|
" Развитие самостоятельных умений в работе с текстом в начальной школе с использованием технологий диалогового взаимодействия"
ГБОУ школа №320
Приморского района
Методическая тема: ” Развитие самостоятельных умений в работе с текстом в начальной школе с использованием технологий диалогового взаимодействия”.
Учитель начальных классов:
Коченкова Алла Николаевна
2012 год
Содержание
1. XXI век внёс свои коррективы в сферу образования.
2. Традиционное и альтернативное образование в современной начальной школе.
3.” Школа - 2100 ” сегодня.
4. Нетрадиционные уроки.
5. Актуальность проблемы технологизации образования.
6. Интерактивные формы и методы обучения.
7. Технологии диалогового взаимодействия в нашей школе.
8. Теперь один урок не похож на другой.
9. Дети не перестают удивляться необычности форм урока.
10. А что же учитель?
Из опыта работы.
11. Применение технологий диалогового взаимодействия, как развитие самостоятельных умений в работе с текстом на уроках литературного чтения.
12. Применение технологий диалогового взаимодействия на уроках окружающего мира.
13. Значение интерактивных форм и методов обучения.
14. Сегодняшний урок не только предоставляет возможность ребёнку познакомиться с новым знанием, но и создаёт условия для воспитания им в себе необходимых качеств жизни в социуме.
____________________________________________________________
Методическая тема: “Развитие самостоятельных умений в работе с текстом в начальной школе, используя технологии диалогового взаимодействия”.
XXI век внёс свои коррективы не только в современную жизнь во всём её многообразии, но и в различные сферы жизнедеятельности человека. Не осталось в стороне и образование. Стали укрепляться новые тенденции и направления деятельности педагогических коллективов. Ориентация на механическое усвоение готовых знаний, умений и навыков сменилась ориентацией на развитие личности, сохранение индивидуальности ученика. Школа стала проявлять заинтересованность в развитии сознательной и активной учебной деятельности ученика. Линия на воспроизведение учебного материала вытесняется возможностью обучения ребёнка на основе его собственной творческой активности в процессе учебного труда.
Какого человека ждёт общество и государство после окончания образовательного учреждения? Человека, который является личностью, обладающей следующим набором качеств, необходимых для проявления собственной личностной позиции:
- самостоятельность в выборе и принятии решений;
- умение отвечать за свои поступки;
- способность нести ответственность за свои дела и поступки, оценивать и осмысливать их;
- готовность к действиям в нестандартных ситуациях;
- обладание набором ключевых учебных компетенций и способность к их применению;
- обладание приёмами учения и готовность к постоянному
совершенствованию;
- идентификация себя как носителя национальной культуры, как
гражданина и патриота многонациональной страны, как человека –
гражданина мира;
- способность к проявлению толерантности, пониманию своего мнения как имеющего право на существование, но не единственно верного правильного.
Безусловно, сформировать такого человека уже в школьные годы, и тем более в начальной школе невозможно, но этот набор качеств является ключевым в обучении учащихся современной школы, начиная с ученика младших классов и заканчивая её выпускником.
В современной начальной школе существует традиционное образование и альтернативное образование.
К альтернативному образованию относятся системы обучения, которые трактуются в начальной школе как системы развивающего обучения. Одним из главных отличительных признаков работы школы в рамках системы развивающего обучения является то, что школа ставит перед собой задачу сохранения непрерывности и преемственности в образовании. Комфортность пребывания ребёнка в школе - необходимое условие для реализации его внутреннего потенциала. Это отсутствие ярлыков в оценке знаний и умений школьника, свобода общения взрослого и ребёнка, взаимопонимание и снятие барьеров в общении учителя и ученика.
В рамках развивающего обучения в начальной школе большой популярностью пользуется программа” Школа - 2100”.
“Школа - 2100”сегодня – это личностно ориентированное, развивающее, вариативное, непрерывное образование.
Результаты мониторинговых исследований показывают, что учащиеся начальной школы, обучающиеся по программе” Школа - 2100”, легче проходят адаптацию к обучению в пятом классе, быстрее справляются с контрольными заданиями повышенной степени сложности, их лингвистическая компетенция гораздо выше, чем у учащихся обычных классов, словарный запас богаче.
Одной из форм обучения в школе является – урок.
С середины 70 – х годов прошлого века в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. На обострение проблемы массовая педагогическая практика отреагировала так называемыми нетрадиционными уроками, имеющими главной целью возбуждение и поддержание интереса учащихся к учению. Нетрадиционные уроки очень разнообразны. Это: урок – путешествие, урок – деловая, ролевая игра, урок – конкурс, урок – КВН, урок – экскурсия, урок – аукцион и т. д.
Актуальность проблемы технологизации образования объясняется стремительным распространением различных инноваций, в том числе новых педагогических технологий. Использование же в педагогической деятельности различных образовательных технологий позволяет преподавателям повысить мотивацию обучающегося, профессионально-практическую направленность занятий, а следовательно, добиваться более гарантированных запланированных результатов в своей профессионально-педагогической деятельности.
Обновление образования сегодня требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно ориентированной систем обучения; понимания сущности педагогической технологии; знания интерактивных форм и методов обучения, критериев технологичности; владения технологиями целепологания, проектирования, диагностирования.
Интерактивные формы и методы обучения завоёвывают сегодня всё большее признание и используются при преподавании различных учебных предметов.
Интерактивные методы обучения показывают новые возможности, связанные, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путём внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Действительно, между учащимися в группе неизбежно возникают определённые межличностные взаимоотношения; и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия учащихся на основе учебного материала может стать мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом.
Жизнь по природе своей диалогична,
Жить – значит участвовать в диалоге,
Вопрошать, ответствовать, соглашаться…
В этом человек участвует весь и всею
Жизнью:
Глазами, губами, руками, душой, духом,
Всем телом, поступками.
М.М. Бахтин
В нашей школе, в рамках эксперимента, всё выше сказанное можно проиллюстрировать уникальными находками педагогов, учителей и воспитателей.
Выбор пал на технологии диалогового взаимодействия. Но поиск оказался не таким простым: прежде, чем получился урок с инновациями, каждый учитель проделал огромный путь в преобразовании себя, своего отношения к ученику, к коллегам, к образовательному процессу.
Урок сегодня – это не заведомо знакомая схема, он у каждого учителя свой. Ведь сколько детей, столько мнений, столько представлений, столько различных фантазий, столько неповторимых образов, сопровождающих знакомство с новым опытом человечества.
Теперь один урок не похож на другой. В каждом из них есть поиск нового, встречи со старым знанием, совместное и индивидуальное осмысление, осознание новой информации и кропотливая индивидуальная, парная и групповая работа по её освоению, превращению в собственное знание. Благодаря организации индивидуально – коллективной работы вырос воспитательный потенциал урока.
Дети не перестают удивляться необычности форм урока: они заинтересованно включаются в предлагаемую деятельность, рассуждают, думают, спорят между собой, доказывают свою точку зрения, отстаивают свои позиции, при этом каждый учится слушать и слышать другого, приобретая навыки оратора и, развивая в себе способность, быть собеседником. Вместо чувства страха быть непонятым, неуслышанным, страха допустить ошибку, у ребёнка появляется уверенность в себе и своих возможностях.
В активной деятельности ребёнок учится высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения или находить силы отказываться от неё, принимая взгляд товарища. Главное – учиться жить с человеком другой национальности, другого мировоззрения, другого характера, воспитывая и развивая в себе толерантность.
А что же учитель? Как меняется его роль на уроке? Он уже не трансформатор информации, а соучастник важного процесса познания, в совместной деятельности с детьми он слушает, удивляется, восхищается, пишет, рисует, творит! Сколько было скрыто от глаз и сердца учителя на уроке “вчера”, а “сегодня” мы вошли через волшебную дверь в новую страну познания души ребёнка, его мыслей, переживаний. Вот она, возможность без насилия, с увлечением, получая удовольствие от познания, идти вверх по лестнице самоактуализации, самореализации, самопреобразования.
Учитель не может уже работать только самостоятельно. Ему интересны находки коллег. Теперь естественной потребностью стало: взаимопосещение исследовательских уроков; обсуждение поиска новых возможностей в организации взаимодействия учащихся при изучении нового материала и повторении пройденного; поиск новых форм в совместной творческой деятельности.
В результате активного профессионального общения педагогов появились бинарные и интегрированные уроки. Чтобы их сконструировать, объединяются учитель – предметник, учитель или воспитатель класса. Главное в этой находке – создание условий для качественного усвоения предметного материала, другого, более высокого уровня его осмысления, осознанного взаимодействия детей в активной деловой деятельности при самостоятельной работе с обширным наглядным материалом.
На всех этапах уроках я активно применяю технологии диалогового взаимодействия: при проверке домашнего задания, при введении новой темы, при закреплении, а так же при самостоятельной работе с текстом. Например, урок литературного чтения в первом классе. Тема урока: “Весёлые стихи. С.В.Михалков “Щенок”. Цель: создание условий для: 1. Рефлексивной работы с литературным текстом.
2. Развития навыков выразительного чтения.
3 Для приобретения умений структурировать содержание по смыслу.
4. Воспитания любви к братьям меньшим.
Исходя из поставленных целей урока, я определила задачи урока:
1. Проструктурировать текст для порционного чтения.
2. Использовать примеры ритмического хорового чтения.
3. Организовать диалоговое взаимодействие с целью получения общего продукта деятельности.
4. Акцентировать внимание детей в процессе урока на эмоциональное восприятие текста.
К уроку было приготовлено необходимое оборудование: мягкие игрушки: козлик, тигр, зайчонок, щенок. А так же пронумерованы стихи, подготовлены жёлтые, красные полоски со стихами.
На этапе проверки домашнего задания использовалась технология: чтение по ролям. Обращая внимание на мягкие игрушки, стоящие на столе у учителя, дети вспомнили о прочитанном дома произведении Е. Чарушина “Томкины сны” и прочитали его по ролям. Чтобы осуществить плавный переход к чтению нового произведения, использовалось чтение скороговорки по тетради в парах и хором, изменяя темп чтения (тихо, быстрее, громче). У учащихся была возможность рассказать, какой был щенок (маленький, весёлый, шаловливый, лохматый). А, прочитав скороговорку” Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока”- причесать его. Теперь можно смело переходить к сообщению темы урока и подготовке к чтению нового текста.
На этом этапе урока использовалась технология: чтение под ритм слов и словосочетаний хором, чтобы подготовить учащихся к осмыслению и пониманию текста. Чтение громко, тихо, с чувством страха, шёпотом, с чувством жалости, с любовью. Переходим к чтению стихов по частям. Учащиеся получают 16 пронумерованных карточек со стихами с целью отработки выразительности чтения в парах друг другу и в парах сменного состава. А так же конечный итог – это круговое чтение всего стихотворения. Учитель даёт задание: подготовиться выразительно прочитать своё стихотворение соседу, сесть на свободное место – поменяться карточками, потом со своей карточкой пересесть на другое место. В игровой: встать в круг, разобраться по номерам и выразительно прочитать своё стихотворение.
В качестве подведения итога и выявления понимания текста проводится игра” Восстанови текст”. Идёт работа в группах. Детям раздаются карточки со строчкой из стихотворения (жёлтые, красные, зелёные). Задание: разобраться по цветам в группы. Наклеить полоски на доску, чтобы получился отрывок из стихотворения. Одна группа читает, другие – проверяют по книгам.
В конце урока проводится рефлексия: передаётся по кругу игрушка после высказывания своего отношения к переживанию.
На дом учащиеся получили задание: нарисовать в тетради, что произошло со щенком за порогом дома.
По моему мнению, урок достиг своих целей и задач. Интересно было начало урока, когда стоящие на столе игрушки “помогли” ученикам вспомнить подготовленное дома произведение и прочитать его по ролям. Плодотворно прошла подготовка к чтению нового произведения: это и работа со скороговоркой, которую учащиеся читали по одному, вдвоём, хором, и чтение трудных слов и словосочетаний.
При чтении стихов по частям каждый ребёнок прочитал и отработал всё стихотворение. И, как итог – хоровое чтение, где каждый являлся участником действа – прочитать всему классу и учителю всё произведение и услышать его полностью!
На этапе рефлексии многие ученики говорили, что они переживали за щенка, когда он потерялся. Рассказывали о некоторых трудностях, возникших во время восстановления текста, и как они выходили из сложившейся ситуации.
Активно применяю технологии диалогового взаимодействия при работе с текстом и на уроках окружающего мира.
4 класс, тема урока “Трудные времена на Русской земле”.
Цель: сформировать представления учащихся о военном деле на Руси; познакомить с героическими страницами истории Отечества. Работа в парах постоянного состава. Карточка 1. Что собой представляли рукописные книги? Карточка 2. Что такое летопись? Кто её вёл? Учащимся предлагается рассказать друг другу подготовленный ответ на вопрос. Два человека отвечают на вопросы в классе, остальные – дополняют. Деление класса на группы по интересам. Обсуждение в группах выполненного домашнего задания по оформлению заглавной буквы самостоятельно составленного текста, выявление победителя от группы и от класса. На этом же уроке проводится игра “Домино”. Класс делится на три команды. Побеждает команда, быстрее всех составившая верную цепочку из карточек “Домино”. Работа над новой темой. Каждая команда получает определённое задание по параграфу. Даётся 10 мин. для подготовки своей части текста. Выступление команд: все учащиеся слушают, дополняют ответы. Попутно идёт работа в тетради с контурными картами. Как итог всей работы, это “Экспресс - опрос” (индивидуальная работа в тетрадях):
- Кто напал на Русь в ХШ веке?
- Кто возглавил поход на Русь?
- Какой первый русский город оказался на их пути?
- Сколько дней оборонялись рязанцы?
- Какой город оказал Батыю серьёзное сопротивление?
- Как стало называться государство монголо – татар?
- Какая появилась новая угроза?
- Кто выступил против них?
- Как ему удалось разбить шведов?
- Какое прозвище он получил за эту победу?
- Под каким названием вошла в историю битва на льду Чудского озера?
- Чем закончилась битва 5 апреля 1242 года?
Урок удался. Удачно прошла игра “Домино”, интересны работы детей по раскрашиванию заглавной буквы текста. При этом учащиеся отмечали только те работы, которые были выполнены определённым цветом” того времени”. А “Экспресс - опрос” заставляет учащихся быть внимательными на уроке и слушать своих товарищей.
Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
дай сделать – и я пойму.
Китайская притча
Значение интерактивных форм и методов обучения состоит в обеспечении достижения ряда важнейших образовательных целей:
- стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов и в общеобразовательном плане;
- повышение уровня активности и самостоятельности обучаемых;
- развитие навыков анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации;
- Изменение установок (на сотрудничество, эмпатию) и социальных ценностей;
- саморазвитие и развитие благодаря активизации мыследеятельности и диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.
Итак, сегодняшний урок не только предоставляет возможность ребёнку познакомиться с новым знанием, но и создаёт условия для воспитания им в себе всех необходимых качеств жизни в социуме. И совсем неважно, какой будет окружающая среда – любой школьник, научившийся ценить “другого”, уважающий при этом и себя, знающий ценность образованного человека, ориентированный на успешность и творческий труд, станет достойным строителем нового мирного созидательного общества.
|
|
|