|
«Фаталист» как философское зерно «Героя нашего времени»
Конспект урока литературы в 9 классе по роману М.Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени».
Тема: «Фаталист» как философское зерно «Героя нашего времени».
Цель: раскрытие понятия «философский роман»; фатализм как неверие человека в собственные силы; проблема выбора в романе.
Ход урока.
Организационный момент.
Работа по теме урока.
Слово учителя:
- Перед вами несколько высказываний Печорина. Когда и по какому поводу они были произнесены?
«А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет!»
«Я решился предоставить все выгоды Грушницкому; я хотел испытать его; в душе его могла проснуться искра великодушия, и тогда всё устроилось бы к лучшему; но самолюбие и слабость характера должны были торжествовать…»
«Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую всё, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы».
«Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, - не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастие? Насыщенная гордость».
«Вот люди! Все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют, даже одобряют его, видя невозможность другого средства, - а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности. Все они таковы, даже самые добрые, самые умные!..»
- Сделайте вывод об отношении Печорина к людям?
(Отношение Печорина к людям негативное. Он не верит ни в дружбу, ни в любовь. Он боится разочароваться).
- Докажите, опираясь на высказывания Печорина, что он экспериментирует с людьми, нисколько не заботясь об их чувствах.
- В чём же причина такого поведения героя? Ответ ан этот вопрос мы постараемся найти в последней повести «Фаталист». Если в двух предыдущих повестях Лермонтов тяготел к авантюре и психологическому роману, то в «Фаталисте» он склоняется к философской прозе.
- Что означает слово «фаталист»?
(Фаталист – человек, верящий в предопределение, в то, что «судьба написана на небесах»).
- Вопрос судьбы испокон веков занимал человечество. Греки и римляне жили с твёрдым убеждением, что от судьбы не уйдёшь.
- Прочитайте высказывания двух философов и скажите, в чём их противоречие?
«Человек родится свободным» (Жан Жак Руссо, французский просветитель)
«Рабом родится человек, рабом в могилу ляжет…» (К. Батюшков)
- Кого в повести можно назвать фаталистом?
(Таков Вулич, который убеждён, что нельзя умереть прежде смерти).
- Какой эпизод повести подтверждает невероятное пристрастие Вулича к карточной игре?
- В какой момент проявляется таинственная власть Вулича над людьми?
(«Вулич вышел в другую комнату и сел у стола. Все последовали за ним: он знаком пригласил нас сесть кругом. Многие повиновались ему: в эту минуту он приобрёл над нами какую-то таинственную власть».
- Почему Вулич так хладнокровен, когда подставляет пистолет к виску?
(Он уверен, что его судьба предопределена и сегодня он не умрёт).
- Почему люди подчиняются ему?
(Постоянное стремление рисковать, дразнить судьбу придаёт Вуличу таинственную притягательную силу).
- Что общего у Печорина с Вуличем?
(У них обоих замкнутый характер, их обоих волнует вечный вопрос о судьбе, они способны подчинять своей воле людей).
- А в чём их различие?
(Печорин не верит в предопределённость)
- Прочитайте ещё одно высказывание Печорина и укажите различие между Печориным и Вуличем).
«Страсти не что иное, как идеи при первом своём развитии: они принадлежность юности и сердца, и глупец тот, кто думает целую жизнь ими волноваться».
(Вулич – человек страстей, а Печорин, обладающий сильной волей, не даёт себе покориться страстям).
- Как объясняет Максим Максимыч осечку пистолета?
(«Эти азиатские курки часто осекаются, если дурно смазаны или не довольно крепко прижмёшь пальцем»).
- Можно ли после этого дать однозначный ответ на вопрос, предопределена ли жизнь и смерть или всё в руках человека?
(Мы можем только гадать, действительно ли Вулич испытывал судьбу)?
- Верит ли Печорин в предопределение? Обратимся к эпизоду повести со слов «Я возвращался домой пустыми переулками…» до «.. которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или с судьбою».
- Что Печорин называет «заблуждениями», к которым были привязаны предки?
(Заблуждениями предков Печорин, как и многие представители его поколения, считали веру в Божественное Провидение, управляющее судьбами мира и человека).
- Если не Божественное Провидение управляет миром, то тогда кого же можно поставить в центр Вселенной?
(В центре Вселенной стоит человек и его собственное «я»).
- Какие изменения претерпевает отношение Печорина к фатализму?
(Смерть Вулича изменила отношение Печорина к фатализму. Он сам признаётся, что видел на его лице «печать близкой кончины»).
- Какой вопрос задаёт перед смертью Вулич?
(«Кого ты ищешь?»)
- Только ли бытовой смысл несёт прозвучавший вопрос и ответ на него? Случайно ли ответ выделен курсивом?
(Этот вопрос выхвачен из бытового контекста и обращён к той, что не признаёт отсрочек).
- Так всё-таки, судьба существует? Воля человека не играет роли? Обратимся к ещё одному эпизоду повести. Прежде чем ворваться в хату, Печорин составляет чёткий план действий. Проследите его. (чтение эпизода со слов «Я подошёл к окну.. « и до слов «Офицеры меня поздравляли – и точно, было с чем!»
(В повести Печорин становится героем – уже безо всякой иронии. Он обезвреживает убийцу Вулича, рискуя жизнью. Его поступок решителен и смел. Теперь никто не сможет упрекнуть Печорина в рыцарской бутафории).
- Бросаясь навстречу опасности, Печорин задаётся вопросом: кто хозяин жизни: человек или судьба? В чём же убеждается Печорин? Прочитаем отрывок из романа:
«Я люблю сомневаться во всём: это расположение ума не мешает решительности характера – напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперёд, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь».
- Даёт ли автор однозначный ответ на вопрос судьбы.
(Нет, однозначного ответа автор не даёт, но всё-таки вопрос о судьбе и правах индивидуальности на самостоятельность Лермонтов решает в пользу человека).
- Опираясь на эту фразу, попытаемся ответить на ключевой вопрос романа: в трагичность судьбы Печорина?
(Одна из причин трагедии Печорина - его безверие, его сомнение во всём).
- На что обрекает себя человек, отказавшись от веры?
(Отказавшись от веры, человек остаётся один на один со Вселенной и начинает сомневаться в своих силах. Ведь возможности разума человека не безграничны, человеческая жизнь конечна. Он обрекает себя на покинутость, одиночество, разобщённость с миром людей. Он не верит ни в дружбу, ни в любовь, ни в Божественное Провидение и не хочет поверить, боясь разочароваться в очередной раз. Такова судьба Печорина).
|
|
|