|
Кубань… так называют наш край по имени реки, несущей бурные воды свои. Край степей, высоких гор, богатых лесов и садов, множества лиманов и рек, любимый уголок земли наша малая Родина
Кубань… так называют наш край по имени реки, несущей бурные воды свои. Край степей, высоких гор, богатых лесов и садов, множества лиманов и рек, любимый уголок земли – наша малая Родина. Кубань – чудесный, благодатный край, которым нельзя не гордиться. Здесь, на Кубани, живут замечательные люди: хлеборобы, садоводы, животноводы, врачи, художники, поэты. Все они стремятся сделать нашу Родину лучше, богаче, красивее. Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремёсла. К сожалению, в нашей жизни утрачивается народные традиции: любовь к родным и близким, уважение к старшим, любовь к Родине. А ведь любовь к Родине, к своему родному краю впитывается с колыбельной матери, с дыханием земли и ароматом хлеба. Когда видишь цветущие сады, светлое небо, сердце переполняется от любви к этой красоте, это тоже наша малая Родина.
Я часто замечаю в нашей современной молодежи бездуховность, безнравственность, потерю интереса к культуре. Поэтому считаю, что именно культура прошлого должна войти в душу каждого ребенка, положить начало возрождения интереса ко всему, что его окружает. Знакомство с историей нашего края, национальными особенностями помогают повысить интерес к народным истокам, познакомить с культурой Кубани. Я считаю, что прививать чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился, вырос и живешь, надо в дошкольном возрасте. Тогда, когда закладываются основы, формируются в процессе воспитания любовь к своим родным людям и к своей стране. Необходимо разбудить у детей чувство любви к своей малой Родине, дать понять, что это их земля, их страна, все богатства природы, бескрайние степи и поля, сады, реки – гордость нашего края – все принадлежит им, как потомкам первых переселенцев-казаков, приемникам их традиций.
Главная цель моей работы – знакомство дошкольников с историческим прошлым своего народа, воспитание их в лучших традициях уважения и любви к предкам и родному краю. Для достижения поставленной цели мною разработан цикл занятий «Жизнь, традиции и обряды кубанских казаков», который помогает моим воспитанникам раскрыть окружающий мир, познакомиться поближе с традициями, обрядами, народными играми, знакомит детей с историческим прошлым Кубани. Занятия проходят в музее народного быта «Горница», созданном на базе МАДОУ ЦЦР д/с № 18 «Виктория», где дошкольники могут на наглядном материале познакомиться с жизнью казаков, с историей жилища. В музее имеется прялка, веретено, очень красивые рушники, скатерти, деревянная посуда, ухват, вышитые рубашки, половики, плетень, рубель и другие предметы казачьего быта.
Работая над циклом занятий по теме «Жизнь, традиции и обряды кубанских казаков» я старалась создать стройную систему приобщения детей дошкольного возраста к родной культуре, истории, воспитания у них чувства красоты. Проводя занятия с детьми, я ставила определенные конкретные задачи:
- повысить интерес детей к истории своего народа;
- развить представления детей об истории развития края, казачества;
- познакомить с историей жилища кубанских казаков, их домашней утварью;
- развить знания о кубанской одежде, её назначении, названии, украшении;
- сформировать представления о различных видах труда, народных ремёсел;
- приобщить детей к истокам народной культуры: фольклору, песням, танцам;
- обогатить знания детей об образе жизни людей на Кубани в старину, их трудовой деятельности;
- воспитывать чувство гордости за свой народ, уважения к традициям, патриотизма и любви к родному краю.
- познакомить с символикой Краснодарского края и города Краснодара в современное и давнее время;
- способствовать развитию познавательных способностей, любознательности детей.
Выбранная мной тема работы подразумевает духовное и нравственное обогащение детей, поддержание стойкого интереса к прошлому своего народа, прививание патриотических чувств. Ибо, по моему мнению, патриотическое воспитание занимает главное место в нравственном формировании, становлении личности ребенка. Одно из направлений патриотического воспитания – знакомство дошкольников с историческим прошлым Кубани, ведь чтобы любить, надо знать.
Каждый наш день тесно связан с жизнью и культурными традициями былых поколений. Мы храним старинные вещи, наблюдаем в витринах современных магазинов старые кубанские крынки, прялки, как элементы высшего эстетства. Благодаря национальной культуре, мы знаем, что на кухне должны быть яркие рушники, к празднику – особый наряд. А за столом – хорошее радостное пение застольных песен. Народная культура – полноводная река, из которой проистекают многие наши поступки, мысли и желания. Возрождение обычаев и традиций не возможно без реставрации прежних моральных устоев. Каждый наш день – день, созданный веками. Он достраивается и украшается прошлым. Все, что нас окружает в настоящем, имеет свои корни в прошлом. Это наша история, наша культура. Это я и старалась донести до своих воспитанников. Основы отношения к миру формируются в ребенке постепенно, ближе и понятнее ребенку любовь к своим близким, к родным местам, позже эти чувства перерастут в любовь к Родине.
Цель моих занятий – в доступной, занимательной, игровой форме рассказать своим воспитанникам о красоте родного края, познакомить с народными традициями и обрядами, дать представление об истории развития края, его заселении казаками, знакомить и интерьером хаты, с казачьей одеждой, о предметах быта и народных ремёслах. Я на личном опыте убедилась, как развивается детская любознательность, наблюдательность и интерес к условиям жизни в старину. Дети вначале выступали лишь как пассивные слушатели, но уже спустя короткое время стремились самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы, сами активно задавали вопросы о том, что их заинтересовало, проводили сравнение. Это натолкнуло меня на мысль включить в мою работу проектную деятельность, и в частности исследовательская деятельность как один из этапов метода проектов. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности (экспериментирования), развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.
Большой радостью для детей стали праздники, развлечения. Здесь они смогли полностью раскрыть свои таланты. Мы с детьми беседовали о народных песнях, слушали фонограммы, исполняли песни. Кроме песен дети знакомились с танцевальными элементами. Это хороводный топающий шаг, шаг с притопом. Особенное удовольствие доставляла детям игра на народных музыкальных инструментах: ложках, бубенцах, трещотках. Излюбленной же темой детей стали народные и обрядовые праздники, где дети полностью перевоплощались в сказочных персонажей, играли легко и естественно, пели, танцевали, веселились искренне и от души. Это им доставляло огромное удовольствие. Таким образом, обогащался музыкальный опыт детей.
На занятиях с дошкольниками я активно использую такие продуктивные виды деятельности как рисование, аппликация и ручной труд.
Не менее важным аспектом моей работы было развитие не только познавательных, но и творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности, ручному труду, аппликации. Дошкольники знакомились с разнообразными способами плетения, рассматривали и лепили глиняную посуду и предметы обихода, украшали их росписью. На занятиях по аппликации обогащались знания детей о народных орнаментах, способах создания узора, традиционных элементах народных росписей.
Реализуя задачи своей работы, я решила, что не менее важно обогатить опыт детей, предоставить им возможность исследовать предметы кубанского быта. Первые шаги в этом направлении показали, насколько это было интересно детям. Держа в руках глиняную посуду: чугунок, глэчик, крынку, горшок, расписные деревянные ложки, дети с интересом знакомились с ними, рассматривали, удивлялись. А позже и сами приобщились к изготовлению и украшению этих предметов: лепили игрушки, посуду из глины и соленого теста, расписывали ложки, изготавливали бусы, пироги, булки для кукол. Работы детей выставлялись на выставке, что привлекло внимание родителей. Дети с гордостью показывали мамам свои работы, относили их домой.
Родные и близкие тоже проявили интерес к рисункам и лепке. Я всегда считала, что взаимодействие с родителями необходимо, поскольку семья играет весомую роль во всех аспектах воспитания. Дети, получившие знания по краеведению, стремясь удивить родных, с удовольствием и интересом делились новыми впечатлениями дома. Родные включались в обсуждение, рассказывали о чем-то своем. Таким образом, родители становились моими единомышленниками. Мной и родителями была проделана работа по оформлению макета кубанского подворья, собрана коллекция глиняной посуды. Руками умелой мамы была сшита национальная одежда для кукол казака и казачки. Так начинал создаваться музей народного быта «Горница»…
Вместе с родителями мы посетили «Атамань», где дети впервые увидели настоящие предметы старины и быта казаков. Родители, замечая какой интерес и любознательность проявляют дети, старались поддержать их во всех начинаниях, вовлекая бабушек и дедушек. В семейных архивах нашлись старинные фотографии, предметы вышивки, у кого-то имелись книги с красивыми иллюстрациями – родители охотно приносили эти вещи на время в детский сад, чтобы дать возможность познакомиться с ними и другим детям.
По просьбе родителей была организована выставка совместных работ детей и родителей на тему «Кубанские мастера».
На развлечениях и досугах родители не только присутствовали, но и принимали непосредственное участие, даже исполняли роли.
После ознакомления детей с символикой Кубани, я предложила родителям вместе с детьми придумать герб своей семьи или поселка, где они родились, и где жили их родители. Родители с увлечением и энтузиазмом откликнулись на мою инициативу. Лучшие работы приходили смотреть сотрудники, дети и родители со всех групп детского сада. Она вызвала широкий интерес.
К развлечениям, посвященным обрядовым праздникам, родители приносили выпеченные дома хлебные изделия – блины на Масленицу, колядки – на Рождество, куличи, жаворонки – на Пасху. В благодарность родители получали самые разнообразные призы – поделки, выполненные их детьми.
Родители с удовольствием рассказывали, что дома дети повторяют пословицы и поговорки, объясняя их смысл, и даже просят самим их придумать.
Такая связь с семьей меня очень радовала, знания данные мной детям на занятиях и в совместной деятельности, находили свое закрепление, расширялись и обогащались в семье. Кроме того, укреплялись семейные связи, появлялись общие семейные увлечения, что благоприятно сказывалось на нравственном воспитании детей.
Таким образом, я еще раз убедилась, что веду работу в правильном направлении. И задача моей работы – учить детей помнить, на какой земле мы живем, беречь и уважать наследие своего народа – действительно очень важна.
|
|
|