Главная страница

Коррекционная направленность уроков. Выполнение лоскутной мозаики, как один из методов коррекции


Скачать 83.68 Kb.
Название Коррекционная направленность уроков. Выполнение лоскутной мозаики, как один из методов коррекции
Дата 29.02.2016
Размер 83.68 Kb.
Тип Документы

Коррекционная направленность уроков. Выполнение лоскутной мозаики, как один из методов коррекции.

Под коррекцией недостатков психического и физического развития у/о школьников понимается исправление или ослабление этих недостатков и содействие возможно большему приближению развития этих детей к уровню развития нормальных школьников.

Эффективность исправления недостатков развития, присущих у/о школьникам, зависит от правильной постановки всего учебно-воспитательного процесса в школе от применения специфических приемов обучения.

Процесс обучения, в котором в качестве основных применяются специальные педагогические приёмы влияющие на исправление свойственных учащимся вспомогательных школ недостатков и способствующие их интеллектуальному и физическому развитию и становлению личности, называют коррекционно направленным.

Коррекция дефектов у/о детей и подростков осуществляется в процессе всей учебно - воспитательной работы школы. Не существует отдельной программы коррекционной работы, она проводится на том учебном материале, который является содержанием того или иного учебного предмета.

Целью учебно-воспитательной работы является вооружение учащихся знаниями и навыками в соответствии с принятым содержанием обучения и воспитания. Целью коррекционной работы является исправление присущих у/о детям недостатков психофизического развития.

Педагогические приемы коррекционной работы отличаются тем, что они стимулируют компенсаторные процессы развития у/о детей и позволяют формировать у них новые положительные качества. Результатом учебно-воспитательной работы является овладение учащимися определенным объемом знаний, конкретных умений и навыков. В результате коррекционной работы у учащихся формируются обобщеные учебные и трудовые умения, которые отражают уровень самостоятельности учащихся при решении новых учебных и учебно-трудовых заданий. Результаты учебно-воспитательной и коррекционной работы отличаются также темпом их достижения: обучение учащихся конкретным умениям, знаниям и навыкам происходит гораздо быстрее, чем исправление недостатков их развития.

Включение у/о детей и подростков в трудовую деятельность с самого начала развития олигофренопедагогики признавалось одним из главных условий их подготовки к самостоятельной жизни.

Трудовое обучение, как и остальные учебные предметы, решает задачу всестороннего развития учащихся. Оно вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие. Знания, полученные школьниками на уроках труда, с одной стороны, повышают общий уровень интеллекта и, с другой, создают основу для развития умений правильно регулировать свою деятельность при решении трудовых задач (ориентироваться в полученном задании, планировать и контролировать свою работу)

Трудовое обучение содержит большие потенциальные возможности в деле исправления недостатков учащихся. Наличие таких возможностей подтверждается не только школьной практикой и психолого – педагогической работой, но и физиологическими исследованиями, в которых экспериментально установлено функциональное улучшение корковых нервных процессов у детей и взрослых олигофренов под влиянием трудовой деятельности. А.Н. Граборов отмечал, что труд является основным средством коррекции, наиболее полно и глубоко влияющим на весь процесс развития у/о ребенка. Процесс коррекции имеет целью устранить или уменьшить рассогласование между установленной (норм) и реальной (имеющей отклонения) деятельностью.

Коррекция – исправление недостатков личности. Компенсация- развитие потенциальных возможностей, способностей у ребенка такого механизма обработки информации, который позволяет ему эффективно функционировать в окружающей среде, в обществе сделает его дефект незаметным (малозаметным) для него и окружающих.

К.Р.О. - обучение направленное на исправление каких – либо дефектов личности ребенка с одновременным развитием, раскрытием (раскручиванием) его потенциальных возможностей, т.е. развитием механизма компенсации, которая осуществляется на программном учебном материале.

Основная цель коррекционной работы при обучении труду состоит в повышении уровня развития трудовой деятельности учащихся путем возможно более исправления её нарушенных компонентов. К последним прежде всего относится процесс ориентировки в задании, включающий как главный момент формирование образа результата труда, а также процессы планирования и контроля работы.

Коррекционное педагогическое воздействие одновременно играет роль дидактического средства, способствующего усвоению конкретного учебного материала. Следовательно, такое воздействие имеет как ближайшую цель, так и перспективную, собственно коррекционную.

Например, для того чтобы учащиеся усвоили конкретный план предстоящей работы, иногда бывает достаточно 2 – 3 раза продемонстрировать ход изготовления изделия, сопровождая объяснением. Однако такая методика в основном опирается на процессы памяти и не активизирует планирующие действия. Решая коррекционную задачу, учитель поступает иначе. После ознакомления учащихся с новыми приемами труда он предлагает им самим определить и обосновать последовательность и содержание рабочих действий. Создается проблемная ситуация. Учащиеся пытаются установить наиболее рациональный порядок действий. При этом школьникам, в зависимости от уровня их подготовленности, оказывается различная по объему помощь в виде предметной письменно-графической или комбинированной технологической карты, наводящих вопросов, отдельных разъяснений. Такое построение занятия развивает умение мысленно преобразовать исходный объект в конечный результат труда, что очень важно для процесса коррекции.

Продуктивность коррекционной работы в трудовом обучении зависит от ряда условий. Одно из условий – необходимость длительного воздействия, поскольку коррекция дефекта – процесс трудоемкий и требует целенаправленных, настойчивых и длительных усилий учителя. Обучение, которое ставит своей целью только знакомство учащихся с учебным материалом, мало эффективно в отношении коррекции.

Коррекционное обучение включает общекоррекционные задачи индивидуальной коррекции. В теории и практике олигофренопедагогики решение общекоррекционных задач разработано более полно. Применительно к трудовому обучению оно включает в основном развитие интеллектуальных компонентов трудовой деятельности. На уроках труда осуществляется так же коррекция познавательной деятельности, связанная с формированием умения усваивать знания и применять их на практике. Основной формой решения задач индивидуальной коррекции является дифференцированный подход к учащимся, испытывающим затруднения в обучении, осуществляемый с помощью спец. методов и приемов. Большинство из них направлено на исправление определенных недостатков учащихся, но часть носит общий характер и не связана с конкретными особенностями школьников. Исходя из этого можно выделить специфические и неспецифические методы дифференцированного подхода. Последние могут применяться ко всем учащимся класса. Их используют для создания в учебно-трудовой группе таких условий, которые обеспечивают отстающим учащимся наилучшее восприятие педагогических воздействий. Например, формирование соответствующего морально-психологического климата, стимулирование товарищеской взаимопомощи школьников, осуждение коллективом негативных поступков и т.п. Специфические методы и приемы дифференцированного подхода учитывают индивидуально-типические свойства школьников. Например, в работе с учащимися, имеющими более низкий уровень интеллекта, используются наглядные опоры при устном ответе или упрощается планирование выполнения учебного задания; в работе со школьниками, имеющими нарушение работоспособности, прибегают к временному переключению на другой вид труда, физкультпаузам, стремясь к (выполнению) вытеснению мотивов нежелания учиться; учащимся с двигательными нарушениями предлагается более расчлененное овладение трудовыми действиями, использование приспособлений, сигнализирующих о правильности движений, и т.п. При решении коррекционных задач в рамках дифференцированного подхода необходимо учитывать, что у значительной части у/о школьников нарушения носят комплексный характер. В таких случаях имеющиеся у ребенка недостатки проявляются в различных сторонах трудовой деятельности. Это существенно меняет методику коррекционной работы. Например, если нарушена исполнительная сторона деятельности за счет недостатков моторики, то коррекция в основном состоит в применении спец.практических упражнений, которые могут быть продолжительными. В другом случае, когда двигательное нарушение сочетается со снижением энергетических потенциалов, то простое увеличение объема упражнений обычно не может быть использовано, как основная мера коррекционного воздействия.

На учебных занятиях необходим дифференцированный подход и к отстающим, и к опережающим основную группу школьникам. Более трудная задача – найти время в ходе урока для дополнительной работы с отстающими учащимися. Осуществление такой помощи без ущерба для основной группы во многом зависит от содержания инструктажа перед началом работы, т.е. от уровня поведения подготовительного занятия. Правильно организованный инструктаж позволяет большинству учащихся дольше работать самостоятельно, не допуская ошибок, тем самым у учителя появляется возможность затрачивать больше времени на индивидуальную работу с отсутствующими.

Необходимо коррекционной работы очевидна, однако содержание её достаточно сложно в связи с чем эта проблема требует постоянного внимания, углубления и разработки.

В К.Р.О. существуют некоторые принципы и методы реализации этих принципов

  1. Принцип развития динамичности восприятия (постоянно ребенок должен иметь препятствия).

  2. Принцип продуктивной обработки информации (перенос известной информации на изучение нового материала).

  3. Принцип развития и коррекции высших психических функций (учитель в течении урока постоянно применяет коррекционные приемы)

  4. Мотивация к учению- воспитательная цель урока – организация учебного процесса так, чтобы постоянно было интересно (правильные инструктажи, законченные выставления оценок).

Методы реализации принципов.

  1. Задание по степени нарастающей трудности. Включение в уроках заданий предлагающих различный доминантный анализатор. Разнообразные типы структур уроков обеспечивающих смену вида деятельности

  2. Задание, предполагающее самостоятельную обработку информации. Дозированная поэтапная помощь учителя (не всем сразу).

  3. Включение в уроках спец. приемов по коррекции высших психических функций (памяти, внимания, мышления). Задание с опорой на несколько анализаторов (слух, обоняние, зрение). Работа на несколько анализаторов – создание межанализаторной связи.

  4. Законченные инструкции. Включение в урок сегодняшней жизни. Создание условий для зарабатывания оценок (экран в 6 кл.)

Проблемные задания.

Всем известно, что нам приходится сталкиваться с такой проблемой, как отсутствие материальной базы. Дети не приносят из дома материал, и администрация не удовлетворяет потребности в полном объеме. Поэтому само собой пришло решение работать с лоскутом. При работе с лоскутом учащиеся закрепляют знания и умения, полученные на уроках при изготовление изделий предусмотренных программой. Кроме того этот вид рукоделия позволяет использовать отходы текстильного и швейного производства, ткань бывшую в употреблении. Когда учащиеся имеют дело с небольшими лоскутками ткани, они пытаются найти возможности их рационального использования и применения. Это стимулирует мыслительную способность каждого ребенка, его изобретательность. Работая с лоскутками как элементами мозаики, учащиеся приобщаются к гармонии цвета, рисунка, формы. Выполнение учащимися предусмотренных программой трудового обучения изделий с применением лоскута может превратиться в увлекательное занятие т.к. каждый этап сопряжен с творческим поиском. При работе с лоскутом формируется связь новых сведений с ранее усвоенным, развиваются регулирующие процессы деятельности, формируется пространственное воображение, развивается внимание и память, сообразительность и инициатива. Знакомство с изделиями выполненными в лоскутной технике настраивает на восприятие прекрасного, формирует эстетический вкус. Существует различные техники выполнения лоскутной мозаики: «Алмаз», «Изба», «Русский квадрат», «Обезьянья лапа» и т.д. Наиболее сложным является создание изделий из лоскута таких как: жилеты, юбки…, но мы не смогли изготовить такие изделия. Поэтому хотелось бы попробовать. При работе с лоскутом мы используем принцип от простого к сложному.

То, что это интересно учащимся я убедилась, работая в 6 и 8 кл. с мальчиками. Чтобы их заинтересовать я предложила ребятам выполнить изделия в лоскутной технике. Ребята быстро освоили работу на промышленных швейных машинах. Все видели работы мальчиков на выставках. Эти работы были представлены на выставке в г. Еманжелинске к августовской педагогической конференции.

Коля Зонов перешёл из группы обувщиков в группу швей.