|
Городец мастер-класс росписи по дереву Занятие составил руководитель факультатива «Художественная роспись по дереву» Бондарев А. И. с. Косолапово, 2010 год Форма: занятие
ГОУ Республики Марий Эл «Косолаповская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
ГОРОДЕЦ
Мастер-класс
росписи по дереву
Занятие составил
руководитель факультатива
«Художественная роспись
по дереву» Бондарев А.И.
с. Косолапово, 2010 год
Форма: занятие в виде практической работы в сочетании с беседой.
Цели занятия:
составлять композицию при помощи шаблонов;
продолжать работу по развитию навыков росписи через практическую работу на занятии, развивать мелкую моторику рук через обводку шаблонов и работу с кистью, развивать мыслительную деятельность воспитанников через составление композиции.
воспитывать аккуратность, самостоятельность ,усидчивость.
Задачи занятия:
Оборудование:
Презентация к занятию,
1. Кисти беличьи или колонковые № 1 – для контурной работы для «оттенёвки» и «оживки» и № 2 - для замалёвка.
2. Гуашь художественная, баночка с водой.
3. Изделие для росписи (предварительно пошкуренное)
4. Карандаш, ластик, линейка и с различными диаметрами.
Ход занятия
Организационный момент.
Беседа о предстоящей работе.
Сегодня мы продолжим работу в мастерской художественной росписи.
Хочу продолжить вас знакомить с красотой и богатством народных традиций в росписи дерева, народному творчеству
Расписаные городецкой росписью разделочные доски смотрятся очень эффектно, сегодня мы продолжим работу по росписи разделочной доски. (показ образцов)
Для чего в росписи нужны шаблоны?(ученики)
Все цветы в Городецкой росписи основаны на окружностях, которые обводят по шаблону, так как на деревянном изделии циркуль оставляет след от иглы.
Вспомним элементы городецкой росписи (наглядный показ слайдов, рассказ детей):
Розан или купавка – самый крупный цветок ;
Бутон – малый розан, поменьше розана;
Солнышко - розетка - поменьше купавки;
Ягодки, яблочки – самые мелкие элементы Городецкого букета.
Инструкция по работе.
Цветочная композиция строится по одному простому принципу – от большого цветка к меньшему. Самый маленький элемент замыкает цветочную гирлянду.
Чаще меняйте воду в банке, можно при каждой смене цвета.
Не оставляйте кисточку в банке с водой, ворс заламывается, черенок отклеивается.
Не используйте хорошую кисть для смешивания красок, используйте для этих целей старые некачественные клеевые кисти.
Свойства гуаши: при высыхании она светлеет в 4 раза , пачкает руки, и быстро сохнет. Поэтому не оставляйте надолго баночки с гуашью открытыми.
Не бойтесь поворачивать рабочую поверхность (альбомный лист тоже является ею) так, чтобы всегда было удобно.
III Практическая работа
1этап. Карандашом и линейкой по краям листа обозначим рамку 5 мм.
2этап Нарисуйте карандашом ведущую – стебель ( полукругом, как бы перевёрнутое коромысло) Сильно не нажимайте на карандаш, чтобы потом легко было стереть без следа. На этот стебель начинаем сажать цветы, начиная с большого – обводим большой шаблон посредине внизу, прямо на стебель. Проследите, чтоб от нижнего края рамки до круга было около 2 см простора. Далее обводим средний и малый шаблоны, симметрично от большого, между цветами должно быть расстояние 1 – 1,5 см.
3этап. На большом круге, на его верху, нарисуем сердцевину – это маленький кружок (малый шаблон).
4 этап. На остальных цветах такие же сердцевины нарисовать от руки, причем так чтоб они находились на самом стебельке, а не скраю.
5 этап. У большого нижнего цветка начинаем рисовать лепестки, начиная с нижнего.. Для трёх нижних лепестков можно использовать малый шаблон. Поднимаясь вверх, ближе к сердцевине лепестки становятся меньше, их нарисуйте от руки.
6 Этап. К верхнему краю большого цветка-круга приложите средний шаблон и обведите.
III Минутка отдыха( в презентации).
7 этап. На остальных цветах тоже самое, нарисуйте от руки.
8 этап Начинаем рисовать листья по 2-3 штуки между цветами (. Листья по форме напоминают лодочки (две дуги повёрнуты друг к другу). А можно иначе – с одной стороны дуга- с другой чуть волнистая линия (бугорчик - коромысло)
Заполните листьями все промежутки между цветами, где места не хватает можно и 1 листик. На концах цветочных веток можно нарисовать 3-5 листиков, как бы кустиком.
9 этап называется «замалевок» и по сути напоминает раскраску. Этим раскрашиванием сейчас и займёмся. Цвета можете выбрать сами, а можете повторить мои. В основном это разбеленые белым цветом синий, красный или малиновый или бордовый.В итоге – розовый, голубой. А оранжевый и зелёный в чистом виде (без разбела). Смотрите далее процесс замалёвка по картинкам без комментариев.
10этап называется «оттенёвка». Закрашиваем серцевинки (кружочки вверху цветка) и оттеняем дужки на цветах тем цветом, из которого разбеливали (синий, малиновый). А на оранжевых ягодах – красная или бордовая оттенёвка.
11 этап называется «разживка». Начнём с чёрного цвета. Разживляем листья – ту сторону, что я называла «дуга» обводим черным цветом (только с одной стороны), внутри каждого листика пара усиков разной длины.
С другой стороны листочка нарисовать капельки или чёрточки (от большой капли вверху к маленькой внизу), капельки располагаются параллельно и близко друг другу ,
Внутри большого розана малиновым цветом посредине изобразим скобочку, а по краям от неё по 2-3 капельки разной длины, повторяющие форму круга. На самых длинных поставить усики, завитые к центру цветка.
Обведите лепестки у розана изнутри, а также яблочки (оранжевые) изнутри и в середине поставьте усик, а на него посадите несколько капелек; и скобку в центре у розана обвести и сделать штриховку, она называется «бородка» (всё белым цветом). Поставьте капельки в середине бутонов и розана и между подковками.
12 этап– «оживка». Белым цветом спичкой поставьте тычки на листьях (прямо на усиках), а также, на концах белых усиков (у яблочек).
Окрасьте рамку в красный цвет. Осталось нарисовать с помощью капелек (чёрным) стебель между цветами, чтоб цветы не висели в воздухе и заполнить пустое пространство усиками выходящими из листьев. На них нанизать параллельные капельки или тычки (от большего к меньшему)
IV . Подведение итогов (что делали сегодня , что понравилось вам, какие изделия можно расписать таким видом росписи ?).
Оценивание работ детей.
|
|
|