|
«Использование игровых технологий в работе со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Алнерская основная общеобразовательная школа»
Сухиничского района Калужской области
Мастер-класс
«Использование игровых технологий в работе со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка»
Учитель русского языка
и литературы: Лукина И.Г.
2013 год
Мастер-класс по теме
«Использование игровых технологий в работе со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка»
Цель: обобщение методического опыта по использованию игровых технологий в работе со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка.
Задачи:
Вовлечь педагогов в активную познавательную деятельность.
Показать методы и приёмы игровых технологий.
Совершенствовать умение учителей рефлексировать.
Форма проведения: мастер-класс
Предметные области использования методов и приёмов: русский язык, литература, психология.
Результат масер-класса: листы самооценки.
Автор составитель: учитель русского языка и литературы МКОУ «Алнерская основная школа» Лукина И.Г.
Слайд 1, 2
Сегодня я не буду углубляться в теоретические вопросы проблемы слабоуспевающих и отстающих учащихся. Всё необходимое для проработки данного вопроса Вы получили в раздаточном материале. Мне хотелось, чтобы Вы имели возможность на практике познакомиться с теми педагогическими приемами, которые я использую в своей работе.
На протяжении многих лет моей педагогической деятельности меня интересовала проблема неуспеваемости учащихся, так как в каждом классе у меня были дети, которые требовали особого внимания в процессе обучения. Набор учащихся, с которыми я сейчас работаю – это дети из неблагополучных и неполных семей, с ослабленным здоровьем, второгодник, дети с заключением: ЗПР и умственная отсталость. Поэтому эпиграфом к моему выступлению стали слова В.А.Сухомлинского: «Слабые дети – это не уродливые, а самые нежные цветы в безгранично разнообразном цветнике человечества». (Слайд 3)
У детей не сформирован речевой навык, навык письма, навык учебной деятельности, да к тому же ещё добавляется новое окружение, новые учителя и т. д. Дети от нахлынувшей на них тревожности теряются, не могут верно построить ответ, допускают множество ошибок, забывают буквы, цифры.
Для преодоления этих трудностей обучения я использую игровые технологии, которые способствуют всестороннему развитию ребёнка и вызывают интерес к предмету.
Игровые технологии я использую в основном в 5-7-ых классах. Это связано с тем, что пятый класс – переходный этап в жизни детей: из начальной в среднюю. И важно сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Использовать игровые технологии можно не только в 5-7-ых классах, но и на любой ступени обучения.
За годы работы, я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Игра помогает оживить урок, пробуждает интерес не только к изучаемым вопросам, но и к русскому языку как учебному предмету. Игра обеспечивает более высокую, по сравнению с обычными формами урока, результативность. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением.
Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе – от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения. Планируя свой урок, выбирать ту или иную игру необходимо исходя из общих целей и задач урока.
(Слайд 4) На своих уроках я стараюсь использовать различные виды дидактических игр, которые дают возможность ученикам не только успешнее усваивать материал, но и отдохнуть. Выделяют следующие виды дидактических игр:
1.Игры-упражнения. Это кроссворды, ребусы, викторины, также дидактические игры-упражнения на закрепление правил или отработку умений по определённой теме.
2.Игры-путешествия.
3.Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
Классификация дидактических игр: (классификация основана на тематическом принципе: игры распределяются по разделам) (Слайд 5)
1.Фонетические и орфоэпические игры («Составь текст и озвучь его», «Пригласи на обед», «В эфире - новости», «Конкурс дикторов и др.»)
2.Лексико-фразеологические игры («Собери фразеологизм», «Угадай-ка», «Собери пословицу», «Акростих», «Переводчик», «Кто быстрее», «Найди пару» и др.)
3.Игры по морфемике и словообразованию («Сорняки», «Допиши сказку», «Собери слова», «Ромашка», «Золушка» и др. )
4. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм. Синтаксические игры. Морфологические игры (Слайд 6) («Мягкая посадка», «Третий лишний», «Помогите Пете Ошибкину», «Я работаю волшебником», различные виды диктантов: «Словарный диктант», «Диктант-молчанка», «Диктант-шутка» и др.)
Но при отборе материала необходимо ещё учитывать особенности каждого учащегося. В моем классе это две группы учащихся: со слабым развитием мыслительной деятельности и не желающие учиться. Исходя из этого, я и подбираю дидактические игры.
Работа с учащимися со слабым развитием мыслительной деятельности (Слайд 7)
Этой группе неуспевающих детей рекомендуют упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.
Упражнение "Самое главное"
Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После этого им предлагается просмотреть его еще раз и охарактеризовать тему учебного материала одним словом. Потом – одной фразой, а после найти в тексте какой-то "секрет", то, без чего он был бы лишен смысла. В конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и "секреты". Выбираются самые точные и лучшие ответы.
Упражнение "Моментальное фото"
Участники делятся на две команды. В течение очень короткого времени школьникам демонстрируется текст. Учащиеся должны сосредоточить все свое внимание и воспринять из показанного текста как можно больше информации. Каждая команда может зафиксировать на листочке то, что члены команды могут вместе восстановить по памяти. Затем все вместе обсуждают и сравнивают результаты, какая команда правильно воспроизведет больше текста.
Упражнение "Лучший вопрос"
Учащиеся читают текст, после чего каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста и задать его соседу. Тот должен ответить на него как можно более полно. Ответивший задает вопрос следующему ученику и т. д. Участники решают, кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым активным.
Упражнение "Пересказ по кругу"
Ученики читают текст, а затем встают в круг. Один из участников выходит в центр круга, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее по часовой стрелке каждый говорит по одной фразе из текста. И так до его конца. После этого текст еще раз читается, и участники исправляют ошибки, дополняют то, что было упущено.
Работа с учащимися, не желающими учиться (Слайд 8)
Для повышения мотивации к учению можно выполнять приведенное ниже упражнение.
"Пиктограмма, или Пляшущие человечки"
Учащимся предлагается для запоминания перечень слов и словосочетаний. После показа слова или словосочетания учащийся рисует на бумаге любое изображение, которое поможет ему воспроизвести предъявляемый материал. Каждое изображение обозначается номером, соответствующим порядку предъявления слов и словосочетаний. Написание отдельных букв и слов не допускается. Слова зачитываются с интервалом не более 30 с. Выбор изображения для запоминания ограничивается по времени.
Пример набора слов и словосочетаний:
Веселый праздник
Тяжелая работа
Развитие
Вкусный ужин
Смелый поступок
Болезнь
Счастье
Разлука
Дружба
Темная ночь
Печаль.
Воспроизведение учащимися словесного материала осуществляется спустя 30–40 мин. Учащемуся предъявляются его рисунки с просьбой вспомнить соответствующие слова и словосочетания.
При оценке результатов подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов.
Дети на уроках часто выступают в роли учителя (это так называемые ролевые игры). Учащиеся получают здание на уроке или домашнее задание: составить словарный диктант, а на уроке один из них диктует свои слова остальным учащимся. (Слайд 9)
Дети плохо запоминают теоретический материал, поэтому «скучный», «неинтересный» материал надо сделать ярким, запоминающимся, преподнесенным в необычной форме. Примером может послужить игра «Чепуха», где каждый ученик по очереди записывает по одному слову из правила. Игра проводится несколько раз, каждый раз ученики меняются местами. Читаем полученное и смотрим, что получилось…. ЧЕПУХА или правило.
А сейчас я предлагаю вам поиграть вместе со мной так же, как я играю с детьми на своих уроках. Это игры, в которые дети играют с большим увлечением, по теме: «Фразеологизмы».
Для этого мне необходимо две группы участников (по 5-6 человек). А свою деятельность оценить в листах-самооценки.
Итак, начнем…
1. Игра «Подберите фразеологизмы, в которых упоминаются изображенные животные» (Слайд 10)
(Показываются рисунки с изображениями животных.)
За двумя зайцами...; Трусливый, как заяц.
Ползет, как черепаха.
Медведь на ухо наступил; Медвежья услуга.
Топает, как слон.
Похожее задание можно встретить в учебнике С.И.Львовой. Игра называется «Назови фразеологизм, изображённый на картинке».
2. Ребята решили подшутить над вами и рассыпали на отдельные слова 5 фразеологических единиц. «Соберите» их (всего 5) за 2 минуты. (Слайд 11)
1-я команда – как Макар свистит на языке ветер вертится в карманах куда в рукавицах канул телят в воду не гонял ежовых.
(куда Макар телят не гонял; в ежовых рукавицах; вертится на языке; свистит ветер в карманах; канул в воду)
2-я команда – расхлёбывать следы глядя в пятки баклуши на ночь заметать душа уходит бить кашу.
(расхлёбывать кашу; бить баклуши; заметать следы; на ночь глядя; душа уходит в пятки)
3. Игра-конкурс («Лицедеи»). (Слайд 12)
Мне нужно четыре участника от каждой команды. Каждый участник по очереди вытаскивает карточку с заданиями-фразеологизмами. Задача: при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке, а остальные участники – угадать показанный фразеологизм.
Задания на карточках:
Стоять на задних лапках.
|
Не находить места.
|
Прикусить язык.
|
Намылить шею.
|
Попасть не в бровь, а в глаз.
|
Зарубить на носу.
|
Ломать голову.
|
В рот воды набрал.
|
4. «Акростих» (Слайд 13)
Задача: К данному слову подобрать фразеологизмы, начинающиеся с определенной буквы.
К
|
Кануть в лету
|
О
|
Обетованная земля
|
С
|
Сорвать маску
|
М
|
Мозолить глаза
|
О
|
От доски до доски
|
С
|
Сбросить иго
|
Посмотрите, как этот прием я использовала в словарной работе и при отработке сложного слова (пунктуация). С этим же словом я проводила игру «Кодировка». (Слайд 14)
Итог: Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в освоении школьных программ, дает возможность утверждать, что игровые технологии помогают, прежде всего, в следующем: (Слайд 15)
Помогают скорректировать темп, ритм учебного процесса.
Совершенствование педагогической технологии способствует развитию личностного роста ребенка.
Индивидуализация и дифференциация обучения.
Целенаправленная работа учителя в интересах ребенка повышает уровень его обучаемости.
Психологический комфорт, созданный учителем, повышает мотивацию и стимулирует познавательную активность
-
Удается скомпенсировать проблемы ребенка, довести уровень его развития до возрастной нормы.
Мы работаем с детьми, и наша главная задача состоит не только в передаче знаний, но и в удовлетворении их интересов. Школа не должна быть местом пыток и скучных монологов, как кажется большинству детей. Надо стараться, чтобы ребёнок приходил и уходил радостным, удовлетворённым и ждал звонка не с урока, а на урок. Поэтому, я считаю, что в преподавании любого урока нужно внедрять игровые технологии. Ведь именно в игре ребёнок возвращается в свою сущность, в свой мир и полностью раскрывает свои способности, при этом забывая чувства скованности, страха и нерешительности.
Рефлексия:
Наш мастер-класс пришел к финалу.
Вы потрудились все на славу.
Пора итоги подводить
И свою деятельность оценить.
- Предлагаю поработать всей команде сообща. Перед вами три смайлика. Поднимите тот, который больше всего соответствует вашему настроению на мастер-классе и степени удовлетворения от проделанной работы. (Слайд 16)
А теперь я попрошу каждого из Вас заполнить последние строки в листе самооценки:
Отзыв о проведенном мероприятии:
___________________________________________________________________________________
Ваши рекомендации учителю:
___________________________________________________________________________________
- Победителем мастер-класса становится команда ……
Надеюсь, что все чувствовали себя на мастер-классе удобно, были в своей тарелке и кое-что зарубили себе на носу. А я на седьмом небе от общения с вами.
(Слайд 17) А закончить свое выступление я хочу словами Я.А.Коменского: «Несомненно, что по правильно расположенным, крепким ступенькам можно кого угодно возвести на какую угодно высоту». Так давайте не стоять на правильном пути, а идти по нему!!!
Лист самооценки
№ задания
|
Виды самооценки
|
Отметка
|
1
|
Я справился отлично
|
|
Мне ещё надо работать
|
|
Мне нужна помощь
|
|
2
|
______
______
______
______
______
|
|
3
|
1. Делано наспех – сделано на смех.
|
|
2. Не будь тороплив, а будь терпелив.
|
|
3. К большому терпению придёт и уменье.
|
|
4. Ума палата.
|
|
4
|
Мне было весело и интересно
|
|
Мне было грустно и скучно
|
|
Мне было безразлично
|
|
Отзыв о проведенном мероприятии
|
|
Рекомендации учителю
|
|
|
|
|