|
Л. Н. Толстой Эту цитату я взяла за свое профессиональное кредо. Для меня моя профессия это жизнь с пользой для окружающих, умение быть полезной. Я помню, еще в школе я анализировала различные ситуации взаимоотно
«В жизни есть одно несомненное счастье – жить для другого»
Л.Н.Толстой
Эту цитату я взяла за свое профессиональное кредо. Для меня моя профессия – это жизнь с пользой для окружающих, умение быть полезной. Я помню, еще в школе я анализировала различные ситуации взаимоотношений, случавшиеся с моими одноклассниками, со мной, учителями. И всегда перед сном долго разбирала моё «почему?» Почему же он так сказал? Почему она так сделала? Почему учитель может «не любить»? А какое у них было детство? Почему-то было предчувствие, что все начинается именно там, в детстве. Еще тогда во мне уже жил психолог. Я обдумывала как же можно помочь? Что нужно сказать? И мысленно построив утешительный диалог, я засыпала со спокойной совестью. Сейчас, все так же перед сном, я обдумываю утешительные беседы, доверительные вопросы. На следующий день, видя благодарные лица детей и родителей, воспитателей, я радуюсь от этого «несомненного счастья – жить для другого».
Моя работа для меня – это океан жизни, в котором я и мои подопечные (воспитанники и их родители, педагоги детского сада) вместе учимся доброте, порядочности, милосердию, иначе говоря, просто достойно жить. Каждый человек в душе – творец, надо предоставить ребенку с ранних лет возможность самовыражения. Но само собой ничего не происходит. Я считаю, что необходимо подпитать психологическую почву для него, создавая благоприятные условия, т.е. «разбудить» и «сохранить» потребность быть человеком. Я убеждена, что создание таких условий, а также психологическая поддержка поможет развить ребенка, его задатки, склонности, волю и силу, удовлетворить его внутренние нужды и запросы, чтобы он смог жить в изменяющемся и непредсказуемом мире, смог сделать свой выбор согласно своей природе. Огромную роль в создании таких условий в детском саду играет психолог.
Его чуткое сердце должно заметить плохое настроение воспитателя, неспокойный взгляд ребенка, тревогу матери, а его профессионализм должен помочь преодолеть эти неприятности. «На то она и психолог», - говорят педагоги, довольные уходя из кабинета. И это звучит как благодарность. С воспитанником «не клеются отношения» – психолог должен быть этим «клеем». Я должна помочь разбудить чувство любви к ребенку. А как это сделать? Зная психологические возрастные особенности ребенка, я могу объяснить его поведение с научной точки зрения. А ведь когда ты знаешь причину, ты спокойнее к этому относишься и заставляешь себя думать, как ее устранить. Великий и талантливый педагог и писатель Януш Корчак посвятил всю свою жизнь «умению любить». В своей книге «Как любить ребенка» автор убеждает, что «только стремясь понять сложные процессы формирования личности ребенка, родители и воспитатели смогут научиться любить детей по-настоящему». Значит, психолог, безусловно, должен быть грамотным специалистом. Я стараюсь быть таковым, постоянно совершенствуя свои знания. Все свои мысли я направляю на то, что поможет научить развивать свою душу. А развитая душа – умеющая чувствовать: сопереживать, милосердствовать, то есть – умеющая любить. Любовь не возникает сама по-себе. Этому чувству нужно учиться. Это и есть моя задача как психолога – научить любить. Любить – значит видеть только хорошее в человеке. Я помогаю это сделать, чтобы объяснить причину плохого настроения. Тогда мне хочется помочь исправить это настроение. Хочется сделать человека счастливым. Хочется «жить для другого». Это есть и моё счастье. Меня очень потрясло жизнеописание Януша Корчака. И многие его высказывания я взяла за основу своей работы с детьми и педагогами. Так же как автор я стремлюсь познать сущность детских проблем, увидеть в них истоки проблем взрослых. Стремлюсь с уважением относиться к личности ребенка и мечтаю «дорасти до его уважения и доверия». Всегда помню о том, что «ребенок такой же человек, как мы взрослые, только без определенного опыта». Если мы ведем себя как-то неадекватно в незнакомой ситуации, то говорят: «он как ребенок». Мы с детьми одинаковы, только у нас, взрослых, в чем-то больше опыта. Это я объясняю при «склеивании» отношений. Когда для мамы оказывается ясной причина непослушания, протеста, ей становится жаль своего ребенка, появляются терпимость, желание исправить ситуацию, помочь своему ребенку. Рождается любовь…
Да, быть психологом нелегко, непросто. Нужны энергия, безграничная вера в ребёнка, уверенность в своих силах, выдержка и терпение, а также необходимы определённые качества духовной культуры: отзывчивость, доброта, душевная волна эмоционального сопереживания, искренность, порядочность и, конечно же, любовь. И только тогда, с моей точки зрения, преодолевая вместе со своим воспитанником трудности каждого прожитого дня, побеждая неприятности, возможно стать настоящим психологом.
В наше время психология становится неотъемлемой частью жизни человека: в личностных отношениях, в медицине, в образовании (ФГОС). Но большинство жителей нашей страны остаются неграмотными в этой области науки. Моя задача посвятить в нее моих коллег, родителей и их детей. «Красной нитью» в моей работе проходит тема любви. Учиться любви способен каждый. Учить любви способен психолог. Кто как не психолог должен быть ярким примером любви? Если он учит любить, значит сам должен уметь это делать. Я чувствую эту ответственность. Поэтому всегда стараюсь быть позитивной. Своим оптимизмом я хочу показать пример возможности быть счастливым человеком. Я желаю счастья уметь любить каждому! И всю свою жизнь буду помогать окружающим меня стать счастливыми – любить и быть любимыми! Буду «жить для других»! Ведь я – психолог!
«Делай только то, что духовно поднимает тебя, и будь уверен, что этим самым ты более всего можешь быть полезен обществу».
Л.Н.Толстой
|
|
|