|
Курение: дань моде, привычка, болезнь
КУРЕНИЕ: ДАНЬ МОДЕ, ПРИВЫЧКА, БОЛЕЗНЬ
(ток-шоу)
Цель: Формирование у учащихся позитивной ценностной ориентации, отказ от никотиновой зависимости, повышение уровня социальной адаптации учащихся, склонных к табакокурению
Задачи:
- информирование учащихся о последствиях привычки курения;
- развитие у учащихся навыков совместной деятельности, коммуникативных умений; работы с дополнительной литературой, умений
конспектировать, выбирать главное;
помощь в реализации способностей и интересов учащихся в выбранной
ими деятельности;
формирование творческого отношения к выполняемой
работе.
Оформление: плакаты с эпиграфами: «Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации» (Оноре де Бальзак); «Яд, который не действует сразу, не становится менее опасным» (Г.Э. Лессинг); «Курение мужчины - беда, курение женщины - дважды беда, ибо угроза от женской сигареты двойная: и для самой матери, и для её ребёнка» (Ф.Г. Углов); «Настоящий мужчина не тот, который курит, а тот, который смог бросить курить»(Ж.Сименон); стенгазета о вреде курения; таблички «специалистов» («Медики», «Историки», «Социологи», «Химик», «Ботаник»).
Форма проведения: ток-шоу
Подготовительный этап:
Учащиеся оформляют стенгазету, содержание которой включает: изображение растения табака, курительных принадлежностей (трубки, сигары, сигареты, кальяна); информационный материал: более 40 % населения Земли курит; в год от курения умирает 2 млн. 500 тыс. человек, т.е. каждые 13 секунд; активное курение сокращает жизнь на 8-10 лет, каждая сигарета - на 8-15 минут; за год курильщики выбрасывают в атмосферу 1 млн. 642 тыс. 720 тонн ядовитых веществ.
-
Группа учащихся занимается подготовкой кабинета: стулья расставляются полукругом, на стенах развешиваются плакаты, на доске пишется тема воспитательного часа, эпиграфы; устанавливается слайдопроектор, экран; на столах, за которыми сидят «специалисты», ставятся таблички «Медики», «Историки», «Социологи», «Химик», «Ботаник».
3. Учащиеся делятся на группы в соответствии с собственными интересами и желанием. Каждая группа получает конкретное задание.
Группа
|
Задание
|
Историки
(2 чел.)
|
В литературе найти сведения о том, как табак попал в Европу, Россию и
Беларусь, откуда пошла привычка курить
|
Социологи
(4 чел)
|
В литературе найти сведения о причинах начала курения, о том, почему люди не бросают курить, о численности курящих мужчин и женщин в мире, о числе сумевших бросить курить и т.п. Провести среди курящих сверстников опрос по следующим вопросам: 1. Пол. 2. Возраст. 3. Сколько лет курит. 4. При каких обстоятельствах впервые закурили (один, с другом, в компании)? 5. Что побудило закурить первую сигарету (любопытство, давление друзей, плохое настроение, неприятности, желание казаться взрослым, быть похожим на них и т.п.)? 6. Знаете ли вы о вреде курения? 7. Почему не бросаете курить? Результаты опроса обобщаются и сообщаются на воспитательном часе.
|
Медики (5 чел)
|
В литературе найти сведения: 1. О механизме привыкания человека к курению. 2. О заболеваниях, связанных с курением, и повышенной смертности курильщиков. 3. О влиянии курения на женский организм. 4. О влиянии табачного дыма и никотина на детей. 5. О способах избавления от курения.
|
Химик
|
Готовит информацию о вредных и ядовитых веществах, находящихся в табачном дыме. Готовит и проводит опыт, демонстрирующий содержание вредных веществ в табаке.
|
Ботаник
|
Готовит информацию о растении табак, его культивировании, применении.
|
Роль ведущего может выполнять педагог-психолог, педагог социальный, куратор или учащийся.
Ход воспитательного часа
Звучит музыка.
Ведущий : Итак, мы начинаем ток-шоу! Сегодня в нашей программе участвуют специалисты в области истории, социологии, биологии, медицины, химии и, конечно, вы, наши дорогие зрители. От вашей активности зависит, будет ли наше ток-шоу интересным, проблемным, захватывающим. Прежде чем объявить тему ток-шоу, давайте прослушаем фонограмму.
Звучат отрывки из песен о курении в исполнении Земфиры, групп «Кино», «Нэнси», «Иванушки интернэшнл» и другие.
Ведущий. Это лишь небольшая часть песен о курении. Именно об этом социальном явлении мы будем говорить сегодня. Курение прочно вошло не только в наш быт, но и в культуру. А ведь были времена, когда курение считалось несовместимым с обликом цивилизованного человека. Откуда же пришла к нам эта пагубная привычка? Я передаю микрофон историкам.
Историки. Табак известен человечеству с древних времён, но использовался он для религиозных ритуалов. Европейцев курить табак научили индейцы, которые дымом табака отпугивали москитов. У индейцев курили не только мужчины, но и женщины, и дети. Матросы Колумба вынуждены были в знак дружбы выкуривать «трубки мира», некоторые из них пристрастились к табаку. В Европу табак в качестве декоративного растения завёз в 1496 году испанский монах Роман Пано. В 1559 году Жан Нико подарил Екатерине Медичи нюхательный табак для лечения головных болей. Появилась мода нюхать табак, причём ему приписывались целебные свойства. О вреде табака стало известно гораздо позже, в связи с чем Людовик XII издал декрет, по которому только аптекарям разрешалось продавать это лекарство. Но табак продолжали нюхать и курить. В Россию и Беларусь табак попал в начале XVII века, курение табака и его нюханье жестоко преследовалось и наказывалось. В 1698 году Пётр I снял запрет на курение. С тех пор курение стало быстро распространяться среди широких слоев населения.
Ведущий. Спасибо. Трубки, сигары папиросы, сигареты... все мы видели не раз эти предметы, но вряд ли задумывались о том, что у них внутри. О том, чем набита сигарета, мы попросили рассказать ботаника.
Ботаник. Табак относится к семейству паслёновых, роду табак (никотина). Этот род включает 66 видов, 45 из них произрастает а Америке, а 21 вид - в Австралии и Полинезии. Обычно это однолетние травы, реже многолетние, имеющие трубчатые или колокольчатые цветки, которые опыляются насекомыми и колибри. Листья табака цельные. Очередные. Плод - коробочка с многочисленными мелкими семенами, в 1 г содержится 10 тысяч семян. Растение имеет неприятный, тяжёлый запах. Многие виды содержат никотин и другие ядовитые алкалоиды. В странах, где табак растёт в диком виде, часто наблюдаются отравления домашних животных листьями и побегами табака. В культуре чаще встречаются табак настоящий и махорка. Сначала завезённый в Европу табак выращивали как декоративное и лекарственное растение. Сейчас табак выращивают более 120 стран мира, ежегодное мировое производство табака составляет более 6 миллионов тонн. Из семян в парниках выращивают рассаду. Затем её переносят в открытый грунт. Листья собирают вручную, нанизывают их на шнуры и подвешивают в сушильных сараях на несколько дней для томления. За это время листья желтеют и приобретают характерный запах. Затем их сушат и измельчают. В северных районах России выращивают махорку, из её листьев выделяют лимонную кислоту, витамин РР, никотин-сульфат, который используют для борьбы с вредителями сельского хозяйства.
Ведущий. Человек - существо любознательное, его тянет к новым ощущениям. В связи с этим у меня вопрос к аудитории:
кто из вас хоть один раз в жизни пробовал курить?
Вы можете вспомнить свои первые ощущения от курения?
После этого вы пробовали ещё раз курить?
Зачем?
- Почему неприятные ощущения вас не оттолкнули?
Весьма осведомлённый во всём Мефистофель заявил Фаусту по поводу табака: «Полезная травка, не лопух какой-нибудь. Кто хоть раз закурит, тот не оставит этой забавы». Почему так происходит, почему возникает привыкание к табаку? С этим вопросом мы обращаемся к медикам.
1-й медик. Составные части табачного дыма всасываются в кровь и через 2-3 минуты достигают клеток головного мозга. Ненадолго эти вещества повышают активность клеток мозга, это состояние воспринимается курильщиком как освежающий приток сил или своеобразное чувство успокоения. Однако это состояние скоро проходит, и, чтобы его снова ощутить, человек тянется за новой сигаретой. Постепенно никотин встраивается в процесс обмена веществ, и человеку его постоянно не хватает. Привыкание к табаку формируется от нескольких недель до 10 лет в зависимости от особенностей организма и интенсивности курения, чаще всего табакозависимость устанавливается за год. У человека, привыкшего к курению, в случае резкого прекращения курения наблюдается абстинентный синдром (ломка), который выражается в головной боли, колебании артериального давления, болях в области сердца, желудка, могут наблюдаться кишечные расстройства, повышенная потливость, слабость, вялость, нервозность, подавленность.
Ведущий. Так забава, шалость превращаются в привычку. Мне бы хотелось услышать мнение аудитории вот по какому вопросу: почему люди начинают курить? А что на это скажут социологи?
1-й социолог. Известно, что в мире систематически курит 60 % мужчин и 20 % женщин. Из систематически курящих мужчин 16,9 % начали курить в 8-9 лет. Большинство подростков начинают курить под влиянием товарищей в компании (27 %), из любопытства (40 %), в подражание взрослым (17 %). Показательно, что 85 % курящих подростков - из семей, где хотя бы один родитель курит, остальные 15 % - из некурящих семей. Среди девушек причины курения такие: желание привлечь к себе внимание, выглядеть модно, современно, эффектно, казаться окружающим независимой, уверенной в себе. Ещё в начале XX века курящая женщина была редкостью, сейчас среди 17-18-летних курящих девушек столько же, сколько курящих парней. Интересно, что большинство школьников в состоянии назвать причину, по которой они начали курить, но среди студентов многие не смогли вспомнить причину, ответили, что курят по привычке. Итак, мы видим, что следование моде, примеру товарищей курение перерастает в привычку, от которой трудно избавиться. Установлено. Что 80 % закуривших детей не бросают этой привычки, а если подросток выкурил 2 сигареты, то в 70 5 случаев он будет курить систематически.
Ведущий. У меня опять вопрос к зрителям: почему люди не бросают курить, даже зная о негативных последствиях? А какие сведения на этот счёт у социологов?
2-й социолог. Примерно 65 % курильщиков хотят бросить курить, но 80 % из них не могут сделать этого самостоятельно. Некоторые не пытаются бросить курение, так как считают, что это не вредит их здоровью, а, наоборот, помогает успокоиться, сосредоточиться, снять напряжение. Примерно 20 % молодых людей не знают о негативных последствиях длительного курения. Часть курильщиков считают, что действие табака избирательно и на них он не действует. Мы провели мини-социологический опрос среди своих курящих сверстников и установили следующее:
♦ среди них курящих девушек - %,
курящих год и менее - %,
2-3 года - %,
более 3 лет - %.
♦ Начали курить в обществе товарищей - %,
из-за неприятностей - %,
другие причины - %.
Знают о вреде курения - % опрошенных.
Пытались бросить курить - %,
не смогли бросить курить - %,
не задумывались о последствиях курения - %,
не считают нужным бросать курить - %.
Ведущий. Огромное число людей на Земле курит и продолжает жить. Так ли опасно курение для нашего организма? С этим вопросом обращаюсь к химику.
Химик. В момент затяжки на кончике сигареты развивается температура 600-900° С. При этом происходит сухая перегонка табака, при которой образуется около 6 000 веществ, из которых 120 ядовиты. 28,7 % общей токсичности приходится на никотин. При медленном курении в дым переходит 20 % никотина, при быстром - 40 %. Никотин всасывается слизистыми оболочками и разносится по всему организму в течение 21-23 секунд. Обезвреживается никотин в почках и печени. Смертельная доза никотина для человека 2-4 капли, однако внутривенно достаточно ввести никотин из 1 сигареты, чтобы вызывать смерть человека. За 30 лет курильщик поглощает 800 г - 1 кг никотина. Кроме никотина в табачном дыме содержатся аммиак, угарный газ, синильная кислота, сероводород, радиоактивные изотопы калия, мышьяка, свинца, висмута, полония. Выкуривая пачку сигарет в день, курильщик получает дозу облучения, в 3,5 раза превышающую предельно допустимую. В табачном дыме присутствуют тяжёлые металлы, канцерогены, табачный дёготь. В лёгкие из сигарет попадает сажа, за 20 лет в лёгких скапливается до 6 кг сажи. 25 % веществ в табаке сгорает и разрушается, 50 % попадает в воздух, 20 % - в организм курильщика, только 5 % остаётся на фильтре. За год курильщики Земли выбрасывают в атмосферу 720 т синильной кислоты, 384 000 аммиака, 108 000 т никотина, 600 000 т табачного дёгтя, 550 000 т угарного газа.
Химик демонстрирует опыт. К резиновой груше подсоединяется широкая стеклянная трубка, в которую помещается вата, с другой стороны с помощью резиновой трубки к стеклянной трубке присоединяется сигарета. Сигарета зажигается и с помощью резиновой груши выкуривается. Химик обращает внимание зрителей на изменение цвета ваты, которая поглощает табачный дёготь и становится жёлтой. Вата вынимается из трубки, делится на 2 части и помещается в стаканы с водой и 96 % этанолом. Растворители желтеют, получается вытяжка табачного дёгтя. В водную вытяжку добавляют раствор перманганата калия. Он обесцвечивается, что говорит о наличии непредельных соединений, весьма агрессивных в химическом отношении, они могут вызвать в организме нежелательные реакции, встраиваться в обмен веществ клеток. В спиртовую вытяжку добавляем хлорид железа (III), смесь приобретает чёрно-фиолетовую окраску, что говорит о наличии фенола и его производных, эти соединения являются канцерогенами.
Параллельно демонстрируется слайд: влияние вредных веществ, содержащихся в табаке, на разные органы человека.
Ведущий. Впечатляет. А что на этот счёт скажут медики?
2-й медик. Курильщики значительно подрывают своё здоровье и сокращают себе жизнь. Каждая сигарета сокращает жизнь на 8-15 минут. У курильщиков в 2-3 раза чаще бывают сердечно-сосудистые заболевания, в 15-30 раз чаще - рак лёгких, в 13 раз чаще - стенокардия, в 12 - инфаркт миокарда, в 10 - язва желудка. Курильщики чаще страдают ОРЗ, бронхитами, астмами, у них нарушаются слух и зрение. Часто развивается рак губы, гортани, голосовых связок, пищевода.
Параллельно демонстрируются слайды: язва желудка, рак губы, лёгкие курильщика на рентгенограмме, инфаркт миокарда, повреждение зубов, гортани и голосовых связок у курильщиков.
Звучит отрывок из песни А. Пугачёвой «Зачем ты куришь, девочка, зачем?».
Ведущий. Мы переходим ко второму блоку нашей программы - курение среди женщин. У меня вопрос к залу:
у кого из вас есть знакомые курящие женщины? А ведь до недавнего
времени у нас в стране курильщиков среди женщин было мало. Я хочу
спросить у молодых людей:
как вы относитесь к курящим девушкам, какие у вас возникают ассоциации,
мысли по поводу этого?
Что бы вы сделали, если бы ваша девушка курила? Курение наносит
женскому организму непоправимый ущерб. Об этом я прошу рассказать
врача.
3-й медик. Курение женщины приносит больше вреда, чем курение мужчины, так как сказывается на потомстве. Под действием ядов табака происходят мутации в яйцеклетках. Если женщина курит во время беременности, повышается вероятность самопроизвольных абортов, преждевременных родов, маточных кровотечений, мёртворождения. Курящие женщины в 42 % случаев бесплодны. Дети, родившиеся у курящих матерей, ослаблены и больны. 30 % курящих женщин страдают заболеваниями щитовидной железы, а инфаркт миокарда у курящих женщин бывает в 3 раза чаще, кожа становится серой, неэластичной, зубы и пальцы - жёлтыми от никотина.
Ведущий. Женщина и ребёнок - неразделимые понятия.
Как курение матери отражается на ребёнке?
Как детский организм реагирует на табачный дым? Слово - медикам.
4-й медик. Дети более повержены действию ядов табачного дыма. Известен случай, когда девочку положили спать в комнате. Где сушились листья табака, через несколько часов ребёнок умер. Смертность новорожденных у курящих матерей на 28 % выше, чем у некурящих. Дети курящих родителей чаще болеют, у них ослаблен иммунитет, бывают судороги, эпилепсия. Такие дети отстают в интеллектуальном развитии, им сложнее учиться в школе, часто бывают головные боли.
Ведущий. 80 % людей, желающих бросить курить, не могут сделать этого самостоятельно. О том. Как бросить курить, мы попросим рассказать специалиста.
5-й медик. Бросать курить можно разными способами. Можно резко прекратить курить, а можно постепенно уменьшать число выкуриваемых за день сигарет. Для бросающих курить выпущена специальная жевательная резинка с небольшим количеством никотина, лекарства, снимающие абстинентный синдром. Существует условно-рефлекторный способ лечения табакозависимости, пациент принимает препараты, которые при закуривании вызывают рвоту. Некоторые врачи избавляют от
табакозависимости психотерапией, гипнозом, иглоукалыванием. Главное условие избавления от этой привычки - желание самого курильщика.
Ведущий. Последний вопрос к залу. После всего услышанного и увиденного здесь, что бы вы пожелали курящему человеку?
Я благодарю всех за участие в программе и желаю вам здоровья.
Рефлексия.
Педагог-психолог:
Ребята, а сейчас я, попрошу вас поделиться своими впечатлениями от услышанного и увиденного.
Что нового вы сегодня узнали о вреде курения?
Какие у вас остались впечатления от мероприятия?
Что решил для себя каждый из вас?
ЛИТЕРАТУРА
Биологический энциклопедический словарь. - М.: Сов. Энциклопедия, 1986. -
с. 619.
Быкадоров Ю.А. Профилактика употребления наркотических средств и
психоактивных веществ учащимися общеобразовательных школ и ПТУ: уч.
пособие для пед. работников общеобразоват. шк. И ПТУ/ Ю.А. Быкадоров,
В.П. Максимчук, Б.Т. Виленчик, А.Н. Годлевский Н.А. Залыгина. - М:
ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
Гурарьев Г.Д. Как бросить курить. - Мн.: Беларусь, 1985.
Деларю В.В. Губительная сигарета. - М.: Медицина, 1987.
Жизнь растений. Т. 5(2). - М.: Просвещение, 1981. - с. 419.
Казьмин В.Д. Курение, мы и наше потомство. - М.: Сов. Россия, 1989.
Князев Ю.Н. Профилактика зависимости среди молодёжи: метод пособие. -
Бобруйск, 2003.
Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. - Мн.: Нар.
асвета, 1987.
Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. - М.: Просвещение, 1986. -
с. 133-137.
Ю.Лебедева Н.Т. Формирование здорового стиля жизни школьников. - Мн.: Нар.
асвета, 1996.
11.Мазо Г.Е. Победить привычку. - Мн.: Полымя, 1989.
12.Морозов Г.В., Стрельчук И.В. Курение как «фактор риска». - М.: Знание, 1983. 13.Спасибо, не курю! - М.: Молодая гвардия, 1990. 14.Тарнавский Ю.Б. Курить - здоровью вредить. - М.: Медицина, 1978. 15.Углов Ф.Г. Береги здоровье и честь смолоду. - М.: Педагогика, 1988. - с. 40-53. 16.Фурманов А.Г. Здоровый образ жизни. 15 уроков по профилактике вредных
пристрастий: метод пособие./ А.Г. Фурманов, Ю.Н. Князев. -Мн.: Тесей, 2003. 17.Энциклопедия для детей. Биология. - М.: Аванта+, 1994. - с. 287. 18.Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. - М.: Просвещение,
1986.
Автор: педагог-психолог Медведева Вера Викторовна
|
|
|