Главная страница

Конспект урока по трудовому обучению в 8 классе коррекционной школы VIII вида


Скачать 260.4 Kb.
Название Конспект урока по трудовому обучению в 8 классе коррекционной школы VIII вида
Дата 05.04.2016
Размер 260.4 Kb.
Тип Конспект

МКОУ Чумаковская

специальная (коррекционная) школа – интернат VIII вида

Конспект урока по трудовому обучению
в 8 классе коррекционной школы VIII вида.

«Связь поколений –

национальный женский головной убор (зарисовка эскиза)»

подготовила учитель

Мануйлова Ольга Викторовна

с. Чумаково

2012

8 класс. Урок ___

Эстетическая неделя на уроке трудового обучения.

Тема недели: Умелые руки не знают скуки

Цель недели: Активизировать познавательную деятельность учащихся, содействовать развитию творческих способностей, научить воспринимать красоту, сформировать эстетические чувства и потребности.

Тема урока: Связь поколений – национальный женский головной убор (зарисовка эскиза).

Цель: Создание условий творческого развития.

Задачи:

1. учебная: продолжать знакомить с историей развития русского костюма – головным убором.

2. воспитательная: Воспитывать разносторонне развитую личность, интерес к профессии эстетический вкус.

3. коррекционно – развивающая: Развивать конструктивное мышление, интерес к познавательной деятельности, потребность строить жизнь по законам красоты.

Тип урока: Комбинированный.

На уроке необходимо: компьютер, слайд программа, журналы по истории русских народных костюмов, шаблоны для головных уборов, картон, белые листы, простые карандаши, строгалка, цветные карандаши, фломастеры, словарные слова.

      План урока:

      Содержание урока:

I. Организационный момент.

- Отметка своего настроения на панно? № 1

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка готовности к уроку и состояние рабочих мест.

- Все готовы к уроку? Что нам необходимо одеть перед началом урока?

- фартук и косынку.

- одели?

Все ли принесли свои журналы по национальным костюмам?

Прочитали их?

Как называются русские национальные головные уборы?

Русские национальные женские головные уборы часто называют общим собирательным словом «кокошник».

Значит всем оценка «5» за готовность № 2

- Перед началом работы необходимо вспомнить правила поведения в мастерской.

1. не опаздывать к началу занятий;

2. в мастерскую входить организованно;

3. перед началом работы одеть фартук и косынку;

Строго соблюдать правила техники безопасности труда в мастерской;

4. хранить незаконченную работу в специально отведённом месте.

5. по окончании занятия выходить из мастерской после разрешения учителя.

Можно поставить оценки за технику безопасности, №3

III. Объяснение нового материала.

Сегодня у нас немного необычный урок: открытый, посмотрите, сколько у нас гостей собралось, и все хотят посмотреть, чем же это мы занимаемся на уроках труда. Покажем?

1. Итак, вы все видели не один раз национальную одежду. А где мы её можем увидеть?

- На праздниках, на выставках, на различных конкурсах, в фильмах, в интернете и по телевизору, в нашей коллекции постоянно пополняется количество кукол в национальной одежде, на нашем семинаре были индийские национальные костюмы, на этой неделе мы шили украинские костюмы.

А сегодня на уроке мы окунёмся в мир наших русских прапрабабушек и попробуем сделать эскиз для национального головного убора.

2. А что такое эскиз?

- вот как написано в большой советской энциклопедии:

Эскиз (франц. esquisse), предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения или отдельной его части. Э. бывают графические, живописные, скульптурные; обычно они отличаются свободной беглой манерой исполнения, но могут быть детально проработаны. В творчестве крупных художников Э. представляют художественную ценность и могут иметь не только подготовительный, но и самостоятельный характер.

То есть Эскиз – это какой-то набросок. Вот мы и набросаем наш головной убор.

3. Какие виды женских головных уборов у нас существовали?

  • Девичьи головные уборы

  • Головные уборы замужней женщины

Девичьи головные уборы:

Перевязка, головодец;

«Коруна;

«Венец»;

Девичьи украшения для косы «Накосник».

Головные уборы замужней женщины

«Сорока»;

«Кика»;

Кокошник;

Однорогий кокошник

Однорогий кокошник «Златоглав»;

Двурогий кокошник;

«Сборник».

4. Для нужен был головной убор нашим прапрабабушкам?
В русском народном костюме женские головные уборы играли особую роль. По нему можно было узнать из какой местности владелица, каков ее возраст, семейное положение и социальная принадлежность.

По сочетанию прически и головного убора у представительницы женского пола можно было понять, замужем она или нет. Так, незамужние девушки, как правило, должны были заплетать волосы в одну косу, замужние крестьянки плели две косы и укладывали их на голове или свертывали волосы в пучок спереди. Для девушек незамужних характерным признаком девичьего головного убора была открытая макушка. Традиционным головным убором незамужней девушки был обруч или перевязки на голове. Как правило, обруч был не только показателем к социальной принадлежности девушки, но и ее украшением. Обручи изготавливались из древесной коры или картона в виде круга, обшитого тканью, декорированного бисером, цветами, перьями, жемчугом. А вот «перевязку» надевали на различные гулянья и праздники. «Перевязка» изготавливалась из полосок ткани (парчи, золотой вышивки и т.п.), концы завязывались, иногда бантом. Иногда «Перевязка» делалась из платка, свернутого и повязанного вокруг головы с завязанными и свисающими сзади концами.

Когда замужние женщины полностью прятали волосы под головным убором, т.к. по старым обычаям считалось позором ходить женщине «простоволосой». Такой внешний вид избавлял замужних женщин от излишних ухаживаний со стороны мужского пола.

По некоторым головным уборам можно было определить из какой губернии прибыла та или иная особа. Головные уборы также выполняли роль оберегов от злых духов. 

Физминутка:

Сегодня 23 ноября (10 ноября по старому стилю)

Родион и Ераст. Родион Ледолом. Ераст - на всё горазд: и на холод и на голод и на бездорожную метелицу. С Ераста жди ледяного (крепкого) наста. Большой туман предвещает большую оттепель.
В этот день крестьяне освящали в церкви хлеб с большим куском соли - это приносило здоровье домашнему скоту. Если корову зимой продавали, то покупатель был вправе потребовать к ней освященного на Ераста хлеба.

Сказания русского народа собранные И. П. Сахаровым.

Приметы.

Если после Михайловского мороза появится на деревьях иней, то поселяне ожидают больших снегов. Если день начинается большим туманом, то ждут оттепели.

ИГРА «ТЕАТР - ЭКСПРОМТ»

Правила просты: изображайте действия персонажей.

Погода стояла ясная и солнечная. Мы готовимся на праздник.

Примеряем рубаху и нарядный сарафан.

Для знатной барыни или дворянки считалось неприличным появиться без густого слоя белил и румян, густо начерненных бровей и ресниц.  Красимся.

А про украшения забыли? Наиболее распространенными украшениями костюма были ожерелья, серьги, перстни, браслеты, булавки.

Примеряем их на себя.

Что необходимо одеть всем девушкам и женщинам? Головной убор. Богато украшенный.

Какой мы головной убор сегодня оденем?

Перевязку, головодец;

«Коруну;

«Венец»;

Девичьи украшения для косы «Накосник»

Кокошник?

А ещё женщины носили кожаные, сафьяновые, бархатные, атласные сапоги и башмаки. До XVII в. обувь была без каблуков, затем появляется высокий каблук.

Одеваем душегрею, чтобы было тепло на улице, телогрею.

Всё одели? Готовы? Тогда идём на праздник.

5. Каким общим названием можно назвать русские национальные женские головные уборы?

5. Русские национальные женские головные уборы часто называют общим собирательным словом «кокошник».

6. Что же такое кокошник?

Кокошник – головной убор замужней женщины, обычно представлял собой твердую шапочку с плоским или выпуклым донышком, полностью закрывавшей волосы. Форма кокошников в разных регионах довольно разнообразна, как правило, она была обусловлена особенностями традиции  укладывания волос, собранных в жгут или в две косы: вокруг головы, надо лбом, на затылке, на висках и т.д. Дополнениями и украшениями служили разного рода лопасти, обнизи, позатыльники и другие детали, значительно отличающиеся в разных регионах России, однако все они крепились на твердую основу – кокошник.

Кокошник из села Ризоватово Починковского района Нижегородской области состоит из слегка выпуклого донышка, переходящего в затылочную часть, полностью декорированного золотным шитьем с растительным орнаментом, и налобной части, изготовленной из широкой тканой позументной ленты, заложенной в складочки и защипы. Изнутри кокошник продублирован жестким льняным холстом. Подкладка из темного сатина.

Поверх кокошника при выходе из дома надевался платок узорного ситца, шелковый или шерстяной с кистями и вышивкой.

7. Для чего может быть использованы знания по национальным головным уборам в наши дни?

Когда девушки работали, они рассказывали прибаутки и пели песни. Так как мы сейчас часто не знаем слов русских народных песен, то я просто сейчас включу их на компьютере. Работать под музыку всегда получается быстрее и интереснее.

IV. Практическая работа.

8. Как нарисовать кокошник?

Инструкция

  1. Нарисуйте сетку, состоящую из нитей бисера или жемчуга, которая прикрывает лоб модели. Этот элемент кокошника называется очелье. Изобразите витье бисера, которое выглядит как переплетение жгутов в баскетбольной корзине. На уровне надбровных дуг закончите очелье бусинами, более крупными по размеру, чем те, что участвуют в сетке.

  2. Изобразите по бокам кокошника ниспадающие нити жемчуга. Обычно они одной длины, но бывают такие головные уборы, у которых нити, отстоящие дальше от шеи модели, длиннее, чем те, что расположены ближе. На концах нарисуйте более крупные жемчужины.

  3. Нарисуйте широкие ленты, закрепляющие кокошник на голове. Обычно их изготавливали из атласа. Изобразитеширокий бант сзади на уровне первого позвонка модели. Ленты можно украсить золотым шитьем, в качестве узора используйте орнамент из листьев и цветов.

  4. Украсьте набросок основной части головного убора. Обычно при декорировании кокошников использовались жемчуг, бусины, золотые нити, самоцветные камни. Их располагали так, чтоб они образовывали симметричный рисунок относительно центральной вертикальной линии. В качестве орнамента для этой детали одежды не выбирали изображения животных. Традиционно кокошники украшали схематическими изображениями цветов.

  5. Раскрасьте набросок кокошника. Помните, что жемчужный головной убор надевали на свадьбу, в остальное время пользовались более дешевыми бисерными. Следите за соответствием цветов основной части кокошника и лент.

Начинаем изготавливать свои наброски – эскизы.

Подсматривать друг у друга не возбраняется, но, всё же лучше придумать свой кокошник. Принимаемся за работу.

Проверка качества выполнения работы. Оценки за

Аккуратность № 4

Самостоятельность № 5.

Внимательность № 6.

Терпение № 7.

Правильность выполнения № 8.

V. Закрепление нового материала

1. Чем мы сегодня занимались на уроке?

2. Для нужен был головной убор нашим прапрабабушкам?

4. Как называются русские национальные головные уборы?

3. Для чего может быть использованы знания по национальным головным уборам в наши дни?

VI. Подведение итогов.

VI I. Выставление оценок.

Оценки за

Правила поведения № 9.

Настроение № 10.

      Практические работы. На уроке:

      Дома: Придумать карнавальный головной убор для своего костюма на новый год.

Используемая литература

    1. http://ru.wikipedia.org;

    2. http://www.sskindoctor.com/obo_vsem/interests/164740.html

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Как нарисовать кокошник?
Инструкция


  1. Нарисуйте сетку, состоящую из нитей бисера или жемчуга, которая прикрывает лоб модели. Этот элемент кокошника называется очелье. Изобразите витье бисера, которое выглядит как переплетение жгутов в баскетбольной корзине. На уровне надбровных дуг закончите очелье бусинами, более крупными по размеру, чем те, что участвуют в сетке.




  1. Изобразите по бокам кокошника ниспадающие нити жемчуга. Обычно они одной длины, но бывают такие головные уборы, у которых нити, отстоящие дальше от шеи модели, длиннее, чем те, что расположены ближе. На концах нарисуйте более крупные жемчужины.




  1. Нарисуйте широкие ленты, закрепляющие кокошник на голове. Обычно их изготавливали из атласа. Изобразитеширокий бант сзади на уровне первого позвонка модели. Ленты можно украсить золотым шитьем, в качестве узора используйте орнамент из листьев и цветов.




  1. Украсьте набросок основной части головного убора. Обычно при декорировании кокошников использовались жемчуг, бусины, золотые нити, самоцветные камни. Их располагали так, чтоб они образовывали симметричный рисунок относительно центральной вертикальной линии. В качестве орнамента для этой детали одежды не выбирали изображения животных. Традиционно кокошники украшали схематическими изображениями цветов.




  1. Раскрасьте набросок кокошника. Помните, что жемчужный головной убор надевали на свадьбу, в остальное время пользовались более дешевыми бисерными. Следите за соответствием цветов основной части кокошника и лент.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Перевязка, головодец - Девичий головной убор в целом представлял собой повязку в виде ленты (полотенца), оставляя непокрытой теменную часть головы.«Перевязка» (повязка) - полоска ткани с золотной вышивкой или из парчи, позумента с завязками на концах.
На Русском севере повязки были высокими и имели вид широкой ленты, которая обхватывала голову кольцом и завязывалась на затылке. Верхняя часть была сшита из позумента, изнутри подбитого ситцем, покупной, золотистой парчи в виде ленты, а нижняя — очелье — выполнена из пяти пластин серебристой фольги, расшитой речным жемчугом или бисером в виде геометрического узора. Их укрепляли на льняную подкладку и расшивали жемчужным узором. Внизу край повязки завершала жемчужная поднизь в виде фестонов. Со стороны затылка повязку украшали тремя яркими шелковыми лентами с «ушками», напоминавшими банты.
Парни, не смея прикоснуться к своей милой, забрасывали внутрь повязки орехи, пряники и другие лакомства. Полюбившейся девушке приходилось выдерживать на голове килограмма два таких приношений. Очелье заполнялось зигзаговыми линиями – символом влаги, крестами - солярными свастиками. А нижний край головного убора, который означал линию тверди небесной поднизью - символом туч и облаков, готовых пролиться животворящим дождём.;

«Коруна» - «Венец», «коруна», «почелок», «ряска» - тип праздничного девичьего убора с подкладками из фольги. Главное их различие заключалось в том, что одни были сплошными, твердыми, а другие - прорезными, гибкими. Твердые венцы в виде подковы обрамляли девичье лицо подобно нимбу. Как правило, все они украшались вышивкой жемчугом или белым бисером приемом сажения по бели. Самым торжественным из всех девичьих уборов была коруна - твердый венец в виде выпуклого обруча с прорезным узором. Распространение этого вида венца весьма широко. Она имеет околыш, который декорировался золотным шитьем и бисером, как белым, так и цветным, применялся и галунный стеклярус. Узор выкладывался белью, по ней сажался жемчуг или бисер. Последний использовался в корунах уже в XVIII веке.

Название, безусловно, происходит от слова «Корона». 

Исследователи считают, что коруны и венцы конца XVII — начала XIX века возникли в результате синтеза народных и великокняжеских головных уборов еще в домонгольское время. Сама форма венца — одна из древнейших, а старое его название — «венец с городы», или «венец теремчат», то есть с теремами;

«Сорока» - род повязки с твёрдым околышем. Её одевали на повойник. Позже стала самостоятельным головным убором. Украшенная шитьём или драгоценными камнями называлась саженая. Иногда спереди сороки добавлялась жемчужная подвязь  (она же очелы). Если поверх сороки повязывался платок, то она назвалась «сорока с повоем». Своей конструкцией сорока напоминает современную треугольную косынку (вспомните головные уборы медсестёр первой мировой войны - сорока, только вместо украшения на околыше красный крест);

«Кика»
Цилиндрический головной убор с плоским верхом и «ушками»
из энциклопедии  

Кокошник - «Кокошник составляет самое красивое убранство женской головы. Точно развёрнутый веер или круглое опахало, он обрамляет всё лицо и для характерных русских круглых и румяных лиц как будто нарочно, и по особенному заказу, придуман».
Кокошник получил распространение с появлением сарафана и отличается от коруны так называемым «донцем» - тканью, которая закрывала волосы женщины.

Реальные размеры огромных кокошников помогают представить наблюдения Глушкова Ивана Фомича (1774 – 1848, тверской вице-губернатор), занесенные в «Ручной дорожник…» близ Вышнего Волочка. Он пишет о замужних женах: «…На голове носят почти вертикально стоящую из толстой бумаги доску, вышиною в три четверти аршина (то есть чуть более полуметра), выложенную золотом и жемчугом, которой фигура вверху круглая, оканчивающаяся внизу, у ушей прямыми углами. Сей тягостной, как сами они признаются, убор называется кокошником…».
Этот головной убор, по-видимому, заимствован от татар или, по крайней мере, и у них был в употреблении. По свидетельству черногорского архиепископа - путешественника Иоанна де Плано Карпини , «татарки носили на голове нечто круглое, сделанное из ивы или древесной коры; этот убор покрывался клеенкой красного цвета, весь покрыт червонцами, а по краям унизан жемчугом в несколько снизок, который висит наподобие плетешков».
Кокошники имели множество вариантов в конструкциях и украшениях. В той или иной губернии преобладал свой тип кокошника с местным названием: «кокошко», «кокуй», «златоглав», «шеломок», «копытень», «шишак», «ряска», «капок», «борушка», «сборник», «борчатка», «каблучок» и т.д.
Самый распространённый вид кокошников «Однорогий»
Однорогий кокошник Русского Севера
Бытовал в Вологодской, Архангельской областях. Женский головной убор на жесткой основе. Шился из трех деталей: очелья («рога») с боковыми выступающими фигурными частями («ушками»), овального донца и задника. Очелье полностью расшивалось перламутром и половинчатым жемчугом. Поднизь была однорядная, выполненая в технике низанья. «Ушки» и затылочная часть украшались золотным шитьем в прикреп, стеклянными бусинами и металлическими блестками.
Однорогий кокошник «Шишак»
«Шишак» - кокошник с одним рогом в виде направленного вверх конуса. Название скорее всего получил за сходство по форме со средневековым русским шлемом. Очелье украшали шишками, усаженными жемчугом или бисером, напоминавшими сосновые.
Шишки, богато осенявшие очелье кокошника, символизировали плодородие. При надевании убора на новобрачную желали иметь столько детей, сколько шишек на кокошнике.


Однорогий (одногребенной) «Златоглав»
Однорогий представлял собой твердую, округлую спереди, шапочку с высоким широким прямоугольным гребнем сзади. Кокошник обычно обтягивался парчой или шелком, вышитым золотными нитками. Обычно он надевался на молодуху сразу после венчания. Использовался обычно только по большим праздникам 
Златоглавы имели широкое распространение в XIX веке. К началу XX века они стали исчезать из народного обихода, заменяясь головными уборами другого типа.
Двурогий (двугребенной) «Златоглав»
Второй тип отличается от описанного выше тем, что здесь поперёк головы (в направлении от уха до уха) имеется не один, а два параллельно расположенных гребня. Задний из этих двух гребней всегда прямой, а передний кругловатый. Этот тип кокошника известен только южновеликоруссам. Встречается и другое название - «седлообразный златоглав».

«Сборник», «борчатка»,  «борушка», «кокошник боярский», «здоровканье», «шапка», «мохнатка», «моршень»,  «очипок». Конструкция его проста. Круг, собранный по внешнему краю (сморщенный, отсюда - «моршень»), пришивался к полоске ткани - и как бы представлял собой шапочку. От ширины полоски ткани зависела высота головного убора. Часто шили из бархата, украшали золотым шитьём, ширина лобной части, очелья, колебалась от 5 до 8 см.
Цилиндрический головной убор «в виде плоскодонной круглой шляпы». Бытовал повсеместно в московской, и с небольшими видоизменениями в прилегающих губерниях. Форма делалась из бересты, толстой кожи, затем обтягивалась парчой, и украшалась золотной вышивкой.

«Московский с поднизью (рясками)»
Головной убор с поднизью. Поднизь имитировала «поля», по-другому «забор» или «ряски» (сетка), из жемчуга. Чтобы ряски «топорщились», жемчуг нанизывали на конский волос. Бытовали и другие названия поднизи - «рясы», «рефедь», «рефиль» (в некоторых северо-западных губерниях это местечковое название перешло и на весь убор). И сегодня в некоторых областях рыбаки сеть называют рефедью.

Двурогий тип русского кокошника позаимствован финским народом коми (пермяки) в изменённом виде. По словам А. Теплоухова, пермяцкий кокошник «от русского кокошника отличен тем, что орнаментированная часть при ношении бывает обращена не вперёд, а книзу или лишь слегка приподнята, отчего походит на козырёк» (А. Теплоухов, Женские головные уборы пермяков и их отношение к старинным уборам местного русского населения: Ежегодник Пермского Губернского Земства, II, 1916, с. 131 и след.). 
Орнаментированая часть кокошника называется гребень, и находится большею частью не в стоячем, а в лежачем или полулежачем положении, сильно напоминая козырёк фуражки.

Продолжаем разбираться с однорогими кокошниками. История этого кокошника уходит своими корнями в глубь времен . В IV-III вв. до н.э. были распространены женские головные уборы «калафы», «тиары», «клобуки».

Клобук. IV в. до н.э.
Клобук - конусовидный головной убор с заостренным верхом, боковыми и задними лопастями, доходившими до плеч. Спереди его украшали треугольная золотая пластина, ряды золотых бляшек или бусы. Скифские клобуки имели разную высоту (нередко их дополняли золотая пластина с височными подвесками и покрывало).

Скифский калаф. IV в. до н.э.
Скифский калаф – цилиндрический спереди головной убор, сбоку имел дугообразный край (подобно кокошнику), с мягким закрытым верхом и затылком. Его высота составляла 10-16 см. Передняя часть украшалась рядами золотых пластинок, а сзади набрасывалось покрывало с золотыми бляшками.

Коко́шник (от слав. «кокош», обозначавшего курицу и петуха, от древнерусского «кокошь» — курица-наседка, в отличие от «кокот» — петух, диалект. кокошка, кокуй, златоглав, головка, наклонник, наклонка, шеломок, ряска) — старинный русский головной убор в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.

Устройство




Девушка в двурогом кокошнике с фатой, 1900-е гг.

Кокошник представляет собой лёгкийвеер из толстой бумаги, металлической ленты или венца, пришитых к шапочке или волоснику; он состоит из убранного начельника и донца, или же начельника и волосника, со спуском позади ленты. Основа изготавливалась из штофа и бархата,кумача на твердой основе из проклеенного или простеганного холста, картона, картузной бумаги. Сверху гребень украшали орнаментом: искусственными или живыми цветами, парчойпозументомбисеромбусами, речным жемчугом (с XVI века добывался в озере Ильмень), золотыми нитями, фольгой, стеклом, у наиболее богатых — драгоценными камнями. Вышивкой золотыми нитками часто покрывалась и затылочная часть. А сзади кокошник фиксировался с помощью лент. По краям кокошника могли быть пущены рясны (спадающие на плечи жемчужные нити), сам он мог быть обшит поднизью (сеткой) из жемчуга. При надевании кокошник обычно слегка сдвигали на лоб, а затылок закрывали позатыльником из холста с надставкой из малинового бархата, закрепленным с помощью тесемок. Поверх кокошников часто носили шелковые или шерстяные платки, плотно вышитые орнаментом из золотых и серебряных нитей — убрус; тонкое легкое покрывало, украшенное вышивкой, кружевом или позументом — фата, дымка, вуаль. Платок складывали по диагонали и закалывали под подбородком; длинное покрывало из кисеи или шелка закалывали под подбородком или спускали с вершины кокошника на грудь, плечи, спину.



Кокошники, слева направо: A — двурогий кокошник Арзамасского уезда Нижегородской губернии; B — однорогий кокошник, Костромская губерния; C — кокошник; D — кокошник, Московская губерния, Е — кокошник, Владимирская губерния, F — кокошник в виде цилиндрической шапки с плоским дном (с платком) G — Двухгребенчатый, или седлообразный, кокошник (вид в профиль)

Виктор Васнецов. Портрет В. С. Мамонтовой (в однорогом кокошнике)

Форма гребня в разных губерниях была различной: в Каргопольском уезде Олонецкой губернии кокошник делали в форме шапочки с вытянутым впередочельем и лопастями, закрывающими уши. На лоб спускалась поднизь из рубленого перламутра. Вологодский кокошник, называемый сборник, отличался многочисленными сборками над очельем. Архангельский кокошник имел жесткую овальную форму с обильным декором наверху и очельем, выступающим вперед и не имевшим дополнительных украшений. В Новгородской и Тверской губернии он был шлемовидной формы. «Форма кокошников в разных регионах довольно разнообразна, как правило, она была обусловлена особенностями традиции укладывания волос, собранных в жгут или в две косы: вокруг головы, надо лбом, на затылке, на висках и т. д. Дополнениями и украшениями служили разного рода лопасти, обнизи, позатыльники и другие детали, значительно отличающиеся в разных регионах России, однако все они крепились на твердую основу — кокошник».



Иван Аргунов. «Портрет крестьянки»

По конструкции выделялись четыре вида кокошников:

  1. Однорогий кокошник. Обычно имели бисерную или жемчужную поднизь-сетку, которая прикреплялась к очелью и закрывала лоб почти до бровей. Были распространены в центральных губерниях Европейской России — Владимирской, Костромской, Нижегородской, Московской, Ярославской, — а также в губерниях, примыкающих к ним: Вологодской, Казанской, Симбирской, Пермской, Вятской.

    1. Двурогий кокошник — кокошник, мягкий сзади с высоким твердым очельем в форме равнобедренного треугольника или полумесяца с опущенными вниз к плечам острыми или слегка закругленными концами. Размах очелья мог достигать порой 60 см.

    2. кокошник, сшитый в виде конуса с удлиненной передней частью. Украшались золотошвейной вышивкой или твердыми «шишками», сплошь унизанными жемчугом, располагавшимися по очелью. Шишки, согласно архаическим поверьям, олицетворяли культ плодородия.

    3. кокошник в виде шапочек с высоким очельем и плоским округлым верхом, украшенными золотошвейной вышивкой.

  2. В виде цилиндрической шапки с плоским дном. Имели небольшие лопасти, прикрывавшие уши, позатыльник — полосу ткани на твердой основе, пришитую сзади, и поднизь — жемчужную или бисерную сетку, спускавшуюся на лоб до бровей или слегка приподнимавшуюся над ним. Платок закалывался под подбородком или, перекрещиваясь под ним, завязывался сзади на шее. Были распространены в северо-западных губерниях России: Олонецкой, Тверской, Новгородской. Кокошники первого и второго типа были известны и в Сибири, привезенные переселенцами.

    1. Однодворческий кокошник, получивший свое название по месту бытования у однодворцев Орловской, Тамбовской, Воронежской, Курской, Пензенской губерний, был близок к этому типу. Не имел пришивных лопастей, позатыльника и поднизи; изготавливался обычно из позумента, надевался на кичку. Его носили с налобником в виде узкой орнаментированной полоски ткани, завязывавшейся вокруг головы, позатыльником, закреплявшимся на шнурках на затылке. Вокруг кокошника, по его очелью, повязывался сложенный лентой платок, концы которого спускались на спину или закреплялись на темени, перекрещиваясь на затылке.

  3. С плоским овальным верхом, выступом над лбом, лопастями над ушами и пришитым сзади твердым прямоугольным позатыльником. Был распространен в Каргопольском уезде Олонецкой губернии, на северо-востоке Новгородской.

  4. Двухгребенчатый, или седлообразный «шеломок» — с высоким округлым околышем и верхом в форме седла с немного поднятой передней частью и более высоким задним гребнем. Надевался обычно с налобником — узкой полоской орнаментированной ткани, завязывавшейся вокруг головы, позатыльником — прямоугольным куском ткани на твердой основе, а также платком, сложенным в виде полосы и укладывавшимся по очелью. Концы платка спускались на спину или, перекрещиваясь на затылке, затыкались с боков. Были распространены в Курской губернии, западных уездах Орловской губернии и в русских селах Харьковской губернии.

«Древнейшим типом нужно признать тот, где прямой гребень сидит поперек головы, от уха до уха».

Традиции ношения



Константин Маковский. «Боярышня у окна»

Изготавливался на заказ профессиональными мастерицами — «кокошницами», владевшими навыками шитья жемчугом, бисером, золотой нитью и умением обращаться с фабричными тканями. Цена некоторых изделий доходила до 300 руб. ассигнациями, поэтому кокошники тщательно хранили в семье и передавали по наследству.

Обычно кокошник надевали в праздники, в будни ограничиваясь ношением повойника. В отличие от кички и сороки, которые носились только замужними женщинами, кокошник мог носиться в том числе и незамужними (хотя некоторые этнографы оспаривают это утверждение). Кирсанова указывает, что «кокошником» со временем стали называть традиционный головной убор с высоким очельем и покрывалом, даже если его носила незамужняя девица.

Небогатым семьям приходилось заказывать кокошник бисерный, но появиться в таком, скажем, в день свадьбы считалось зазорным и приходилось на время торжества занимать у соседей «жемчужный». В старину девицы молились о своем замужестве в день Покрова такими словами: «Покров Пресвятая Богородица, покрой мою буйную голову жемчужным кокошничком, золотым подзатыльничком!».

Кокошник плотно охватывал голову, закрывая волосы, заплетенные в две косы и уложенные венком или пучком. «В художественном строе русского национального костюма кокошник играл значительную роль, венчая собой монументальные формы праздничного женского костюма, акцентируя лицо, подчеркивая торжественность тех ситуаций, при которых надевали богато украшенные кокошники».

Известен со времен Древней Руси (по крайней мере, с XVII века, когда впервые задокументировано употребление слова). Хотя точное время его возникновения неизвестно. Уже в погребениях Новгорода, относящихся к X—XII веку встречаются некоторые подобия кокошника: твёрдого головного убора, низко сидящего на лбу и закрывавшего голову полностью до ушей. В Новое время вплоть до 1920-х сохранялся как часть традиционного обрядного убора невесты (девичья прическа торжественно заменялась кокошником или кикой). Жемчужный кокошник молодая надевала на свадьбу после венчания, носила его до появления первого ребёнка, а затем — только по праздникам и особо торжественным случаям. Небогатым семьям приходилось заказывать кокошник бисерный, но появиться в таком, скажем, в день свадьбы считалось зазорным и приходилось на время торжества занимать у соседей «жемчужный». В старину девицы молились о своем замужестве в день Покрова такими словами: «Покров Пресвятая Богородица, покрой мою буйную голову жемчужным кокошничком, золотым подзатыльничком!». В некоторых местностях кокошник носили только новобрачные в течение трех дней после свадьбы — это было характерно для тех местностей, где кокошники уже исчезали, заменяясь простыми платками или же городскими шляпками.

В XIX в. бытовал в купеческой, мещанской и крестьянской среде, а в допетровской Руси — и в боярской. В XIX веке распространился с севера России на юг, вытеснив сороку. В конце XIX века во многих губерниях России кокошники как праздничный головной убор стали исчезать, заменяясь головными уборами другого типа: сборниками, повойниками, наколками и т. д.

При императорском дворе



Императрица Александра Федоровнав кокошнике.

Изгнанный из высших слоев общества при Петре Великом, который запретил его носить боярышням указом, кокошник был возвращен в женский придворный костюм Екатериной II, воскресившей моду a la russe в понимании XVIII века и вернувшей его в маскарадный костюм. Наполеоновские войны, вызвавшие всплеск патриотизма, вернули интерес к национальному костюму (ср. возвращение моды на мантилью в Испании). В 1812-14 годах в моду вошли красные и синие русские «сарафаны» с ампирной талией и филигранными пуговицами впереди. Так одевались и русские императрицы.

В 1834 году Николай I издал указ, вводив­ший новое придворное платье, дополненное кокошником. Оно состояло из узкого открытого корсажа с длинными рукавами «а-ля бояр» и длинной юбки с шлейфом. Кокошники в сочетании с придворным декольтированным платьем оставались в гардеробе фрейлин до революции. (Конечно, форма придворных кокошников уже достаточно далека от крестьянских прототипов, став ближе к головным уборам итальянского Возрождения или арселе).



Альбом с модами Николая I

Де Кюстин в 1839 году удивлялся: «Национальный наряд русских придворных дам импозантен и вместе с тем старомоден. Они носят на голове какое-то сооружение из дорогой материи. Это головное украшение напоминает мужскую шляпу, сверху несколько укороченную и без донышка, так что верхняя часть головы остается открытой. Диадема, вышиной в несколько дюймов, украшенная драгоценными камнями, приятно обрамляет лицо, совершенно его не закрывая. Она представляет собой старинный головной убор, придает женскому облику оттенок благородства и оригинальности, очень идет к красивым лицам и ещё более уродует некрасивые. К сожалению, последние весьма часто встречаются при русском дворе».

Во 2-й пол. ХIХ века взлет стиля историзм вылился, в частности, в коллекционирование русской старины и вызвал всплеск интереса к русскому костюму. В царствование Александра II и Александра III создавалось множество произведений в псевдорусскоми неорусском стиле, кроме того, пышные театрализованные постановки на тему русской истории демонстрировали роскошь костюма. Пиком этой моды сталКостюмированный бал 1903 года в Зимнем дворце, гости которого были одеты по моде XVII века, в частности, в «часто утрированные в „оперном“ стиле русские кокошники».

Влияние на мировую моду




Княжна императорской крови Мария Кирилловна в подвенечном уборе, 1925 год



Невеста 1920-х годов

Историк моды Александр Васильев  указывает, что в «русском» течении мировой моды между двумя Мировыми войнами самым популярным элементом народного костюма оказался именно кокошник, который «в 1919-29 годах входил в арсенал модниц всего мира». Многие участницы Костюмированного бала 1903 года оказались в эмиграции и, чтобы найти средства для пропитания, основывали дома моды, где использовали опыт русского костюма. В этот период на Западе утверждается форма кокошника-венца как свадебного убора — в подобном венце выходила замуж даже будущая английская королева Мария Текская. Вольно переосмысленный кокошник становится элементом повседневной одежды. Жанна Ланвен делает коллекцию «русских» шляп, парижский дом «Огюст Боназ» в начале 1920-х выпускает пластмассовые кокошники.

В культуре


  • В современной культуре кокошник является обязательным атрибутом новогоднего костюма Снегурочки.