|
Семейные традиции
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
центр образования №654 имени А.Д.Фридмана
Классный час
на тему: «Семейные традиции».
Класс: 4 «В»
Классный руководитель: Панина Е.М.
2011 – 2012 уч.год
Тема: «Семейные традиции».
Цель: углублять представления учащихся о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких.
Задачи:
-раскрывать значение понятия «семейные традиции» на примере трудолюбия, гостеприимства, заботы о близких, проведения праздников и организации совместного отдыха,
-развивать навыки ответственного поведения в семье,
-показать необходимость уважительного отношения к родным и близким.
Оборудование урока: слайды программы Microsoft Office Power Point.
При составлении классного часа использованы интернет-ресурсы.
Классный час на тему «Семейные традиции». Часть 1.
1. Объявление темы. Слайд 1.
2. Вступительная беседа о семье.
Самое важное, что есть в жизни каждого человека, это его семья.
- Что для вас семья? (ответы детей)
Семья – это группа живущих вместе близких родственников.
- Какие чувства связывают живущих вместе родственников? (забота, любовь, ответственность, уважение, взаимопомощь, взаимопонимание, нежность и др.)
О семье написано много литературных произведений. Но самыми краткими и яркими являются маленькие пословицы. Предлагаю вам объяснить смысл нескольких из них. Слайд 2.
Человек без семьи, что баран в море.
В родной семье и каша гуще.
В семье разлад, так и дому не рад.
3. Работа с понятием «традиция».
У каждой семьи есть свои традиции.
- Что такое семейные традиции? Слайд 3.
Семейные традиции – это обычаи, установившийся порядок в поведении, быту, передающиеся из поколения в поколение.
Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос, о какой семейной традиции идет речь?
Танюшина мама с работы пришла
И дочку спросила:
-Как, дочка, дела?
Опять заигралась, наверно, в саду?
Опять ухитрилась забыть про еду?
«Обедать!» - кричала бабуля сто раз,
А ты отвечала: «Сейчас, да сейчас!».
С этими дочками прямо беда,
Скоро ты будешь, как спичка, худа,
Иди-ка обедать, вертушка!
Тут бабушка, мамина мама пришла
И маму спросила:
- Как, дочка, дела?
Наверно, в больнице за целые сутки
Опять для еды не нашлось ни минутки,
А вечером съела сухой бутерброд?
Нельзя же сидеть целый день без обеда!
Уж доктором стала, а все – непоседа.
С этими дочками просто беда!
Скоро ты будешь, как спичка, худа,
Иди-ка обедать, вертушка!
Две мамы в столовой сидят,
Две мамы на дочек глядят.
Что делать с дочками упрямыми?
Ох, и не просто быть мамами!
(Одна из самых главных семейных традиций – проявление заботы о близких .)
- Какие еще семейные традиции вы знаете? (Проведение свободного
времени, семейных праздников, гостеприимство, кулинарные традиции и др.)
4. Семейные традиции народов мира (шотландцы, американцы, латиноамериканцы).
Слайд 4, 5, 6, 7.
Шотландцы и другие жители Англии очень гордятся традицией проведения выходного дня. Непременная воскресная месса традиционно завершается семейным обедом. И так каждый weekend.
Американцы умеют удивительно дружно отмечать праздники. Чего стоит один День Благодарения, когда в каждом доме на столе появляется примерно один и тот же набор блюд (индейка, клюквенное желе, кукуруза в початках и тыквенный пирог), а на улицах не увидишь ни души.
Латиноамериканцы свято чтут семейные традиции приготовления блюд. Рецепты, открытые какой-нибудь прапратётушкой, бережно записываются в огромную толстенную книгу в тяжелом темно-красном переплете. Каждая подрастающая хозяйка этой семьи вносит свою лепту в традиционную южную манеру стряпать.
5. Выступления детей с докладами.
- А теперь предлагаю вам поделиться с нами, какие традиции есть в ваших
семьях.
6. Подведение итогов.
- Для чего нужны традиции в семьях? (для укрепления и сплочения семьи)
Важно помнить традиции своей семьи, хранить их, передавать из поколения в поколение.
Классный час на тему «Семейные традиции». Часть 2.
Сообщение темы.
- Сегодня мы продолжаем тему «Семейные традиции», о которой говорили на прошлом классном часе.
Но сначала попытаемся вспомнить и обобщить то, о чем уже говорили.
Семья.
Благодаря чему человек, особенно маленький, может быть счастлив? В первую очередь, он счастлив тем, что у него есть своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом. Дом-это не только крыша над головой, это твоя семья и самые близкие тебе люди: родители, братья, сестры, бабушки и дедушки.
Что семья может дать ребенку? Дом и родители играют решающую роль в воспитании и развитии ребенка, родители всегда поймут, порадуются за успехи, поддержат в трудную минуту.
Работа с пословицами.
Продолжите пословицы о семье.
1. Семья сильна, когда над ней крыша одна.
2. Каковы родители, таковы и дети.
3. Семья - печка: как холодно, все к ней собираются.
4. Семьёй и горох колотить.
Послушайте отрывок из стихотворения поэта Дмитрия Антоновича Сухарева.
А дом, заставленный добром, еще не дом.
И даже люстра над столом еще не дом.
И на окне с живым цветком еще не дом.
И даже с чайника баском еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
То эта истина понятна и проста-
Что от ладони до окна наполнен дом
Твоим теплом.
О каком же Тепле идет речь?
Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого,- это любовь к Дому своему. А как создать Тепло нашего Дома? А этому помогают чаще всего семейные традиции (ужины в кругу семьи, проведение свободного времени всей семьей, поездки, походы, праздники), которые сплачивают и объединяют всех членов семьи.
Что такое традиции?
Все семьи разные, нет ни одной семьи, которая будет похожа на другую. В каждой семье существуют разные традиции. Давайте поразмышляем о них.
Сейчас я буду зачитывать какое-либо стихотворение. Ваша задача сказать, о какой традиции говорится в том или ином случае.
Приехал долгожданный гость,
Давно он не был в нашем доме.
Его встречать нам довелось
С радушьем, в вежливом поклоне.
Пока варился наш обед,
Мы гостя дружно привечали,
Он был заботою согрет
И ароматной чашкой чая.
И вот на блюде наш обед,
Баранья голова дымится…
Традиций знанье – не пустяк,
Мне это в жизни пригодится! (М. Курманалин)
(Гостеприимство)
Папа жалуется:
– Что-то
Утомляюсь от работы…
Мама тоже:
– Устаю,
На ногах едва стою…
Я беру у папы веник –
Я ведь тоже не бездельник,
После ужина посуду
Сам помою, не забуду, –
Папу с мамой берегу,
Я же сильный,
Я смогу!
(Забота)
Присядем за столом,
Где в чашках чай томится.
Поведаем о том,
Как жизнь у нас струится.
И как в старом кино -
Так просто и наивно -
Мы душу, как окно,
Раскроем, - бед не видно.
Уж в чашках чай устал, -
А мысли все на волю!
О, мама, кто сказал,
Что ты в другой уж роли?
Я скоро в жизнь уйду,
Прощаясь с детской сказкой,
Но там я не найду
Дороже твоей ласки.
...Присядем за столом,
Поплачемся друг другу...
Мне не найти ни где
Такую же подругу.
(Вечерние чаепития, беседы о прошедшем дне, делах)
Всей семьёй в музей мы ходим,
Экспозицию обходим
И любуемся пейзажем,
Что представлен взорам нашим.
И портреты, натюрморты,
Живописные работы
Заставляют восхищаться
И душой преображаться!
Боулинг, цирк, кино, кафе –
Можно встретить нас везде!
(Проведение свободного времени)
-
Воскресенье — вот везенье!
Воскресенья так нужны!
Потому что в воскресенье
Мама делает блины.
Папа к чаю чашки моет.
Вытираем их вдвоем,
А потом мы всей семьею
Чай с блинами долго пьем.
А в окошко льется песня,
Я и сам запеть готов,
Хорошо, когда мы вместе,
Даже если нет блинов.
(Кулинарные традиции + проведение выходного дня)
Кулинарные традиции.
Одной из распространенных русских традиций было застолье. За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким- либо кушаньем.
Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почете были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод - клюква, морошка, моченая брусника. Из напитков - пиво, квас.
Все течет, все меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, ставятся традиционными. Назовите по одному традиционному в вашей семье блюду.
Выступление детей с докладами.
- Ну, а сейчас слово предоставляется вам, чтобы рассказать о традициях, принятых в ваших семьях.
5. Подведение итогов. Рефлексия.
Дополнительный материал.
Семейные династии.
Ну а теперь я хотела поговорить о следующей традиции. Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей. В нашем классе есть такие семьи?
Стихотворение.
Мы с бабулей очень дружим.
Мы друг другу помогаем.
Мне она … готовит ужин,
Для неё я … всё съедаю.
Я её вожу за ручку.
Не всегда поймёт прохожий,
То ли бабушка мне внучка,
То ли я ребёнок всё же.
Кто кого ведёт в «Молочный»?
Кто кого в «Игрушки» тащит?
Мы живём семьёю прочной,
Дружим дружбой настоящей!
Говорят нам папа с мамой:
- Рядом вы с утра до ночи.
Только спать ложиться рано
Что-то бабушка не хочет.
Не желает мерить лужи
И песок считает грязным!
В остальном – мы очень дружим,
Несмотря на возраст разный.
Знаете ли вы, ребята, что раньше семьи были большие? В таких семьях все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели. О такой большой семье есть у меня загадка. Попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек.
Задам сейчас задачу я. Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат. У нас порядок в доме, лад.
И чистота, а почему? Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка, Сестра, невестка, дочка,
А самый младший – я, Какая же у нас семья?
(Ответ: 6 человек – брат и сестра, их родители, бабушка и дедушка).
Благодаря этому стихотворению, мы с вами коснулись очень интересной темы родственных отношений. Каждый из нас, только родившись, оказывается в этом хитросплетении родственных отношений. У ребёнка может ещё не быть имени, но он уже чей-то сын или дочь, внук или внучка, брат или сестра, племянник или племянница и даже может оказаться кому-то уже дядей и тётей.
|
|
|