|
Урок по биологии, 6 класс. Разработала: Топчиева Ю. В. учитель биологии мбоу «Баевская сош»
МБОУ «Баевская средняя общеобразовательная школа
Баевского района Алтайского края»
Методическая разработка к уроку с использованием ИКТ
Деловая игра по теме:
"Поспорили однажды корень, стебель,
лист - кто из них важнее?"
Обобщающий урок по биологии, 6 класс.
Разработала: Топчиева Ю. В.
учитель биологии
МБОУ « Баевская СОШ»
с. Баево 2012
Деловая игра по теме: "Поспорили однажды корень, стебель, лист — кто из них важнее?"
Тип урока: обобщающий.
Класс: 6 «а».
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: корень, стебель и лист.
Задачи урока:
Обобщить и конкретизировать знания о строении и функциях корня и побега. Показать целостность растительного организма, взаимосвязь корня с побегом.
Формировать навыки работы с натуральными объектами, микроскопом, таблицами, гербарием.
Развивать умение работать в коллективе, аргументированно давать ответы на проблемные вопросы, защищать свою точку зрения.
Воспитывать бережное отношение к живой природе.
Методы обучения:
По источнику знаний: словесные, наглядные, практические.
По характеру деятельности учителя — проблемные.
По характеру деятельности учащихся — исследовательские.
Оборудование: гербарий, микроскопы и микропрепараты, интерактивная доска, компьютер, презентация к уроку, спилы деревьев, карточки с заданиями для лабораторий, цветные листья для подведения итогов.
Класс делится на три лаборатории, во главе каждой лаборатории научный сотрудник, который руководит деятельностью лаборатории. (Ученик лучше других, разбирающийся в изученном материале). Цель каждой лаборатории не соревнование, а умение правильно ответить на поставленные вопросы и показать свои знания. За правильный ответ лаборатория получает зелёный листочек, за неточный ответ — красный, за нарушение дисциплины — жёлтый. В конце урока подводятся итоги и выставляются оценки.
Ход урока
I. Организационный момент. Объясняются тема и задачи урока (Слайд 1).
II. Вводная часть. Поспорили однажды корень, стебель и лист, кто из них важнее? Расшумелись, поссорились, решили даже жить отдельно (Слайд 2,3).
Спор органов (выступление учащихся)
Корень: Я - корень! Всех сильнее я, и очень важен. Что без меня растению не жить, кто с этим будет спорить? Водою я снабжаю всех, и удержаться в почве без меня никто не сможет ( Слайд 4).
Стебель: Нет, главный — я! Кто без меня даст листьям воду, доставит к свету их и запасти поможет в клубнях пищу людям? ( Слайд 5).
Лист: Но что, же будет без меня, ведь это я свет солнечный ловлю и углекислый газ я поглощаю, и очищаю воздух я вокруг, и воду я с растенья испаряю. Так может, я главнее всех? ( Слайд 6).
Учитель: Вовремя вмешался в разговор человек. Примирил спорщиков. Что сказал человек листьям, стеблям и корням? Об этом мы узнаем в конце урока, и на этот вопрос вы должны будете ответить сами. Для этого мы организуем работу в лабораториях. Но прежде, чем вы приступите к работе, попробуем свои силы в способностях отвечать на вопросы. Начнём с самого простого вопроса.
Вширь растёт Ивашка,
Что ни год — рубашка,
Старую не снимет,
Новую наденет.
Сколько лет Ивашке?
Подсчитай рубашки.
Сидит — зеленеет, летит — пожелтеет, упадёт — почернеет.
Более 300 лет назад учёный Ван Гельмонт проделал опыт с растениями. Он взял глиняный сосуд, насыпал в него 80 кг почвы, предварительно высушенной, и посадил ивовую ветку весом 2,25 кг. Поверхность почвы прикрыл, чтобы туда не попадала пыль из воздуха. Растение поливали дождевой водой в течение 5 лет. Через 5 лет выкопали иву, очистили от почвы и взвесили. Ива весила 66 кг. Ван Гельмонт решил, что прибыль веса у ивы произошла за счёт воды. Правильный ли вывод сделал Ван Гельмонт?
III. Работа учащихся в группах-лабораториях (подготовка ответов на вопросы)
Лаборатория “Корень”
Задание № 1 (работа с гербарием). Из 6 гербарных листов выбрать и разложить в две стопки растения, имеющие мочковатую корневую систему и стержневую систему. Дать им характеристику и объяснить, какие из растений относятся к однодольным, а какие к двудольным (Слайд 7).
Задание № 2 (работа с микроскопом). Рассмотреть микропрепарат поперечного среза корня, и объяснить, какие ткани и клетки образуют корень (Слайд 8).
Задание № 3 (описание опыта). Как можно доказать, что корни поглощают воду из почвы? ( Слайд 9).
Задание № 4. Рассмотреть рисунок. Какие зоны корня обозначены цифрами 1-6? Какие функции выполняет каждая из зон? Сформулировать вывод о значении корня в жизни растения (Слайд 10).
Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются.
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти, и жить не станут.
Как ни тонок, неприметен под землею корешок,
Но не может жить на свете без него любой цветок (Слайд12) .
Лаборатория “Изучение стебля”
Задание № 1 (работа с микроскопом). Рассмотреть микропрепарат поперечного среза стебля, и объяснить, какие клетки и ткани образуют стебель (Слайд 7).
Задание № 2 (работа с природным материалом). Рассмотреть поперечный спил древесного стебля. Ответить на следующие вопросы: Сколько лет этому стеблю? Как вы определили возраст дерева? Одинакова ли толщина годичных колец? Если нет, то объясните почему? ( Слайд 8).
Задание № 3 (описание опыта). Опишите опыт, доказывающий, что вода с минеральными веществами передвигается по древесине. Дайте ответ на вопрос: Почему вода поднимается вверх по сосудам стебля (Слайд 9).
Задание № 4. Решите кроссворд (Слайд 10, 11):
Клетки с толстыми оболочками, которые образуют длинные трубки, находящиеся в древесине.
-
Плотный, самый широкий слой, находящийся под корой.
Слой узких длинных клеток с тонкими оболочками, за счёт которых происходит рост стебля в толщину.
Маленькие бугорки с отверстиями, находящиеся в пробке, через которые происходит газообмен.
Слой, входящий в состав коры, состоящий из ситовидных трубок и толстостенных волокон.
Лаборатория “Изучение листа”
Задание № 1 (работа с гербарием). Из шести гербарных листов выбрать и разложить растения, имеющие сетчатое, дуговое и параллельное жилкование листа. Какие из этих растений относятся к двудольным и однодольным? (Слайд 7).
Задание № 2 (работа с микроскопом). Рассмотрите микропрепарат поперечного среза листа и объясните, какие клетки образуют лист? (Слайд 8).
Задание № 3 (описание опыта). Каким опытом можно доказать, что образование крахмала в листьях необходим свет? (Слайд 9).
Задание № 4. Решить кроссворд (Слайд 10,11):
Пигмент зелёного цвета, образующийся в хлоропластах.
Газ, который выделяется в процессе фотосинтеза.
Приспособление растений к уменьшению испарения осенью и зимой.
Пары зелёных замыкающих клеток и щель между ними, находящихся в кожице листа.
-
Как называется пространство между клетками в мякоти листа, заполненное воздухом?
IV. Отчёт учащихся о работе в лабораториях. Учащиеся отчитываются по результатам своей работы, демонстрируя результаты наблюдений, гербарий, и показывая по таблицам.
V. Каждая группа должна сделать вывод о роли того или иного органа в жизни растения. (Слайд 12,13,14).
Затем учитель задаёт классу вопрос: “Так что же сказал Человек органам растения?”
Вывод: Все органы растения тесно связаны между собой: жизнедеятельность одного органа находится в прямой зависимости от жизнедеятельности других органов, организм живёт как единое целое. Поэтому повреждение какой-либо части организма (корня, побега) может привести растение к гибели (Слайд 15).
VI. Беседа по вопросам (Слайд 16).
1. Почему в морозные зимы наблюдаются случаи гибели плодовых деревьев?
Ответ: а) Могут повреждаться корни, почки и кора; б) Если повреждаются корни, то прекращается поглощение из почвы воды и минеральных веществ; в) Если повреждается кора, то нарушается передвижение органических веществ.
2. Весной начинается сокодвижение. Как вы считаете, какой вред наносится растениям сбором сока и к чему может это привести?
Ученик читает стихотворение “Сок”
Сушит берёзу…..
Заруба — почти к сердцевине,
Берёзовы слёзы ….
Бегут и светлы и невинны.
Из раны глубокой стекает прохладная ...
Ах, лакомство соком!
Кому обернулось ты благом?
Ответ: Значительные, глубокие повреждения деревьев приводят к потере сока; через повреждения открывается доступ насекомым-вредителям и грибам в ткани растения, отчего растения заболевает и может погибнуть. Необходимо соблюдать правила сбора сока: а) небольшие надрезы коры и древесины; б) после окончания сбора надрезы замазывают садовым варом, глиной и краской.
3. На севере Европы, за прохладным Балтийским морем, лежит страна Швеция. Там растут дремучие леса, а в каменных берегах лежат озёра с прозрачной и чистой водой. В них водятся ценные рыбы- лососи и форели. Шведы очень гордились своими озёрами и реками, не давали их загрязнять. И вдруг стало происходить что-то неладное. Сначала в лесах начали сохнуть ветки деревьев. Одна ветка высохнет, вторая и третья, а там, глядишь, верхушка желтеет и сохнет, а потом и всё дерево умирает. Как вы считаете, в чём оказалось дело?
Ответ: Учёные выяснили, что в облаках над Швецией много серной кислоты, вещества, вредного для растений и животных. Вместе с дождём эта серная кислота проливалась на землю, обжигала ветки и крону деревьев, а потом с ручьями уходила в озёра и реки. Учёные так и стали говорить — “кислые дожди”. Кислые дожди выпадают и у нас, особенно сильно ими поражаются хвойные растения.
VII. Подведение итогов урока
Закончить урок хочется словами (Слайд 17):
Я сорвал цветок —
И он увял
Я поймал мотылька —
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял,
Что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.
На этом уроке мы познакомились с очень важным законом экологии, что всё в мире связано между собой и оказывает влияние на человека. А человек, в свою очередь, влияет на природу. Природа – наш общий дом: и для растений, и для животных, и для человека.
Всё тесно связано вокруг
(Приметы мы не станем множить.)
Цветка ты не заденешь вдруг,
Чтобы звезды не потревожить.
(А. Вознесенский).
Методическая часть работы.
Элемент ИКТ (например, № слайда или электронный учебник)
|
Слайд 1, 2,3,4,5,6
|
Слайд 7,8,9,10,11
|
Слайд 12,13,14,15,16,17
|
Как (приемы и методы) используется этот элемент в уроке (что с ним делать?)
|
Наглядный метод, вводная часть урока
|
Работа в группах, наглядный и практический методы, анализ.
|
Словесные и наглядные методы
|
Какие цели преследуются применением конкретно этого элемента на уроке
|
Позволяет понять, о чём пойдёт речь на уроке, выделить отличительные особенности каждой составной части растения, систематизировать имеющие знания.
|
Упорядочить работу лабораторий, разграничить деятельность каждой лаборатории.
|
Позволяет сделать выводы о работе лабораторий, подвести обобщенный итог урока.
|
Каким образом этот элемент усиливает эффективность достижения названных целей, могли ли они быть достигнуты без его применения
|
Оказывает воздействием на наглядно – образное мышление, память, восприятие.
|
Играет важное значение при анализе работы лабораторий; при использовании данных слайдов каждая лаборатория может оказать помощь при затруднениях, возникших в процессе обсуждения заданий.
|
Направлен на реализацию воспитательных задач урока, усиливает его экологическую направленность, эмоциональное восприятие.
|
|
|
|