Главная страница

Тема: «Слава хлебу!»


Скачать 54.96 Kb.
Название Тема: «Слава хлебу!»
Дата 10.02.2016
Размер 54.96 Kb.
Тип Документы


Тема: «Слава хлебу!»

Цели:

  1. расширить и обогатить имеющиеся у детей знания о значении хлеба в жизни человека, помочь учащимся понять, каким трудом достаётся хлеб;

  2. развивать кругозор, внимание, память;

  3. воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и к людям, растившим его.

Оборудование:

  1. стол с различными хлебными изделиями;

  2. выставка книг о хлебе, репродукция картины И.И. Шишкина «Рожь»;

  3. мультимедиацентр.

Ход классного часа:

  1. Оргмомент. Звучит песня Я. Френкеля «Русское поле», учащиеся и гости занимают места в классе. Группа учащихся проходит через класс и расставляет на столе, покрытом белой скатертью с колосьями, полотенца с хлебом.

  2. Сообщение темы урока, обращение к эпиграфу.

  3. Вступление.

Вед. 1.

- Вот он – хлебушко душистый!

С хрусткой корочкой витой,

Вот он – тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой!

Вед. 2.

- В каждый дом,

На каждый стол

Он пожаловал – пришёл.
В нём – здоровье наше, сила,

В нём – чудесное тепло:

Сколько рук его растило,

Охраняло,

Берегло!

Вед. 3.

- В нём – земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нём…

Уплетай за обе щёки, -

Вырастай богатырём!

  1. Слово учителя.

- Каждый из нас каждый день не меньше трёх-четырёх раз берёт в руки хлеб, с удовольствием ест его. Мы привыкли к хлебу, как к воздуху, порой не замечаем его, не думаем о нём. А ведь все знаем, что хлеб – это бесценное народное достояние, хлеб – это самоотверженный труд, отношение к хлебу каждого из нас – это мера нашей нравственности, наше отношение к труду и людям труда.

5. Чтение стихотворения (?)

- У булочной какой-то парень дошлый,

Развязным молодечеством гордясь,

Ботинком с микропористой подошвой

Довесок хлеба подфутболил в грязь.
И зашагал походкою беспечной,

Выискивая, чем себя развлечь.

Что за беда? Ведь хлеб – товар копеечный.

Подумаешь, о чём вести тут речь?
И вот такому встать бы до рассвета

И целый день за тракторным рулём

Под хлёстким ливнем и под знойным солнцем

Пахать тугой, целинный чернозём.
И рожь спасать, когда пылает пламя,

И летний зной не остудить никак,

Тогда бы он узнал бы цену хлеба,

Гуляка в налощённых сапогах!


  1. Сообщение целей урока:

- Вот вы, ребята, и поняли цель сегодняшнего занятия.


  • Поговорим о цене хлеба, о значении хлеба в жизни человека, об отношении к каждому кусочку;

  • Вернёмся в прошлое ваших дедушек, бабушек, которым пришлось жить во время и после войны, пришлось увидеть самим, пережить то тяжёлое время;

  • Вспомним стихи российских поэтов, в том числе местных, о хлебе.

  1. Слово учителя (звучит песня «Русское поле»):

- Сколько лет русскому хлебу? Не сосчитать! Кто его первым посеял? Теперь уже не узнать! Но всем нам известно то, что с древних времён и до сего дня в каждом доме, в каждой семье, в сказках, поговорках и песнях живёт и присутствует на столе этот дорогой нашему сердцу продукт.

Он был на Руси всегда в почёте и считался главным богатством нашей Родины.

Издавна Россия славилась своим хлебом. Россия – это не только милые душе берёзки, Это поля с золотистыми колосьями ржи и пшеницы.

  1. Звучит стихотворение «О хлебе» (под песню «Русское поле)».

  2. Слово учителя.

- Задушевность этой песни, грустный настрой стихотворения отправляет нас в прошлое нашей Родины.

А знаете ли вы, что…

  • Крестьяне (ваши прадеды) работали от зари до зари на помещичьих полях, чтобы не умереть.

  • Родители посылали в город на заработки своих маленьких детей.

- Нам помогает понять великую цену хлеба эта картина. Наравне с матерью, которая пришла навестить голодного сынишку, отданного к сапожнику, хлеб – главное действующее лицо картины.

Трудностей было много.
В Музее революции в Москве под стеклом лежит кусочек хлеба в 50 граммов. Это была норма рабочего в 1919 году, когда столько нужно было сил рабочему, крестьянину, красноармейцу, чтобы защищать страну от врагов, чтобы строить железные дороги, заводы, жилища, школы, пахать землю, растить сады.

Хлеба не было – и сил было мало.
Крепла страна, зашумели поля, заработали первые машины. Но так было недолго. Началась Великая Отечественная война. Цену хлебу молодое поколение узнало в войну. Хлеб выдавали по карточкам. Как дороги были эти карточки! Потерять их – остаться без хлеба на месяц. Нормы были маленькие, хлеб некачественный. Никогда никому не забыть блокаду Ленинграда! Люди страдали от непрерывных обстрелов врага и умирали от голода.

Этот чёрный кусочек хлеба – не камуфляж. Это живой хлеб блокадного 42-го года. Живой! Но девочки, которой он предназначался, давно в живых нет. Мать отдала и свою долю пайка дочке, но съесть его у девочки уже не хватило сил. Так и остался кусочек с чуть надкушенным уголком. 125-граммовый кусочек из жмыха, отрубей, целлюлозы, отбойной пыли… Представьте себе, что тогда, в 41-ом или в 42-ом, находясь в Ленинграде, вы бы ничего больше не получили. 125 граммов – на день…
Великая Отечественная война кончилась победой нашего мужественного народа. Но погибло более 20 миллионов человек, все в стране было разрушено. Снова мало хлеба.

Пошло и 5, и 10 лет после войны, а хлеба всё не хватало. Земля, пашни истощены, не могут давать урожай, нет удобрений. Надо осваивать новые земли, новые технологии.

  1. Стихотворение «Бесплатный хлеб».

  2. Слово учителя.

- Теперь у каждого из нас в любых, даже самых отдалённых районах нашей страны хлеба вдоволь.

Это большое наше завоевание, большое счастье.

И порой становится обидно, что многие люди не ценят его.

12. Стихотворение «Цените хлеб».

13. Ведущие (в русских народных костюмах):

- Помните! Хлеб – это мозолистые руки рабочих, бессонные ночи колхозников, мечты и надежды целых поколений.
- Помните! Тысяча людей из всех концов нашей необъятной Родины заняты то посевом хлеба, то уходом за ним, то уборкой урожая.
- Давайте нашему хлебу должное воздадим. Он по своей необходимости ни с чем на земле, родившей его, не сравним!

14. Стихотворение «Хлеб всему голова».

15. Заключение. Слово учителя.

- Мы должны помнить, ребята, что

Хлеб – имя священное,

Хлеб – солдат,

Хлеб – красота.

Хлеб – всё на свете!
Отношение к хлебу – мера нашей человеческой нравственности, культуры.

Ценить хлеб – гражданский долг каждого из нас!

Любить хлеб – значит любить Родину!

Классный час

«СЛАВА ХЛЕБУ!»

Мероприятие проведено


24.01. 2007г.

учителем русского языка

и литературы

Рымарь Т.А.