
|
Аффиксы основы.
|
Аффиксы основы (префиксы, суффиксы, постфиксы, интерфиксы).
|
РЧЗ
|
Анализ языкового материала, деление аффиксов основы на группы по месту прикрепления в слове.
Лексическая работа с терминами.
|
|
34.
|
|
|
Типы аффиксов основы.
|
Типы аффиксов основы: словообразовательные, словоизменительные, оформительные.
|
РЧЗ
|
Анализ языкового материала, деление аффиксов основы на группы по их функции.
|
|
35.
|
|
|
Правописание аффиксов основы.
|
Правописание аффиксов основы.
|
РЧЗ
|
Анализ языкового материала, вывод о необходимости изучения правил правописания аффиксов основы.
Лексико-орфографическая работа со словами с непроверяемыми орфограммами.
|
|
36.
|
|
|
Префиксы пре- и при-, их правописание.
|
Префиксы пре- и при-, их правописание (повторение).
|
РЧЗ
|
Повторение правил правописания префиксов пре- и при-.
|
|