Главная страница

Семейные традиции


Скачать 93.37 Kb.
Название Семейные традиции
Дата 04.03.2016
Размер 93.37 Kb.
Тип Классный час

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

центр образования №654 имени А.Д.Фридмана

Классный час

на тему: «Семейные традиции».

Класс: 4 «В»

Классный руководитель: Панина Е.М.

2011 – 2012 уч.год

Тема: «Семейные традиции».

Цель: углублять представления учащихся о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких.

Задачи:

-раскрывать значение понятия «семейные традиции» на примере трудолюбия, гостеприимства, заботы о близких, проведения праздников и организации совместного отдыха,

-развивать навыки ответственного поведения в семье,

-показать необходимость уважительного отношения к родным и близким.

Оборудование урока: слайды программы Microsoft Office Power Point.

При составлении классного часа использованы интернет-ресурсы.

Классный час на тему «Семейные традиции». Часть 1.

1. Объявление темы. Слайд 1.

2. Вступительная беседа о семье.

Самое важное, что есть в жизни каждого человека, это его семья.

- Что для вас семья? (ответы детей)

Семья – это группа живущих вместе близких родственников.

- Какие чувства связывают живущих вместе родственников? (забота, любовь, ответственность, уважение, взаимопомощь, взаимопонимание, нежность и др.)

О семье написано много литературных произведений. Но самыми краткими и яркими являются маленькие пословицы. Предлагаю вам объяснить смысл нескольких из них. Слайд 2.

Человек без семьи, что баран в море.

В родной семье и каша гуще.

В семье разлад, так и дому не рад.

3. Работа с понятием «традиция».

У каждой семьи есть свои традиции.

- Что такое семейные традиции? Слайд 3.

Семейные традиции – это обычаи, установившийся порядок в поведении, быту, передающиеся из поколения в поколение.

Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос, о какой семейной традиции идет речь?

Танюшина мама с работы пришла

И дочку спросила:

-Как, дочка, дела?

Опять заигралась, наверно, в саду?

Опять ухитрилась забыть про еду?

«Обедать!» - кричала бабуля сто раз,

А ты отвечала: «Сейчас, да сейчас!».

С этими дочками прямо беда,

Скоро ты будешь, как спичка, худа,

Иди-ка обедать, вертушка!

Тут бабушка, мамина мама пришла

И маму спросила:

- Как, дочка, дела?

Наверно, в больнице за целые сутки

Опять для еды не нашлось ни минутки,

А вечером съела сухой бутерброд?

Нельзя же сидеть целый день без обеда!

Уж доктором стала, а все – непоседа.

С этими дочками просто беда!

Скоро ты будешь, как спичка, худа,

Иди-ка обедать, вертушка!

Две мамы в столовой сидят,

Две мамы на дочек глядят.

Что делать с дочками упрямыми?

Ох, и не просто быть мамами!

(Одна из самых главных семейных традиций – проявление заботы о близких .)

- Какие еще семейные традиции вы знаете? (Проведение свободного

времени, семейных праздников, гостеприимство, кулинарные традиции и др.)

4. Семейные традиции народов мира (шотландцы, американцы, латиноамериканцы).

Слайд 4, 5, 6, 7.

Шотландцы и другие жители Англии очень гордятся традицией проведения выходного дня. Непременная воскресная месса традиционно завершается семейным обедом. И так каждый weekend.

Американцы умеют удивительно дружно отмечать праздники. Чего стоит один День Благодарения, когда в каждом доме на столе появляется примерно один и тот же набор блюд (индейка, клюквенное желе, кукуруза в початках и тыквенный пирог), а на улицах не увидишь ни души.

Латиноамериканцы свято чтут семейные традиции приготовления блюд. Рецепты, открытые какой-нибудь прапратётушкой, бережно записываются в огромную толстенную книгу в тяжелом темно-красном переплете. Каждая подрастающая хозяйка этой семьи вносит свою лепту в традиционную южную манеру стряпать.

5. Выступления детей с докладами.

- А теперь предлагаю вам поделиться с нами, какие традиции есть в ваших

семьях.

6. Подведение итогов.

- Для чего нужны традиции в семьях? (для укрепления и сплочения семьи)

Важно помнить традиции своей семьи, хранить их, передавать из поколения в поколение.

Классный час на тему «Семейные традиции». Часть 2.

  1. Сообщение темы.

- Сегодня мы продолжаем тему «Семейные традиции», о которой говорили на прошлом классном часе.

Но сначала попытаемся вспомнить и обобщить то, о чем уже говорили.

  1. Семья.

Благодаря чему человек, особенно маленький, может быть счастлив? В первую очередь, он счастлив тем, что у него есть своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом. Дом-это не только крыша над головой, это твоя семья и самые близкие тебе люди: родители, братья, сестры, бабушки и дедушки.

Что семья может дать ребенку? Дом и родители играют решающую роль в воспитании и развитии ребенка, родители всегда поймут, порадуются за успехи, поддержат в трудную минуту.

Работа с пословицами.

Продолжите пословицы о семье.

1. Семья сильна, когда над ней крыша одна.

2. Каковы родители, таковы и дети.

3. Семья - печка: как холодно, все к ней собираются.

4. Семьёй и горох колотить.
Послушайте отрывок из стихотворения поэта Дмитрия Антоновича Сухарева.

А дом, заставленный добром, еще не дом.

И даже люстра над столом еще не дом.

И на окне с живым цветком еще не дом.

И даже с чайника баском еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

То эта истина понятна и проста-

Что от ладони до окна наполнен дом

Твоим теплом.
О каком же Тепле идет речь?
Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого,- это любовь к Дому своему. А как создать Тепло нашего Дома? А этому помогают чаще всего семейные традиции (ужины в кругу семьи, проведение свободного времени всей семьей, поездки, походы, праздники), которые сплачивают и объединяют всех членов семьи.

  1. Что такое традиции?

Все семьи разные, нет ни одной семьи, которая будет похожа на другую. В каждой семье существуют разные традиции. Давайте поразмышляем о них.

Сейчас я буду зачитывать какое-либо стихотворение. Ваша задача сказать, о какой традиции говорится в том или ином случае.

  1. Приехал долгожданный гость,

Давно он не был в нашем доме.

Его встречать нам довелось

С радушьем, в вежливом поклоне.

Пока варился наш обед,

Мы гостя дружно привечали,

Он был заботою согрет

И ароматной чашкой чая.

И вот на блюде наш обед,

Баранья голова дымится…

Традиций знанье – не пустяк,

Мне это в жизни пригодится! (М. Курманалин)

(Гостеприимство)

  1. Папа жалуется:
    – Что-то
    Утомляюсь от работы…
    Мама тоже:
    – Устаю,
    На ногах едва стою…
    Я беру у папы веник –
    Я ведь тоже не бездельник,
    После ужина посуду
    Сам помою, не забуду, –
    Папу с мамой берегу,
    Я же сильный,
    Я смогу!

(Забота)

  1. Присядем за столом,

Где в чашках чай томится.

Поведаем о том,

Как жизнь у нас струится.

И как в старом кино -

Так просто и наивно -

Мы душу, как окно,

Раскроем, - бед не видно.

Уж в чашках чай устал, -

А мысли все на волю!

О, мама, кто сказал,

Что ты в другой уж роли?

Я скоро в жизнь уйду,

Прощаясь с детской сказкой,

Но там я не найду

Дороже твоей ласки.

...Присядем за столом,

Поплачемся друг другу...

Мне не найти ни где

Такую же подругу.

(Вечерние чаепития, беседы о прошедшем дне, делах)

  1. Всей семьёй в музей мы ходим,
    Экспозицию обходим
    И любуемся пейзажем,
    Что представлен взорам нашим.
    И портреты, натюрморты,
    Живописные работы
    Заставляют восхищаться
    И душой преображаться!
    Боулинг, цирк, кино, кафе –
    Можно встретить нас везде!

(Проведение свободного времени)

  1. Воскресенье — вот везенье!
    Воскресенья так нужны!
    Потому что в воскресенье
    Мама делает блины.
    Папа к чаю чашки моет.
    Вытираем их вдвоем,
    А потом мы всей семьею
    Чай с блинами долго пьем.
    А в окошко льется песня,
    Я и сам запеть готов,
    Хорошо, когда мы вместе,
    Даже если нет блинов.

(Кулинарные традиции + проведение выходного дня)
Кулинарные традиции.

Одной из распространенных русских традиций было застолье. За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким- либо кушаньем.

Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почете были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод - клюква, морошка, моченая брусника. Из напитков - пиво, квас.

Все течет, все меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, ставятся традиционными. Назовите по одному традиционному в вашей семье блюду.

  1. Выступление детей с докладами.

- Ну, а сейчас слово предоставляется вам, чтобы рассказать о традициях, принятых в ваших семьях.

5. Подведение итогов. Рефлексия.

Дополнительный материал.

Семейные династии.

Ну а теперь я хотела поговорить о следующей традиции. Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей. В нашем классе есть такие семьи?

Стихотворение.

Мы с бабулей очень дружим.
Мы друг другу помогаем.
Мне она … готовит ужин,
Для неё я … всё съедаю.

Я её вожу за ручку.
Не всегда поймёт прохожий,
То ли бабушка мне внучка,
То ли я ребёнок всё же.

Кто кого ведёт в «Молочный»?
Кто кого в «Игрушки» тащит?
Мы живём семьёю прочной,
Дружим дружбой настоящей!

Говорят нам папа с мамой:
- Рядом вы с утра до ночи.
Только спать ложиться рано
Что-то бабушка не хочет.

Не желает мерить лужи
И песок считает грязным!
В остальном – мы очень дружим,
Несмотря на возраст разный.

Знаете ли вы, ребята, что раньше семьи были большие? В таких семьях все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели. О такой большой семье есть у меня загадка. Попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек.

Задам сейчас задачу я. Послушай, вот моя семья:

Дедуля, бабушка и брат. У нас порядок в доме, лад.

И чистота, а почему? Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка, Сестра, невестка, дочка,

А самый младший – я, Какая же у нас семья?

(Ответ: 6 человек – брат и сестра, их родители, бабушка и дедушка).

Благодаря этому стихотворению, мы с вами коснулись очень интересной темы родственных отношений. Каждый из нас, только родившись, оказывается в этом хитросплетении родственных отношений. У ребёнка может ещё не быть имени, но он уже чей-то сын или дочь, внук или внучка, брат или сестра, племянник или племянница и даже может оказаться кому-то уже дядей и тётей.