Главная страница

Ш. А. Амонашвили Без Сердца что поймем? Молитва


Название Ш. А. Амонашвили Без Сердца что поймем? Молитва
страница 1/2
Дата 12.02.2016
Размер 0.7 Mb.
Тип Документы
  1   2


Ш.А.Амонашвили
Без Сердца что поймем?

Молитва

Господи!

Даруй мне сердце

простое,

незлобивое,

открытое,

верующее,

любящее,

щедрое,

достойное вместилище

Тебя Всеблагого!
Святой праведник

Иоанн Кронштадтский
Дорогой Коллега!

Мои мысли о Сердце,

о Царстве Сердца,

о Союзе Сердец.

Образовательный мир и общество в целом страдают от сердечной недостаточности, от бессердечия.

Педагогический сад увядает и сохнет без живительной влаги Сердца.

Педагогическое сознание блуждает в лабиринтах трёхмерной науки, для которой понятие Сердца – пустой звук.

Солнце всех солнц есть Сердце. Но оно брошено под ковёр образовательных коридоров.

Оно упрятано под стендами и вывесками, гласящими об образовании.

Сердце – высшее благо, но унижено толпою, для которой привычные «хлеб и зрелища» важнее Сердца.

Сердце – достоинство человеческое, но продаётся оно на площадях и улицах по базарной цене.
* * *
Мысли мои о Сердце, о Воспитании, об Образовании Сердца. Но разве не слышу от многих, что они сами уже всё знают о Сердце?

Однако вот беда: мы больше думаем о стрижке ногтей, чем о Сердце, больше прислушиваемся к сплетням, чем к биению Сердца, больше следуем за мелким чувством, чем внимаем зову Сердца.

Грош цена таким знаниям.

Знания без Сердца не окрыляют человека, а отягощают.

Знания, не прошедшие через Сердце, становятся злыми; без добрых дел и помыслов они разрушают и омертвляют всё вокруг.
* * *
Я благоговею, беря в руки Вечные Книги Святых Писаний и Великих Духовных Учений. Они и сейчас рядом со мною.

Знания о Сердце, которые составляют кладезь Мудрости, идут от них.

Нет науки выше Мудрости.

«Но Мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна».

Знания о Сердце очень старые, но не устаревшие. Старые в том смысле, что о них должны знать все, тем более – учителя.

Но если напоминаю о них самому себе или кому-то ещё, то делаю это преднамеренно, ибо верю, что найду среди вас, дорогие мои Коллеги, таких которые встревожены состоянием воспитания подрастающего поколения, наших с вами детей!

Если же вы озабочены больше, чем я, примите меня, пожалуйста, в ваши ряды, чтобы моими скромными стараниями усилил я ваши устремления. Но если вам покажется, что я озабочен больше, то давайте объединимся.

Однако, как бы там ни было, предлагаю образовать Союз Сердец и направить наши усилия на утверждение Сердца, которое есть опора воспитания и источник духовности общества.

И если нам удастся воцарить в обществе Сердце, возвести его на трон Жизни, мы приблизим Царство Небесное на Земле.

И не будем считать напрасной трату нашего таланта и способностей, нашего творчества и самоотвержения, если сразу не увидим плоды воспитания Сердец наших учеников нашим учительским Сердцем.

Но будем помнить, что труд Сердца учителя есть таинство Священного Творения.
* * *
Мы были участниками грандиозного эксперимента, но он закончился неудачно.

Мы умудрились, «воспитывая» поколение молодых, не воспитать их.

Мы активно воспитывали дружбу народов.

Где она – дружба народов? Почему наши старания обернулись злом?

Мы воспитывали патриотизм и интернационализм.

Но почему так мало истинных патриотов, а говорящих о патриотизме так много? И где чувства братской помощи, и почему размножаются безразличие и глухота?

Мы воспитывали честность и нравственность.

Но вокруг воцаряется безнравственность, а честность выставляется на посмешище. В почёте алчность.

Мы воспитывали культуру.

Но многие с лёгкостью меняют оставшиеся в их душе лучики Света на мешки, полные тьмою.

Мы были убеждены, что воспитывали всё хорошее.

Но было ли это воспитанием, если мы и знать не знали и знать не хотели о том основании, на котором зиждется воспитание?

Мы строили Храм Нравственности не на твердыне Сердца, а на песке сознания. Так же, как строил дом свой человек не на скале, а на песке, и «пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот, и он упал, и было падение его великое».

Мы были лишены понятия Сердца.

Но не только мы.

Понятие Сердца было чуждо, ненаучно, нереально, нематериально и для психологии, и для философии, и для всех наук. Оно было лишним понятием для всего нашего уклада жизни.

Как не хочется нам судить себя строго! Но это было так.
* * *
Сердце есть обитель всего прекрасного в человеке.

Но Сердце есть и обитель всего, что нас оскверняет и позорит.

В Сердце накапливается наше бессмертие – это Свет.

Но в Сердце собираются причины нашей гибели – тьма.

Сердце многообразно, но многообразие его складывается в двух противоположениях.

Есть Сердце доброе.

Есть Сердце злое.

Есть Сердце любящее.

Есть Сердце ненавидящее.

Есть Сердце понимающее.

Есть Сердце глухое.

Есть Сердце горячее.

Есть Сердце холодное.

Есть Сердце щедрое.

Есть Сердце скупое.

Есть Сердце творящее.

Есть Сердце разрушающее.

Есть Сердце зоркое.

Есть Сердце слепое.

Есть Сердце пламенное.

Есть Сердце потухшее.

Есть Сердце светлое.

Есть Сердце тёмное.

Есть Сердце чистое.

Есть Сердце грязное.

Есть Сердце непорочное.

Есть Сердце, погрязшее в пороке.

Гласит Вечная Мудрость:

«Добрый человек из доброго сокровища Сердца своего выносит доброе. Злой человек из злого сокровища Сердца своего выносит злое. Ибо от избытка Сердца говорят уста его».

Глаголют Книги Мудрости:

Сердце, несущее добро, излучает благодать непрестанно, независимо от намеренных посылок. Так Солнце не шлёт преднамеренных лучей.

Сердце, заполненное злом, будет извергать стрелы сознательно и бессознательно и непрестанно.

Сердце добра сеет вокруг себя здоровье, улыбку, духовное благо.

Сердце зла уничтожает тепло и, упырю подобно, высасывает жизненные силы.

И так непрестанно деятельность Сердца творит добро или зло...
* * *
Из Книг Мудрости я вычитал притчу. Некий отшельник вышел из своего уединения, чтобы принести людям весть и вопрошал у каждого встречного:

– Имеешь Сердце?

Люди недоумевали и спрашивали:

– Почему ты не говоришь о милосердии, о терпении, о преданности, о доброте, о любви, обо всех благих основах жизни, но только «имеешь сердце»?

Он отвечал им:

– Лишь бы люди не забыли о Сердце, остальное приложится!

Мудрая Книга наставляет:

Действительно, можем ли обратиться к любви, если ей негде пребывать?

И где поместится терпение, если обитель его закрыта?

Чтобы не растерять эти и другие ценные блага Души, нужно создать для них сад, который называется Сердце.
* * *
Сердце!.. Сердце!.. Сердце!..

В вере своей я перехожу на крик:

Люди, вернитесь к Сердцу своему!..

Все ваши сокровища – вечные и непреходящие – в нём!

Всё ваше благородство зарождается в Сердце, все ваши блага собираются в Сердце!

В нём записана тайна предназначения каждого!

Думайте о Сердце, думайте Сердцем!

Держите Сердце в чистоте!

Не забрасывайте его, не забывайте, не позволяйте, чтобы образовалось в нём болото с тёмными существами!..
* * *
Меня одёргивает мой друг биолог:

– Не кричи!

Он специалист. Тоже имеет свои книги.

Открывает научную книгу и читает мне по слогам:

«Сердце – центральный орган кровеносной системы животных и человека, ритмичное сокращение мышечных стенок которого обусловливает движение (циркуляцию) крови в организме...» – и добавляет от себя:

– Это всё, и ничего больше, понял?
* * *
Да, понял, это так, но...

И тоже открываю Мудрую Книгу и читаю:

«Солнце есть Сердце Системы.

Так Сердце человека есть Солнце организма.

Много солнц-сердец, и Вселенная представляет систему сердец.

Потому культ Света есть культ Сердца.

Понять это отвлечённо – значит оставить Сердце в холоде.

Но как только Свет Солнца-Сердца сделается жизнью, потребность тепла засияет как истинное Солнце.

Можно принять ритм Сердца как ритм жизни.

Учение о Сердце светло, как Солнце, и тепло Сердца спешит к вам так же быстро, как и солнечный луч.

Каждый изумляется, как мгновенно согревает всё луч восходящего Солнца. Так же может действовать Сердце...»
* * *
Но тут одёргивает меня мой друг физиолог. Он более глубокий специалист и держит в руке очень научную книгу.

– Слушай и запоминай! – говорит он сердито и читает вразумительно, чтобы я понял: «Сердце – по-латыни COR, по-гречески KARDIA – есть полый четырёхкамерный мышечный мешок, центральный орган кровеносной системы. Оно развивается из парных закладок клеток МЕЗЕНХИМЫ, расположенных в шейной области зародыша. К началу третьего месяца оно опускается в грудную полость. Из участков СПЛАНХНОТОМОВ, прилегающих к ЭПИМИОЭНДОТЕЛИАЛЬНОЙ трубке, возникают МИОЭПИКАРДИАЛЬНЫЕ пластинки, из которых развивается МИОКАРД и ЭПИКАРД...»
* * *
Но не могу успокоиться.

– Друг мой, тоже слушай и запоминай...

И вычитываю ему из разных страниц Мудрых Книг:

Сердце есть дом Духа.

В Сердце – Совесть.

Думает Сердце.

Объединяет Сердце.

Сердце вздрогнет первым.

Сердце затрепещет первым.

Сердце узнаёт много прежде, нежели рассудок мозга дерзнёт помыслить.

Лишь Сердцем можно учуять смертельный газ и вовремя прекратить удушение.
* * *
Одёргивает меня самый-самый специалист, который держал в своих руках сотни сердец, оперировал их вдоль и поперёк, вглубь и вширь, – он хирург-кардиолог.

– Послушай, – говорит он убеждённо, – ни в одном сердце, которые оперировал я, не видел и не находил никакого Духа, никакой Вести. Всё это выдумки, сказки, сантименты и литературщина...

Ну поверь же ты, наконец, хоть мне – твоему другу...
* * *
О качестве знаний, о том, что на уме.

Студент сдаёт экзамен по философии.

Седовласый профессор кивает головой, доволен. Задаёт последний вопрос:

– Расскажите, пожалуйста, об органе любви...

Студент оживился и бойко изложил свои познания о половых органах.

Профессор философии смутился.

– Не знаю, не знаю, – произнёс он разочарованно, – в наше время органом любви считалось Сердце...

...Успокоится ли наша совесть, если скажем, что такое происходит лишь в анекдотах? Запад усиленно лоббирует в наших школах и даже в детских садах программы так называемого сексуального воспитания, но никто слова не замолвит о воспитании Сердца!
* * *
Вы думаете, я опровергаю физиологию Сердца?

Нет, конечно.

А разве смог бы я опровергнуть факт, который и очевиден, и научно доказан?

Разумеется, Сердце есть центральный орган кровеносной системы, он четырёхкамерный, в нём мышцы, и они сокращаются.

Спасибо науке, что она так детально, дотошно описывает процессы зарождения, развития и действия Сердца, устанавливает каждую его частицу и обозначает специальным понятием. Спасибо ей, что она ищет и отчасти находит пути лечения больного Сердца как физиологического органа.

Я принимаю всю науку о видимом Сердце и видимых в нём явлениях. А наука дальше видимого и не идёт. Она и не хочет признать ничего, что не очевидно.

Да, мышцы Сердца сокращаются и расширяются.

Но кто задал им импульс к Великому Движению, а может быть, и Служению?

Да. Сердце пульсирует ритмично.

Но почему пульсация Сердца соизмеряется с пульсацией Космоса?

Подарим науке удивительный факт: только Сердце во всём организме человека стучит, стучит, стучит... Почему оно стучит, а не молча, как другие мышцы, делает своё дело?

Наука ушла от этого очевидного явления.

Но разве пульсация и стук Сердца не возводят его выше грубо материалистического толкования?
* * *
Биологи, хотите опыт?

Изучайте развитие комнатных растений в семье, где всё наполнено эманацией сердечной любви, добротой и взаимопониманием, а также в семье, где злые сердца извергают злобу и ненависть.

Вывод будет в пользу мощи доброго Сердца.

Неужели не верите?
* * *
В наше просвещённое время унизить Сердце только до физиологического органа недопустимо.

«Мешок мышц!»

Не скрою, стыжусь за учёных, которые так обозвали Сердце.

Стоило ли им тратить годы и ночи мучительных научных исканий, чтобы изобрести понятие, исключающее уважение и благоговение перед Сердцем?

Почему, дайте мне ответ, Василий Александрович Сухомлинский отдал детям своё израненное, с осколками вражеской бомбы, Сердце? Что же он им преподнёс в дар: мешок, полный мышц и осколков, или ларец, полный жемчужин его истерзанного Сердца?

Мудрец предупреждает: «Всякое поношение Сердца есть хула на дух Истины».
* * *
Речь не идёт об опровержении трёхмерности Сердца, то есть об осознании его материальной структуры.

Речь идёт о расширении понятия Сердца четвёртой мерностью, которая даст нам возможность, хотя бы частично, осмыслить высшее – планетарное и вселенское предназначение Сердца, понять его Божественную сущность, принять идею о том, что воспитание, как и вся жизнь, должно проходить через Сердце.

Мудрец твердит: «Мы должны ввести в сферу Сердца весь мир, ибо Сердце есть микрокосм сущего. Кто не вдохновится великим понятием Сердца, тот умалит своё собственное значение».
* * *
Сердце нуждается в новом понимании.

Ибо именно через Сердце мы получим импульс к возрождению, восхищению, к эволюционному движению.

Через Сердце мы получим путь к Свету.

А настоящее время очень тяжёлое.

Не только в узком смысле, что нам трудно живётся, что мы обнищали, что вокруг голод, холод, нищета. И что всё больше торжествует социальная несправедливость.

Да, это так, и нам от этого плохо.

Но наше время тяжёлое в самом широком смысле: человечество больно Сердцем, и беснующиеся Сердца ужасают Мир Земной и Миры Высшие.

По всему земному шару ползёт пожар. В сравнении с тем, во что он может превратиться, все бывшие войны – ничто.

Каждый день положение в Мире отягощается, и «нет ни дня, ни часа, когда бы мир не был в опасности».

Настало время собирать камни.

«Современное погибельное положение создалось извращёнными помыслами мозга, потому снова обратимся к Сердцу, как судье и водителю».
* * *
Нам нужен путь.

А лучший путь – спешить к лучшему.

Великий путь – созидать великое.

Прекрасный путь – творить прекрасное.

Путь добра – творить добро.

Путь восхождения – восходить.

И всякий путь – в Сердце.

Путь к Сердцу – жить Сердцем.

Мы мечтаем о свободе, но в какой темнице держим наше Сердце!
* * *
Нужно новое понимание Сердца.

Это новое понимание будет хорошо забытое старое.

Было время, когда люди забыли о глубинной мудрости Сердца, они опошлили великую Миссию Сердца, наложили на понимание его подлинной сути множество ограничений.

И сегодня дела сердечные понимаются узко и извращённо.

Но Сердце есть вместилище Благодати.

И не забудем, что хорошо забытое старое порой звучит как колокол из Желанного Будущего, ибо оно – Вечная Мудрость.

И нет науки выше Мудрости.

Из Вечной Мудрости я достаю крупицы искр о новом понимании Сердца. В них, в этих крупицах искр, которые скрещивает единая суть, просвечивает невидимая сторона Сердца, и она стоит над видимой его стороною.

В этих крупицах искр нет игры слов, они не просто добрые и красивые фразы, а в них Истина, которая может отразиться в нашем сознании через чувствознание.

Истину о невидимой стороне Сердца нельзя изложить так называемым научным языком, учёными терминами и понятиями, как делают это специалисты в отношении видимой стороны Сердца, вроде «мешок мышц».
* * *
С трепетом Сердца, дорогой Коллега, я предлагаю Вашему, верю, тонкому Сердцу крупицы нового понимания Сердца – Центрального органа нашей духовной и физической сущности. Их я вычитал из Книг Мудрости.

– Сердце даётся нам для высших сношений.

– Сердце есть беспредельность.

– Учение Сердца есть Учение причин явлений.

– Лишь Сердце даёт бессмертие.

– Сердце – престол Высшего Света.

– Сердце понимает, где искра Света, где пыль тьмы.

– Сердце – оружие Света.

– Сердце – залог будущего.

– Мощь Сердца преодолевает решительно всё.

– Сердце знает боль мира и знает лучи надземные.

– Сердце есть средоточие психической энергии.

– Понятия Сердца и Культуры неделимы.

– Когда говорим о Сердце, говорим о прекрасном.

– Сердце – дворец воображения.

– Свойство магнита заложено в Сердце.

– Думает Сердце, утверждает Сердце, объединяет Сердце.

– Мозг – прошлое, Сердце – будущее.

– Нельзя образовать мозг без участия Сердца.

– Обитель чувствознания в Сердце.

– Дуги сознания сливаются в пламени Сердца.

– Надо перенести сознание в Сердце.

– Чуткое Сердце устремляет сознание к обновлению.

– Нигде иначе не может преобразиться мысль, как в сердце.

– Сердце аккумулирует все мировые энергии и может приближаться к дальним мирам.

Отсюда выводы:

– «При малейшем очищении Сердца человечество может уявить водопад Благодати».

– «Лишь энергия Сердца делает человека неуязвимым и несёт его поверх препятствий».

– «Мы должны иметь Сердце, открытое и к Небу, и к Земле».
* * *
В связи с необходимостью понимания истинного смысла данных высказываний, позволю себе небольшое теоретическое отвлечение.

Все существующие слова в языке имеют своё прямое назначение, привязаны к тем явлениям и предметам действительности или воображения, для обозначения которых они возникли. По мере расширения познанной картины мира часть слов начинает обслуживать новое, тоже расширяя своё прямое значение.

Надо полагать, что так будет и впредь, так как творить совершенно новые слова возможно только теоретически.

Не считайте, пожалуйста, моё следующее допущение абсурдным: изначально возникший объём слов заключал в себе смысл не только настоящего, но и будущего. Часть смысла будущего в слове открывалась тогда, когда наступало это будущее и люди познавали соответствующее новое.

Если глубоко, духовным взором приглядеться к отдельным словам, перед нами откроется семантика прошлого – настоящего – будущего, то есть Вечного. Это я назову прямой семантикой, прямым назначением слов.

Но в речи слова часто применяются не в прямом назначении. То есть из прямого смысла слова порой остаётся, может быть, только форма, которая намекает на его смысловое ядро; форма наполняется чем-то другим, иногда весьма отличным и отдалённым от прямой семантики. Пример такого оборота слов дают поэзия, искусство, а также наука и бытовая речь. Это говорит о том, что, во-первых, мы имеем дело с ограниченным количеством слов и нет возможности вольно его умножать; во-вторых, чувства часто не поддаются прямым словесным выражениям и требуют дополнительных оттенков, из-за чего притягиваются другие слова; в-третьих, возникает необходимость говорить подтекстом или вовсе заключать нечто сокровенное в недра образности выражений и так передавать потомству.
* * *
Но бывает, притом нередко, когда нам кажется, что то или иное слово порой притягивается для образности выражения, тогда как именно в данном случае слово послужило адекватному обозначению мысли, в которой открылось что-то новое. Говоря точнее, сдружившиеся слова едиными усилиями приоткрыли в себе последующие части своих прямых семантик. Эти части были предназначены для будущего, и оно наступило.

Вот примеры: «пламя Сердца», «пламенное Сердце», «огонь Сердца», «огненное Сердце», «разум Сердца», «глаза Сердца», «уши Сердца», «магнит Сердца» и тому подобное.

Как нам принять эти словосочетания: как способ создания красивых образов совсем с другим семантическим значением (вымысел, воображение) или как отражающие прямую семантику?

Одно из двух:

Или Сердце действительно наделено другого рода огнём и пламенем, о которых нам до сих пор не было известно и мы познаём их сейчас, и тогда «огонь Сердца» и «пламя Сердца» приоткрывают нам новую часть своей семантики.

Или слово «огонь» притягивается к слову «Сердце» с целью украсить его и образным сочетанием передать совершенно иной смысл.

Я выбираю первое допущение: да, действительно есть огонь иного свойства, он отличен от известного нам огня; он пока не поддаётся нашему материальному опыту, потому его действительность воспринимается нами чувствознанием; огонь этот, как и пламя от него, проявляется через Сердце. Об этом огне могли знать древние, так как единое понятие «огонь Сердца» имеет древнее начало.

Эти допущения прямым путём подведут нас к пониманию и осознанию Миров Высших, Тонкого Мира, Царствия Небесного.
* * *
Сказано: «Надо держать Сердце открытым и к Небу, и к Земле».

Так держит Сердце своё мой друг Словесник.

Язык Сердца есть дыхание Творца.

Учась сам, учит своих учеников этому единственному для высших сношений языку, учит общаться с людьми от Сердца к Сердцу. Учит держать Сердце в чистоте.
  1   2