|
Пояснительная записка
Программа адаптации детей к детскому саду 2-3 года
«Здравствуйте, это я!»
Пояснительная записка.
Живя в семье, малыш привыкает к определённым условиям. Когда он приходит в детский сад, многие условия его жизни резко изменяются: режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приёмы, характер общения и т.п. Ребёнок находится в состоянии психо-эмоционального напряжения, потому что он оторван от знакомой обстановки, родных лиц, привычного общения, а к этому добавляются и физиологический стресс, вызванный сменой привычного режима дня.
Адаптация к детскому саду - тяжёлое время для каждого ребёнка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений и навыков. Отрыв ребёнка от дома, родных, встреча с новыми взрослыми могут стать для ребёнка психогенным фактором, стрессом. Малыш воспринимает эту ситуацию как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Стресс может вызвать у малыша защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими, капризы, страхи, уход в себя и др.
Адаптация, т.е. вхождение человека в новую для него среду и приспособление к её условия, является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, и негативным (стресс). В чем же проявляется стресс? У детей в период адаптации (привыкания) могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние, иногда повышается температура тела. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок – в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития, потере веса, иногда к заболеванию.
Но каждому ребенку рано или поздно приходится «социализироваться», т. е. становиться способным жить среди других людей. Это необходимый для всех этап. Значит, вопрос состоит только в том, когда и в каких условиях желательно проводить социализацию ребенка. В детском саду маленький человечек, попадая в коллектив своих ровесников, вступает с ними в жизненные взаимодействия. Здесь он приобретает опыт общения, понимания других людей, привычку не теряться. Этот опыт пригодится и позднее, в школе.
Программа по адаптации детей к условиям ДОУ призвана скоординировать усилия специалистов ДОУ в рамках данного направления работы с обязательным привлечением семей воспитанников к вопросам социально-педагогической адаптации детей.
Цель: создать условия для успешной адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения; привлекать родителей как активных участников в выборе адекватных путей адаптиции малыша, .
Задачи Программы:
Создать условия для организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Формировать представления детей о социальном мире и о себе в нем;
Внедрить эффективные формы и методы сотрудничества с родителями, способствующие повышению информационной культуры в практику психолого-педагогического партнерства.
В основе практической работы лежит взаимодействие воспитателя, родителей и детей, направленное на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, которое создает основу для благоприятной адаптации детей раннего возраста.
Принципы
· гуманизм;
· культуросообразности;
· целостности;
· непрерывность, последовательность.
Программа разработана и апробирована на базе детского сада №8 «Аленький цветочек»
Направления педагогической деятельности воспитателей группы №1 «Непоседы» для успешного процесса адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Прием детей в группу начался в июне, возраст детей с 1.10 до 3лет.
Режим пребывания детей в первый месяц организуется следующим образом:
Неделя
|
Время нахождения в ДОУ
|
Деятельность ребенка
|
В детском саду
|
Дома
|
1 неделя
|
два часа с 8 – 10 часов
|
Гуляет и играет, наблюдает за детьми
|
кушает и спит ребенок дома
|
2 неделя
|
с 8.00 – 12.00
|
Гуляет и играет, наблюдает за детьми; обедает с детьми.
|
Завтракает и спит дома
|
3 неделя
|
С 8.00– 15.00
|
Ребенка оставляют на тихий час, но забирают одного из первых
|
Дома вечерняя прогулка и ужин
|
4 неделя
|
Полный день
|
|
|
Определяя величину периода адаптации нужно учитывать индивидуальные (психологически и физиологические) особенности каждого ребенка. Режим пребывания для каждого малыша сугубо индивидуален. Если в период адаптации ребенок заболел то режим привыкания к детскому саду необходимо проводить сначала, но учитывать уровень адаптированности ребенка.
Воспитатели проводят каждодневное наблюдение за детьми в процессе адаптационного периода и заполняет карты индивидуального наблюдения за ребенком. (Приложение №1)
Прием детей ведет так же медсестра, которая отмечает здоровье детей.
Для организации успешной адаптации детей раннего возраста, воспитатели группы выбирают разнообразные методы и приемы работы с детьми: развлечения, интересные для детей дидактические игры, подвижные игры, способствующие возникновению положительных эмоций у детей. Используют формы организации детей, как в групповой комнате, так и на свежем воздухе.
Игры и упражнения, направленные на знакомство детей друг с другом
Предлагаемые методики не являются средством решения всех проблем, однако позволяют создать благоприятную атмосферу для развития ребенка.
«Представься с помощью куклы»
Цели: помогает снять напряжение и неуверенность, позволяет детям лучше узнать друг друга.
Материал: две куклы разного пола, или перчаточные куклы.
Ход игры: ребенку предлагают представиться с помощью куклы и рассказать о себе. Ведущий и дети могут задавать вопросы, уточнять, например: Твоя любимая игра? Как в нее играть? Любимое животное? Почему? О чем ты мечтаешь? и т. д.
Паровозик (дети сидят в кругу) .
Цели: позволяет детям запомнить имена друг друга и установить контакт, проявить активность.
Ход игры: «Сегодня мы будем играть в «паровозики». Сначала у паровозиков не будет вагонов, и тот, кого мы выберем паровозиком, будет «ездить» по кругу, громко приговаривая «чух-чух-чух». Потом «паровозик» соскучится и подъедет к любому мальчику или девочке со словами «паровозик… »-и называет свое имя. Тот ребенок, к которому «подъехал» паровозик, в ответ называет свое имя и становиться новым паровозиком, а первый его «вагоном». Новый «паровозик» вместе с вагоном продолжит движение по кругу, затем подъедет к любому ребенку со словами: «паровозик Таня»-и имя своего «вагона» .Игра продолжается до тех пор, пока в «паровозик» не будут включены все дети.
Пантомима «То, что я люблю делать».
Цели: формируют группу и повышает личную самооценку.
Ход игры: образуйте круг и попросите детей средствами пантомимы показать то, что им особенно нравиться делать. Не выдвигайте догадки о том, что изображается, раньше, чем закончится пантомима. Все желающие участвовать в пантомиме должны получить такую возможность.
Потерялся ребенок.
Цели: развивает слуховое внимание, способствует распознанию по голосу.
Ход игры: «Давайте представим себе, что мы с вами в лесу. Что мы делаем? Конечно, собираем грибы или ягоды. Но один из нас потерялся. Мы очень обеспокоены и громко и ласково по очереди зовем его, например: «Ау, Сашенька! ». «Потерявшийся» ребенок стоит спиной к группе и угадывает, кто же его позвал».
Салют.
Цели: снятие напряжения, создание положительных эмоций. В игре все имеют шанс выразить себя и привлечь к себе внимание.
Материал: листы цветной бумаги, салфетки, ножницы.
Ход игры: детям выбирают для себя материал, затем в течение нескольких минут рвут его на мелкие кусочки (либо нарезают ножницами, подготовив, таким образом, материал для салюта. После этого каждый ребенок подбрасывает вверх свои кусочки- изображает свой салют, а остальные хлопают.
В группе созданы развивающая среда, способствующая заинтересовать ребенка и снизить тот стресс который неизбежен в процессе адаптации. У ребенка есть возможность побыть одному, для этого создан «Уголок уединения», который напоминает беседку, есть фотоальбом, в котором собраны семейные фотографии детей. Практикуется игра детей с телефоном «Позвоним маме», когда воспитатель и ребенок разыгрывают ситуацию звонка маме на работу. Важно использовать элементы телесной терапии(брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать),использовать игровые методы взаимодействия с ребенком,создавать у ребенка положительную установку на предстоящие режимные процессы.
Для успешной адаптации очень значимую роль играет взаимодействия с родителями. Для них проводились родительские собрания в виде круглого стола, проводили индивидуальные консультации на волнующие их темы, консультации с психологом. Для родителей, поступление ребенка в детский сад, оказывалось не меньшим стрессом чем для самого малыша. И когда у родителей есть уверенность в том, что их ребенок сможет преодолеть данный период и есть доверие к воспитателю, тогда и адаптация для обоих проходит легче. Важно соблюдение единых требований и режимных моментов: гигиена, поведение и т.д. как в саду, так и дома. На эту тематику, регулярно проводятся консультации, еженедельно обновляется стенд информации. Это повышает компетентность родителей и снижает их тревожность.
Для успешной адаптации большую роль играет и взаимосвязь всех специалистов детского сада. С детьми проводят занятия физ. инструктор, музыкальный руководитель. Это помогает не только создать положительный эмоциональный фон, но и ориентироваться в помещениях детского сада.
|
|
|