|
Тема: «Слава хлебу!»
Тема: «Слава хлебу!»
Цели:
расширить и обогатить имеющиеся у детей знания о значении хлеба в жизни человека, помочь учащимся понять, каким трудом достаётся хлеб;
развивать кругозор, внимание, память;
воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и к людям, растившим его.
Оборудование:
стол с различными хлебными изделиями;
выставка книг о хлебе, репродукция картины И.И. Шишкина «Рожь»;
мультимедиацентр.
Ход классного часа:
Оргмомент. Звучит песня Я. Френкеля «Русское поле», учащиеся и гости занимают места в классе. Группа учащихся проходит через класс и расставляет на столе, покрытом белой скатертью с колосьями, полотенца с хлебом.
Сообщение темы урока, обращение к эпиграфу.
Вступление.
Вед. 1.
- Вот он – хлебушко душистый!
С хрусткой корочкой витой,
Вот он – тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
Вед. 2.
- В каждый дом,
На каждый стол
Он пожаловал – пришёл.
В нём – здоровье наше, сила,
В нём – чудесное тепло:
Сколько рук его растило,
Охраняло,
Берегло!
Вед. 3.
- В нём – земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём…
Уплетай за обе щёки, -
Вырастай богатырём!
Слово учителя.
- Каждый из нас каждый день не меньше трёх-четырёх раз берёт в руки хлеб, с удовольствием ест его. Мы привыкли к хлебу, как к воздуху, порой не замечаем его, не думаем о нём. А ведь все знаем, что хлеб – это бесценное народное достояние, хлеб – это самоотверженный труд, отношение к хлебу каждого из нас – это мера нашей нравственности, наше отношение к труду и людям труда.
5. Чтение стихотворения (?)
- У булочной какой-то парень дошлый,
Развязным молодечеством гордясь,
Ботинком с микропористой подошвой
Довесок хлеба подфутболил в грязь.
И зашагал походкою беспечной,
Выискивая, чем себя развлечь.
Что за беда? Ведь хлеб – товар копеечный.
Подумаешь, о чём вести тут речь?
И вот такому встать бы до рассвета
И целый день за тракторным рулём
Под хлёстким ливнем и под знойным солнцем
Пахать тугой, целинный чернозём.
И рожь спасать, когда пылает пламя,
И летний зной не остудить никак,
Тогда бы он узнал бы цену хлеба,
Гуляка в налощённых сапогах!
Сообщение целей урока:
- Вот вы, ребята, и поняли цель сегодняшнего занятия.
Поговорим о цене хлеба, о значении хлеба в жизни человека, об отношении к каждому кусочку;
-
Вернёмся в прошлое ваших дедушек, бабушек, которым пришлось жить во время и после войны, пришлось увидеть самим, пережить то тяжёлое время;
Вспомним стихи российских поэтов, в том числе местных, о хлебе.
Слово учителя (звучит песня «Русское поле»):
- Сколько лет русскому хлебу? Не сосчитать! Кто его первым посеял? Теперь уже не узнать! Но всем нам известно то, что с древних времён и до сего дня в каждом доме, в каждой семье, в сказках, поговорках и песнях живёт и присутствует на столе этот дорогой нашему сердцу продукт.
Он был на Руси всегда в почёте и считался главным богатством нашей Родины.
Издавна Россия славилась своим хлебом. Россия – это не только милые душе берёзки, Это поля с золотистыми колосьями ржи и пшеницы.
Звучит стихотворение «О хлебе» (под песню «Русское поле)».
Слово учителя.
- Задушевность этой песни, грустный настрой стихотворения отправляет нас в прошлое нашей Родины.
А знаете ли вы, что…
Крестьяне (ваши прадеды) работали от зари до зари на помещичьих полях, чтобы не умереть.
Родители посылали в город на заработки своих маленьких детей.
- Нам помогает понять великую цену хлеба эта картина. Наравне с матерью, которая пришла навестить голодного сынишку, отданного к сапожнику, хлеб – главное действующее лицо картины.
Трудностей было много.
В Музее революции в Москве под стеклом лежит кусочек хлеба в 50 граммов. Это была норма рабочего в 1919 году, когда столько нужно было сил рабочему, крестьянину, красноармейцу, чтобы защищать страну от врагов, чтобы строить железные дороги, заводы, жилища, школы, пахать землю, растить сады.
Хлеба не было – и сил было мало.
Крепла страна, зашумели поля, заработали первые машины. Но так было недолго. Началась Великая Отечественная война. Цену хлебу молодое поколение узнало в войну. Хлеб выдавали по карточкам. Как дороги были эти карточки! Потерять их – остаться без хлеба на месяц. Нормы были маленькие, хлеб некачественный. Никогда никому не забыть блокаду Ленинграда! Люди страдали от непрерывных обстрелов врага и умирали от голода.
Этот чёрный кусочек хлеба – не камуфляж. Это живой хлеб блокадного 42-го года. Живой! Но девочки, которой он предназначался, давно в живых нет. Мать отдала и свою долю пайка дочке, но съесть его у девочки уже не хватило сил. Так и остался кусочек с чуть надкушенным уголком. 125-граммовый кусочек из жмыха, отрубей, целлюлозы, отбойной пыли… Представьте себе, что тогда, в 41-ом или в 42-ом, находясь в Ленинграде, вы бы ничего больше не получили. 125 граммов – на день…
Великая Отечественная война кончилась победой нашего мужественного народа. Но погибло более 20 миллионов человек, все в стране было разрушено. Снова мало хлеба.
Пошло и 5, и 10 лет после войны, а хлеба всё не хватало. Земля, пашни истощены, не могут давать урожай, нет удобрений. Надо осваивать новые земли, новые технологии.
Стихотворение «Бесплатный хлеб».
Слово учителя.
- Теперь у каждого из нас в любых, даже самых отдалённых районах нашей страны хлеба вдоволь.
Это большое наше завоевание, большое счастье.
И порой становится обидно, что многие люди не ценят его.
12. Стихотворение «Цените хлеб».
13. Ведущие (в русских народных костюмах):
- Помните! Хлеб – это мозолистые руки рабочих, бессонные ночи колхозников, мечты и надежды целых поколений.
- Помните! Тысяча людей из всех концов нашей необъятной Родины заняты то посевом хлеба, то уходом за ним, то уборкой урожая.
- Давайте нашему хлебу должное воздадим. Он по своей необходимости ни с чем на земле, родившей его, не сравним!
14. Стихотворение «Хлеб всему голова».
15. Заключение. Слово учителя.
- Мы должны помнить, ребята, что
Хлеб – имя священное,
Хлеб – солдат,
Хлеб – красота.
Хлеб – всё на свете!
Отношение к хлебу – мера нашей человеческой нравственности, культуры.
Ценить хлеб – гражданский долг каждого из нас!
Любить хлеб – значит любить Родину!
Классный час
«СЛАВА ХЛЕБУ!»
Мероприятие проведено
24.01. 2007г.
учителем русского языка
и литературы
Рымарь Т.А.
|
|
|