|
Создание условий для творческого роста сельского педагога
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
ЭССЕ
на тему:
«Создание условий для творческого роста сельского педагога»
под девизом:
«Управлять, создавая смыслы».
Выполнил: директор высшей квалификационной
категории муниципального казенного
общеобразовательного учреждения
«Нарышкинская средняя
общеобразовательная школа»
Козырь Юрий Дмитриевич.
пос. Механизаторов
Тепло-Огаревского района
Тульской области
2013
План.
Вступление.
Творческая активность сельского педагога.
Создание условий для творческого роста педагогических работников в МКОУ «Нарышкинская СОШ».
Заключение.
Создание условий для творческого роста сельского педагога.
Вступление.
Без учителя, способного творить и понимать
творимое, путей к новой школе быть не может.
Шацкий С.Т.
Процесс, в результате которого может быть создан продукт, называется творчеством. Оно локализовано не только в психике, но и теле. Творчество идёт от самого человека, изнутри, и является выражением всего нашего существования, своеобразным метаморфическим путешествием вглубь самого себя.
Центральным звеном в реализации основных направлений модернизации образования в целом по стране и в отдельно взятой школе является учитель. «Учителя, как местные светочи науки, должны стоять на полной высоте современных знаний в своей специальности» – эти слова учёного и педагога 19 века Д.И.Менделеева как никогда актуальны сегодня.
Последние годы в педагогике укоренилось утверждение "У творчески работающего педагога - творчески развитые ученики". Это правда. Творчески работающий педагог своими личностными качествами побуждает в воспитанниках развитие творческой активности. К качествам такого педагога относятся: нацеленность на формирование творческой личности (социальный выбор содержания, методов, приемов, форм и средств педагогической деятельности); педагогический такт; способность к сочувствию, сопереживанию (толерантность); артистизм; развитое чувство юмора; умение ставить неожиданные, интересные, парадоксальные вопросы; создание проблемных ситуаций; поощрение детского воображения; знание детьми творческих способностей и склонностей своего учителя.
Чтобы получить такого учителя в современной сельской школе, его нужно растить, воспитывать, развивать. Поэтому создание условий для творческого роста сельского педагога считаю приоритетным.
Творческая активность сельского педагога.
Образовательная система, которая строится на принципах широкого, свободного и осознанного выбора – сложная, требующая серьёзных организационных усилий, трудовых затрат. Но та творческая атмосфера, тот дух, который в ней существует, многое окупает. И, что особенно важно для педагога, эта система словно отражает себя в ученике, который растёт и развивается в соответствии со своими задатками, склонностями, способностями, становится яркой, неповторимой человеческой индивидуальностью.
Мой многолетний опыт показывает, что творческая активность не имеет прямой зависимости от возраста учителя, от стажа его преподавательской деятельности. Творческая активность в значительной мере способствует личностному росту педагогов, поскольку разрушает многие стереотипы.
Как помочь педагогу преодолеть собственные штампы в деятельности, как стимулировать его к освоению нового? Эти вопросы не давали мне, как руководителю, покоя долгие годы. Пришлось обращаться за советом к коллегам – управленцам, к литературным источникам. Советы и рекомендации – это хорошо, но как реально решить вопрос творческого роста педагога, да тем более сельского, остаётся загадкой для руководителей большинства образовательных учреждений.
Управленческий корпус, состоящий и сегодня из трёх человек (руководителя и трёх заместителей), прежде всего, начинал с уточнения и осознания его профессиональной позиции, с ценностно-смысловых аспектов деятельности. В ходе разнообразных обсуждений были поставлены вопросы о том, каковы цели образования сегодня и насколько сегодняшняя традиционная школа способна их реализовать. Один из исследовательских подходов к такому обсуждению - проведение опроса в педагогическом коллективе, в ходе которого учителю предлагалось сформулировать своё представление о результатах собственной деятельности. Ведь необходимо точно знать, с какой аудиторией мы работаем, чтобы построить работу грамотно и результативно. А зачастую в школе наше знание об учителе ограничено и формально: его квалификация, стаж работы, разряд оплаты труда, качество знаний его учеников на экзаменах, участие в методической работе. А вот более глубокого знания об учителе, его ценностно-смысловых представлениях, внутренних мотивах, в целом о его личности нет. А ведь такие данные говорят об учителе значительно больше, чем просто количественные показатели об успеваемости и качестве знаний учеников.
На основе анализа такого опроса можно строить конкретное обсуждение, потому что руководитель будем владеть живой информацией, дающей представление о личностной и творческой активности учителя.
Результаты опроса педагогического коллектива нашей школы, позволили определить направление управленческой деятельности.
В коллективе определились два профессиональных типа. Одни на вопросы о целях и результатах своей деятельности отвечали односложно: «Давать знания по предмету». Результаты педагогического труда для такого учителя в основном материализуются в цифрах: большое количество победителей предметных олимпиад, высокий процент поступления в вузы, хорошие результаты на выпускных экзаменах, стопроцентная успеваемость и высокое качество званий. Эти ответы, как и само представление о результатах собственной деятельности, формализованы, что выражено в преобладании чисто математических критериев (процент, количество), в них отсутствует само слово «ученик», «ребёнок».
Для учителей другого типа цели и результаты профессиональной деятельности понимаются как личностное развитие ученика, приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и ценностям культуры. Такие учителя говорят о своей ответственности за развитие ребёнка как личности и индивидуальности, за его будущее, за его жизненную позицию. Цель «давать знания» осознаётся ими как, безусловно, важная, но не единственная. Целями профессиональной деятельности они считают такие: учить уважать людей, способствовать личностному росту и самосовершенствованию, учить добру, взаимопомощи, умению оставаться людьми в самых сложных жизненных ситуациях, воспитывать образованную личность, у которой есть тяга к знаниям и желание делать добро, развивать самостоятельность при выборе решений в различных жизненных ситуациях, уметь добывать информацию и пользоваться ей, учить отличать добро от зла.
Если учителя первого типа не были готовы к творческой активной работе с использованием современных технологий, то педагоги второго типа стали в этом весьма успешны. Таким образом, в нашем коллективе наметились конкретные направления работы с педагогами. С учителями первого типа пришлось вести кропотливую работу, связанную с изменением их профессиональной позиции. Учителям второго типа администрация школы предоставила свободу творческой деятельности, помогая им совершенствоваться.
Вообще необходимо отметить, что создание условий для творческой активности учителей значительно меняет лицо школы, педагогического коллектива. К сожалению, ещё не всеми учителями и не до конца осознаются цели и результаты своей профессиональной деятельности, поэтому проблем много и есть над чем задуматься.
Заботясь о создании условий для творческой активности субъектов образовательного процесса, невозможно не говорить о личности ученика, ведь активное включение в образовательный процесс неразрывно связано с ребёнком.
Продолжая разговор о создании условий для творческой активности учителя нельзя забывать о внутренней среде педагогического коллектива.
Ну и, конечно, немаловажную роль в создании условий для творческой активности учителя играет оборудованность кабинета и методическая база школы, согласно современным требованиям.
II. Создание условий для творческого роста педагогических работников в МКОУ «Нарышкинская СОШ».
Ориентиром развития школы является создание оптимальных условий для организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего формирование интеллектуальной личности, готовой к творческой деятельности, владеющей современными формами общения, обладающей устойчивой потребностью к самообразованию и совершенствованию нравственных и духовных качеств.
В основу реализации основных концептуальных подходов к развитию образования в нашей школе положены гуманизация и гуманитаризация образования. Эти принципы ориентированы на личность ученика, создание условий для развития его способностей и духовного мира, на свободное сотрудничество педагогов друг с другом, с учащимися и их родителями, на целенаправленное взаимодействие содержания образования по всем предметам, обеспечивающее гармонизацию в развитии интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер каждого учащегося.
Реализация этих принципов стала возможной лишь при кадровых, методических, материально-технических и финансовых преобразованиях в школе. Система работы, направленная на всестороннее повышение профессионального мастерства учителя, на развитие творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом, в конечном счёте привела к совершенствованию учебно-воспитательного процесса и достижению оптимального уровня образования.
Процессы модернизации содержания образования, новые приоритеты в образовательной политике побуждают не только администрацию нашей школы, но и весь педагогический коллектив к поиску новых подходов к методической деятельности, созданию гибкой и демократической структуры методической службы, мотивирующей развитие креативных способностей педагогов и их профессиональное саморазвитие.
Одним из наиболее значимых аспектов методической деятельности на уровне образовательного учреждения стало проектирование и планирование профессионально-методического образования педагогических работников на основе их анализа педагогических потребностей. Востребованной педагогом оказалась та информация, необходимость в которой он ощущает сам. Поэтому в своей деятельности администрация нашей школы уделяет особое внимание формированию положительной мотивации учителей, потребности в саморазвитии, самообразовании. С другой стороны, увеличение учебной нагрузки, недостаток свободного времени (что в основном является особенностью сельского педагога) мешают самообразованию учителей.
Актуальным стал процесс не столько информирования учителей о научных достижениях, сколько проектирование деятельности самих педагогов по овладению новыми знаниями путём самообразования, самоорганизации и саморазвития и формирование, таким образом, компетенций и педагогического творчества. Администрация школы постоянно стремится к тому, чтобы совершенствовать у каждого учителя такие профессиональные знания и умения, убеждения и потребности, которые позволяют ему в дальнейшем самостоятельно управлять своей деятельностью.
Развитие инновационного процесса в образовательном учреждении предполагает, прежде всего, создание творческой атмосферы, культивирование в педагогическом коллективе интереса к инициативам и новшествам, создание условий для принятия разнообразных нововведений. Учителя нашей школы обладают достаточным творческим потенциалом, способны вносить изменения в содержание образования, внедрять новые методики и технологии обучения и воспитания.
Работа по повышению мастерства педагогов ведётся через:
1. Непрерывное научно-методическое сопровождение развития профессионализма, через оказание помощи методическим объединениям, отдельным педагогам в организации деятельности на уровне школы. С целью совершенствования педагогического мастерства организована грамотная методическая работа: консультации, практикумы, семинары, «мастер-классы», самообразование, работа по теме школы, разработка методических материалов, взаимопосещение уроков и т. д. На базе нашей школы проходят районные обучающие семинары по вопросам практической педагогической деятельности. Тематика семинаров определялась, исходя из анализа проблем учебно-воспитательного процесса, и продиктована непосредственно запросами учителей.
Весной 2008 года кафедра русского языка и общего языкознания Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н.Толстого заключила договор с нашей школой по диалектологической практике. Группы студентов во главе с руководителями приезжают в нам в село на диалектологическую практику, где мы знакомим их с местными жителями и диалектами. Материалы по сбору диалектной лексики опубликованы в книге Д.А.Романова и Н.А.Красовской под названием «Материалы к словарю Тульских говоров», 2008 г., 2009 г., 2010 г., 2011 г.
С 2011 года школа является базовой площадкой по проблеме «Духовно-нравственное воспитание обучающихся во внеурочной деятельности».
В новых условиях по-новому стали проводиться у нас и заседания педсоветов. Одно из условий эффективности методической работы – опора на интересы, возможности и способности педагога, поэтому у нас постоянно ведётся изучение затруднений учителей, с учётом анализа которых планируется методическая работа.
2. Самообразование. Желание соответствовать развивающемуся образованию и адаптироваться к нему вызвало у педагогов стремление к самообразованию, личностному росту, профессиональному развитию. Исходя из темы, определяемой на ежегодном августовском педагогическом совете, каждый педагогический работник определяет соответственно тему по самообразованию или выбирает свою.
3. Развитие профессионализма через курсы повышения квалификации. Данная форма реализована очно и дистанционно. Важным направлением работы методических объединений и администрации является повышение квалификации учителями в ГОУ ДПО ИПК и ППРО города Тулы. Ряд педагогических работников проходят курсы повышения квалификации не только по направлению ведущей деятельности, но и по сопутствующим направлениям для интеграции процесса образования, что повышает интерес обучающихся к учебно-исследовательской деятельности.
4. Реализация накопительной системы повышения квалификации, учитывающей индивидуальную образовательную программу педагога. Выполняя индивидуальную программу, каждый педагог школы «накапливает» материал для портфолио, что помогает подтвердить, либо повысить квалификационную категорию и обменяться опытом работы на школьном, муниципальном, региональном и даже на международном уровнях.
5. Стимулирование педагогов. Переход на новую систему оплаты труда дал прямую возможность стимулировать педагогов. Теперь каждый получает заработную плату не только за количество проведённых часов, но и за их качество, а также за свою творческую деятельность.
6. Оснащение учебного процесса.
В последнее время активизировалась работа учителей нашей школы по освоению и внедрению наиболее эффективных образовательных технологий. Анализ результатов диагностики показал, что большинство педагогических работников владеют информацией о современных педагогических технологиях, интенсифицирующих процесс обучения, и используют их полностью или поэлементно. Произошло повышение компьютерной грамотности педагогов, в настоящее время место каждого педагогического работника оборудовано персональным компьютером с выходом в сеть Интернет. Можно отметить, что активизировалась работа по овладению проектными методами обучения, работа по руководству исследовательской деятельностью учащихся. Выросли количество и уровень детских исследовательских работ. Накопленный в последние пять лет опыт работы педагоги представляют на мероприятиях различного уровня – конференциях, мастер-классах, семинарах. Произошло повышение квалификационного уровня учителей.
Администрация школы систематически и целенаправленно создаёт условия для творческого роста педагога. Методическая тема, над которой работает коллектив школы в течение года, чётко и конструктивно определяет цель деятельности годовой циклограммы каждого педагога. Хочется отметить, что тема ежегодно меняется. Определяется она из перспективной программы развития образовательного учреждения.
Особо важным документом является коллективный договор между трудовым коллективом и администрацией школы. Он содержит положение о премировании сотрудников школы:
- за высокий уровень организации, подготовки и проведения внеплановых внутришкольных мероприятий, а также мероприятий районного, областного и других уровней;
- за высокие результаты учителей в учебно-исследовательской, учебно-методической, экспериментальной работе;
- за организацию, подготовку, проведение, участие в семинарах, и конференциях различных уровней, не входящих в их должностные обязанности;
- за подготовку и участие учащихся в творческих конкурсах различных уровней;
- за высокие результаты, показанные учащимися в олимпиадах, конкурсах, викторинах, учебно-практических конференциях различных уровней.
Размер премии в основном зависит от количества подготовленных учащихся, их достижений и территориального уровня участия, как учеников, так и педагогических работников.
Такие локальные акты как «Положение о портфолио педагогического работника», «Положение о методическом дне педагогического работника», «Положение о кабинете педагогического работника», «Положение о методическом объединении педагогических работников» и другие способствуют творческому росту педагогов образовательного учреждения.
Большинство педагогов МКОУ «Нарышкинская СОШ» принимают участие в конкурсах и конференциях на муниципальном, региональном, межрегиональном, всероссийском и международном этапах, где занимают призовые места. Один педагог обучается в аспирантуре (соискатель кафедры русского языка и общего языкознания ТГПУ им. Л.Н. Толстого), он же получил медаль за научно-исследовательскую работу и в 2009 году был награждён Почётной грамотой «Победитель конкурса лучших учителей РФ». Педагогические работники нашей сельской школы награждены: почетными грамотами муниципального уровня 7 человек, почетными грамотами регионального уровня – 3 человека, почетной грамотой Министерства образования и науки – 2 человека, нагрудным знаком Почетный работник общего образования – 2 человека. Таковы, может кому-то покажется и небольшие, достижения педагогов нашей сельской школы за последние пять лет.
Достучаться до каждого учителя, повернуть его в сторону ребёнка можно, если учитель тебе доверяет как профессионалу и как человеку. Добиться того, чтобы учитель понимал свои сильные и слабые стороны и имел желание и душевные силы развивать своё мастерство, чтобы он стал партнёром для ребёнка, а не авторитарным руководителем. Поэтому результатом своей управленческой деятельности как директора я считаю не только создание условий, развитие творческого потенциала личности педагога, самостоятельности его мышления, но и целенаправленные, спроектированные изменения на уровне личности (учителя, ученика) и системы отношений (учитель – ученик, ученик – учитель, руководитель – учитель). А именно - обеспечение готовности учителей к партнёрским взаимоотношениям с учащимися, родителями, позитивное отношение учащихся и родителей к процессу обучения по циклу. Мониторинг, направленный на выявление личностных и профессиональных проблем и достижений учителей, анкетирование детей и родителей (законных представителей) это подтверждают.
Таким образом, созданные организационно-методические и психологические условия в нашей сельской школе положительно повлияли на творческое самопроявление и развитие личности учителя. В образовательном учреждении сложился работоспособный коллектив, повысилась творческая активность учителей в методической деятельности и педагогической практике, царит атмосфера доверия, уважения. Школа обеспечивает привлекательность процесса обучения для учащихся и достигает запланированных целей, это и есть результат всех педагогических, в том числе и методических усилий администрации школы и всех педагогов. В дальнейшем я, как директор и учитель, продолжу работу по созданию и поддержке условий по развитию профессиональных и личностных достижений учителей, по развитию партнёрских отношений всех участников образовательного процесса. Данная работа ведётся в тесном сотрудничестве с первичной школьной профсоюзной организацией, общешкольным родительским комитетом, школьным органом ученического самоуправления и социальными партнёрами.
Опыт работы администрации МКОУ «Нарышкинская СОШ» передаётся коллегам-руководителям как на муниципальном, так и на региональном уровнях путём выступлений «Из опыта работы» на заседаниях районных методических объединений, курсах повышения квалификации семинарах на базе образовательного учреждения. Это повышает авторитет и престиж школы в сфере не только социальных и партнёрских отношений, но в первую очередь среди участников образовательного процесса. Возможно поэтому наши выпускники, получившие педагогическую специальность, просятся, а некоторые и трудоустраиваются в свою родную школу (двое за последние пять лет). А некоторые ученики, минуя свои школы, учатся у нас.
Заключение.
Творческая активность педагога - это стремление к преобразующей деятельности в учебно-воспитательном процессе и к нестандартным решениям, способствующим развитию личности. В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей своего профессионального роста и построение программы самосовершенствования.
Педагогическое творчество как компонент профессионально-педагогической культуры не возникает само по себе. Для его развития необходимы благоприятная культуротворческая атмосфера, стимулирующая среда, объективные и субъективные условия, которые должна создать администрация образовательного учреждения.
Творческий потенциал, готовность к сотрудничеству с детьми и работе с ними на основе демократических принципов, гуманное отношение к детям – вот залог успеха учителя. Успешен учитель – успешны и дети, а если успешны дети, то есть чем гордиться школе и директору.
|
|
|