Главная страница

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая Дню Победы. «И помнит мир спасённый…»


Скачать 44.81 Kb.
Название Литературно-музыкальная композиция, посвящённая Дню Победы. «И помнит мир спасённый…»
Дата 18.02.2016
Размер 44.81 Kb.
Тип Документы

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая Дню Победы.

«И помнит мир спасённый…»


Оформление. На стене позади сцены висит солдатская маскировочная сетка. Сверху на ней плакат с надписью «День Победы. 1945-2010». По бокам плакаты с военной символикой и строками поэтессы Юлии Друниной «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне». Внизу на сцене – цветы и «вечный огонь». Но сцене углом стоят пять участников – три мальчика в военной форме, с автоматами и две девочки с санитарными сумками.

Шумовой эффект - в течение 7 секунд – стучит метроном.

1-й участник: Не мы судьбу,

Судьба нас выбирала.
2-участник: Был выбор у судьбы-войны

Недолгий.

Вот три приметы нашего Вчера:
3-й участник: Крестьянский дом на берегу Урала.
4-й участник: Окоп стрелковый да блиндаж над Волгой.
5-й участник: И обелиск на берегу Днепра.
Шумовой эффект – в течение 5 секунд – стучит метроном.

Затем звучит мелодия вальса М.Блантера «В лесу прифронтовом». На экране – видеоряд-слайды репродукций на военную тему.
Перегруппировка участников – по обе стороны сцены: девочка прикрепляет к ширме плакат «Родина-мать зовёт!», остальные изображают короткий отдых после боя. Двое прислонились к воображаемому дереву; третий присел на корточки, что-то записывает в блокноте; четвёртая участница сидит на поваленном дереве и читает письмо из дома, изредка вытирая слёзы.

В глубине сцены несколько новых участников-исполнителей сидят у костра. Баянист играет вальс «В лесу прифронтовом» (или звучит запись). Мальчик и девочка танцуют вальс. Сидящие у костра негромко поют:

С берёз неслышен, невесом

Слетает жёлтый лист.

Старинный вальс «Осенний сон»

Играет гармонист,

Вздыхают, жалуясь, басы,

И, словно в забытьи,

Сидят и слушают бойцы –

Товарищи мои.
Под этот вальс весенним днём

Ходили мы на круг,

Под этот вальс в краю родном

Любили мы подруг;

Под этот вальс ловили мы

Очей любимых свет,

Под этот вальс грустили мы,

Когда подруги нет.

И вот он снова прозвучал

В лесу прифронтовом,

И каждый думал и молчал

О чём-то дорогом:

И каждый думал о своём…
Участники перестают петь, пара перестаёт танцевать. Мелодия продолжает звучать.

Чтецы, отрываясь от своих нехитрых занятий, исполняют фрагменты стихотворение К.Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» (на фоне приглушённо звучащей мелодии вальса), мимикой, сдержанными жестами передавая рассказовую интонацию стихотворения:

1-й чтец. Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди…
2-й чтец. Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
3-й чтец. Но, горе поняв своим бабьим чутьём,

Ты помнить, старуха сказала: - Родимые,

Покуда идите, мы вас подождём.
4-й чтец. «Мы вас подождём!» - говорили нам пажити,

«Мы вас подождём!» - говорили леса.
5-й чтец. Ты знаешь, Алёша, порою мне кажется,

Что следом за мной их идут голоса…
Пятый чтец возвращается к поваленному дереву, садится, несколько меняя позу. Позу синхронно меняют все перед каждым новым текстом: живые картины застывают на мгновение, будто на снимках, сделанных военным корреспондентом.

Первый чтец (в сопровождении мелодии песни К.Листова «В землянке» - «Бьётся в тесной печурке огонь…») исполняет фрагмент стихотворения К.Симонова «Жди меня»).

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Жёлтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера…
(Музыка смолкает)
Второй чтец (девочка):

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший сорок первый год.
Один из сидящих у костра подходит к чтецам и читает стихотворение Р.Гамзатова «Журавли». Под музыкальное вступление (фортепиано или грамзапись) к песне Яна Френкеля, остальные исполнители стоятся в шеренги, идут: одна рука на ремне автомата, другая резким взмахом отмечает ритм шага, на головах пилотки.

3-й чтец. Мне кажется порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей…

Шумовой эффект – чтение обрывают резкие пулемётные выстрелы – каждый из марширующих застывает в позе тяжело или смертельно раненного. Пилотки падают на пол.

4-й чтец. Они до сей поры с времён тех дальних

Летят и подают нам голоса.

Не потому ль так часто и печально

Мы замолкаем, глядя в небеса?

Исполнители пантомимы распрямляются, застывают.

5-й чтец. Настанет день и с журавлиной стаей

Я полечу в такой же сизой мгле.

Из-под небес по-птичьи окликая

Всех вас, кого оставил на земле.

Под мелодию песни исполнители разворачиваются и уходят за кулисы. На полу остаются пилотки. Девочка собирает их, рассматривает, прижимает к сердцу, затем в прощальном жесте поднимает их над головой.
В заключение на сцену выходят все участники композиции, становятся полукругом, взявшись за руки, и поют, слегка раскачиваясь, заключительный куплет песни из кинофильма «Офицеры»

Нет в России семьи такой, -

Где б не памятен был свой герой,

И глаза молодых солдат

С фотографий увядших глядят.

Этот взгляд словно высший суд

Для ребят, что сейчас растут.

И мальчишкам нельзя

Ни солгать, ни обмануть,

Ни с пути свернуть.
Шумовой эффект – несколько ударов метронома, затем – гулкий звон церковного колокола.

Занавес.