Главная страница

Краткая аннотация работы


Скачать 311.67 Kb.
Название Краткая аннотация работы
Дата 22.02.2016
Размер 311.67 Kb.
Тип Документы


Управление развитием компетенций учителя
Краткая аннотация работы

Методическая работа… Это постоянный педагогический поиск. Это теория и практика, творчество и нелёгкий труд. Это и проблемы, и идеи их решений. Это пульс жизни нашей школы. Методическая работа в школе – это целостная система взаимосвязанных мер, основанная на достижениях передового педагогического опыта и направленная на развитие творческого потенциала учителя и, как следствие, на рост уровня образованности, воспитанности и развитости учащихся. Любые конкурсы для школ и учителей, нацпроект «Образование», другие проекты… Все требуют от педагогов: придумывайте, пробуйте, экспериментируйте, внедряйте что-то новое! Не отстают и родители: «Нужны свежие подходы, формы, методы работы с детьми…». Мы убеждены, что методическая работа наиболее эффективна, если она организована как целостная система. Это возможно, когда весь педагогический коллектив работает над единой методической темой. Особое внимание в методической работе лицея в последнее время уделяется вопросам перехода на новые квалификационные требования, в соответствии с которыми педагогически работник должен обладать профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой компетентностью. Становление профессионализма педагогов в рамках существующей методической службы достигает желаемых результатов благодаря изменению содержания методической работы, которое направлено не на обучение педагога и оснащение его инновационными методиками, а на формирование его компетентностей.

Современная ситуация в образовании, связанная с реализацией приоритетного национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», требует комплексного изменения всех аспектов образовательного процесса: обновление образовательных программ, системы оценки, внедрение новейших технологий и многое другое. Центром преобразований стали участники учебно-воспитательного процесса. Национальная инициатива дает нам возможность увидеть, как через совершенствование системы образования Россия будет двигаться к тому, что можно назвать инновационным обществом.

На международном конгрессе «Образование без границ», который состоялся в апреле 2010 года в г. Москве, на пленарном заседании Л. В. Шмелькова, советник отдела развития и нормативного регулирования общего образования Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки России, в докладе о внедрении новых стандартов сказала: «В школе должны быть созданы кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени».

В этих условиях стало необходимым изменение не только педагогических позиций учителя, но и принципов, стиля его управленческой деятельности.  Одним из передовых стилей управления является личностно-деятельностный подход, который предполагает, что учитель-управленец владеет теорией деятельности, имеет способности к рефлексии, имеет навыки организации организованной коммуникации, обладает развитыми компетенциями.

Что в этой сфере сделано в системе отечественного образования? В новых квалификационных характеристиках появился компетентностный подход и выделено несколько компетенций: профессиональная, коммуникативная, управленческая и правовая.

В «Порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» в качестве первостепенной задачи обозначено стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий.

Под современными педагогическими технологиями по умолчанию принято подразумевать инновации – все то новое, что способствует повышению качества обучения и воспитания детей.

Развитие педагогической инноватики в нашей стране связано с массовым общественно-педагогическим движением, с возникновением противоречия между имеющейся потребностью в быстром развитии школы и неумением педагогов её реализовать. Возрос массовый характер применения нового. В связи с этим обострилась потребность в новом знании, в осмыслении новых понятий “новшество”, “новое”, “инновация”, “инновационный процесс”, в развитии профессиональных компетенции педагогов, которые помогут педагогу переступить барьер и взяться за новое дело.
Цели и задачи, на решение которых направлена работа

Цель работы: создание системы работы методической службы общеобразовательного учреждения по управлению развитием компетенций учителя.

Основной задачей работы является анализ и определение способов развития компетенций педагогов.
Содержание работы, предоставляемой на конкурс:

В методической работе с коллективом мы используем следующие понятия: инновация, антиинновационный барьер, инновационное поведение, компетентность педагога.

«Инновация» – обновление, изменение, ввод чего-то нового, введение новизны. Понятие “нововведение” (инновация) определяется и как новшество, и как процесс введения этого новшества в практику.

В педагогической литературе выделяются два типа инновационных процессов в области образования:

1. Инновации, происходящие стихийно, без точной привязки к самой порождающей потребности либо без полноты осознания всей системы условий, средств и путей осуществления инновационного процесса.

2. Инновации в системе образования, являющиеся продуктом осознанной, целенаправленной, научно культивируемой междисциплинарной деятельности.

Исторически все новое и неизвестное всегда вызывало у людей тревогу и страх. Следовательно, в силу возникновения отрицательных чувств, существования стереотипов индивидуального и массового сознания, инновации, затрагивающие образ жизни, интересы и привычки людей, могут вызывать у них болезненные явления.

Антиинновационный барьер – психологический, внутриличностный барьер обусловлен как индивидуальными особенностями учителя, так и социально-психологическими чертами той общности, в которую он входит. Внешне этот барьер выступает в защитных высказываниях, которые часто отражают стереотипы, существующие в обществе относительно конкретных инноваций.

Инновационное поведение – не приспособление, а максимальное развитие своей индивидуальности, самоактуализации. Учителю полезно осознать, пережить и избавиться от психологических барьеров, «комплексов», мешающих реализации инновационной деятельности. Стандартизация поведения и внутреннего мира педагога сопровождается тем, что в его деятельности все большее место занимают инструктивные предписания. В сознании накапливается все больше различных готовых образцов педагогической деятельности. Это приводит к тому, что учитель может вписываться в педагогическое сообщество, снижая при этом уровень креативности. Но развитие общества требует от учителя инновационного поведения, то есть активного и систематического творчества в педагогической деятельности.

В современной педагогической науке понятие «профессиональная компетентность педагога» рассматривается по-разному в зависимости от контекста решаемых исследователями научных задач.

Дериглазова Н. В. в своей работе, посвященной созданию модели развития профессиональной культуры учителя отмечает, что компетентность педагога складывается из определенного набора компетенций.

Аналитические умения. С их помощью извлекаются знания из практики. Они лежат в основе обобщенного умения педагогически мыслить.

Прогностические умения. Воспитательно-образовательный процесс всегда предполагает ориентацию на четко представленный в сознании конечный результат. Наличие именно этой профессионально значимой способности всегда отличало творческих педагогов. В трактовке В. П. Беспалько и В. М. Монахова умение педагогического прогнозирования требует от педагога овладения такими методами интеллектуальной деятельности, как моделирование, выдвижение гипотез, мысленный эксперимент и т.д.

Рефлексивные умения имеют место при осуществлении педагогом контрольно-оценочной деятельности, направленной на себя.

Гностические (познавательные) умения - это умения работать с разными видами информации в решении педагогических задач.

Организационные умения включают в себя мобилизационные, информационные, развивающие, ориентационные.

Коммуникативные умения включают в себя умение воспринимать и понимать окружающих, проявлять способность к эмпатии, обмениваться информацией; устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения, адекватно решать конфликты.

К прикладным умениям надо отнести: желательные для педагога умения в области искусства, ремесел, спорта, досуга.

К психотехническим умениям относятся: культура речи, мимика и пантомимика, владение своим психическим состоянием.

Как практику, перспективным нам кажется подход к структуре компетенций педагога, представленный в работах А.К. Марковой, И.Я. Лернера, В.В. Краевского, А.В. Хуторского. Авторы предложили рассматривать каждую компетенцию как единство трех составляющих:

  • когнитивная составляющая (наличие системы педагогических и специальных предметных знаний);

  • операционально-технологическая составляющая (владение методами, технологиями, способами педагогического взаимодействия, методами обучения данному предмету);

  • личностная составляющая (этические и социальные позиции и установки, черты личности специалиста).

Такая структура «армирует» весь набор компетенций, связывая их через знания, технологии и ценностные установки.

В квалификационных характеристиках педагогических работников количество базовых компетенций учителя будет названо, исходя из принципа необходимости и достаточности, для каждой составляющей компетенций определены показатели:

  • обязательного уровня (без чего не допускаются до работы);

  • продвинутого уровня (за что прибавляют процент к зарплате);

  • творческого уровня (за что представляют к наградам, участию в конкурсах, получению грантов и т.д.).

Такой подход предоставил педагогическому социуму инструмент для управления качеством работы учителя.

Разработанный Галеевой Н. Л. и используемый нами вариант модели системы компетенций учителя четко определяет не только содержательную сторону компетенций, но и смысл связей в модели компетентности учителя:

1. Каждая компетенция представляет единство всех трех составляющих: знаний, навыков, позиций и установок учителя.

2. Направление роста профессионализма идет от центра наружу. А сознательное управление – от установок за новыми знаниями – снаружи внутрь.

3. Каждая компетенция может быть соединена с другой как через систему знаний, так и через общие технологии, и через единую парадигму, идею, концепцию. Если проанализировать все связи в этой системе, то, возможно, эта схема будет реализовывать прогностические функции – сможет предсказать новые направления исследований и новые интегрированные технологии.

В основе построения системы развития профессиональной компетентности учителя, его подготовки к инновационной деятельности Каменкова Е. И., Агафонова И. Ю., Сабирова Р. Р. используют системный, рефлексивно-деятельный и индвидуально-творческий подходы, обеспечивающие построение и функционирование целостного процесса формирования личности учителя.

С позиций системного подхода – вся система повышения квалификации должна максимально стимулировать проявление всех компетентностей в их единстве.

Реализация рефлексивно-деятельностного подхода предполагает развитие способности учителя входить в активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и к себе, как ее субъекту с целью критического анализа, осмысления и оценки ее эффективности. Психологическую основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит не путем передачи некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности. Мы позволили себе смелость распространить этот подход и к работе с педагогическим коллективом.

Индивидуально-творческий подход выводит на личностный уровень, обеспечивающий выявление и формирование у учителя творческой индивидуальности, развитие у него инновационного сознания, неповторимой технологии деятельности.

Используя представленные понятия и применяя описанные подходы, мы апробировали систему работы методической службы лицея по управлению развитием компетенций учителя.

Описание применяемого опыта

Новому образовательному пространству нужен Новый учитель – с профессиональной потребностью к постоянному творчеству, поиску и развитию.

В нашем образовательном учреждении возросла роль администрации в работе с кадрами, изменились подходы к организации методической службы, внедряются новые формы повышения квалификации, стали доступными и востребованными разноплановые площадки для представления и обмена опытом работы педагогов по различным направлениям. Планируя конкретное содержание управленческой деятельности на год, мы осуществляем попытку внедрения модели методической работы по развитию компетенций педагогов.

  1. Создание единой системы работы с педагогическими кадрами по развитию рефлексивной и управленческой компетенций мы начали с моделирования информационной аналитической базы (картотеки), основой которой является управленческая папка учителя, включающая индивидуальный файл педагога «Портфель личных и профессиональных достижений педагога» и бланки анализа педагогической деятельности. Мы используем простые, доступные средства получения и обработки информации: опросники, таблицы, сопоставительный анализ. То, что работает, что полезно. А сложные, в несколько сотен страниц, формы отпугивают человека от дела. Управленческая папка учителя – управленческий документ, который позволяет оптимизировать работу по управлению качеством результатов образовательного процесса, как для учителя, так и для руководителей.




  1. Основой профессионализма учителя является теоретическая и практическая компетентность. Педсовет, как главный орган в решении вопросов учебно-воспитательной работы, не может оставлять без внимания профессиональное совершенствование педагогов. Поэтому мы считаем, что сегодня оправданной нормой является обучение учителей в ходе подготовки и проведения педагогических советов, как важнейшего способа продуктивного взаимодействия педагогов и развития их творческой активности. В практике проведения мы использовали, к примеру, такие формы: творческо-поисковый, проектно-аналитический, педсовет – педагогическая мастерская, думающий педсовет, педсовет-конструктор, педсовет-батл.


Разнообразие форм и методов, используемых в ходе теоретического этапа подготовки педсоветов, расширяет кругозор учителей и позволяет им глубже понять стоящие перед педагогическим коллективом задачи. Организация практической деятельности решает задачи повышения профессионального мастерства учителей. Применение в ходе педсоветов различных форм анализа и использование диагностических процедур способствует повышению объективности оценки своей деятельности и развивает критическое и аналитическое мышление учителей.


  1. В ежегодный план работы с кадрами включаем раздел «Постоянно действующий семинар «Современные образовательные технологии», Психолого-педагогический семинар. Ряд семинаров отводится обмену теоретическими и практическими наработками по данным технологиям, что способствует развитию компетенций учителя.




  1. Самообразовательная деятельность учителя является формой проявления его познавательной активности, его сознательного развития. И хотя самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, которое влечет за собой волевое и нравственное самосовершенствование, нельзя не отметить роль управленческого аспекта в его эффективности. Следует отметить, что в последние годы учителя лицея в соответствии с индивидуальными запросами формулируют индивидуальные цели, формы, методы, содержание работы по повышению квалификации, используя возможности дистанционного обучения.




  1. Традиционно в школе работает несколько творческих групп по решению педагогических проблем или конкретных задач. Через работу творческих групп успешно исследуются и решаются самые разные проблемы, которые возникают в образовательном и воспитательном процессе, осуществляется подготовка к конкурсам различной направленности и уровня. Следует отметить, что кластерный подход к формированию групп приводит к увеличению количества педагогов, включенных в групповую форму работы.




  1. Участие в конкурсах профессионального мастерства, на наш взгляд лучший способ развития профессиональных компетенций педагогов, так как на этапе подготовки к конкурсу учитель испытывает высокий уровень внутренней мотивации к развитию профессиональных компетенций, что помогает преодолеть антииновационный барьер, выработать инновационное поведение.


Анализируя влияние используемых форм работы на развитие компетенций педагогов отметим их эффективность:

* способствует развитию компетенции,

** значительно способствует развитию компетенции,

*** максимально способствует развитию компетенции.
Влияние форм работы на развитие компетенций

Компетенция



Предметно-методологическая компетенция

Психолого-педагогическая компетенция

Компетенция

в области валеологии образовательного процесса

Коммуникативная компетенция

Компетенция

в области управления качеством собственной деятельности

Форма работы

Ведение управленческой папки учителя

**

*

*

*

***

Педагогические советы

***

**

**

***

**

Постоянно действующий семинар «Современные образовательные технологии»

***

**

**

**

**

Психолого-педагогический семинар

*

***

***

**

***

Самообразование

***

*

*

***

**

Творческие группы

**

*

**

***

***

Участие в конкурсах профессионального мастерства

***

***

**

***

***


Сложившаяся система развития компетенций педагогов, на наш взгляд, является действенной, так как в процессе участия в представленных формах работы происходит:

1. теоретическое и практическое обучение учителей;

2. решаются проблемные вопросы образовательного процесса и намечаются перспективы развития;

3. достигается творческая удовлетворенность членов педагогического коллектива.
Системный подход способствует повышению профессиональной компетентности педагогов, а так же осмыслению всеми членами педагогического коллектива роли, места и содержания своей деятельности в образовательном процессе в целях дальнейшего совершенствования качества образования.
Такая система управления развитием компетенций педагогов позволяет:

  • минимизировать дискомфорт и затраты педагога в ходе аттестации;

  • предупредить физический и моральный износ учителя;

  • высвободить энергию для новых творческих поисков;

  • мотивировать на новые достижения, переходя от методов побуждения к внутренней мотивации педагога.


В общении с сотрудниками мы обращаемся не только к их разуму, но и к чувствам. Воодушевленный руководитель невольно обращает на себя внимание и привлекает учителей своей страстью и эмоциональностью, убеждая их гораздо эффективнее, чем профессиональные доводы, знания и умения, опыт прежней деятельности и многое другое. Почему это происходит? Просто в этом случае педагоги видят, что их руководители безоговорочно верят в себя и собственные силы, не боятся браться за дела, которые поначалу могут показаться неосуществимыми, и, несомненно, помогут преодолеть возникшие на пути к цели препятствия. Важную роль в развитии потенциала учителя играет личный пример администрации. В лицее активная творческая позиция заместителей директора, которые в числе первых перешли на новые формы повышения квалификации (дистанционное обучение, обучение по новым технологиям), активно участвуют в профессиональных конкурсах, формируя позитивное отношение к новшествам членов коллектива.
В основу воодушевляющей работы легли следующие позиции:

  • Воодушевление тесно связано с искренностью. Невозможно длительное время притворятся, что испытываешь восторг от работы. По мнению Н. Энкельмана (психолога) в работе с кадрами нужно проявлять свои положительные качества, быть дружелюбными и тактичными, постоянно демонстрировать понимание и терпимость, не пренебрегать юмором и шутками, стараться не вступать в спор, даже если придерживаетесь другой точки зрения, стараться во всем видеть положительные стороны и не быть источником дурных вестей, внимательно слушать собеседников.

  • Руководитель, который хочет, чтобы его школа была успешной, а учителя – настоящими профессионалами, не станет выпячивать себя на первый план, а всячески будет поощрять инициативу, исполнительность подчиненных, постоянно подчеркивая, что верит в своих сотрудников. Ничто так не показывает позитивное отношение к выполненной сотрудниками работе, как похвала. Похвала возвышает человека в собственных глазах, она укрепляет веру в свои силы. Более века назад известный американский промышленник Г. Форд отмечал: «У того, кто чувствует, что его уважают и признают его успехи, растет уверенность в своих силах, совершенствуются личностные качества. Тот, у кого укрепляется вера в собственные силы и совершенствуется характер, добивается еще больших успехов». Однако нужно помнить, что любая похвала должна быть обоснованной.

  • В коллективе, где администрация школы стремится помочь каждому учителю быть успешным, всегда царит рабочая творческая атмосфера, позволяющая воспитать успешных учеников.

  • Если руководитель сам лично не мотивирован на наиболее эффективное выполнение задач, то этот недостаток очень скоро станет очевидным для учителей и других сотрудников. И они зададут себе вопрос: «Если наш руководитель сам не очень–то «горит» на работе, почему должен выкладываться я?».

  • Нет более разрушительного процесса для личности, чем потеря смысла своей деятельности. Здесь необходимо  усилить в коллегах ощущение не напрасно проживаемой жизни, стимулировать обретение смысла собственной деятельности. Другие  прикладные приемы (материальное и моральное поощрение) и способы руководства не отбрасываются, но дополняются и углубляются на мировоззренческом уровне, что соответствует мировой тенденции развития менеджмента.

В силу сказанного основными моими  принципами в работе по развитию компетенций учителей являются: постепенность, этапность, дозированность информации.

С самого начала управленец должен быть настроен на медленную кропотливую помощь учителю. Для руководителя важно новыми глазами взглянуть на ежедневную, неброскую практику своих коллег.

Мы убеждены, что помощь педагогу в осмыслении собственного труда и своего никем не заменимого места в культуре – важнейший атрибут вдохновляющего управления.

Педагогические условия и особенности применения

Задача руководителя научно-методического комплекса школы состоит в том, чтобы правильно выбрать компоненты системы развития компетенций учителя, уточнить их место и роль, выбрать оптимальные способы взаимодействия материально-технического и организационно-педагогического обеспечения ее функционирования и развития, что и станет педагогическими условиями реализации опыта работы, которые можно разделить на две группы:

1. Достаточные:

Условия, которые побуждают учителя к самообразованию, приучают к самоанализу и самооценке: провоцирование кризиса профессиональной компетентности педагога, обеспечение возможности встреч с успешными людьми, известными педагогами города, региона, страны, развитие сопричастности к успехам школы, современное обеспечение информационными потоками, систематическая диагностика затруднений и успешности учителя.

Эти условия создаются в форме организационно-педагогических мероприятий для удовлетворения профессиональных потребностей педагогов.

2. Необходимые

Условия, которые обеспечивают сотворчество.

Вопросы организации сотворчества занимают большое место в моей профессиональной деятельности. Передовой учитель является творцом и новатором. Сотворчество преподавателя охватывает разные стороны его деятельности и включает  тонкость наблюдений за явлениями, избирательное запоминание существенного, волевое напряжение, реализованное в настойчивом, постоянном поиске ответа на поставленный вопрос, глубокое внимание к различным сторонам решаемой задачи, эмоциональный подъем, выражающийся в особом состоянии,  именуемом вдохновением.

Условия, которые обеспечивают строгую согласованность действий всех членов педагогического коллектива. Педагогический коллектив должен выступать перед детским коллективом как нечто целое, недопустим разнобой в действиях руководителей, разное толкование тех или иных вопросов, разные требования к учителям. И только в таком коллективе можно говорить об успешности и результативности каждого учителя и коллектива в целом.

Для эффективной реализации представленного опыта работы необходимо помнить:

- невозможно требовать от всех полной отдачи и горения на работе;

- нельзя работать со всеми одинаково;

- люди вместе могут совершить то, что не в силах человеку сделать в одиночку;

- ищите учителей-сподвижников: они начнут и поведут за собой остальных;

- учитель успешен, если он видит признание со стороны коллег, администрации, родителей и т.д.

В своей воодушевляющей работе я придерживаюсь нескольких принципов:

1. Собирать новации как бабочек и взращивать новое.

Моя задача как заместителя директора по методической работе – быть аккумулятором идей. Думаю, на любой руководящей должности невозможно постоянно придумывать какие-то новые идеи самому. Необходимо отслеживать такие в своем коллективе и пытаться прорастить их.
2. Создавать сообщество разных.

В школе должны быть разные учителя. Безусловно, есть общие критерии, которым должны удовлетворять все педагоги: гуманное отношение к детям, недопустимость противозаконных действий. Но считать, что в школе все учителя должны быть гениями, - абсурдно. Соглашусь с Кирдянкиной С.В., которая утверждает, что наличие в педагогическом коллективе разумного консерватизма, молодого фанатизма, юношеского максимализма способствует его развитию.
3. Не отставать от детей.

У детей, особенно старшеклассников, всегда много идей, они с энтузиазмом берутся за понравившееся им дело. Дети учат не фальшивить в отношениях, быть искренними, раскованными. Эти дети гораздо свободнее в своих отношениях с жизнью и людьми, чем были мы. Научиться такой свободе нелегко, но дети могут помочь в этом.
4. Не лениться!

Создает ли лень руководителя проблемы, а если создает, то каков их характер? При внимательном рассмотрении последствий этой «болезни» в управленческих структурах легко заметить, что она тормозит то, что принято определять как «прогресс».
5. Ощущать вкус жизни

Мне неинтересен учитель, если он только учитель, мне скучно с учеником, если он только ученик. И, в конце концов, мне не интересна я сама, если я только заместитель директора. Человек должен интересоваться тем, что происходит вокруг. Наблюдать, размышлять, радоваться, огорчаться…

Результаты (ожидаемые или реальные)

Анализ результативности работы

и возможность использования в других условиях

Главным результатом сложившейся системы управления развитием компетенций мы считаем наличие общих, разделяемых коллективом ценностей, что  обеспечивает слаженность в работе.

Главный эффект реализации представленной системы заключается в том, что само управление как таковое почти незаметно, так как успех достигается не столько специальными управленческими действиями, сколько в результате солидарности и сплоченности людей, разделяющих общие педагогические позиции. 

Представим количественные и качественные результаты внедрения в лицее системы работы по управлению развитием компетенций педагогов.

Количественные результаты

Качественные результаты

Создана картотека - информационная аналитическая база управленческих папок учителей (ежегодно корректируется по количеству работников)

Создана система управления развитием рефлексивной и управленческой компетенций педагогов

100 % педагогов ведут индивидуальные файлы – портфели личных и профессиональных достижений, ежегодно осуществляют анализ педагогической деятельности

Осуществлена подготовка педагогов к переходу на новые квалификационные характеристики и новый порядок аттестации педагогических работников

По результатам заседаний педагогических советов за три года изданы и внедрены в практику работы педагогов 6 пособий методического и практического характера

Разработаны и используются в практике рекомендации по развитию операционально-технологической и личностной составляющих компетенций

На базе лицея ежегодно проводится до 4 городских, областных семинаров для руководителей, заместителей руководителей образовательных учреждений

Опыт работы лицея, его отдельных методических структур по созданию условий для развития профессиональных компетенций педагогов систематизируется на каждом этапе отработки и внедрения его отдельных элементов

За три года оборудованы рабочие места педагогов (ПК, проектор, локальная сеть, интернет) в 93 % кабинетов

Созданы условия для развития профессиональной и когнитивной компетенций, связанных с освоением и внедрением ИКТ (в том числе переход на электронных документооборот с использованием локальной сети), коммуникативной компетенции, связанной с участием в сетевых профессиональных сообществах

Имеется в наличии мобильный компьютерный класс, информационно-образовательный центр, локальная медиатека «Первое сентября», планшеты, цифровая лаборатория

За три года обобщен опыт работы 7 педагогов

Аннотация опыта работы педагогов представлена в информационном сборнике «Адреса передового педагогического опыта»

За три года 18 учителей лицея представили материалы из опыта работы на всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

Меняются формы повышения квалификации педагогических кадров: дистанционные курсы при университете «Первое сентября» и повышение квалификации по материалам газеты «Первое сентября», обучение в Интернет-мастерских членство в клубах и сетевых сообществах, в том числе по экспертной оценке образовательных проектов

Благодаря формированию внутренней мотивации педагогов на профессиональное развитие, растет инициатива педагогов в плане выбора способа повышения квалификации

У 100% педагогов активно демонстрируют свои достижения на публичных отчетах школы

Сформирован устойчивый интерес к педагогическим инновациям, благодаря чему достигаются успехи в осуществлении инновационной и экспериментальной деятельности

За три года учителя лицея приняли участие в 19 конкурсах городского, областного, всероссийского и международного уровня

Осуществляется работа по систематизации накопленного материала, создаются условия для внутренней оценки, проведение самоанализа, развития умения адекватно оценить себя и свою работу, что является показателем профессионализма


Педагогическая компетентность включает не только умение педагога передать знания по предмету, но и его креативность. В массе своей педагоги склонны действовать на основе сложившихся подходов, «учить» по отработанной программе, используя известные приемы и методы, проводить мероприятия, получившие признание и давшие положительный результат. Руководителю менее проблематично, а коллективу удобно и спокойно, когда все ровно и стабильно. Но время не стоит на месте, каждый день ставит перед школой новые задачи.

По результатам проведенной диагностики в лицее:

- большая часть коллектива - действует с позиции творчества и авторства в отношении локальных или разнообразных профессиональных задач;

- преобладают квалифицированные педагоги, которые хотят и могут работать;

- по оценке восприятия нововведений преобладает группа «Белка в колесе». Это те педагоги, потенциал которых выявляем и развиваем, создавая необходимые условия для их эффективной профессиональной деятельность;

- в работе с кадрами важна группа «Открытая дверь» и среди них особая категория – молодые специалисты. Молодые педагоги не просто влились, а по некоторым направлениям задают тон всему коллективу, являясь инициаторами и активными участниками многих мероприятий на всех уровнях.

Но количественные характеристики педагогического профессионализма не полностью отражают ситуацию. Система образования – открытая система. Нашими заказчиками выступает общество в лице детей и их родителей. Отсюда закономерно, что для качественной оценки компетентности педагогов привлекаются такие внешние показатели как: степень удовлетворенности образовательным процессом всех участников (что демонстрирует движение учащихся), комфортность обучения, признание учителя хорошим, выбор работы и общения с ним. Результатом внешней оценки компетентности педагогического коллектива являются благодарственные письма, полученные в адрес школы и педагогов.

Среди рисков, возникающих в работе по управлению развитие компетенций педагогов отметим: опасность духовной эксплуатации - учитель, проявляя педагогический альтруизм,  забывает о  развитии собственной личности. Для своевременного решения этой проблемы мы привлекаем педагогов к участию в школьных КВН и смотрах строя и песни, приглашаем посещать хореографический кружок, участвовать в спортивных соревнованиях.

В силу особенностей реализации воодушевляющей системы работы по развитию компетенций педагогов происходят изменения в реализации классических управленческих функций.

В планировании:

  • Усиливается аспект целеполагания, придающий планированию стратегический характер. В результате возрастает ориентация педагогов на долгосрочную перспективу деятельности.

  • Оптимальным документом планирования деятельности учителей является индивидуальный файл педагога.   С учетом личных интересов и общих идей в оптимальном для каждого учителя режиме планируется  деятельность педагога, поэтапное развитие  его профессиональных компетенций, творческий рост.

В организации учебно-воспитательного процесса:

  • Работа над содержанием образования преобразует образовательный процесс в соответствии с принципами гармоничности  и системности.

В  контроле:

  • Специфика контроля состоит в нацеленности на отсроченные педагогические результаты, получаемые по косвенным  показателям (активное проявление педагогической позиции, готовность к инновационной деятельности и пр.)

  • Оптимальной формой контроля становится панорама деятельности позволяющая видеть всех участников образовательного процесса в целом, оценить эффективность их взаимодействия.

Таким образом, система работы по управлению развитием профессиональных компетенций педагогов оказывает значительное влияние на всю систему управления в образовательном учреждении.
Заключение

На календаре ХХI век, а это значит, мы живем в новое время, которое диктует появление новой школы, где ядром является по-новому работающий учитель, с уважением относящийся к ученику, воспитывающий личным примером толерантность и креатив. Учитель сегодня – это яркая, успешная личность, способная заинтересовать учеников.

С одной стороны молодые педагоги не имеют опыта работы, не накоплен дидактический материал, все пробы и ошибки еще впереди. С возрастом учителя урок становится эффективнее, педагог апробирует разные технологии, но ухудшается здоровье, исчезает азарт новизны. Огромные психо-эмоциональные нагрузки приводят к профессиональному выгоранию. Педагог со стажем тратит больше моральных сил на преодоление возрастной пропасти, которая отделяет его от ученика. Чтобы быть услышанным современным ребенком он зачастую прибегает к смене интонации, тембра и силы голоса, но это не решает проблемы. Важно стать интересным ученику, а для этого необходимо строить с ним партнерские отношения, вести диалог и постоянно управлять развитием собственной профессиональной компетентности.

Преодолев этап осознания различий между педагогикой и управлением, приблизив понимание органического единства, нерасторжимости педагогических и организационных процессов, происходящих в школе, удастся не смешать функции педагога и менеджера, а успешно дополнить ими друг друга.

Сегодня школа переживает время больших перемен. Инициированные процессом модернизации образования на нас сыплются, как из рога изобилия, все новые и новые инновации: компетентностный подход, профилизация, изменения содержания образования, ЕГЭ и т.п. Как бы мы не относились к подобным изменениям, нам следует признать две вещи.

Даже если нововведение инициировано «сверху», все равно педагоги воспринимают школьную администрацию в качестве тех, что «заставляет» их меняться.

Жизнь так изменилась в последнее время, что настоятельно требует от нас перемен в школьной организации.

Любое изменение в школьной практике влечет за собой сопротивление членов педколлектива, поскольку оно, сопротивление, заложено в самой природе человека. Получается, что преодоление сопротивление своих подчиненных и есть истинное содержание управленческой деятельности.

Известно, что именно среда, в которой протекает деятельность учителя, главным, решающим образом влияет на его профессиональное становление. Ведь социальная сторона такой среды – это межчеловеческие отношения, организационный микроклимат, отношение к делу. В сочетании с предметной средой и создается то, что мы именуем атмосферой учебного заведения.

7. Список литературы

Материалы фестиваля «Открытый урок»
  1. Агафонова И. Ю. Рост педагогического профессионализма как условие развития школьной системы образования. Статья отнесена к разделу: Администрирование школы.

  2. Андриевская Н. Н. Семинар-практикум «Методологический подход к продуктивному опыту педагога». Статья отнесена к разделу: Общепедагогические технологии.

  3. Березина И. В. Мастер-класс как современная форма методической работы. Статья отнесена к разделу: Общепедагогические технологии.

  4. Бубнова Л. И. Системно-деятельностный подход в управлении развитием педагогического коллектива. Статья отнесена к разделу: Администрирование школы.

  5. Галиева Г. Ш. Система отслеживания успешности и результативности деятельности педколлектива. Статья отнесена к разделу: Администрирование школы.

  6. Дериглазова Н. В. Модель развития педагогической культуры. Статья отнесена к разделу: Общепедагогические технологии.

  7. Каменкова Е. И. Проблема подготовки педагогических кадров к инновационной деятельности. Статья отнесена к разделу: Общепедагогические технологии.

  8. Кондрашина С. П. Портфолио как одна из форм представления опыта работы педагога. Статья отнесена к разделу: Общепедагогические технологии.

  9. Лысакова И. В. Роль педагогических советов в повышении профессиональной компетентности учителя. Статья отнесена к разделу: Общепедагогические технологии.

  10. Попкова Е. И. Управление профессиональным ростом педагогов в условиях модернизации. Статья отнесена к разделу: Администрирование школы.

  11. Сабирова Р. Р. Развитие компетентности учителя современной гимназии в системе методической работы школьного методического объединения учителей. Статья отнесена к разделу: Общепедагогические технологии.

  12. Самигулова Э. Х. Сотворчество педагога с учащимися — стимул творческого саморазвития педагога. Статья отнесена к разделу: Общепедагогические технологии.

  13. Тарьянова О. А. Самообразование педагога как средство повышения его профессиональной компетентности. Статья отнесена к разделу: Общепедагогические технологии.


Книги, документы

  1. Галеева Н. Л. Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного процесса: лекции. М., Педагогический университет «Первое сентября», 2007, 1 кн. – 72 с., 2 кн. – 72 с.

  2. Корякин К.И. Структурно-функциональные особенности деятельности педагога по управлению образовательным процессом в современной школе. Диссертация // канд. пед. наук // 2003 г. Пахомова Е. М., Дуганова Л. П. Учитель в профессиональном конкурсе: учебно-методическое пособие. – М.: АПКиППРО, 2006. – 168 с.

  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.03.2010 № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».

  4. Самообразование и компетентностный подход – качественный ресурс образования: теория и практика – М.: Московский центр качества образования, 2009. – 496 с.

  5. Сборник «Формирование профессиональной культуры учителя» // Под ред. В. А. Сластенина. – М., 1993.

  6. Селевко Г. К. Альтернативные педагогические технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.-224 с.

  7. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. -288 с.

  8. Шакуров Р. Х. Творческий рост педагога. – М., 1995.

  9. Шамова Т.И. Исследовательский подход в управлении школой. – М., 1991.

Статьи:

  1. Галеева Н.Л. «А кто здесь занимается фердипюксом?..» (Творчество учителя как способ реализации его управленческих функций) // Начальная школа плюс: до и после, 2005, № 6.

  2. Кошель Н.Н. Профессиональная компетентность как базовая категория последипломного образования // Методист, 2005, № 4.

  3. Лизинский В. М. инновации как способ издевательства над школой, учителем и здравым смыслом (памфлет)//Управление современной школой. Завуч, 2009, № 6.

  4. Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист, 2005, № 2.
  5. Слободчиков В.И. Профессиональное развитие педагога как научная проблема. // Инновации в образовании, 2003, № 5.
  6. Хоружая Л.Л. Этическая компетентность учителя как системообразующий компонент его профессиональной деятельности. // Этическое воспитание, 2002, № 4.
  7. Шушарина Н. П. Организация работы проблемной группы педагогов ОУ по теме "Организация научно-исследовательской деятельности управления ОУ" с исследованием технологий педагогических мастерских  

  8. Щербо И.Н. Компетентность педагогов — страховка от профессионального застоя // Директор школы, 2003, № 2.
Материалы Газеты «Управление школой»
издательского дома «Первое сентября»
  1. Алейникова И. Лучшие – это особая формация людей, № 9/2007.
  2. Александрова А. Время советоваться, № 7/2007.
  3. Галеева Н.Л. Мониторинг для учителя. № 23/2005.
  4. Галеева Н.Л., Корнеева И.Г. Два конверта для директора (проектирование системы профессиональных компетенций заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе), № 17/2006.
  5. Гам В. Повышение квалификации педагогов на уровне школы и его роль в управлении, № 9/2007.
  6. Калинкина Е. Материалы III Международной научно-практической
    конференции ЦИОП, № 19/2007.
  7. Кириллова С. Педагогика изобретателей, №22/2008.
  8. Лозинская Н. Примеряем роль. Какая из моделей поведения руководителя приносит наибольший успех? № 4/2007.