|
Коррекция и предупреждение нарушений чтения и письма
Коррекция и предупреждение нарушений чтения и письма
Дети с дизартрией допускают специфические ошибки, которые осложняют усвоение учебной программы. Русский язык очень сложный по своей структуре, и поэтому чем раньше начать обучение ребенка грамотному чтению и письму, тем легче будет ему учиться в школе.
Наблюдение, диагностика и обучение детей с церебральным параличом показали, что усвоение программы по русскому языку затруднено в связи с речевыми нарушениями, ограниченным опытом их речевого общения и особенностями их психической деятельности. Дети часто не понимают смысл прочитанного, затрудняются в анализе текста, в подбору слов, выборе грамматической конструкции предложений. Кроме того, у многих отсутствует внутреннее побуждение к высказыванию (мотивация).
Также дети с церебральным параличом с трудом усваивают правила грамматики и правописания. Даже если они их усвоили, то не могут применить их на практике. Отмечается несформированность фонематического анализа, что еще больше затрудняет усвоение программы по русскому языку.
Характер нарушений в процессе овладения письменной речью у детей с церебральным параличом находится в зависимости от дефекта.
Как известно нарушение чтения и письма у детей с церебральным параличом чаще всего возникает в результате общего недоразвития всех компонентом речевой деятельности: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. Поэтому работу по предупреждению следует вести по нескольким направлениям:
1. Развитие мотивации речевого высказывания. Для этого необходимо воспитывать желание общаться, стремление сообщать окружающим о своих впечатлениях и переживаниях.
С этой целью учим детей отвечать по собственному побуждению, которое всячески поддерживается и одобряется.
Начинать работу по предупреждению нарушений письменной речи следует с формирования понятия о предложении и слове. Дети учатся выделять из предложений слова и анализировать их звуковой состав. Из слов выделяют слоги, определяют их количество и порядок в слове, затем проводят звуко-слоговой анализ. Для звукового анализа берем слова, содержащие только правильно произносимые звуки. Затем ребенок учится узнавать данный звук среди других звуков и правильно определять его место в слове.
2. Формирование звукопроизношения. Отрабатываемый звук сразу соотносят с соответствующей буквой.
- ребенок показывает букву, соответствующую произносимому звуку;
- из серии картинок ребенок отбирает такие, в которых есть заданный звук;
- складывает слоги из разрезной азбуки и прочитывает их, выделяя нужную букву и определяя ее место;
- затем переходят к письменным упражнениям (вставить пропущенную букву, списывание слов, записывание под диктовку с предварительным звуко-слоговым разбором, подчеркивание карандашом соответствующей буквы).
3. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.
4. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.
5. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.
6. Формирование связной речи. Необходимо учить детей разным видам пересказа и расказывания, составление рассказа по серии сюжетных картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу...
7. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способности к запоминанию серий различных движений (кулак - ребро - ладонь), рядоговорение (времена года, дни недели)
8. Развитие тактильных ощущений - дермалексия (необходимо узнать, какую букву "написали" на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь...
9. Развитие мелкой моторики рук с использованием самомассажа и массажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином...
10. Развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв их палочек, природного материала, из элементов букв, реконструирования букв.
11. Развитие оптико-пространственного гнозиса. Дети смешивают графически сходные буквы. В этих случаях мы учим выделять и тщательно анализировать смешиваемые при письме буквы. Рассматривается их графическая структура, отмечается количество элементов, из которых состоит буква, а также их расположение. В момент произнесения звука ребенок обводит букву из пластилина.
Все эти задачи помогают решить проблему профилактики дисграфии.
Работа по профилактики нарушений письменной речи проводится на каждом занятии, как часть занятия, и индивидуально. Задачи решаются в процессе игровой, практической и учебной деятельности детей с церебральным параличом уже в дошкольный, а затем продолжают и в школьный период.
При составлении единой системы коррекционного и профилактического воздействия выделяют два периода: дошкольный и школьный.
С этой целью используются известные школьные и дошкольные программы для детей с нарушением речи, разработанные НИИ Дефектологии, институтом специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Р.Валенберга, И.Н. Садовникова «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников», Р.И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах», Н.А. Корнев «Нарушение чтения и письма у детей». При этом учитывается неоднородность психического развития детей с церебральным параличом, состав дошкольных групп нашего учреждения (смешанные группы), также состав классов, и вносились возможные дополнения, переработки, программы адаптировались к условиям нашего учреждения.
Трудность работы с такими детьми обусловлена их основным заболеванием (наличие насильственных движений в артикуляционной мускулатуре, нарушение координации движения, наличие синкинезий, вегетативные расстройства, специфические нарушения звукопроизношения). При овладении чтением и письмом трудности связаны с нарушениями зрительного восприятия формы, недостаточным развитием оптико-пространственных представлений, фонематического восприятия, с нарушениями мелкой моторики.
Работа по предупреждению нарушений письменной речи включает в себя несколько разделов.
Раздел 1. Предупреждение ошибок письма на уровне предложения. Проводится систематическая работа по развитию анализа структур предложения. С этой целью предлагаются следующие задания:
- выделение границ предложения в тексте;
- придумать предложение с определенным количеством слов;
- увеличить количество слов в предложении;
- составить предложение из слов, данных в беспорядке;
- придумать предложение с определенным словом;
составить графическую схему предложения и по графической схеме придумать предложение;
- определить место слова в предложении.
Раздел 2. Предупреждение ошибок на уровне словосочетания.
- сочетание существительных с прилагательными (подбор определение к предмету);
- сочетание существительных с глаголом;
- сочетание существительных с числительными.
Раздел 3. Предупреждение ошибок письма на уровне слова.
- понятие "короткие и длинные" слова;
- составление предложений, используя картинки;
- для работы с предлогами используются схемы, где предлог - маленький человечек;
- дифференциация слов, отвечающих на разные вопросы;
- деление слов на слоги;
- ударный слог;
- подбор слов к слоговым схемам;
- придумывание слов по заданному ритмическому рисунку;
- составление звуковых схем слов;
- подбор родственных слов;
- подбор слов к данной рифме;
- подбор синонимов, антонимов, омонимов;
- работа со словарными словами;
- работа по профилактике ошибок в словах, имеющих приставки;
- чтение половины слова (по полбуковки);
- работа с изографами.
Раздел 4 . Предупреждение ошибок письма на уровне слога.
- придумывание слов на заданным слог в определенной позиции;
- составление схем слогов.
Раздел 5. Предупреждение ошибок письма на уровне буквы.
- предупреждение зеркального письма (ориентировка в пространстве, на себе, на листе бумаги);
- выкладывание букв из палочек;
- недостающие элементы букв;
определение буквы, написанной на спине.
-
Формирование фонематического восприятия:
выделение (узнавание) звука на фоне слова.
Вычленение первого и последнего звука из слова.
Развитие сложных форм фонематического анализа (определение количества, последовательности и места звука в слове).
Раздел 6. Развитие пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза.
- ориентировка на собственном теле, дифференциация правых и левых его частей;
- ориентировка в окружающем пространстве.
Раздел 7. Развитие сукцессивных функций.
- на основе автоматизированных рядов (временные последовательности; режим дня; счет; алфавит; названия пальцев руки; звуки, буквы, слоги, слова, фразы; рассказывание сказок);
- на основе произвольно заданных рядов
1) двигательный анализатор (туловище - пальцы рук - органы артикуляции);
2) слуховой анализатор (воспроизведение звуковых ритмов, последовательностей; повторение цифровых рядов, фраз);
3) зрительный анализатор (последовательное выкладывание элементов слева направо и сверху вниз, в прямом и обратном порядке);
4) тактильный анализатор (ощупывание материалов, рисование на ладони, на спине).
предложенная система работы, направлена на профилактику нарушений письменной речи, предупреждение возникновения трудностей, связанных с обучением грамоте.
|
|
|