|
Размышления педагога о воспитании Как воспитать в детях отзывчивость
Размышления педагога о воспитании
Как воспитать в детях отзывчивость
Сегодня много говорят о проблеме гармоничного развития личности, индивидуальные интересы и способности ребенка привлекают к себе повышенное внимание. Изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития новых способов воспитания, новых технологий, способствующих индивидуальному развитию личности, творческой инициативы, формированию универсального умения разрешать проблемы, возникающие в жизни.
Современные родители хотят, чтобы их дети были совершенством, поэтому тратят столько сил, что усталость и негативные эмоции прорываются сквозь любовь и заботу. За гонкой к совершенству, многие взрослые порой не замечают мелочей, необдуманных поступков, несерьёзных фраз, брошенных по отношению к своим детям. А наши дети слышат, воспринимают каждое наше действие.
Порой наши мамы и папы проявляют нетерпение, «под влиянием культуры сиюминутного удовлетворения желаний ожидают, что всё должно происходить быстро, чётко и именно так они хотят». Эти тонкости касаются и вопросов воспитания. А когда этого не случается, молодые родители выходят из себя и раздражаются по отношению к подрастающему поколению.
Хочется напомнить таким родителям, что в вопросах воспитания личности необходимо быть тонким психологом: и если вспышки недовольства в семье становятся обычным делом, то это может привести к серьёзным последствиям.
Многолетний опыт работы в начальной школе показывает, что многие проявления нетерпения родители объясняют стрессом, спешкой, и в повседневной суете неумением остановиться и почувствовать радость жизни. Именно поэтому нашим мамам и папам необходимо научиться выделять время на то, чтобы укреплять отношения с близкими людьми (с детьми). Современным родителям следует обратить внимание на недопустимость бесполезной траты времени младшими школьниками.
Каждый день нашим детям представляется масса возможностей сделать добро. Однако многие из них предпочитают думать только о себе. Свидетельства тому мы, учителя, видим практически повсюду: это и дерзость, и агрессия, и грубые реплики, и вспыльчивость. Иногда родители, из – за отсутствия профессиональных знаний в вопросах воспитания, сеют в своих детях семена эгоизма, исполняют каждую прихоть своего чада и не торопятся его наказывать.
В то же время среди мам и пап есть и такие, которые учат своих детей думать в первую очередь о других. Дети таких взрослых проявляют доброту и отзывчивость, легче находят друзей и дорожат дружбой, они более счастливы и радостны.
Многие молодые родители обрушивают на своих детей безудержный поток похвалы, даже если те не сделали ничего особенно похвального. Каждое действие, пусть даже самое незначительное - возвеличивают, а каждый проступок, даже весьма серьёзный, оставляют в тени. Такие мамы и папы считают, что, игнорируя ошибки детей и поощряя их за всё остальное, они повышают их самооценку. В результате главным в таких семьях становится не учить детей добиваться успехов в чём – то и испытывать удовлетворение от достигнутого, а просто внушать им чувства довольства собой.
В последние десятилетия многие родители считают своим долгом защищать любимое дитя от любых трудностей и проблем. Классному руководителю необходимо напоминать современным мамам и папам, что защищать и опекать своих детей вполне естественно, но чрезмерная опека может привить детям неверный взгляд, безответственность. Нам, взрослым, необходимо помогать школьникам в приобретении таких ценных качеств, как преодоление трудностей, развитие жизнестойкости, уверенности в своих силах.
Замечаю, что некоторые наши ученики растут в семьях, единственной целью которых является накопительство. Родители делают всё для того, чтобы их дети были счастливы, а дети, в свою очередь, хотят иметь разные вещи. В итоге в таких семьях идиллия длится недолго. Дети требуют всё новых и новых вещей. К тому же и рекламная индустрия не упускает возможности подогреть потребительский спрос фразами: «Ты этого достоин», «Это подарок для настоящего рыцаря ( принцессы)».
Родителям необходимо установить правильные приоритеты и помочь в этом своим детям. Советую обсуждать с детьми такие вопросы: « Когда стоит что – то покупать, а когда – нет?», « Почему не всё следует покупать?». Не рекомендую покупать своим детям вещи в качестве лекарства от назревающих семейных проблем. Заглушить проблемы приобретения материальных благ – не лучший выход из положения.
Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека. Нашим родителям нужно чётко уяснить, что проблемы, с которыми ребенок встретится на своем пути, он должен уметь преодолеть достойно и с честью.
И в заключении хочется напомнить молодым родителям о том, что добрые мысли и теплые пожелания, которые они дарят в адрес своих детей вернутся сторицей.
Людмила Образцова, учитель высшей квалификационной категории средней школы № 16 г. Балаково
|
|
|