Главная страница

Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910) Великий писатель, мыслитель, гуманист


Название Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910) Великий писатель, мыслитель, гуманист
Дата 04.03.2016
Размер 445 b.
Тип Документы


Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910)

  • Великий писатель, мыслитель, гуманист.


Повесть «Хаджи-Мурат» (1904) Предупреждение писателя

  • И c грустью тайной и сердечной

  • Я думал: Жалкий человек,

  • Чего он хочет! Небо ясно,

  • Под небом места много всем,

  • Н о беспрестанно и напрасно

  • Один воюет он – зачем?

  • М.Лермонтов



Словарь

  • Газават – «священная война» мусульман против «неверных», т.е. немусульман.

  • Джигит – искусный и отважный наездник.

  • Мюрид – послушник, последователь, ученик, воспитываемый в духе беспрекословного подчинения.

  • Имам – титул верховного правителя у мусульман.

  • Наиб – заместитель начальника или духовного лица.

  • Мечеть – мусульманский храм.

  • Мулла – служитель религиозного культа.



Портрет в литературе – изображение внешности героя (черты лица, фигура, поза, мимика, жесты, одежда) как одно из средств его характеристики.

  • Портрет в литературе – изображение внешности героя (черты лица, фигура, поза, мимика, жесты, одежда) как одно из средств его характеристики.

  • Образ в литературе – явление, творчески воссозданное в художественном произведении (часто действующее лицо или литературный герой).

  • Деталь художественного произведения – выразительная подробность, несущая смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку.

  • Композиция – расположение частей произведения в определенной последовательности.



«Чудный малиновый цветок…»

  • Я…заметил в канаве чудный малиновый, в полном цвету, репей того сорта, который у нас называют «татарином». Я…принялся срывать цветок. Но это было очень трудно: он был так страшно крепок, что я бился с ним минут пять, по одному разрывая волокна… Я пожалел, что напрасно погубил цветок, который был хорош в своём месте, и бросил его.

  • «Какая, однако, энергия и сила жизни, - подумал я. – Как он усиленно защищал и дорого продал свою жизнь».



Вступление

  • Дорога к дому шла паровым, только что вспаханным чернозёмным полем. Я шёл наизволок по пыльной чернозёмной дороге. Вспаханное поле было помещичье, очень большое, так что с обеих сторон дороги и вперёд в гору ничего не было видно, кроме чёрного, ровно взборождённого, ещё не скороженного пара. Пахота была хорошая, и нигде по полю не виднелось ни одного растения, ни одной травки, - всё было чёрно. «Экое разрушительное, жестокое существо человек, сколько уничтожил разнообразных живых существ, растений для поддержания своей жизни,» - думал я, невольно отыскивая чего-нибудь живого среди этого мёртвого чёрного поля.



Власть

  • Хаджи-Мурат всегда верил в своё счастье. Затевая что-нибудь, он был твёрдо уверен в удаче, - и всё удавалось ему… Он представлял себе, как он с войском, которое ему даст Воронцов, пойдёт на Шамиля и захватит его в плен, и отомстит ему, и как русский царь наградит его, и он опять будет управлять не только Аварией, но и всей Чечнёй, которая покорится ему…(Гл. 4)

  • …Я связан, и конец верёвки у Шамиля…(Гл. 13)



Толстой о своих героях

  • «Меня здесь занимает не один Хаджи-Мурат с его трагической судьбой, но и крайне любопытный параллелизм двух главных противников той эпохи – Шамиля и Николая, представляющих вместе как бы два полюса властного абсолютизма – азиатского и европейского».

  • Л.Толстой



Портрет Николая

  • Длинное белое лицо с огромным покатым лбом, выступавшим из-за приглаженных височков,…было сегодня особенно холодно и неподвижно. Глаза его, всегда тусклые, смотрели тусклее обыкновенного, сжатые губы из-под загнутых кверху усов…придавали его лицу выражение недовольства и даже гнев…

  • …Как ни привык Николай к возбуждаемому им в людях ужасу, этот ужас был ему всегда приятен…

  • …Не согласиться с распоряжением Николая – значило лишиться всего того блестящего положения, которое он [Бибиков] приобретал сорок лет и которым пользовался. И потому он покорно наклонил свою чёрную седеющую голову в знак покорности и готовности исполнения жестокой, безумной и нечестной высочайшей воли.



Портрет Шамиля

  • …Бледное, окаймлённое подстриженной рыжей бородой лицо его с постоянно сощуренными маленькими глазами было, как каменное, совершенно неподвижно. (Гл. 19)

  • …Он [Хаджи-Мурат]…видел перед собой…бледное, с рыжей бородой и прищуренными глазами, лицо врага своего Шамиля. (Гл. 25)



Предупреждение писателя

  • Недопустимо применение любого насилия, зла, жестокости и их высшего проявления - деспотической власти.



«Солдатство было как смерть…»

  • … В тот самый день, когда Петруха Авдеев кончался в Воздвиженском госпитале, его старик отец, жена брата, за которого он пошёл в солдаты, и дочь старшего брата, девка-невеста, молотили овёс на морозном току…

  • … Солдатство было как смерть…

  • …« А ещё, милое моё дитятко, голубок ты мой Петрушенька, выплакала я свои глазушки, о тебе сокрушаючись. Солнушко моё ненаглядное, на кого ты меня оставил…»

  • … Письмо это и деньги вернулись назад с известием, что Петруха убит на войне, «защищая царя, отечество и веру православную»…



Предупреждение писателя

  • Причины возникновения войн на почве религиозного фанатизма – неприятие чужой религии, отрицание её законов, возвышение законов своей веры над остальными.



«О ненависти к русским никто не говорил…»

  • Фонтан был загажен, очевидно, нарочно, так что воды нельзя было брать из него. Так же была загажена и мечеть, и мулла с муталимами очищал её…

  • О ненависти к русским никто не говорил. Чувство, которое испытывали все чеченцы от мала до велика, было сильнее ненависти…

  • Перед жителями стоял выбор: оставаться на местах и восстановить с страшными усилиями всё с такими трудами заведённое и так легко и бессмысленно уничтоженное, ожидая всякую минуту повторения того же, или, противно религиозному закону и чувству отвращения и презрения к русским, покориться им…(Гл. 17)



Реквием

  • …Соловьи, смолкнувшие во время стрельбы, опять защёлкали, сперва один близко и потом другие на дальнем конце…



Предупреждение писателя

  • Созидание выше разрушения.

  • Люди разных национальностей способны найти общий язык.

  • Недопустимо ставить в вину национальную принадлежность, принадлежность к тому или иному вероисповеданию.

  • Люди могут и должны быть едины в своём стремлении к добру.

  • «Когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся…»

  • А.С.Пушкин



«…весь кустик переехан был колесом…»

  • Куст «татарина» состоял из трех отростков. Один был оторван, и, как отрубленная рука, торчал остаток ветки. Цветки…когда-то были красные, теперь же были черные… Видно было, что весь кустик был переехан колесом, …но все-таки стоял. Точно вырвали у него кусок тела, вывернули внутренности, оторвали руку, выкололи глаз. Но он все стоит и не сдается человеку, уничтожившему всех его братий кругом его.

  • «Экая энергия! – подумал я. – Все победил человек, миллионы трав уничтожил, а этот все не сдается».



Предупреждение писателя

  • Толстой предупреждает о недопустимости разжигания войны по любым причинам, тем более войны на религиозной почве, жестокой и бессмысленной бойни;

  • Толстой проповедует уважение к человеку любой национальности и вероисповедания;

  • Толстой призывает к единению и мирному существованию.



Без комментария…























…Один воюет он –

  • …Один воюет он –

  • З А Ч Е М ?