2009 1
СОДЕРЖАНИЕ 2
Введение 5
Глава 1. Теоретические основы использования компьютерных технологий в обучении 7
1.1. Психолого – педагогические основы использования информационной технологии в обучении 7
1.2. Педагогические основы использования компьютерных технологий в обучении химии 10
Глава 2. Методические и дидактические особенности проектирования урока с применением ЦОР 16
2.1. Цифровые образовательные ресурсы в учебном процессе 16
2.2. Использование компьютерных презентаций в изучении химии 21
Глава 3. Применение цифровых образовательных ресурсов в практической деятельности учителя 28
3.1. Использование цифровых образовательных ресурсов в урочной деятельности обучающихся 28
Чтобы добиться высокого результата в обучении,
необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения. Этим обусловлено распространение в школах методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Особое значение для школьной образовательной
практики имеет такая форма групповой работы, участниками которой является весь класс. Одна из лучших форм организации деятельности – работа по микрогруппам в коллективе, как отметил Шестеринов Е.Е., кандидат педагогических наук, в своём выступлении на III Всероссийском конкурсе "Мой лучший урок"
преподавателей общеобразовательных учреждений, посвященного 175-летию со дня рождения Д.И.Менделеева. Каждая группа получает свою порцию нового материала, изучает его и предоставляет на всеобщее обозрение. Высший пилотаж, когда учитель может вместе с детьми спланировать урок и вместе с ними подготовить его. 30
Примером такого урока может быть урок по теме «Коррозия металла», на котором используются различные виды ЦОР. 31
Тип урока: урок изучения нового материала. 31
Пояснение: За 3 недели до урока были сформированы группы учащихся. Каждая группа получила конкретное задание, итогом выполнения которого должно было служить выступление с использованием компьютера. Отбор материала и построение презентации проводилось под руководством учителей химии и информатики. 31
На
уроке обучающиеся выступали в роли учителя, излагая материал о коррозии металлов. Причём допускались разные варианты изложения материала: одним представителем группы или всеми участниками по очереди, использование разных компьютерных программ. 31
Цель урока: сформировать понятия о коррозии и способах защиты от неё, рассмотреть классификацию видов коррозии, используя современные технологии обучения. 31
Оборудование: CD
Мультимедийное учебное пособие нового образца, Химия, 9 класс, Просвещение, 2005. Компьютерный класс (10), мультимедийный компьютер + мультимедийный проектор, интерактивная доска, система голосования Verdict. 31
Ход урока 31
1.Вступительное слово учителя. 31
Постановка познавательной задачи: «Может что-то существовать вечно?» 31
2.Изучение нового материала. 31
Выступление группы №1. «Врага надо знать в лицо». В чём сущность процесса коррозии? Рассказ с использованием компьютерных демонстраций на CD диске. 31
Задание классу: прослушайте выступление группы №1 и запишите определение 31
коррозии. 31
Выступление группы №2. Факторы, влияющие на скорость коррозии (исследование, оформленное в виде презентации). 31
Задание классу: прослушав выступление группы №2, запишите, какие факторы влияют на скорость коррозии. 31
Выступление группы №3. Классификация коррозионных процессов (рассказ сопровождается заполнением схемы на интерактивной доске). 31
Задание классу: прослушав выступление группы №3, составьте и заполните опорную схему «Виды коррозии» 31
Выступление группы №4. Способы защиты от коррозии. Рассказ с использованием компьютерных демонстраций на CD диске. 32
Задание классу: прослушайте выступление группы №4 и запишите способы защиты от коррозии. 32
Выступление группы №5. «Коротко о главном» (защита буклета) 32
3. Контроль знаний обучающихся 32
Класс делится на 2 группы: 32
1.обучающиеся, уверенные в своих силах, выполняют тест на интерактивной доске с использованием системы голосования, 32
2.обучающиеся,
неуверенные в своих силах, работают на компьютерах, выполняя тренировочный тест и кроссворд на закрепление изученного материала (контроль их знаний может быть осуществлён на следующем уроке). 32
4.Домашнее задание: 32
продолжить изучение нового материала по записям в тетради и по учебнику. 32
По желанию: найти в дополнительной литературе материал о полезной ржавчине. 32
3.2. Использование цифровых образовательных ресурсов во внеурочной деятельности обучающихся 37
Существует несколько апробированных моделей проведения проектной деятельности. В своей педагогической деятельности мы используем следующую модель: 37
На всех этапах работы проектная деятельность требует от учителя создания специальных условий для расширения познавательных интересов детей. Необходимо помнить, что степень самостоятельности детей будет, зависеть от множества факторов: 37
от
возрастных и индивидуальных особенностей, 38
от их предыдущего опыта проектной деятельности, 38
от сложности темы проекта и т.д. 38
Результат нашей деятельности в этом направлении представлен в следующей таблице: 38
Заключение 41
Список литературы 42
Приложение 1. 44
Приложение 2. 46
Приложение 3. 47
Приложение 4. 48
Приложение 5. 49
Приложение 6. 51
Приложение 7. 52
Приложение 8. 55
Технологическая карта темы «Металлы» 9 класс 55
Обучающие функции ИКТ 55
Приложение 9. 60